Опасность кораблекрушения ЖКХ исходит  не от капитанского мостика. И не от верхней палубы. Во-первых, там, по известному выражению, «все украдено до нас». Во-вторых, имеющиеся там злоупотребления  легко вычищаются в режиме «ручного управления» при малейших признаках административной воли. Ведь, крупного коррупционера выявить и наказать не сложно – они все на виду. В зависимости от национальных традиций, либо казнить по-китайски с отсрочкой на два года, либо нагрузить «социальной ответственностью» за какой-нибудь депрессивный регион, например, Чукотку.  

     Недостаток  административной воли тоже несложно понять, если внимательно посмотреть на симбиоз чиновников и бизнесменов. Стоят плотными рядами, и каждый держит другого за самое чувствительное место – попробуй пошевелиться! Но рано или поздно, по законам природы, эта воля все равно проявится – надо набраться терпеливой стойкости.

     На  уровне города и района достаточно опубликовать честные и прозрачные нормативы и тарифы коммунальных услуг – все становится ясно и просто: эти производители услуг честно зарабатывают, а тех разыскивает милиция. Пусть местные СМИ проявят, наконец, инициативу и расскажут о результатах, чтоб как-то оправдать забытое название четвертой власти. В конце 90-х, помнится, правительственная комиссия под руководством Р.Ф.Муратова начала работу по расчистке тарифов энергетиков и далее по цепочке. Однако рокировка генералов «Татэнерго» надолго захлопнула приоткрывшуюся дверь. Остается надеяться, что состоявшаяся недавно обратная рокировка главы госкомитета РТ по тарифам поможет вернуть тарифно-коммунальную политику в правильное русло и предотвратить низовой пожар. 

     Опасность внизу - в трюмах, где в схватке  за крохи от не доставшегося им пирога сошлись «обездоленные», т.е. оставшиеся без своей доли в приватизации. Здесь уже не конкуренция, а ожесточенная схватка за выживание. И в социальном «осадке» - матросы, продавшие винт эскимосам за бочку вина, самый пожароопасный элемент общества.    

     Начать  с того, что приватизированное жилье стало типичным объектом криминальных действий, мошенничеств и злоупотреблений, что прежде было практически невозможно. Что еще взять преступникам с основной массы населения, доходы которого стабильно держатся на уровне прожиточного минимума? Подлое ремесло «черных риэлторов» и им подобных пока еще опережает Закон и  правоохранительные усилия. И не факт, что полиция справится с этой бедой лучше милиции. Одно из следствий – рост бездомности и беспризорности, которые только усиливают и расширяют порочный криминальный круг. 

     Власти  пора уже отказаться от ошибочного курса на 100-процентную платность  коммунальных услуг. При нынешней системе  учета затрат «вслепую и втемную» это только поощряет лихоимство коммунальных ООО, называемых в народе обществами с неограниченной безответственностью. С народно-хозяйственной же точки зрения, безусловно, выгодно заморозить тарифы (от этого выигрывает экономика и все, кто не паразитирует), а затем, по мере устранения посредников, использовать получаемую экономию на улучшение качества услуг. Рост тарифов во время кризиса означает поощрение социально-экономических паразитов, нежелание обновлять экономику и подрыв под корень социальной политики. Ссылки на инфляцию при этом просто безграмотны, поскольку наша инфляция, в основном, ростом тарифов и питается. 

     Видимо, тот же системный народно-хозяйственный  взгляд на проблему заставил Министра регионального развития 5 лет назад  сделать вывод, что существующие тарифы полностью покрывают услуги ЖКХ в большинстве регионов страны. Однако, за прошедшие 5 лет тарифы выросли по стране более чем вдвое, а за 10 лет - почти в 14 раз! При нынешнем уровне доходов основной массы населения это не может не задевать за живое. Поэтому власти все чаще приходится, сделав «рыночный» шаг вперед, потом отыгрывать «политический» шаг назад. В итоге - курс экономической политики невнятный, и походка какая-то неуверенная. 

     Еще один подводный риф связан с оплатой  капремонта ветшающего жилого фонда. Здесь  между сторонами нет пока даже понимания, не то что согласования интересов. Население считает, что уже и так оплачивает эту статью в составе коммунальных счетов, а «управляющие компании» пытаются своими расчетами убедить, что все еще впереди. Так,  по расчетам Фонда ЖКХ, получается, что, когда дом встает на ремонт, граждане должны выложить по 125 руб. за каждый квадратный метр своей жилплощади. И это только в пределах 5% общей стоимости ремонта, которые жильцы обязаны оплатить по законодательству!  

     В мае прошлого года в Казани состоялось всероссийское совещание по ЖКХ, где обсуждался подготовленный федеральным Фондом законопроект "О Федеральном и региональных фондах капитального ремонта многоквартирных домов", который предусматривает создание двухуровневой накопительной системы финансирования ремонтных работ — планируется запуск федерального и региональных фондов капитального ремонта в форме некоммерческих организаций, осуществляющих функции по накоплению средств. Даже у специалистов совещание породило больше вопросов, чем ответов. У остальных – раздражение от необходимости оплачивать чехарду фондов и очередную финансовую пирамиду.  

     Региональные фонды капремонта планируется формировать из собранных жильцами средств (федеральный стандарт — 5 руб. за 1 кв. м. жилплощади в месяц), средств регионального бюджета и субсидий, полученных от федерального фонда капремонта. За этой «сборной» конструкцией опять же не видно хозяина, зато видна «черная дыра» расходов. И пока никто не взял на себя смелость внятно объяснить населению всю картину. Характерно, что, по информации представителя Фонда, на совещании было решено отказаться от идеи обязательного сбора на капремонт с собственников квартир, т.е. платеж станет добровольным, решение о его уплате будет приниматься на общем собрании жильцов дома, причем, платить придется не всем проживающим, а лишь собственникам помещений. Красивый уход от острой проблемы на деле означает: сравнительно новый жилфонд еще представляет какой-то рыночный интерес, а вот старый, требующий настоящего капремонта, никому не нужен.  

     К этим подводным рифам жилищного вопроса придется добавить планируемый переход на рыночную оценку жилья при исчислении налога на имущество, а также накопленную задолженность населения по коммунальным платежам, которая превышает по стране 200 млрд. руб. Кто даст команду судебным приставам? В предвыборный период обычно вводится негласный мораторий на неудобные решения, которые поневоле приобретают политическую окраску. В конце минувшего года президент Медведев провел ряд совещаний по ЖКХ. Он лично погрузился в проблему и дал ряд принципиальных указаний. Ответственность за состояние этой сферы возложена на Правительство. В прежнем Политбюро крайнего назначали ответственным за сельское хозяйство.

     Когда на горячем месте долго нет ответственного хозяина, в процесс управления вмешивается «равнодушная» Природа. Она лучше всяких счетных палат проводит аудит слабых мест и аварийных протечек. И доводит до сознания каждого реальную эффективность и надежность городского и домашнего хозяйства. Например, помогает понять, за чей счет ставится спортивный рекорд по вывозу миллиона тонн снега из города. Возвращение к природной норме поможет исправить аномалии в нашем собственном хозяйстве. Лишь бы пьяные матросы не устроили пожар в трюме…

     В самом начале трудного пути к более разумной и удобной форме расселения и проживания, видимо, уже не обойтись без «жилищной амнистии», желательно – более толковой, чем «дачная». У кого получится, тот и соберет строптивый, но в глубине души благодарный электорат. 

 

 

Рустам Курчаков – экономист