Рузиля Тимергалеева: «Надо было засунуть свой страх поглубже — и работать, другого выхода, чтобы остаться в бизнесе, просто не было» Рузиля Тимергалеева: «Надо было засунуть свой страх поглубже и работать — другого выхода, чтобы остаться в бизнесе, просто не было» Фото: Дмитрий Катаргин

«НАДО ЗДЕСЬ РОДИТЬСЯ И ВЫРАСТИ, ЧТОБЫ ЗНАТЬ, ЧТО НУЖНО ПОТРЕБИТЕЛЮ»

— Рузиля Равильевна, какова сегодня структура вашей группы компаний?

— Один строительный магазин на улице Татарстан, гипермаркет стройматериалов, спортзал, салон красоты и кафе. Расширять второстепенные виды бизнеса сейчас уже не вижу необходимости. Салон красоты «Матур», кафе «Сливки» с кулинарией и еще один спортзал я продала перед открытием гипермаркета. Но новые владельцы сохранили направления бизнеса, и я их консультирую. На днях слышала, сколько стоит покупка франшизы: узнать все цифры, маркетинговые нюансы, секреты бизнеса можно за 500 тысяч – миллион рублей. Так что мои «наследники» выиграли: купили и недвижимость, и — по остаточному принципу — оборудование, и получили готовый бизнес.

— Продали часть бизнеса, чтобы открыть гипермаркет?

— Да, мне нужны были первоначальные вложения для приобретения объекта. Гипермаркет строительных материалов обошелся в 150 миллионов рублей. Площадь магазина — почти 5 тысяч «квадратов», а участка — 32 тысячи. Но мы оставили себе 18 тысяч «квадратов», а остальное продали, и скоро там начнется строительство трех жилых домов. А сюда — на свой участок — перенесли наш оптовый склад с улицы Королева.

— В разное время на этом месте закрылся не один магазин, в том числе и DIY-гипермаркет.

— Здание было построено в 2010 году, и здесь действительно поменялись два бренда. «Пятерочка Макси» (Х5 Retail Group) «не пошла». И они решили поменять ее на «Карусель», введя в продажу какой-то универсальный ассортимент. Каждый магазин проработал год-полтора, после чего площади начали сдаваться в аренду. Наконец, была еще одна сеть — «Метрика» — и тоже «погибла» здесь. Это может показаться парадоксальным, но, когда в Зеленодольск пришла «Метрика», у «Березки» повысилась выручка. Видимо, рынок был настолько растущий, что хватило всем! Их уход был связан не столько с неуспехом в Зеленодольске, сколько с внутренними проблемами компании федерального масштаба. Тем не менее я считаю, что нужно здесь родиться и вырасти, чтобы знать, что нужно потребителю.

«Люди идут, отдача есть, число покупателей постепенно увеличивается. Самое главное, что трафик не снижается» «Люди идут, отдача есть, число покупателей постепенно увеличивается. Самое главное, что трафик не снижается» Фото: Дмитрий Катаргин

— Чем «Березка» отличалась от «Метрики»?

— Цены были примерно одинаковые — что-то дороже, что-то дешевле. У них также было самообслуживание, но меньший упор на декорацию. У них хорошо было развито направление работы с деревом. Были хорошие поставщики с Севера, архангельские поставщики. Компания использовала под магазин не всю площадь — в Зеленодольске они держали свой распределительный центр. Минусом у них было долго время доставки товара до точки: когда «мозг» здесь, проще решать любые вопросы и закрывать сиюминутные потребности рынка. Федеральная компания не обладает такой гибкостью.  

— Наверное, когда пришла «Метрика», было тяжело конкурировать?

— Мы тогда серьезно подсобрались, подумали, подровняли цены и ассортимент и начали работать под заказ. Нас тогда вытащила эта система. Мы бесплатно делаем 3D-дизайн, скажем, ванной, делаем комплектацию, и бесплатно доставляем выбранные покупателем товары. Кроме того, можем порекомендовать и исполнителей дизайн-проекта. У нас есть база специалистов, которые выполняют отделочные работы. А в нашем штате есть установщик дверей — вот за это «Березка» несет полную ответственность и дает гарантию.

В чем плюсы? Если есть необходимость, в рамках данного сервиса мы занимаемся возвратом, обменом, в том числе и в случае боя товара. Вот это для покупателя не сделает ни один интернет-магазин. Не вернешь же полкоробки плитки по интернету! В интернете, конечно, чуть дешевле, но есть еще и доставка, которая «съедает» экономию, плюс неясности с гарантиями.

— Сильна ли конкуренция в городе?

— Если говорить про обои, есть «Вернисаж», который открыли мои бывшие сотрудники. Очень серьезно развивается «Максвелл». Но каждый игрок выбирает какую-то группу товаров. Так, чтобы комплексно, — это, наверное, только «Пионер» с несколькими точками. Но в одной точке он не может закрыть весь ассортимент. Если брать совокупность из пяти точек, то весь ассортимент закрыт. Впрочем, наш главный конкурент — это Казань, это гипермаркеты, это международные сети.

Я понимаю, что с открытием гипермаркета «Березка» возможности «борзеть» и расслабляться не будет. Снизить цену не вопрос, а следом все конкуренты сделают так же. Это постоянная игра! Но проблема в том, как не потерять точку безубыточности и получать определенную прибыль, чтобы выплачивать кредиты.

«СРЕДНИЙ ЧЕК НЕМНОГО РАСТЕТ, А ПРОХОДИМОСТЬ В МАГАЗИНАХ СТАНДАРТНОГО ФОРМАТА ПАДАЕТ»

— Каковы первые результаты работы по новому гипермаркету?

— Люди идут, отдача есть, число покупателей постепенно увеличивается. Самое главное, что трафик не снижается. Перед открытием было много шума, большая реклама, а сейчас реклама стихает, но трафик растет — динамика в тех рамках, в которых и должна быть. Точка безубыточности далеко позади. Вы понимаете, что такое иметь прибыль с первого месяца? Это счастье!

«Если есть необходимость, мы занимаемся возвратом, обменом, боем товара. Вот это для покупателя не сделает ни один интернет-магазин» «Если есть необходимость, мы занимаемся возвратом, обменом, в том числе и в случае боя товара. Вот это для покупателя не сделает ни один интернет-магазин» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Как сегодня чувствуют себя и чего хотят зеленодольские потребители? Изменились ли предпочтения за последнее время?

— Конечно изменились. На рынке есть сильные игроки DIY-формата. Потребители видят все это в Казани, и у них есть возможность доехать туда. Они хотят все это в Зеленодольске, и нашей задачей было приблизить комфорт и ассортиментную линейку поближе к дому. Мы продлили время работы гипермаркета до 21:00, а также увеличили ассортимент по всякой мелочевке. Есть и другие задачи — например, в перспективе расширение ассортимента по садовой группе. В следующем году мы откроем садовый центр, для которого поставим на территории гипермаркета шатер.

— Как оцените покупательскую способность жителей города?

— Средний чек остается таким же и даже немного возрастает, а вот число покупателей в магазинах традицонного формата падает. Например, проходимость упала на 20 процентов, а чек вырос на 10, в результате — «проседание» в сегменте стройматерилов на 10 процентов. В целом же, по нашим наблюдениям, уровень жизни людей повышается. Я сужу по своим бизнесам. Мы видим, что общепит и фитнес в плюсе к прошлому году, а строительное направление в магазинах шаговой доступности — нет: за крупными товарами едут в гипермаркет. Заметен тренд: люди начинают вкладывать в себя, в свое здоровье, в образ жизни — все то, что надо сохранить как можно дольше.

«Площадь магазина – почти 5 тысяч «квадратов», а участка – 32 тысячи. Но мы оставили себе 18 тысяч «квадратов», а остальное продали» «Площадь магазина — почти 5 тысяч «квадратов», а участка — 32 тысячи. Но мы оставили себе 18 тысяч «квадратов», а остальное продали» Фото: Дмитрий Катаргин

— Чего не хватает покупателям, которые едут за стройматериалами в Казань?

— Ассортимента — в первую очередь. Второе — это цены, но цены мы всегда выравниваем. Что-то у нас дешевле, и к нам даже приезжают из Казани. И, возможно, мы уникальны по обоям и плитке: можем собрать для покупателя свою, уникальную коллекцию из предложений разных производителей. По плитке у нас 5 тысяч позиций — такой ассортимент еще поискать!

Еще один наш плюс — обслуживание, общение с клиентом. Мне хотелось бы верить, что это так. У нас нет бешеного трафика, поэтому к каждому клиенту мы относимся внимательнее. Правда, сейчас все силы были брошены на новый объект, и качество могло снизиться, но мы «подтянемся». Конец августа – сентябрь — период обучения, так как в компании появилось и много новичков.

— Планируете развивать направление интернет-магазина?

— А у нас уже есть интернет-магазин, он постепенно развивается. Мы имеем порядка 10 тысяч заходов в месяц. В последний год в Зеленодольске начали активнее покупать и через наш интернет-магазин. Люди даже не хотят уже выходить из дома, хотят сервиса, не отрываясь от экрана. Если год назад в интернет-магазин в день заходили 50–80 человек, то сейчас — 300–350. Конечно, эта тема развивается не настолько быстро, как в Казани и Москве, но я вижу потенциал. Учитывая, сколько посылок приходит на почту с «Алиэкспресс», не надо никого обвинять в компьютерной неграмотности. Нужно говорить, что мы здесь неповоротливы и не можем предложить такой сервис, как у иностранных интернет-компаний с доставкой. Сейчас мы «заводим» в интернет-магазин всю ассортиментную линейку, информацию по остаткам товаров в каждой точке, чтобы организовать полноценную работу.

«Возможно, мы уникальны по обоям и плитке: можем собрать для покупателя свою, уникальную коллекцию из предложений разных производителей. По плитке у нас 5 тысяч позиций» «Возможно, мы уникальны по обоям и плитке: можем собрать для покупателя свою, уникальную коллекцию из предложений разных производителей. По плитке у нас 5 тысяч позиций» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Если так активно будет развиваться интернет-торговля, будет ли необходимость в огромных гипермаркетах стройматериалов оффлайн?

— Я недавно была в Америке. Там все ушло в интернет, но стоят огромные гипермаркеты стройматериалов. Я считаю, что эта страна здесь намного впереди нас. Американцы, кстати, никого не пускают к себе на рынок, там работают американские сети. Если российский рынок заполонили игроки из-за рубежа и, соответственно, прибыль уходит из страны, то в Штатах такого нет. Российскому бизнесу крайне сложно развиваться параллельно с крупными зарубежными игроками, «взяв на кассу» крупные мегаполисы, они теперь видят развитие в городах с населением 200–300 тысяч человек.

Нам остается только учиться еще быстрее. Дело еще и в том, что информационная среда обучения предпринимателей в России не структурирована. Есть школа бизнеса Сколково, есть МВА, «Бизнес молодость». Да, они дают теорию — а практики мало! У зарубежных сетей, как правило, есть десятилетиями отработанный шаблон, с которым они и приходят на новые рынки. Понятно, что у них структура сильнее: прописан каждый процесс, готова рекламная матрица, а также есть дешевое кредитование. 2–3 процента годовых... Вы попробуйте у нас взять кредит — 13, 15, 18 процентов!

— А можно было вообще не пустить иностранные сети в свое время в Россию? Рынок формата DIY (Do-it-Yourself, то есть сделай сам) был пустой...

— Не пустой. В России, в Поволжье есть серьезные игроки: «Мегастрой» (11 «гиперов»), есть ульяновский «Сарай», сеть «Аксон» входит в десятку крупнейших, 30 магазинов у «Стройландии». Без иностранных игроков российские сети, думаю, могли бы развиваться успешнее и быстрее. 

«Еще один наш плюс – обслуживание, общение с клиентом. У нас нет бешеного трафика, поэтому к каждому клиенту мы относимся внимательнее» «Еще один наш плюс — обслуживание, общение с клиентом. У нас нет бешеного трафика, поэтому к каждому клиенту мы относимся внимательнее» Фото: Дмитрий Катаргин

«ВСЕ ПРИХОДИТСЯ УЗНАВАТЬ ШПИОНСКИМ МАРКЕТИНГОМ»

— У вас в бизнесе большая закредитованность?

— Я брала кредит на покупку здания и земли под новый гипермаркет. У меня закредитованность ровно на столько, сколько стоит недвижимость. Доля собственных средств — 25–30 процентов. Мы работаем уже не первый год с «Промсвязьбанком». У нас хорошая кредитная история. Нет кассового разрыва, мы все просчитываем и не выходим за рамки. Но, как известно, в России вообще проблема выдать индивидуальному предпринимателю 150 миллионов рублей. Или даже если есть основные средства, сделать это не позволяет юридическая сторона дела.

— А почему за столько лет в бизнесе не зарегистрировали ООО? ИП — это все-таки еще и персональная ответственность всем имуществом, а тут — ограничено уставным капиталом, хорошо же!

— Мы не ищем легких путей. (Смеется). Но, если серьезно, с точки зрения штрафов (а риски есть всегда) для ООО они в десять раз выше. Поставщики не всегда серьезно относятся к ИП, но ведь есть интернет с отзывами о работе. Перед открытием гипермаркета я изучала тему, и мне приятно, что «Березку» знают и ей верят. На товарные остатки я оставляла 30 процентов. Думала, что поставщики  дадут на реализацию 70 процентов — а дали все 90. Все хотят попасть на полку — привлекает масштаб гипермаркета, а с нами договориться легче.

— Говорят, что вы идете в Иннополис. Есть такие планы?

— Там откроется салон красоты «Матур». Но это салон, который я продала новым собственникам. Оставшийся у нашей группы салон называется «Центр красоты и здоровья „Матур“». Мы разделились, и у других владельцев только салон красоты — без спортзала.

«В перспективе расширение ассортимента по садовой группе. В следующем году мы откроем садовый центр, для которого поставим на территории гипермаркета шатер» «В перспективе расширение ассортимента по садовой группе. В следующем году мы откроем садовый центр, для которого поставим на территории гипермаркета шатер» Фото: «БИЗНЕС Online»

— А вы со своими бизнесами не пробовали выйти куда-то за пределы Зеленодольска?

— Нам бы Зеленодольск закрыть! Я считаю, что здесь есть где развиваться. У меня пока нет задачи идти в другие города. Чтобы что-то масштабировать, нужно, чтобы бизнес системно работал, был здоровым изнутри, поэтому время покажет.

— Ваши дети будут работать в вашем бизнесе?

— Сыну Фанису 26 лет, и он работает со мной. Младший — Амир — в шестом классе, он уже 7 лет профессионально занимается бальными танцами. Фанис точно будет в моем бизнесе. После армии он пробовал себя в нескольких местах, но в итоге вернулся к «Березке». Работал водителем, логистом, продавал электроинструменты, сейчас руководит одним из магазинов.

— Малый бизнес регулярно жалуется на наезды, проверки и прочее... Может, есть препоны со стороны властей?

— Нас стороной обходят эти проблемы. Я знаю язык, на котором разговаривают чиновники, — для этого 10 лет назад я получила юридическое образование. Поэтому решаю только вопросы своих клиентов — сервиса, доставки и так далее. Когда приходят проверяющие органы, сразу же оштрафовать они не могут, для начала выписывают предписание. И это правильно — за определенный период предприниматель должен устранить найденные нарушения. И рецепт тут прост: работай по закону, соблюдай!

«Я посмотрела, кто живет лучше всех. Оценила по количеству машин, длине шуб и поняла, что это — директора фирменных магазинов, продающих линолеум» «Я посмотрела, кто живет лучше всех. Оценила по количеству машин, длине шуб и поняла, что это директора фирменных магазинов, продающих линолеум» Фото: Дмитрий Катаргин

— Городские власти просят выделять средства на городские мероприятия? Бизнесмены частенько жалуются — то в одном районе республики, то в другом.

— Я не жалуюсь. Да, бывает — просят. Мы предоставляем подарки, делаем что-то общее для города. Где-то помогли с установкой памятника, подарили мечети розарий, выделили краску на храм. Если не хочешь давать, не давай, но что в душе-то?

Во всем надо уметь находить плюсы. Например, отмечается День города, и бизнесменов просят помочь, чем могут. Я не даю деньги, но могу подарками выделить, допустим, 50 тысяч рублей. Но за это я прошу, чтобы на празднике выступили мои тренеры из спортклуба, то есть «выбиваю» рекламный бюджет. Пусть я не все свои деньги окуплю, но я заявлю о себе на крупном городском мероприятии. Чем же это плохо?

Понятно, что чем крупнее бизнес, тем крупнее требования и должна быть социальная ответственность. Надо что-то оставить после себя. 

— Есть желание развивать сферу общепита?

— Сейчас на рынке есть очень много предложений по франчайзингу. Но опять-таки нужно на это отвлекаться, а общепит — не мой профиль. У меня сейчас все внимание на главных вещах.

Люди хотят приобрести франшизу моего салона красоты, спортзала, потому что открывать бизнес с нуля сейчас сложно. Из ста открывшихся предприятий остается пять, потому что есть огромное количество «закопанных» проблем. Все сейчас хотят купить готовую, успешную схему — сколько квадратов, на какую сумму оборудование, сколько персонала, какая должна быть зарплата, и всем нужен расчет. Многие мечтают купить небольшой бизнес по франшизе и иметь свой небольшой стабильный доход. Это ведь вполне реально — приносит 100–200 тысяч в месяц, чего зачастую достаточно для нормальной жизни.

Лично я бы хотела приобрести франшизу строительного гипермаркета. Но никто не продает! А кто бы вот скинул схемы — планировка, схема выкладки, персонал... Но все приходится узнавать самостоятельно, «шпионским маркетингом».

«Мы бесплатно делаем 3D-дизайн, делаем комплектацию. Можем порекомендовать и исполнителей дизайн-проекта. У нас есть база специалистов, которые выполняют отделочные работы» «Мы бесплатно делаем 3D-дизайн и комплектацию. Можем порекомендовать и исполнителей дизайн-проекта. У нас есть база специалистов, которые выполняют отделочные работы» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Кстати, как в компании дела с кадрами?

— В Зеленодольске все нормально на «низовых» позициях. Но таких специалистов, которые знают все про выкладку и прочие тонкости, нет. Есть некоторые сотрудники, которые переходят из крупных гипермаркетов, но ведь и там они занимали не топовые позиции. Мы учились всему с нуля. Можно сколько угодно просмотреть полок в магазинах, но так и не узнать принцип построения полки. А еще нужно сделать полку прибыльной, рассчитать коэффициенты оборачиваемости рубля с квадратного метра, рубля с полки, рубля прибыли с человека. Все это надо считать.

Платишь, например, бизнес-тренеру 30 тысяч рублей за два дня, и он говорит тебе, как важно, чтобы персонал был вот такой и такой. Клиентоориентированость, порядочность, компетентность... Бизнес-тренеры рассказывают общие вещи про то, что персонал должен быть приветливым, вплоть до уборщицы. Хорошо, я все это поняла, а как это сделать? Сколько тренингов для персонала надо провести? Через какой период я должна проводить аттестацию? Как правильно мотивировать людей?

— В интервью пять лет назад вы говорили, что хотите перейти к статусу консультанта и отойти от оперативного управления своей группой компаний, чтобы попробовать себя за пределами традиционного бизнеса. Попробовали?

— Я пробовала — отходила от своего бизнеса на два года. Я уходила в финансово-экономический бизнес. Могу сказать, что за это время я отлично отдохнула, а заодно изучила, как себе любимой обеспечить старость. Это наука о том, как откладывать средства не только себе в оборот, но и для себя лично. У наших предпринимателей нет такой культуры. У нас принято отрезать какой-то кусок для себя, а все остальное вкладывать в оборот. А так делать нельзя. Моей задачей было объяснить, что у предпринимателей пенсии нет, и научить искусству сохранения капитала.

Но нужно было следить и за бизнесом. Известно, что без контроля владельца бизнес может двигаться на том же уровне и еще какое-то время на уровне стагнации. Прошло два года, и я увидела, что пора возвращаться: цифры начали «проваливаться». В 2014-м я уже вернулась, и как раз пришла угроза: в город зашла «Метрика».

«Информационная среда обучения предпринимателей в России не структурирована. Есть школа бизнеса Сколково, есть МВА, «Бизнес молодость». Да, они дают теорию — а практики мало!» «Информационная среда обучения предпринимателей в России не структурирована. Есть школа бизнеса Сколково, есть МВА, «Бизнес молодость». Да, они дают теорию — а практики мало!» Фото: Дмитрий Катаргин

«СТРЕЛЯЛИ В ОКНА, ВЫВОЗИЛИ В ЛЕС, СПРАШИВАЛИ: «ПЛАТИТЬ БУДЕШЬ?»

— Традиционный вопрос — о себе. Как вы пришли в свой бизнес?

— Я родилась в Зеленодольске, училась здесь в школе №10, закончила ее с золотой медалью. Поступила в Казанский государственный университет на факультет вычислительной математики и кибернетики, закончила его с красным дипломом. Во время учебы в вузе успела выйти замуж, родить ребенка и развестись.

В 1993 году моя родственница позвала меня в Ульяновскую область, поселок Ишеевка, где набирал обороты «Ульяновский завод стройпластмасс». Я уехала туда как программист — налаживать систему начисления заработной платы. Программы «1С» тогда еще не было. Кроме этого, я занималась всем, что связано с рекламой — первые рассылки по почте и так далее, и это мне показалось интересным.

Я наладила ведение программ в бухгалтерии. А сама ушла в коммерческий отдел, где начала заниматься продажами — ездила по стройкам и продавала линолеум. Но маленький сын оставался в Зеленодольске, я скучала по нему. И понимала, что в Ишеевке — очень маленьком городке — жить не смогу. Самое главное, мне не хватало денег.

«Если год назад в интернет-магазин в день заходило 50-80 человек, то сейчас — 300-350.Сейчас мы «заводим» в интернет-магазин всю ассортиментную линейку» «Если год назад в интернет-магазин в день заходило 50–80 человек, то сейчас — 300–350.Сейчас мы «заводим» в интернет-магазин всю ассортиментную линейку» Фото: Дмитрий Катаргин

— И что же вы предприняли?

— Я посмотрела, кто живет лучше всех. Оценила по количеству машин, длине шуб, и поняла, что это директора фирменных магазинов, продающих линолеум. Да, тогда было вот такое время! Я посоветовалась с мудрым наставником, который был старше меня на 20 лет, что делать. Но я не хотела продавать линолеум с высшим образованием, понимаете? А он сказал: вставай на колени, режь линолеум и продавай. И выбрось весь свой гонор. Поэтому в первый же свой отпуск я поехала в Зеленодольск, нашла помещение в аренду, а директору завода сообщила, что буду продавать товар в Татарстане.

С этого все и началось. Инвестиции — помещение, товар — были ульяновского завода. Своих денег на тот момент у меня не было: только отпускные, которые я пустила на ремонт помещения в 70 «квадратов». Свидетельство о предпринимательской деятельности я получила в 1994 году, потому что параллельно с линолеумом я начала привозить и другой товар. Из Ульяновска поставляли линолеум, обои, пеноплен. Но еще нужен был клей для обоев, плитка — так и пошло расширение. Какое-то время за аренду помещения платил завод, затем — пополам.

Никогда не забуду первый рабочий день, когда ездила на «Газели». Востребованность товара была высокая, товара не хватало, но тогда еще сильно был развит бандитизм. Наезды были тогда: вывозили в лес, брали за шкирку и спрашивали «Платить будешь?».

«Салон красоты «Матур», кафе «Сливки» с кулинарией и еще один спортзал я продала перед открытием гипермаркета» Центр красоты «Матур» с фитнес-залом и кафе «Кружка», которые Рузиля Тимергалеева построила на улице Ленина, остаются в орбите «Березки» Фото: Дмитрий Катаргин

— Неужели с вами такое было? Зеленодольск, конечно, не обошли стороной бандитские разборки, «БИЗНЕС Online» писал о различных историях по материалам суда. 

— Всякое было. Я как-то ответила, что если я должна платить, пусть приходят в магазин к 8 утра, открывают его и работают. Говорят: «Тогда сейчас тебя порежем». Я им: «Режьте, только расписку напишите, что вырастите моего двухлетнего сына Фаниса, потому что у меня есть единственная ответственность — за этого ребенка». Меня назвали сумасшедшей. Было ли страшно? Знаете, надо было засунуть свой страх поглубже — и работать, другого выхода, чтобы остаться в бизнесе, просто не было. В 1999–2000 годы подожгли мою машину, сожгли баню. Несколько раз расстреливали окна в кафе... 

У меня все было застраховано, я обращалась в милицию. Только восстановишь заново — и опять жгли, стреляли в окна... Вот вы говорите — давление на бизнес, жалуются предприниматели, проверки. Да то, что требует сейчас государство, пустяк по сравнению с тем криминалом! Это просто порядок.

— Далее вы продолжили обучение, верно?

— Да, в 2004 году я отправилась за вторым высшим образованием. Тогда уже было несколько магазинов, появились кафе. И я понимала, что мне не хватало какой-то защиты. Тогда бандитизм ушел, начала развиваться государственность, усиливались контрольные функции. Поэтому я окончила юридический факультет Казанского госуниверситета с красным дипломом. И я могу сказать, что сегодня в России до сих пор не сходятся нормы санэпидстанции с пожарными, нормативы охраны — с пожарными требованиями. Но упорядоченность нормативов все-таки возникла, в этом плане можно отметить, что улучшение идет.

«Думала, что поставщики  дадут на реализацию 70 процентов — а дали все 90. Все хотят попасть на полку — привлекает масштаб гипермаркета, а с нами договориться легче» «Думала, что поставщики дадут на реализацию 70 процентов, а дали все 90. Все хотят попасть на полку — привлекает масштаб гипермаркета, а с нами договориться легче» Фото: Дмитрий Катаргин

Следующий этап пришел в 2013 году, когда я поступила в университет практической психологии. Тогда возникла задача: надо было становиться бизнес-тренером для своего персонала. Деньги считать и юридически защищаться я уже умела, и следующей задачей было держать коллектив, мотивировать его, выбирать сотрудников по психотипу на определенные позиции.

Затем я изучала методы работы ребят из «Бизнес-молодости»: как упаковать бизнес, как сделать «воронку продаж», как наладить конверсию, как надо изначально поработать по ключевым словам в «Вордстате». Следующим этапом — завершился в прошлом году — стало обучение лично у одного из лучших бизнес-тренеров Москвы Алексея Воронина на курсе «Миллиард за миллион». Училась построению системы внутри бизнеса. Как сделать так, чтобы все задуманное дошло до результата, — главное. Как должна работать система внутри бизнеса, основанная на схеме должностных инструкций.

— Вы говорили, что ваше хобби — путешествия. Оно не изменилось?

— Да у всех хобби – путешествия. (Смеется.) Я хожу в спортзал, люблю умные книги. Правда, художественную литературу редко читаю. Сейчас вот читаю книгу о мерчендайзинге, потому что на первом месте — правильное построение полки.

— Секреты успеха в бизнесе.

— Системность мышления, позитив, личный пример.