«ТРАМП ЗАСТАВЛЯЕТ И ДРУЗЕЙ, И НЕДРУГОВ ИСПЫТЫВАТЬ НА СЕБЕ ПРЕЖДЕВРЕМЕННУЮ УСТАЛОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА»  

1 сентября национальное бюро статистики труда США уведомило о том, что так называемая «занятость по данным платежных ведомостей» (payroll employment) в несельскохозяйственных секторах экономики поднялась в августе на 156 тыс. рабочих мест вместо ожидавшихся 180 тысяч. Расхождение между прогнозом и фактом в данном случае не колеблет устойчивость тренда роста занятости, обозначившегося с первого месяца правления 45-го президента США. В связи с этим интересна другая цифра августовского отчета: количество «удрученных рабочих» (discouraged workers), то есть тех, кто «не ищет работу, потому что уверены, что им ее не найти». Таких «незанятых» в августе насчитали 448 тыс. человек — на 128 тыс. (28%!) меньше, чем годом ранее.

Приветствуя политику «раскрепощения» отечественного бизнеса, успешно проводимую Дональдом Трампом, класс предпринимателей ждет большего: обещанной налоговой реформы. Очевидно, что ее успех невозможен без плотного взаимодействия исполнительной (администрация президента) и законодательной (республиканское большинство в конгрессе) ветвей власти. История с отменой Obamacare показала, что оба автора процесса пока не в состоянии такое взаимодействие обеспечить.

«Прежние союзники на редакционных страницах „Уолл Стрит Джорнал“ и „Вашингтон Экзаминер“ сегодня критикуют Трампа за провалы в лидерстве и неумелое властвование», — пишет Джо Скарборо в статье «Усталость Трампа приходит рано» (Washington Post, 31/08).

«Со временем американцы устают от избранных ими президентов, — размышляет Скарборо. — Политические приемы, питающие энергией восхождение Рузвельтов, Рейганов и Обам, теряют свою притягательную силу по мере того, как обещание „Утро в Америке“ или „Надежда и перемены“ скатывается к бесцеремонному „Был там, сделал то“.

Линдон Джонсон внушительно победил в 1964 году, но был буквально вытолкнут из кабинета четыре года спустя. Рональд Рейган с легкостью был переизбран в 1984-м, победив в 49 штатах, но через два года его сила убеждения иссякла. В 1986 году Великий Коммуникатор не сумел убедить избирателей, переживавших последние дни холодной войны, в необходимости поддержки антикоммунистических союзников в Центральной Америке. И даже в свете „вечерней зари“ переизбрания в 2012 году Бараку Обаме — величайшей в мире политической звезде — не удалось провести реформы стрелкового оружия, несмотря на поддержку 90% американцев после кошмара в начальной школе Sandy Hook».

«Президент Трамп, — завершает историческое построение Скарборо, — являет собой наиболее радикальный образец этого негативного политического феномена. Спустя 7 месяцев после начала своего „маниакального“ президентства Трамп уверенно направляет свои „рейтинги одобрения“ к рекордно низкому уровню, заставляя и друзей, и недругов испытывать на себе преждевременную усталость президента».

«ВСЕ, ЧЕГО ХОТЯТ РЕСПУБЛИКАНЦЫ, — ЭТО УМЕРИТЬ, ОБУЗДАТЬ ТРАМПА»

Иными словами, возникла ситуация, когда «и друзья, и недруги» в равной мере вызывают раздражение Трампа и, как следствие, его неадекватную, ошибочную реакцию. Перевешивают аргументы тех, кто предпочитает упрощать проблемы. Основным инструментом их решения становятся хорошо знакомые нам «меры по укреплению трудовой дисциплины». Крепкий администратор военного типа становится ближе и понятнее президенту, вольно или невольно оттесняя мудрых, но вечно сомневающихся «советников-стратегов». Форма возвышается над содержанием. Главный стратег (должность, учрежденная Трампом специально под Стива Бэннона) Белого дома Бэннон подает 18 августа прошение об отставке главе администрации генералу Келли.

В интервью консервативному изданию Weekly Standard на следующий день после благополучно принятой президентом отставки Бэннон заявил: «Я планировал провести здесь не более одного года. Генерал Келли внедрил замечательную новую систему, но я сказал, что в нее не вписываюсь. Я хочу вернуться в Брейтбарт». Своей «предопределенной» отставкой Бэннон обозначил явление нового качества правления Трампа: «То президентство Трампа, за которое мы боролись и победили, завершилось. Мы по-прежнему имеем огромное движение и что-то сможем сделать из этого президентства Трампа. Но того президентства больше нет. Будет что-то еще. Будут все формы борьбы, будут хорошие и плохие дни, но то президентство завершилось».

При этом Бэннон подчеркнул, что прежде твердо верил в успех той самой завершившейся версии президентства Трампа. На вопрос о том, что стало поворотным пунктом, он ответил: «Это все республиканский истеблишмент. Он абсолютно не был заинтересован в успехе Трампа. Они не популисты, они не националисты — никакого интереса к его программе. Ноль. Вялая попытка по реформированию Obamacare, никакого интереса к инфраструктурной программе, их подход к налоговой реформе станет рутинной республиканской версией... Все, чего они хотят, — это умерить, обуздать Трампа».

Старший помощник президента и ближайший соратник Бэннона Себастиан Горка, ушедший в отставку 25 августа, был настроен еще более пессимистично. «Самая простая версия моей отставки, — заявил он за воротами Белого дома, — заключается в том, что люди вроде меня, вроде Стива Бэннона пришли в это здание с совершенно ясной повесткой, которой была MAGA (аббревиатура „Сделаем Америку Великой Снова“), но в последние 7 месяцев мы столкнулись с тем, что влияние людей, которые к MAGA не имеют никакого отношения, здесь, в этом здании, неуклонно возрастает. Думаю, что все пойдет по обычной „болотной“ тропе».

«Но Бэннон, — комментирует The Hill, — это „канал связи“ с электоральной базой Трампа. Его уход может вызвать недовольство в самой сердцевине этой базы, среди тех, кто опасается, что отныне советы президенту будут давать либералы-„глобалисты“ вроде Кона, Кушнера и МакМастера».

«Президент опирается на „кровоточащую опору“, демократы по-прежнему болтаются без руля и ветрил, Вашингтон все еще парализован, а проблемы, которые вознесли Трампа к президентству, усугубляются. От Питтсбурга до Пенсаколы избиратели Трампа задумываются о лидере, который прекратит нападки на своих союзников, избавится от „Твиттера“ и даст конгрессу возможность сделать что-нибудь до того, как контроль перейдет к демократам», — завершает свою статью о ранней усталости 45-го президента США Скарборо.

Боже, благослови Америку!