В центре скандала неожиданно оказался самый тихий и интеллигентный культурный фестиваль столицы Татарстана  «Аксенов-фест» В центре скандала неожиданно оказался самый тихий и интеллигентный культурный фестиваль столицы Татарстана — «Аксенов-фест»

ЗАЯВЛЕНИЕ «ПЛЕМЯННИКА ВАСИЛИЯ АКСЕНОВА»

Уже завтра в Казани стартует 11-й по счету традиционный «Аксенов-фест» — в честь одного из самых известных деятелей отечественной литературы, имеющего казанские корни. На фестиваль имени Василия Аксенова вновь съедутся известные литераторы и деятели культуры, к примеру писатели Александр Кабаков и Евгений Попов, кинорежиссер Вадим Абдрашитов, издатель Елена Шубина и многие другие.

Но буквально накануне, пожалуй, самый тихий и интеллигентный культурный фестиваль Казани вдруг получил громкую рекламу с приставкой «анти». На сайте радиостанции «Эхо Москвы» появился текст «племянника Василия Аксенова» Александра Змеула, где он жестко критикует казанское мероприятие и даже грозит судом на основании обладания правами на произведения своего выдающегося родственника. Главная претензия Змеула состоит в том, что на фестивале, где он впервые побывал в прошлом году, фактически ни слова не говорится ни о самом Аксенове, ни о его творчестве. «Был удивлен тем, насколько Аксенов неинтересен его устроителям. Вернее, интересен как бренд, под который можно получить деньги, устроить литературную тусовку в Казани, пообщаться с мэром, ну и мимоходом вспомнить Аксенова», — пишет автор.

«Племянник Василия Аксенова» основные претензии имеет к главному куратору фестиваля, главному редактору журнала «Октябрь» Ирине Барметовой. «Наследники и правообладатели не в курсе ее заслуг в деле памяти Аксенова. Ради бога, пусть Ирина Николаевна и дальше собирает друзей в Казани, но давайте это будет называться „салон Ирины Барметовой“. Конечно, праздник на родине Аксенова нужен, нужен фестиваль, посвященный и вдохновленный замечательным человеком и писателем, профессором, стилягой...» — считает Змеул. Но, по его мнению, наследники и правообладатели имеют право как назначать куратора «Аксенов-феста», так и влиять на программу фестиваля. Образцом же в деле почитания большого писателя он считает свой собственный проект «Остров Аксенов», запущенный на днях.

«Племянник Василия Аксенова» основные претензии имеет к главному куратору фестиваля Ирине Барметовой «Племянник Василия Аксенова» основные претензии имеет к главному куратору фестиваля Ирине Барметовой

Настроен Змеул решительно, грозит судом в случае невыполнения своих требований и даже приводит конкретные статьи Гражданского кодекса, якобы нарушенные организаторами «Аксенов-феста»: использование имени и образа Василия Аксенова при проведении «Аксенов-феста» без согласия правообладателей; многократное публичное исполнение произведений без согласия правообладателей в 2009–2017 годах; отсутствие указания знака правообладателя на издании произведений Василия Аксенова на татарском языке, выпущенном в 2016 году в Татарском книжном издательстве по инициативе исполкома Казани.

«БИЗНЕС Online» удалось дозвониться до главного редактора журнала «Октябрь» Барметовой, которая уже сегодня прилетит на самолете в Казань. «Критика — это не обвинение, — сказала она и обещала подробно ответить на вопросы по прибытии в Казань. — Нет, я даже не смотрела [публикацию на „Эхо Москвы“], но примерно представляю круг претензий». Кстати, если посмотреть формально на программу нынешнего фестиваля, то непосредственно писателю, давшему ему имя, там действительно посвящено всего одно мероприятие — лекция театрального критика Светланы Васильевой «Аксенов и театр». Впрочем, друзья и коллеги Василия Павловича и вовсе придумали нынешнему форуму девиз «Аксенов без цитат», решив вспоминать юбиляра (а осенью 2017-го ему бы исполнилось 85 лет) без исполнения его произведений.

АЛЕКСАНДР ЗМЕУЛ: «РЕЧИ О ДЕНЬГАХ НЕ ИДЕТ»

Сам Змеул разъяснил свою позицию в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

— Александр, какую реакцию вы ждете от организаторов фестиваля на ваши публичные заявления?

— Я никакой реакции не жду. Впервые на фестивале побывал в прошлом году. Увидел, что к Аксенову это практически не имеет никакого отношения. Поэтому обратился с письмом к исполкому — привлечь к формированию программы фестиваля родственников и изменить его формат. Но, к сожалению, на протяжении нескольких месяцев получал отписки. А все, что было дальше, вы уже знаете. Я это уже опубликовал. Неделю назад из СМИ узнал о проведении фестиваля.

— Каковы ваши требования и что должно произойти, чтобы они были удовлетворены?

— Я считаю, что к формированию программы фестиваля должны быть подключены родственники, которые и являются правообладателями. Важно сформировать понятную концепцию фестиваля, а для этого нужен новый куратор. Ирина Барметова все, что могла сделать (и хорошего, и плохого), уже сделала. И я считаю, что творчество Аксенова должно быть всегда представлено на фестивале в каком-нибудь виде. Мы выпустили пять книг с ранее не издававшимися произведениями, но, к сожалению, ничего из этого не было представлено. Те, кто занимается исследованием творчества Аксенова, не приглашался на фестиваль. В прошлом году была тема кино. У Аксенова была большая связь с кино, многие его произведения были экранизированы. Он писал и сценарии. Мы считали, что в Год кино Аксенов уж должен был быть как-то обозначен. Но... Мы считаем, что нужно подключать родственников к формированию программы. Но нам, к сожалению, в этом формально не отказали, но по сути отказали.

«Мы предоставили права на издание книги на татарском языке бесплатно. Мы никаких денег вообще не хотели» «Мы предоставили права на издание книги на татарском языке бесплатно. Мы никаких денег вообще не хотели»

— В какую сумму вы оцениваете ущерб, который нанесли правообладателям организаторы «Аксенов-феста»?

— Речи о деньгах не идет. У нас в требованиях есть пункт о незаконных постановках. Мы много раз говорили, что готовы бесплатно разрешить эти постановки. Но надо обратиться в российское авторское общество, которое представляет наши интересы, и получить разрешение. Вот, например, в прошлом году к нам исполком Казани обратился с просьбой предоставить права на издание книги на татарском языке. Мы это сделали за неделю бесплатно, мы никаких денег вообще не хотели. Речи о деньгах вообще не идет. Мы готовы бесплатно все делать и давать права. Но к нам никто не обращается. Почему-то все делается в обход правообладателей.

— Как вы думаете, организаторы «Аксенов-феста» делают достаточно для увековечивания памяти писателя?

— Есть две истории. Одна из них не привязана к «Аксенов-фесту». То есть есть сад Аксенова, открыли дом (у которого нет до сих пор статуса музея), памятник (правда, опять без нашего участия). Но это может делаться и без «Аксенов-феста» в его нынешнем виде. Все, что касается фестиваля, — там Аксенов как-будто совсем не присутствует. Темой этого года является и вовсе «Аксенов без цитат». Это юбилейный год, и вроде есть повод как-то осмыслить творчество писателя. Но этого вообще нет на фестивале ни в каком виде. Все, что касается же памятника, дома, сада, — это отлично. Мы поддерживаем, рады, благодарны! В переписке с мэрией я об этом сказал. Мы открыли на днях большой портал, посвященный Аксенову и его юбилею. Это для нас важнее всяких скандалов.

«Василия Павлович тогда категорически отказывался от юбилейных мероприятий, но согласился заменить торжества чтением стихов и музыкой, а именно любимым им джазом» «Василий Павлович тогда категорически отказывался от юбилейных мероприятий, но согласился заменить торжества чтением стихов и музыкой, а именно любимым им джазом»

«ГОВОРИТЬ, ЧТО «АКСЕНОВ-ФЕСТ» НЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЯ К САМОМУ АКСЕНОВУ, КАК МИНИМУМ НЕУМЕСТНО»

Между тем Змеул на самом деле не является племянником Аксенова — он сын сестры второй жены писателя Майи Афанасьевны Аксеновой, в девичестве — Змеул. При этом мама выпускника РГГУ, кандидата исторических наук, в качестве автора сотрудничавшего с РБК, «Временем новостей», «Сити FM» и специализирующегося на архитектурной тематике, действительно обладает частью прав на произведения Аксенова. Другой наследник — сын писателя, художник, работающий в кино и рекламе, Алексей Аксенов.

Развернутый ответ на претензии Змеула подготовила и мэрия Казани — главный организатор «Аксенов-феста». В этом тексте, в частности, говорится: «„Аксенов-фест“ был задуман в 2007 году, в год 75-летия Василия Аксенова. Василий Павлович тогда категорически отказывался от юбилейных мероприятий, но согласился заменить торжества чтением стихов и музыкой, а именно любимым им джазом. В дальнейшем этот формат сохранился... По просьбе писателя городскими властями был восстановлен дом, в котором прошло его детство. Названный домом Аксенова, он все последующие годы гостеприимно принимал мероприятия „Аксенов-феста“, а также стал постоянной площадкой для множества других литературных мероприятий в Казани... При открытии музея его сын, Алексей, подарил уникальный экспонат — печатную машинку, на которой были созданы многие произведения Аксенова. Поэтому говорить, что „Аксенов-фест“ не имеет отношения к самому Аксенову, как минимум неуместно».

В официальном ответе мэрии говорится, что Змеул обращался к мэру Казани Ильсуру Метшину по вопросу согласования программы фестиваля с наследниками и в ответ несколько раз получал письма с предложением представить свое видение программе феста-2017, однако в столице РТ так и не дождались конкретных предложений.

«Вместе с тем А.А. Змеул обратился в общероссийскую общественную организацию „Российское авторское общество“ о предоставлении информации по бюджету фестиваля „Аксенов-фест“ и международной литературной премии „Звездный билет“, а также о заключении с РАО лицензионного договора на право использования произведений В.П. Аксенова, а также других музыкальных произведений и выплате авторского вознаграждения представителям правообладателя наследия В.П. Аксенова, — сообщает пресс-служба мэрии Казани. — Однако в рамках прошлогоднего фестиваля звучали только отдельные цитаты из документов, связанных с жизнью Аксенова, а цитирование по закону не предусматривает выплаты авторского вознаграждения».

. «По просьбе писателя был восстановлен дом, в котором прошло его детство»

При этом здесь открыты к сотрудничеству: «Мы надеемся, что Александр Александрович [Змеул] поторопился с выводом о том, что не найдет общего языка и ни о чем не сможет договориться с устроителями фестиваля... Мы заинтересованно изучаем мнение о фестивале. Например, в прошлом году в некоторых СМИ прозвучала критика, что дом Аксенова как основная площадка фестивальных программ не в состоянии вместить всех желающих попасть на фестиваль. В этом году список площадок был увеличен, больше стало мероприятий в общественных пространствах. Это отвечает формату и концепции доступности фестиваля, все мероприятия которого для слушателей и зрителей действительно бесплатные, а также свидетельствует о бескорыстности наших намерений».

В муниципальном доме-музее Василия Аксенова на улице Карла Маркса отказались комментировать сложившуюся ситуацию, «чтобы не муссировать эту тему, спокойно провести „Аксенов-фест“ и не сорвать его». «Изначально сын Василия Аксенова, Алексей, нас поддерживал, и он открывал с нами первый фестиваль, — рассказала сотрудница музея. — А сейчас так случилось, что другая часть прав перешла от второй жены Василия Аксенова, которая умерла, к ее племяннику».

Однако, как оказалось, вопросы к «Аксенов-фесту» есть и у прямого наследника знаменитого писателя. «Фестиваль „Аксенов-фест“ не поддерживаю, больше ничего вам не могу сказать, — сказал в общении с нашим изданием сын Василия Аксенова, Алексей. — А не хочу вам разъяснять почему. Да, один раз я был, мне это не понравилось. Я не знаю сути претензий и комментировать действия господина Змеула не собираюсь».

Борис Мессерер, Василий Аксенов, Бела Ахмадулина и Владимир Войнович (слева направо) на вручении премии «Триумф-2001» Борис Мессерер, Василий Аксенов, Бела Ахмадулина и Владимир Войнович (слева направо) на вручении премии «Триумф-2001» Фото: ©Дмитрий Коробейников, РИА «Новости»

«СЛЫШАЛ О КАКОМ-ТО ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРЫЙ ВЫДАЕТ СЕБЯ ЗА ПЛЕМЯННИКА АКСЕНОВА, НО ТАКОВЫМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ»

Участники «Аксенов-феста-2017» из числа известных российских деятелей культуры целиком и полностью поддерживают идею его проведения.

Борис Месеррер — советский и российский театральный художник, сценограф:

— Мне трудно оценить эту ситуацию, но думаю, что это все несерьезно. С какой стати вообще такие заявления? Это же делается все доброжелательно, в адрес Аксенова, с любовью к нему. С какой стати тут нужно что-то запрещать? Это какой-то бред. Это совершенно неправомерно. Учитывать мнение родственников тут как-то неправильно. В этом фестивале же соображения другого порядка. Фестиваль делается в пользу Аксенова, во славу его, с любовью к нему. Я что-то разобраться не могу: по какой причине надо запрещать фестиваль? Думаю, что на это просто не следует обращать внимание. Фестиваль является очень ценным. Человека нет, а мы его помним. Конечно, это ценно! Я и сам собираюсь в нем участвовать. Вот вечером сегодня в Казань выезжаю.

Александр Кабаков — писатель, соавтор книги воспоминаний «Аксенов»:

— Первое и самое существенное: даже если его (Александра Змеулаприм. ред.) считать правообладателем, это правообладание на сочинения Василия Павловича Аксенова, это не правообладание на фамилию Аксенов, на аксеновский фестиваль. Права на тексты и права на то, что он называет использованием [имени], — это разные вещи. Например, я выйду на сцену и скажу: «Василий Павлович Аксенов был великим писателем». Я чьи права нарушу? Я думаю, что претензии Змеула абсолютно безосновательны. 11-й год проводится аксеновский фестиваль в Казани. В них приняли участие десятки писателей, музыкантов, художников. Эти три-четыре дня город живет фестивалем. И вдруг, значит, пару лет назад Александр Змеул, который никогда не пытался войти в контакт, допустим, с попечительским советом фестиваля и предложить что-то, бешено активизировался! Понимаете, сайт «Эхо Москвы» публикует многих людей, в том числе, на мой взгляд, не заслуживающих публикации. Они увидели, что здесь может быть некоторый скандал, и, естественно, заинтересовались. Я думаю, что и скандала никакого не будет. Кроме голословных заявлений, у него (Змеула — прим. ред.) ничего нет.

На фестивале не вспоминают Аксенова? Это Змеул говорит, это его мнение. Более того, оно ничем не подтверждено, никак не доказано, ни на кого никаких ссылок. Это мнение Александра Змеула, безвестного литератора, пытающегося попасть в литературу человека, — все. Вот он, насколько знаю, на фестивале Аксенова не присутствует. А люди, которые участвуют в фестивале, ближайшие друзья Аксенова, литературные друзья Аксенова считают, что это, пожалуй, единственный на сегодняшний день писатель второй половины ХХ – начала ХХI века, который так популяризируется! Змеул говорит, что Аксенов там «не присутствует». А я говорю, что Аксенов присутствует! В юридической практике это называется «мое слово — против твоего». Я считаю, что он имеет право высказаться, он высказался. Если он имеет претензии юридические — пусть идет в суд. На что подаст в суд — непонятно. Прав ли он морально или не прав? Знаете, морально несостоятелен. Согласитесь, что мнение Ахмадуллиной, Мессерера, первых, кого я вспоминаю, более значимо, чем мнение Александра Змеула. Единственное, на что он может ссылаться: мол, я правообладатель. Но еще раз: ему принадлежат права на произведения Василия Аксенова, а не на имя Василия Аксенова. Между прочим, нынешний фестиваль называется «Аксенов без цитат». Понятно, почему ему не понравилось, потому что без цитат. Я еще раз говорю, это не формат разговора. Ну ему не нравится — и не нравится.

Евгений Попов — писатель, соавтор книги воспоминаний «Аксенов»:

— Не хочу комментировать заявления этого Змеула. Это к нему надо обращаться с вопросами, почему он такое сказал. Я такого человека не знаю просто-напросто. Слышал о каком-то человеке, который выдает себя за племянника Аксенова, но таковым не является. Все, что связано с аксеновским фестивалем, который проводится уже 11 лет и начинался при самом Аксенове, делается в полном согласии с законом Российской Федерации. Нужно ли приглашать родственников писателей на подобные мероприятия? Ваш вопрос не имеет отношения к проводимому аксеновскому фестивалю. Родственник у него остался только один — это его сын. Других людей я не знаю. Есть правопреемники, тут не должно быть слова «родственники». Человек, который выдает себя за племянника Аксенова, — самозванец! Фестиваль имеет огромное значение для памяти Аксенова, моего близкого старшего друга, и для города Казани, и для Татарстана в целом. Туда приезжают замечательные знаменитые люди, которые выступают в рамках этого фестиваля. Создан сад Аксенова, дом. Ко всему этому не имеют отношения посторонние люди. Память Аксенова соблюдена и соблюдается. А какие-то там Змеулы — я даже таких людей мало знаю. Это типичная история, когда человек пытается вмешаться в дело и схватить кусок. Он не имеет практически никакого отношения к Аксенову, кроме того что является юридическим лицом... Даже не он, а его мать! Это народный праздник! И никто не сможет ему помешать!