Джон Милонас: «У меня есть сертификат на здание. Завод это здание» Джон Милонас: «У меня есть сертификат на здание. Завод — это здание» Фото: Сергей Портер/ТАСС

«ОНИ ГОВОРЯТ: ЭТО ПО-АНГЛИЙСКИ «ЗОНА FREE» — ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА. Я ГОВОРЮ: ЕСЛИ ТАК, Я КУПЛЮ. И Я КУПИЛ»

Противостояние между Джоном Милонасом, экс-директором General Motors по производству в России и СНГ, и площадкой «Алабуга» разгорелось в Арбитражном суде РТ. Принадлежащее выходцу из Кипра ООО «Мила Моторс» подало иск, требуя включить принадлежащие им земельный участок в 54 тыс. кв. м (кадастровая стоимость 13 млн рублей), на котором располагается недостроенная промбаза, а также административное здание в состав особой экономической зоны «Алабуга». Объем инвестиций, который Милонас, по его словам, вкладывает в проект, не менее $10 миллионов. Причем деньги «вложены и продолжают вкладываться», заявили в суде представители «Милы Моторс». Впрочем, проект несколько лет уже стоит без движения: по данным «Контур.Фокус», еще в 2011 году убытки проекта с балансовой стоимостью 46 млн рублей достигли 6 млн, и с тех пор новых данных не было.

На долгий процесс, тянувшийся более четырех месяцев, каждый раз лично приезжал и сам мистер Джон — подвижный человек, для своих 70 лет выглядящий очень бодро. В суде на ломаном, но довольно понятном русском языке он начал свою историю: «Я видел рекламу в телевизоре и в газете, надо инвестиции в Елабуга, и я поеду... У нас есть хороший место. Таможня близка. Я говорю: это экономическая зона? Они говорят: да, экономическая зона. Я видел чертежи, они говорят: это по-английски «зона free» — экономическая зона. Я говорю, если это экономическая зона, я куплю. И я купил, so», — разводит он руками. Видимо, он не просто купил — он натурально купился.

Потом Милонас вынул свое главное доказательство. Это свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства — производственный комплекс. Бумага голубенько-розового цвета еще старого образца, со всеми водяными знаками и официальными регалиями — российским гербом и надписью «Российская Федерация» в шапке. «Это сертификат из Российской Федерации, я понимаю, что это свободная экономическая зона „Алабуга“», — заявил он. Держа заветный листок в одной руке, другой он вынул из кармана несколько тысячерублевых купюр и тоже показал их суду. „Это русский рубль, — потряс Джон деньгами. — Это русский сертификат, — потряс он свидетельством. — Это начало инвестиций, — подытожил он. — Это начало инвестиций, я платить. Деньги для начала инвестиций». 

В общем, в бумаге написано, что это экономическая зона, так чего еще надо, удивляется иностранец. „Особая“ она, „свободная“ или чего еще — ему без разницы. Но судья Айрат Мазитов, ознакомившийся с документом, уточнил, что бумага — лишь подтверждение его прав на имущественный объект с определенным адресом, а совсем не подтверждение его прав резидента. 

Милонас не сдавался. «У меня есть сертификат на здание. Завод — это здание», — категорично заявил он. 

Особая экономическая зона „Алабуга“ создана по федеральному закону и стала одной из первых трех ОЭЗ в России Особая экономическая зона «Алабуга» создана по федеральному закону и стала одной из первых трех ОЭЗ в России Фото: «БИЗНЕС Online»

ГРЕК-ИНВЕСТОР «КУПИЛСЯ», ЗАБЛУДИВШИСЬ В ТРЕХ АЛАБУЖСКИХ СОСНАХ

Проблемы кажущегося бесхитростным инвестора — в тонкостях названий. Он, очевидно, „заблудился“ в разных „Алабугах“. Особая экономическая зона „Алабуга“ (куда и требует включить себя „Мила Моторс“) образована в 2006 году. Она создана по федеральному закону и стала одной из первых трех ОЭЗ в России. Наиболее известные резиденты: „Форд Соллерс Елабуга“, турецкое „Кастамону“, „Роквул-Волга“ и иные. Ее резиденты освобождаются от налогов на землю, на транспорт и на имущество на 10 лет. Налог на прибыль снижен до 2% в течение первых 5 лет, до 7% — в течение следующих 5 лет и до 15,5% в течение всего срока действия режима ОЭЗ — то есть до 2055 года. Причем все сроки для льгот отсчитываются с момента получения первой соответствующей налогооблагаемой базы — прибыли, имущества, земельного участка или транспорта.

При этом, если ориентироваться на данные официального сайта, ОЭЗ „Алабуга“ находится на части территории промышленной площадки „Алабуга“. То есть вся огромная территория — это территория промплощадки, а ОЭЗ занимает ее часть. Вся оставшаяся территория является уже республиканским проектом — непосредственно самой промышленной площадкой „Алабуга“, созданной на основе закона РТ об „Инвестиционной деятельности в Республике Татарстан“. Их резиденты тоже имеют послабления: освобождение от налога на имущество, платят на 4,5% меньше налог на прибыль, могут быть освобождены от уплаты земельного налога. Одним из самых известных резидентов местной площадки является ЕлАЗ, производящий спецтехнику. Именно тут и купил свою землю незадачливый Джон — но он-то рвется в ОЭЗ, а потому в качестве ответчика указал дирекцию инвестиционных программ (ДИП) на территории промышленной площадки „Алабуга“. Представители стороны объяснили журналисту: это связано с тем, что ДИП как раз и отвечает за включение или невключение резидентов в состав зоны. 

При этом источник в ДИПе отмечает: особых препятствий у „Милы Моторс“ стать резидентом их площадки (промплощадки республики), скорее всего, нет. „Милу“ вообще примут с распростертыми объятиями, потому что резиденты (если они, конечно, действительно денежные) нужны всем. Но самой „Миле“ это, видимо, не нужно: она через суд требует включения в соседнюю ОЭЗ „Алабуга“. Однако „законодательством такой механизм не предусмотрен, и никаких оснований для этого, на наш взгляд, нет“, сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ОЭЗ „Алабуга“. Кроме того, здесь вообще считают, что „Мила Моторс“ неправильно выбрала ответчика: ДИП не управляет ОЭЗ. Функцию управляющей компании осуществляет АО „ОЭЗ ППТ „Алабуга“...

ЗАЯВЛЕНИЯ О РЕЗИДЕНТСТВЕ ВЛАДЕЛЕЦ «МИЛА МОТОРС» ТАК И НЕ НАПИСАЛ

Директор службы маркетинга и инвестиций дирекции инвестиционных программ на территории промышленной площадки «Алабуга» Сергей Соколов отчасти подтвердил слова иностранца. Он рассказал, что свободная экономическая зона РТ в Елабужском районе, на что ссылается мистер Джон, действительно была, «но она была до 2004 года». Потом часть территории бывшей свободной зоны поглотила ОЭЗ «Алабуга». ООО «Мила Моторс» пришло на территорию промышленной площадки «Алабуга» лишь в 2007 году — и «на тот момент уже три года свободной экономической зоны не было».

Милонас снова начал эмоционально возражать: «Но я купил в 2007 году, и написано, что экономическая зона. Почему говорили, что это экономическая зона?»

Представители ДИП парировали, что обращений к ним не было. Да, господин Милонас был два или три раза по поводу земельного участка. И ему при этом объяснили, что есть возможность стать резидентом промплощадки, что для этого нужно подать заявление, правоустанавливающие документы, бизнес-план. Однако дальше разговоров никаких шагов не было предпринято. 

Кадастровой палата РТ:«Свидетельство о государственной регистрации не является правоустанавливающим документом. Это просто правоподтверждающий документ на один день» Кадастровая палата РТ:«Свидетельство о государственной регистрации не является правоустанавливающим документом. Это просто правоподтверждающий документ на один день» Фото: prav.tatarstan.ru

КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА РТ: «ДОКУМЕНТ МИСТЕРА ДЖОНА — БУМАЖКА, ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ ЛИШЬ ОДИН ДЕНЬ»

Судья, однако, решил выяснить, отчего же в адресе объекта указана свободная экономическая зона. Этот вопрос был адресован представителю Кадастровой палаты по РТ.

Ответ представителя Кадастровой палаты выявил истинную ценность гербовой бумаги в руках Милонаса, которую он с опаской провожал взглядом, даже когда его юрист несла сертификат показать судье для ознакомления. «Я хочу прежде всего объяснить, что такое свидетельство о государственной регистрации. Оно не является правоустанавливающим документом. Это просто правоподтверждающий документ. Он актуален только на один день», — заявила юрист Кадастровой палаты, отметив, что уже на следующий день в него могли быть внесены изменения.

Судья продолжал допытываться, какой именно сейчас адрес указан относительно объекта. Юрист Милонаса ответила, что, согласно выписке от 2017 года, адрес до сих пор указывается как свободная экономическая зона! Представитель Кадастровой палаты развел руками: мол, это нужно проверить, но такой вариант возможен, если к ним не обращались за изменением адреса.

В общем, обычный кавардак. В ходе суда представитель Милонаса заявила о необходимости истребования доказательств из архива Россреестра. Речь идет о первичных документах, устанавливающих границы и перечень земельных участков, первоначально входящих в ОЭЗ «Алабуга» на момент соглашения от января 2006 года, заключенного между правительствами РФ и РТ и администрацией Елабужского района. По всей видимости, инвестор хотел удостовериться, что первоначально участок «Мила Моторс» был включен в территорию ОЭЗ. Однако суд ходатайство отклонил, равно как и иск иностранца в целом. Возможно, на решение повлияло и наличие двух «Алабуг»: ответчиком была промплощадка, а ОЭЗ — только третьим лицом.

ЗАБУКСОВАВШЕЕ ПРОИЗВОДСТВО «ДЖИПОВ ТИПА «УАЗА» НА БАЗЕ MITSUBISHI И ПРЕТЕНЗИИ НАЛОГОВОЙ

Милонас Джон Иаковоу — известная фигура в сфере автопромышленности. Он более 30 лет проработал в компании General Motors, а в 1999 году стал директором по производству GM в России и СНГ. Тогда-то под его руководством и начался выпуск в Елабуге автомобилей Chevrolet Blazer и Opel Vectra на совместном предприятии «ЕлАЗGM» (проект, правда, не пошел). Потом руководил строительством завода в Тольятти, запустил в производство Chevrolet Niva и Chevrolet Viva  — данный проект оказался удачным. В 2004 году Милонас ушел на пенсию, но остался в  автомобильном бизнесе. Видимо, благодаря тем хорошим временам инвестор и решил вновь вернуться — уже с личными инвестициями.

Компания «Мила Моторс» основана в 2007 году, примерно в это же время предприниматель начал вести переговоры с руководством Елабужского района о организации сборки легковых автомобилей. Несколько лет спустя земля была куплена, но еще тогда в СМИ указывалось, что она находится не в самой экономической зоне, а на соседней промышленной площадке «Алабуга». 

Затем проект потерялся из виду, пока не появились сообщения о том, что китайский производитель внедорожников совместно с татарстанским ООО «Мила Моторс» планирует создать сборочное производство джипов стоимостью $45 млн и мощностью 12 тыс. в год. По словам китайского чиновника, в проект уже вложено $9 миллионов. При выходе на полную мощность предприятие будет собирать до 40 тыс. автомобилей в год. Далее последовала снова длительная пауза. Что за автомобили планировалось производить, было полупокрыто тайной, известно лишь, что «джипы типа «УАЗов», скорее всего, за базу которых будет взят Mitsubishi Pajero.

По данным наших источников, после покупки земельных участков и промбаз особых движений там не последовало — объекты все еще не достроенные.

Пока «Мила Моторс» требует только территориально включить себя в ОЭЗ «Алабуга». Но по репликам Милонаса видно, что его основная цель — иметь возможность получения налоговых льгот. После того как бизнесмен понял, что он не является частью экономической зоны, он перестал платить и часть налогов. Именно поэтому сейчас в арбитраже рассматривается еще и требование налоговой инспекции о банкротстве «Милы Моторс».

Впрочем, как убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», речь идет о небольших суммах. Так, налоговая заявила, что им должны 488 тыс. рублей недоимки и 181 тыс. пени. «Мила Моторс» признает долги лишь на 303 тыс. рублей, что, по ее мнению, может подтвердить непосредственно инспекция в Елабуге. Кроме того, около 200 тыс. рублей ею уже уплачены, но еще не зачтены налоговой. Таким образом, 300-тысячного долга, необходимого для предъявления требований о банкротстве, у них уже не имеется. Суд отложен для уточнения поступления сумм.