«Рудник» — это территория для посвященных. Простые туристы, хоть и попадали во временный кинотеатр, сооруженный в одной из беседок на острове, но долго там не задерживались «Рудник» — это территория для посвященных. Простые туристы хоть и попадали во временный кинотеатр, сооруженный в одной из беседок на острове, но долго там не задерживались

«ВСЕ, ЧТО НАМ ПРЕДЛАГАЮТ С МНОГОЧИСЛЕННЫХ ЭКРАНОВ, ЭТО ИЛЛЮЗИЯ ЖИЗНИ, ЕЕ ИМИТАЦИЯ»

В Свияжске теперь даже в среду большое количество туристических групп. Гуляя по его улочкам, того и гляди, если зазеваешься, либо лошадь с повозкой собьет, либо электрокар, набитый гостями острова-града. Но международный фестиваль дебютного документального кино «Рудник», стартовавший здесь накануне и завершающийся в воскресенье 20 августа, совсем не про это. «Рудник» — это территория для посвященных. Простые туристы хоть и попадали во временный кинотеатр, сооруженный в одной из беседок на острове, но долго там не задерживались: то ли времени на осмотр Свияжска в таком случае не оставалось, то ли не все были готовы для такого рода кино. Однако были и те, кто приезжал на фестиваль специально из Казани. Кстати, проводись он прямо сейчас в столице Татарстана, наверняка собрал бы значительно больше аудитории, желающей увидеть то кино, которое не покажут в обычных мультиплексах.  

В основной конкурсной программе 11 картин, четыре из них представляют Россию. Действие происходит по всему миру — от Японии до Буркина-Фасо. «Мы собрали очень хорошее дебютное документальное кино, его не так много, на самом деле, — призналась корреспонденту „БИЗНЕС Online“ арт-директор феста, знаменитая Марина Разбежкина.  — Мы выбрали действительно штучное кино, и здесь нет случайных фильмов, которые мы взяли на фестиваль „ради чего-то“».

И фильм-открытие фестиваля „Причастие“ польского режиссера Анны Замэцки это продемонстрировал, сразу после показа став фаворитом „Рудника“. Он не оставил ни одного человека равнодушным, по крайней мере тех, кто смог досидеть полтора часа в зале. Главной героине картины Ольге 14 лет. Она заботится о пьющем отце и брате-аутисте. Мать живет отдельно, и девочке приходится проходить ускоренный курс взросления. Ее главной мечтой является воссоединение семьи. Поводом становится причастие ее брата, 13-летнего Никодема...

Фильмы на фестивале идут на языке оригинала с субтитрами, что позволяет еще больше проникаться происходящим на экране. А учитывая, что перед тобой документальное кино, понимаешь, сколько усилий потребовалось режиссеру, чтобы войти в эту семью, члены которой просто перестали замечать камеру, продолжая жить своей обычной жизнью.  По словам Разбежкиной, такое наблюдение является сегодня трендом молодой кинодокументалистики: «Это приближение к самому обычному человеку, наблюдение за ним. Вроде бы что может быть интересного? У него нет ни статусности, ни звездности — просто наш сосед. Но это важное желание молодых ребят увидеть пространство, которое рядом. Иначе жизнь исчезает. То, что нам предлагают в качестве жизни с многочисленных экранов сегодня, это иллюзия, это имитация жизни. Когда мы видим подробности, мы сразу начинаем отличать реальную жизнь от имитации».

Во время обсуждения зрители обратили внимание, что «Причастие» снималось без сценария, потому что нельзя предугадать, как будет складываться реальная жизнь. По словам Разбежкиной, автор четко знал и предчувствовал, что он хочет увидеть в этой польской семье, которая очень похожа на нашу, и это гораздо перспективней, чем документальные фильмы с выдуманной жизнью, текстами и судьбами. «Так снимать гораздо сложнее, но польскому режиссеру вообще не о чем беспокоиться, потому что у них есть определенное количество фондов, которые заботятся о молодом кино в стране. В Польше действительно волнуются, каким будет у них кино, искусство и каким творчеством в результате будут заниматься люди. У нас в стране такой поддержки нет», — говорит арт-директор «Рудника».

По словам  Разбежкиной, ей очень важно, что происходит в молодом кино во всем мире: «Если мы видим, как развивается молодой кинематограф, сразу понятно, какое качество у взрослого». 

Марина Разбежкина и Линара Багаутдинова Марина Разбежкина и Линара Багаутдинова

СУЩЕСТВУЕТ ЦЕЛАЯ НАУКА РАССАДКИ ЗРИТЕЛЕЙ НА ТОК-ШОУ

Второй картиной, представленной в день открытия фестиваля, была работа нашей землячки Линары Багаутдиновой «Олег Евгеньевич». Девушка успела поработать в Казани на «Эфире», «Бим-ТВ», закончила экономический факультет и филфак тогда еще КГУ. Шесть лет назад Багаутдинова уехала в Москву и поступила в Московскую школу кино к режиссеру Борису Хлебникову, ибо с детства хотела научиться что-нибудь снимать, особенно когда лет в 10 поняла, что с помощью двух VHS-видеомагнитофонов можно монтировать клипы. «Я долго не могла понять, на какую тему мне снимать курсовую работу, — рассказывает молодой режиссер. — И однажды мне позвонил Борис Хлебников и признался, что давно  думает о таком феномене, как актер массовых сцен. То есть что это за люди, какова их мотивация сидеть в зале, хлопать и за 13 часов работы получать 600 рублей. Как они живут, почему приходят в эти массовки». Багаутдинова начала искать площадки, где снимались блокбастеры. Но за несколько месяцев ей так и не удалось найти подобное. Однако бригадиры массовых сцен предложили ей прийти в павильон на «Мосфильм», где они снимают шоу-программы для телеканала «Россия». В итоге в картину молодого режиссера попали фрагменты «Субботнего вечера» и «Голубого огонька».

«Я ходила в массовке, наблюдала и первые несколько дней вообще снимала другого человека. Он был очень ярок, эпатажен, собирался создать профсоюз актеров массовых сцен, чтобы им повысили оплату с 600 до 800 рублей. Сам он мечтал сниматься у Михалкова и Тодоровского... И в какой-то момент мне от этой истории самой стало скучно», — рассказывает Линара, после она случайно заметила своего будущего героя. Бригадиры массовки позволили ей садиться в «слепых» зонах в зале, где зрители не попадают в объектив камер. Оказывается, существует целая наука в рассадке публики, а  лысина Олега Евгеньевича бликовала. И вот Багаутдиновой захотелось снять кино про обычного человека, который ходит на эти ток-шоу, а сам никогда не попадает в экран. Удивительно, но он быстро впустил режиссера в свою жизнь, чтобы та за ним понаблюдала. В итоге за 15 съемочных дней получилась любопытная 22-минутная история.

Мария Лапшина и Сергей Старостин Ольга Лапшина и Сергей Старостин

«КУДА ЛЕТИШЬ, КУКУШЕЧКА? ИЩУ, ГДЕ МНЕ НАЙТИ ПОКОЙ...»

«Мы из нашей школы документального кино, которая развивается исключительно из частной инициативы, без какой-либо помощи государства, каждый год выпускаем 30 хороших режиссеров, — призналась Разбежкина „БИЗНЕС Online“. — Другое дело, что у нас нет нормального проката фильмов, и до зрителей это кино доходит не всегда. И дальше молодые режиссеры начинают учиться как-то жить без денег, зарабатывать другим путем, потому что заработать с помощью кино в нашей стране нельзя, — в красках описала суровую российскую кинодействительность арт-директор „Рудника“».

«Я люблю маленькие фестивали, нежели большие, и молодые фестивали больше тех, что с историей, — рассказала Любовь Мульменко, один из членов жюри, сценарист и драматург . — Есть какая-то свежесть, не только в том, как все устроено, но и в том, как люди, которые делают фестиваль, к этому относятся“». А надо отметить, что организация «Рудника» пока действительно на высшем уровне: и тебе автобус по расписанию из Казани в Свияжск и обратно, и программа мероприятий выполнена аж на двух языках (русском и английском) с отличной навигацией как по самим событиям, так и по острову.

А вечером всех ожидал приятный сюрприз: под открытым небом: в течение двух часов мультиинструменталист и „дед“ фольклорной музыки России Сергей Старостин со своей женой, актрисой Ольгой Лапшиной, радовали публику. Для Старостина Свияжск — это тоже „его место“, он любит сюда приезжать. Концерт прошел под лай окрестных собак и крики местной детворы, носившейся по площадке за этими собаками. В середине концерта пришло известие, что не стало актрисы и режиссера Веры Глаголевой, и Старостин посвятил ее памяти песню на духовные стихи со строчками: „Куда летишь, кукушечка? Ищу, где мне найти покой. Ищи, ищи спасителя, чтоб дал душе покой...“

Выступление больше походило на очень уютный „квартирник“ под открытым небом. Туристический поток с исчезновением солнца на острове иссяк, гости из Москвы пели без светового оборудования. Иногда они посвящали ту или иную композицию своим знакомым, которых в этот вечер собралось немало, — в том числе и директору музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артему Силкину. Концерт мог бы продлиться и больше, если бы не... комары, которые „зажрали“ не только зрителей, но и выступающих. В один из моментов Старостин даже заглотил одного, отчего пришлось прервать песню...

Пока неизвестно, сколько продержится на Свияжске «Рудник», но уже сейчас ясно, что он очень глубок по содержанию. «Мы очень надеемся, что если фестиваль продолжится, то Свияжск будет знаменит не только своими потрясающими видами, историей и архитектурой, — говорит Разбежкина. — По сути, Канны в свое время были обычным маленьким приморским городком, коих сотни. А теперь за счет своего фестиваля он известен всему миру».