Прокуратура города Казани провела проверку соблюдения законодательства в сфере организации благоустройства города и содержания объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети г. Казани.

В бюджете г. Казани на 2010 год было предусмотрено выделение денежных средств на благоустройство города в сумме 1 260 524,8 тыс. руб., в том числе на строительство и содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах городского округа в рамках благоустройства 760 984,5 тыс. руб.

Органами местного самоуправления города в лице Комитета внешнего благоустройства ИК МО г. Казани, а также районных администраций на 2010 год по итогам конкурса были заключены муниципальные контракты с 18 коммерческими организациями-подрядчиками, на которые в соответствии с условиями контрактов возложены обязанности по выполнению объема работ по текущему содержанию улично-дорожной сети города Казани.

По итогам конкурса на 2011 год районными администрациями также заключены муниципальные контракты с 18 порядными организациями на выполнение объема работ по текущему содержанию улично-дорожной сети города. Финансирование по данным муниципальным контрактам осуществляется из средств муниципального бюджета.

При этом по городу около ста улиц не приняты в эксплуатацию в установленном законом порядке, в том числе ул. Тукая от ул. Татарстан до пл. Вахитова, улица Восстания, автомобильная дорога от пр. Амирхана до ул. Дементьева. Тем самым данные улицы не поставлены на баланс города и не находятся в муниципальной собственности, однако они включены в муниципальные контракты с подрядными организациями по выполнению объема работ по текущему содержанию улично-дорожной сети города Казани за счет средств муниципального бюджета.

Данный факт не соответствует ст. 21 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой дорожное хозяйство входит в классификацию расходов бюджета, и статье 34 Бюджетного кодекса РФ, определяющей принципы результативности и эффективности расходования бюджетных средств. Включение в состав расходов бюджетных ассигнований объектов, не введенных в эксплуатацию, является необоснованным.

Выполнение работ по текущему содержанию улично-дорожной сети города подрядчиками осуществляется транспортными и специальными транспортными средствами, находящимися на балансе данных организаций.

В общей сложности на балансе подрядных организаций состоит 602 единицы подобной техники, в том числе 149 самосвалов и тележек, 117 различных погрузчиков, 31 автогрейдер и другие виды техники.

Содержание и уборка территории города осуществляется в соответствии с Правилами благоустройства города Казани утвержденными Решением Казанской городской Думы от 18.10.2006, а также иными действующими нормами и правилами (ст. 3.1). Так, вопросы зимней уборки регулируются Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Уборка городских дорог и мест массового пребывания граждан включает в себя организацию уборки городских дорог, территорий многоэтажной и индивидуальной жилой застройки, мест массового пребывания граждан.

Комплекс мероприятий по уборке дорог общего пользования включает в себя регулярную очистку проезжей части от снега и льда с момента установления снежного покрова. При этом уборка должна обеспечивать нормальное движение пешеходов и транспортных средств независимо от погодных условий.

Зимняя уборка включает в себя этапы: очистку от снега и наледи дорожного покрытия (дороги, остановки, тротуары и т.д.), подметание, сдвигание снега в валы и вывозку.

Во время снегопадов уборка остановок городского наземного транспорта должна производиться 2 раза в сутки. Снег должен быть вывезен в течение суток. С остальной проезжей части во время снегопада снег должен вывозиться в снегоотвал не позднее 6 часов после его окончания. Таким образом, правила имеют в виду срок окончательной очистки дорог, а не начало уборки.

Исходя из Инструкции по организации и технологии механизированной уборки жилых мест, для уборки улиц г. Казани необходимо дополнительно 209 подметально-уборочных машин, 75 роторных снегоочистителей, 60 снегопогрузчиков, 274 распределителя технологических материалов – песко-соляной смеси, 23 скалывателя – рыхлителя.

Тем не менее, при наличии минимального количества техники за предприятиями закрепляется большая убираемая площадь 4 млн. 927 тыс. кв.м. 

Так, ООО «Каздорсервис» с учетом закрепленной территории не хватает 25 снегопогрузчиков, 29 шнекороторов, 15 автогрейдеров, 103 КДМ, 79 трактор-щёток.

Таким образом, приведенные факты свидетельствуют о ненадлежащей работе органов местного самоуправления г. Казани по организации уборки улиц г. Казани, непродуманной финансово-бюджетной политике по обеспечению потребностей города в необходимой спецтехнике.

На состояние улиц города Казани также оказывает значительное влияние работа управляющих компаний и ТСЖ.

Подрядные организации, заключившие соответствующие договоры с органами местного самоуправления города Казани, а также управляющие организации, обязанные своевременно и в полном объеме производить очистку улиц города от снега и содержать их в надлежащем состоянии, не выполняют возложенные на них функции, не справляются с содержанием объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети, придомовых и внутридворовых территорий г. Казани в соответствии с установленными правилами и нормами.

Наличие большого объема неубранного снега на пешеходных и проезжих частях дорог и улиц, остановочных павильонов, значительно усложняет и замедляет передвижение жителей города, движение транспортных средств, в том числе общественного транспорта, не дает возможность транспортным средствам различных специальных служб, в том числе машинам скорой медицинской помощи, своевременно реагировать на вызовы граждан, тем самым имеется реальная опасность для возникновения аварийных ситуаций различного характера, для нормального жизнеобеспечения города, а также для жизни и здоровья его жителей.

При этом орган исполкома города, предназначенный осуществлять муниципальный контроль в данной сфере, – управление административно-технической инспекции – фактически бездействует. Об этом свидетельствуют сведения о принятых мерах административного воздействия. За весь зимний период до настоящего момента инспекцией составлен всего 21 протокол и выдано 94 предписания в отношении подрядчиков, в то время как сотрудниками экологической милиции за этот же период времени в данной сфере выявлено 130 административных правонарушений.

Особое внимание стоит обратить на тот факт, что на 2011 год муниципальные контракты на выполнение объема работ по текущему содержанию улично-дорожной сети города заключены с теми же организациями, что в 2010 году, хотя работа ряда из них заслуживает отрицательной оценки. Это является свидетельством не достаточно ответственного отношения органов местного самоуправления и их должностных лиц к своим прямым обязанностям перед населением города.

При этом ранее прокуратурой города уже были объявлены предостережения заместителю руководителя ИК МО г. Казани по внешнему благоустройству и и.о. начальника управления административно-технической инспекции ИК МО г. Казани. Однако, несмотря на данные превентивные меры прокурорского реагирования, ситуация в городе, связанная с уборкой улично-дорожной сети, внутриквартальных проездов, внутридворовой и придомовой территории остается без существенных изменений.

По итогам проверок, в целях предупреждения нарушений прав жителей города Казани на благоприятные и безопасные условия жизни, обеспечения нормальной жизни и работы города, а также в целях недопущения роста социальной напряженности в обществе, прокуратурой города Казани в адрес руководителя ИК МО г. Казани внесено представление с требованием о привлечении к дисциплинарной ответственности заместителя руководителя ИК МО г. Казани по внешнему благоустройству Лобова А.Н., заместителя руководителя ИК МО г. Казани – начальника Управления административно-технической инспекции ИК МО г. Казани Муллина Р.Х., заместителя председателя Комитета внешнего благоустройства ИК МО г. Казани Зайнутдинова Р.А..

Кроме того, о результатах проверки проинформирован мэр Казани Ильсур Метшин. На его же имя прокуратура внесла ряд предложений. В частности, решить вопрос о проведении конкурсов по отбору подрядных организаций на основе принципов прозрачности и справедливости, не допускать заключение муниципальных контрактов с подрядными организациями, ранее отрицательно зарекомендовавших себя при проведении работ по благоустройству города; рассмотреть вопрос об обновлении и увеличении парка специальной техники; рассмотреть вопрос об увеличении финансирования работ по уборке городских дорог, территорий многоэтажной и индивидуальной жилой застройки, мест массового пребывания граждан и текущему содержанию улично-дорожной сети города; решить вопрос о введении в эксплуатацию и надлежащее оформление улиц города; потребовать от Исполнительного комитета муниципального образования города Казани принятия дополнительных мер организационного характера.

Прокуратура города Казани. 01.02.2011.