ГУРУ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УВЕРЕН, ЧТО «В МОСКВЕ УМНЫХ ЛЮДЕЙ НЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ В КАЗАНИ»

Сегодня на ВЦ «Казанская ярмарка» завершает работу выставка рекламных технологий «МАС-2011». В рамках выставки свой мастер-класс дал гуру рекламы Игорь Ганжа. Московский эксперт в области маркетинговых коммуникаций, прибывший по приглашению казанских коллег из рекламной студии «Магазин», собрал полный зал почитателей своего таланта. Перед семинаром звездный спикер рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» о тенденциях в рекламе и особенностях регионального рынка.

МИРОМ ПРАВЯТ ГОЛОД И ЛЮБОВЬ

– Игорь, сегодня модно говорить о тенденциях в рекламе, креативных фишках и сравнивать все это с кризисным периодом…

– Знаете какая история - для того, чтобы говорить о кризисных и посткризисных тенденциях, нужно понимать, почему произошел кризис. На самом деле ничего не меняется: человечество в любой период живет инстинктами, и они не меняются: голод и любовь правят миром. Основная тенденция – это умение быстро реагировать на быстро меняющийся контекст. Это даже не тенденция, а основа выживания и профессионализм в нашем деле: что-то вдруг изменилось в обществе, и об этом стало моментально известно. Необходимо иметь реакцию на изменения в среде. Скажем, ударили морозы, а вы все продаете подкормку для цветов. Или дожди пошли, а у вас идет реклама кондиционеров. Очень трудно взять некий условный регион с условным потребителем и разрабатывать рассчитанную на него рекламу. Вы сегодня рекламируете что-то, а завтра потребитель узнал, что это «что-то» как-то негативно влияет на его либидо, либо на состояние его волос. Вам необходимо прорабатывать и эту историю. Если не отрабатываете ее, то результаты будут непредсказуемыми.

– Вы много ездите по стране, и наверняка знакомы со спецификой регионального рынка рекламы. Можете определить его отличие, скажем, от столичного?

– Я не являюсь экспертом в области регионального рынка. Но, думаю, что качество рекламы зависит от качества экономики, качества рекламистов и качества заказчика. Качество экономики в Москве и регионах примерно одинаковое, с поправкой на удаленность от трубы, специализации регионов, степени воровства… Качество рекламистов, как это ни забавно, тоже примерно одинаковое, – в Москве умных людей не больше, чем в Казани. А вот качество заказчика странным образом страдает. Очевидно, что оно более низкое, чем в столичном регионе. И проблема здесь в непонимании, что такое реклама, консерватизме, неготовности реагировать на быстро меняющуюся ситуацию. Хотя понять заказчика можно: он рискует больше рекламиста. В худшем случае, рекламист потеряет репутацию. И что? Ну, сделает себе харакири – подумаешь, одним смешным человечком станет меньше! А заказчик рискует рынком, производством, благополучием своих работников. Просто так получилось, что желание учиться и желание узнать, как это работает, больше присутствует в столичных регионах.

– Переходим на другой уровень: есть ли разница между отечественным рекламодателем и зарубежным?

– Если говорить о компаниях, которые работают на российском рынке, то они отличаются некими корпоративными стандартами, технологиями. На базовом человеческом уровне – это такие же люди. Подходы, конечно, разные, потому что масштабы бизнеса меняют подход, задачи и традиции компании. Мы же достаточно медленно прогрессируем, и часто неповоротливы.

УДОЧКА ДЛЯ РЕКЛАМИСТОВ

– Что вы предлагаете на своих семинарах слушателям? Ту самую пресловутую удочку, с помощью которой учите ловить рыбу?

– Я всегда предлагаю удочку. Сегодня я буду говорить о технологиях, которые помогут осмыслить реалии через подход к изготовлению коммуникаций. Это компиляция чужих умных мыслей и собственного печального опыта.

– Вы говорили, что региональный рынок – это рынок проблемного заказчика. Стоит ли «ломать» его мировоззрение?

– Это совершено бессмысленное действие – «сломать» взрослого человека невозможно. Заказчики – это обычно милые трогательные люди с высшим образованием, они же не конченные инфернальные твари. Просто они по-другому видят свою роль в системе маркетинговых коммуникаций. И хоть вы убейтесь, это видение не измените. Все упирается в собственника компании, в его понимание бизнеса, и его образовывать сложнее всего.

– Ну да, все по принципу – клиент всегда прав?

– Он прав, пока мы говорим на одном языке, пока он своими действиями не начинает губить свой бизнес. А таких ситуаций я наблюдал тысячи! Говорить о том, что клиент всегда прав, то же самое, что утверждать, – ваш партнер всегда любим. Индийцы говорят, что даже самые пылкие влюбленные ненавидят друг друга до двух часов в день. Поэтому эта фраза в практической жизни применения не имеет. Вопрос вот в чем: ценность идеи заметно ниже ценности ее внедрения. Пока она не внедрена – она никому не нужна. По моему глубокому убеждению, для того, чтобы что-то внедрить, необходимо сотрудничество. А сотрудничать в стиле: ты начальник – я дурак, ты клиент – я идиот, невозможно.

– Игорь, о вас много самой разнообразной информации в интернете, в частности с завидной регулярностью упоминается, что вы являетесь обладателем восьми килограммов фестивальных наград. Вы настолько честолюбивы?

– Да не говорил я этого! И никогда не вешал на стенку призы, это совершенно смешная вещь, и бессмысленная. Призы – это тот же сувенир. Вот вы едете, к примеру, в Тунис, привозите на холодильник отрезанное ухо какого-либо зверя – это сувенир. Но у вас же нет цели - съездить в Тунис за ухом? Нет, вы там отдыхаете, загораете. Так и на фестивале: едем, чтобы пообщаться с коллегами, послушать образовательные программы, ощутить себя в сообществе. Если говорить о заказчиках, то никогда не было прямой связи между количеством рекламных призов и экономическим качеством работы, за которые те призы выдаются. Это сувениры из поездки на фестиваль. Можно налепить их на холодильник. И не вижу смысла по этому поводу убиваться.

СОСИСКИ ИМЕНИ ЗАЩИТНИКОВ ТУНИСА

Сразу после интервью  Ганжа отправился в бизнес-центр Казанской ярмарки. Мастер слова и действия, знаток человеческих душ и технологий продаж, в том числе и самого себя, Ганжа превзошел все ожидания слушателей: уцепив аудиторию с первых минут, он не отпускал ее внимание в течение трех часов.

Предлагаем несколько ярких высказываний московского креативщика.

– Главное, что мы живем в мире с искусственно разогнанным темпом жизни. И в этом информационно насыщенном поле все время проходит активный сигнал: купи-купи-купи! Покажите мне лоха, у которого есть телефон 2005 года выпуска? Хотя зачем его менять? Телефон должен звонить – и все! Ан нет – мы хотим с широким экраном, с музыкой, с интернетом – и толпа леммингов понеслась в салоны связи и покупают эти навороты, которыми даже пользоваться не умеет.

– Итальянские маркетологи придумали сезонность, то есть показы должны проходить не в то время, когда муза посетила очередного деятеля высокой моды, а по сезонам. Это означает, что нам искусственно навязали увеличение интенсивности покупок. То есть клетчатые штаны западло носить приличному человеку, потому что сезон прошел! Такая история во всем.

–Мы попали в абсолютную зависимость от скорости распространения информации: вчера в Тунисе переворот случился, завтра на каждом углу сосиски имени защитников Туниса продаются.

– Для нас с вами, как для профессионалов, кризис есть некая разновидность задачи, к которой мы можем найти технологический подход Просто в кризис поле аргументов, которые потребитель использует для принятия того или иного решения, сужается.

– Самое забавное, что построение в кризис брэндинга является тем самым сигналом, что у вас все хорошо.

Елена Фадеева
Фото и видео Ильи Лавриненко

Справка

Игорь Ганжа родился 19 июня 1967 года в Воронежской области. Окончил высшее военное училище по специальности инженер электронной техники.

В 1994 году организовал агентство «Пилот Медиа», занимался проведением избирательных кампаний.

В 2002 году вывел на рынок компанию LMH Consulting, где является креативным директором.

Кроме этого Ганжа заведует кафедрой рекламного творчества Международного института рекламы, является председателем попечительского совета Британской высшей школы дизайна. Неоднократно получал призы на международных рекламных фестивалях. Автор книги о рекламе.

Занимается разработкой стратегии развития маркетинговых коммуникаций и реализацией проектов в этой области.