КИНО О НАЦИОНАЛЬНЫХ КОРНЯХ

«Как бы пафосно ни прозвучало, это кино о взрослении, об осознании своего происхождения», — объясняет суть своего фильма режиссер Линара Багаутдинова. По сюжету 28-летняя Карина прилетает на неделю домой в Нижнекамск погостить у родителей. Как и многие молодые люди, несколько лет назад она перебралась в Москву и теперь ни за что не хочет возвращаться назад и иметь что-то общее с провинциальным городком. «У нее такое ощущение, что город небольшой и очень тесный. А героиня очень эмоциональная и достаточно яркая, экспрессивная. Ей было тесно в плане развития, амбиций. Она рада, что вырвалась», — объясняет психологию своей героини режиссер.

В сценарии много национальных мотивов, если не сказать, что это главный подтекст. В ходе развития сюжета зрителю покажут, что Карина — из строгой татарской патриархальной семьи. Однако Москва выветрила из ее головы детские установки и породила негатив ко всему прежнему. А интрига в том, что в Нижнекамске будет происходить нечто, что заставит ее поменять взгляды на свое прошлое. «Героиня постепенно понимает, что то, что она в себе подавляла, от чего она отказывалась, корни, происхождение — это и есть ее большое сокровище. Она сама соткана из этих татарских традиций, она есть продолжение этого небольшого города, продолжение своих родителей», — раскрывает смысл фильма Линара. К слову, режиссер, родившаяся и выросшая в Ульяновске, а потом переехавшая в Казань, где окончила КГУ и работала на местных телеканалах корреспондентом и продюсером до переезда в Москву в 2011-м, отмечает, что фильм автобиографичен. «История немного обо мне, так и есть, но это только повод», — поясняет она.

Кинолента будет сниматься под рабочим названием «Урюк и курага». «Не все в Москве знают, что такое урюк. Для многих это название сети ресторанов. А чем отличаются урюк и курага? Какая между ними разница? Название не оставляет равнодушным», — уверена Багаутдинова, хотя название еще и может поменяться.

«Метшин (слева) сразу отвечать на письмо не стал, а взял время подумать, ознакомился со сценарием и в итоге идею одобрил» «Метшин (слева) сразу отвечать на письмо не стал, а взял время подумать, ознакомился со сценарием и в итоге идею одобрил» Фото: e-nkama.ru

НИЖНЕКАМСКАЯ МЭРИЯ ПОМОГЛА МОСКОВСКОМУ РЕЖИССЕРУ

Место для съемок нашлось случайно. После неудачных поисков в Подмосковье режиссер, как и героиня ее фильма, обратилась к корням. «Я сразу поняла, что это должен быть небольшой город. Я была в Нижнекамске лишь однажды, четыре года назад. У нас тоже проходили съемки одного проекта. Город мне показался таким уютным и небольшим. Он такой татарский в том плане, что здесь вывески на татарском языке, мечеть. В то же время он очень свежий и молодой. И вот как-то я его запомнила. Сейчас даже уже не помню, но вдруг в какой-то момент мне показалось, что нужно взять, собрать всех и поехать туда», — рассказывает Багаутдинова.

К делу молодой постановщик подошла обстоятельно: «Я написала большое письмо-презентацию — как это будет и что это будет — и отправила прямо вот смело Айдару Раисовичу Метшину, потому что понимала, что есть самый главный человек в городе, без которого точно не удастся проводить съемки». Айдар Метшин ознакомился со сценарием и в итоге идею одобрил, причем даже обещал помочь. «Айдар Раисович очень творческий человек, я об этом слышала неоднократно, еще когда жила в Казани, — отметила Линара. — Сказал, что он сам и его команда постараются помочь мне на месте. Его команда мне очень активно помогает. Я рада бесконечно. Без помощи администрации города мне бы, наверное, никогда не удалось вот так тщательно готовиться. Они мне присылают фотографии, мы дистанционно отбираем точные места — площадки для съемки». За неделю до съемок в Нижнекамске проведут кастинг среди жителей для участия в эпизодических ролях и групповке. За работу нижнекамцам платить не будут, поэтому ищут именно заинтересованных людей, которым было бы просто интересно сняться в кино. 

Несложно предположить, что привлекло в сценарии игрового короткометражного фильма мэра Нижнекамска. В фильме режиссер хочет показать узнаваемые места города. А это значит, что в кадр попадут все общественные пространства, которые за последние два года были отремонтированы к юбилею города. Более того, Линара планирует везти фильм на фестивали — как российские, так и зарубежные. «И тем самым я хочу сделать так, чтобы о Нижнекамске узнали и в России, и за рубежом. Когда мы поняли, что будем снимать в Нижнекамске, я начала говорить коллегам. Все смотрят на меня со странными выражениями лица: „Что? Нефтекамск? Нижнеюганск?“ Люди даже не понимают, где это: „Это на севере, это Петропавловск-Камчатский?“ — рассказывает Багаутдинова. — У нас есть в России такое: всего, что за МКАД, не существует. А на самом деле вне Москвы жизнь гораздо ярче и интереснее».

ПОПОГРЕБСКИЙ И ХЛЕБНИКОВ — В УЧИТЕЛЯХ

«Урюк и курага» — это дипломная работа молодого режиссера. В этом году она выпускается из Московской школы кино, где обучалась два года на курсе «режиссура», куратором которого является именитый Алексей Попогребский. Преподают на курсе и другие прекрасно известные люди из мира кино — Борис Хлебников, Ингеборге Дапкунайте, Андрей Прошкин...

А Хлебников, кстати, недавно приезжавший в Свияжск на предпремьерный показ своей «Аритмии», оказался научным руководителем Багаутдиновой. «Сценарий я писала сама. Борис мне очень помогал. На каждом этапе написания мы встречались и подробно все разбирали. Я даже в какой-то степени могу назвать его соавтором», — рассказывает она о сотрудничестве с мэтром режиссуры. «Хлебников не только талантливый человек, он и по человеческим качествам сама любовь. Он настолько цельный человек, что не дает в принципе никаких оценок. Для него нет хорошего и плохого. Он очень любит вообще жизнь как она есть. Поэтому, когда я ему рассказывала о наших татарских традициях, о том, как у нас принято общаться в семьях, как воспитывают детей, как мужчины и женщины общаются, о немного патриархальном характере отношений в семьях, ему это все было дико интересно, потому что сам он родился и вырос в Москве», — рассказывает режиссер фильма «Урюк и курага».

Что касается бюджета фильма, то он нулевой. «Последние два года я училась в Московской школе кино с утра до ночи, с ночи и до утра. Все это время, пока я плотно занималась формированием себя как режиссера, я не имела возможности работать за деньги. У меня не было никаких накоплений», — объясняет Линара. Имени актрисы, которая сыграет главную роль, режиссер пока не раскрывает, известно лишь, что это новое имя в мире кино. При этом нулевой бюджет не помешал ей привлечь к работе известного оператора Алишера Хамидходжаева, на счету которого приз «за лучший технический вклад» Венецианского кинофестиваля 2008 года (фильм «Бумажный солдат» режиссера Алексея Германа-младшего). «Он для меня живая легенда. Он снимал с Анной Меликян фильм „Звезда“. Он снимал с Валерией Гай Германикой „Все умрут, а я останусь“. Снимал с Борисом Хлебниковым фильм „Аритмия“. Я не знаю, как мне это удалось. Я просто созвонилась с Алишером и сказала: „Для меня было бы честью работать с вами, но, так как фильм студенческий, денег у меня нет“. Он сказал: „Давай сделаем это“. А вообще кино очень дорогое удовольствие. Но у меня в кино бюджета нет, я никому зарплату не плачу», — объясняет молодой режиссер.  

По задумке фильм будет созвучен мировому кинематографическому тренду, который видит главным героем ленты не людей, а город. «Нью-Йорк, я люблю тебя», «Гавана, я люблю тебя», «Москва, я люблю тебя» — все из этой истории. Это будет не выдуманная реальность, а история, рассказанная языком города. Если героиня чувствует себя скованно, она может находиться в тесном дворе или на фоне темного забора. Когда героиня переживает, внутри нее все меняется — соответственно, мы берем просторный двор, поляну», — рассказывает Багаутдинова. Большинство одногруппников Линары снимают свои дипломные фильмы в Подмосковье или на павильонах. Но режиссер из Татарстана вдруг поняла, что хочет собрать группу, уехать и не отвлекаясь погрузиться в мир своего сценария.

НИЧЕМ НЕ ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЙ «ОЛЕГ ЕВГЕНЬЕВИЧ»

А пока Багаутдиновой, как и меньше месяца назад ее научруку Хлебникову, предстоит поездка в Свияжск. «Урюк и курага» — далеко не первый ее фильм. Короткометражные ленты режиссера успели побывать на российских и международных фестивалях. Один из них будет представлен на фестивале документального кино «Рудник», который впервые проводит Марина Разбежкина и который будет проходить в Свияжске с 16 по 20 августа. Фильм называется «Олег Евгеньевич». К слову, «Олега Евгеньевича» взяли к участию и на известный фестиваль документальных фильмов «Послание человеку», который пройдет в Питере в сентябре.

Олег Евгеньевич — ничем не примечательный герой массовки развлекательных передач на Первом канале. Персонажа для своего будущего фильма режиссер сознательно пошла искать в массовку. Для этого она несколько дней просидела в рядах аплодирующих людей, разглядывая лица, пока не увидела подходящий типаж, находясь в «серой» зоне павильона, который не просматривается камерами. Рядом с собой она и заметила Олега Евгеньевича. «Соответственно, он себя в передаче не увидит. Это открытие для меня было и смешным, и грустным», — вспоминает Багаутдинова. Съемки длились 15 дней. Все это время Линара просто ходила за своим героем и фиксировала его жизнь. «И вот однажды раздался звонок, который и стал кульминацией фильма. Он был неожиданным, никто его не планировал, сам герой не знал, что этот звонок раздастся...» Что последовало за звонком, узнаем на «Руднике».