КАК «АК БАРС» И «РУБИН» СПАСАЛИ РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК В КРИЗИС
Вчера на выставке рекламных технологий «МАС-2011» Ирина Дябилкина - начальник управления наружной рекламы исполкома Казани - сообщила две важные новости. Первая: с 1 июля две тысячи фасадных рекламных конструкций (вывесок) окажутся вне закона – у них заканчивается срок действия разрешений. Вторая: власти Казани планируют очистить исторический центр города от традиционных и привычных ныне рекламных щитов 3х6. Их планируется заменить в конце 2012 года более современными рекламными конструкциями. Другие подробности выставки "МАС-2011" – в материале «БИЗНЕС Online».
ЩИТЫ 3Х6 УЙДУТ ИЗ ЦЕНТРА
Две тысячи рекламных конструкций Казани с 1 июля 2011 года окажутся вне закона. Именно в это время заканчивается срок действия всех паспортов и разрешений на установку «наружки», выданных в период с 1995 года по 2006 год. Об этом сообщила вчера на выставке на семинаре для предпринимателей Ирина Дябилкина - начальник управления наружной рекламы и информации исполкома Казани. Всего в городе выдано 9 тыс. разрешений.
«Предпринимателям мы заранее направим письма, попросим определиться, - сказала Дябилкина. - Потому что многие конструкции стоят не один год и морально устарели, и не факт, что надо сохранить их на новый пятилетний срок. Возможно, потребуется время и средства на их ребрэндинг».
Как пояснила газете «БИЗНЕС Online» Дябилкина, управлением будет сформирована территориальная схема размещения рекламных конструкций. В каком объеме и где они будут стоять – станет ясно во второй половине года. Но согласно данной схеме, в историческом центре Казани уберут все традиционные ныне щиты 3х6 метра. Вместо них будут установлены меньшие по объему, но более современные рекламные конструкции.
«Произойдет уменьшение рекламных конструкций, потому что многие уже не соответствуют тем нормативным документам, которые существуют на сегодняшний день. Насколько сократится? Я смогу ответить на этот вопрос в сентябре, когда мы концептуально закончим территориальную схему», - сказала Дябилкина.
РЕКЛАМА НУЖДАЕТСЯ В ДОБРОМ ОТНОШЕНИИ
Специализированную выставка рекламных технологий «МАС» (Marketing. Advertising. Coaching) ее организаторы (Казанская ярмарка и управление наружной рекламы исполкома столицы, также среди них были обозначены минкультуры, Татмедиа, ТПП РТ. Национальная рекламная ассоциация) представляли ее как исключительно уникальный проект. Во-первых, потому что первая. Во-вторых, потому что единственная в Татарстане и у близлежащих соседей. Среди заявленных направлений - бизнес-сувениры, «наружка», материалы и технологии, рекламная полиграфия, маркетинг и pr, коучинг.
Приехало 49 участников, в основном, из Казани, несколько компаний было из Москвы и Екатеринбурга. Как признался газете «БИЗНЕС Online» представитель организаторов, план по количеству участников был больше, планировалось задействовать два павильона, но всем хватило место и в одном, да и почти полсотни компаний – неплохо для первого раза.
Но вот с посетителями была настоящая беда. Между рядами неспешно прогуливались, в основном, немногочисленные молодые люди до тридцати лет творческой наружности. Правда, среди первых посетителей МАС-2011 был замечен депутат Госсовета РТ Илсур Сафиуллин, но он покинул выставку, даже не дождавшись церемонии ее открытия.
Главной звездой дня стал Игорь Ганжа - креативный директор агентства LMH Consulting, вице-президент российского отделения международной рекламной ассоциации, и, по версии журнала «Секрет фирмы», один из пяти наиболее влиятельных консультантов по маркетингу. Автор рекламных кампаний для Merсedes-Benz, Bosh, Philip Morris, КАМАЗа и владелец стильной лысины сразу расположил к себе собравшихся зрителей, заявив, что «реклама – дело веселое, но нуждается в добром к ней отношении со стороны общества». Открывали выставку также глава ТПП РТ Шамиль Агеев, начальник управления наружной рекламы и информации исполкома Казани Ирина Дябилкина, представители минкульта РТ.
На вопрос газеты «БИЗНЕС Online» об основных тенденциях на рекламном рынке 2011 года, Ганжа ответил: «Мы не до конца оправились от одного кризиса, а нас уже ждет другой – предвыборный. У нас много кризисов и говорить о тенденциях как о неизменной величине крайне сложно… Если в двух словах – это интерактивность и кастомизация (изготовление продукции под конкретный заказ потребителя – ред.)».
БОЕВОЕ НАСТРОЕНИЕ ПОСЛЕ КРИЗИСА У КОМПАНИЙ ЕЩЕ ОСТАЛОСЬ
Кризис встряхнул рекламный рынок, считает Никита Ишмуратов - директор рекламной студии "Магазин" (видео- аудиореклама, корпоративные фильма). Если до начала кризиса компании де-факто поделили между собой рынок, и главное, о чем надо было беспокоиться – это о вовремя отгруженном товаре, то кризис заставил компании "почесаться".
"Компании поняли, что можно и нужно продвигать свой товар, рынок зашевелился. Заказов у нас стало больше. Сначала - двухмесячный коллапс, а потом - звонки", - вспоминает в разговоре с «БИЗНЕС Online» Ишмуратов.
По его словам, рынок производства видеорекламы в Казани не столь конкурентен. Мало кто из компаний выдерживает жесткую направленность – видеопроизводство, и, как правило, начинает распыляться на другие рекламные услуги. Что, в общем-то, понятно директору видеостудии: "Иногда проще поставить один световой короб, чем собрать от 40 до 80 людей в одном месте для съемок, да и "выхлоп" может быть не столь большой".
Основные конкуренты частных видеостудий в Татарстане - это местные телекомпании, которые дешево - за 3-4 тысячи рублей – изготавливают видеоролики своим клиентам, заказавшим большое количество трансляций. "Наши клиенты – те, кто перерос уровень региональных телекомпаний, но до Москвы – и дорого, и не всегда оправдано", - рассказывает Ишмуратов. Стоимость видеоролика в "Магазине" – от 5-6 тыс. долларов, за год компания изготавливает около десяти работ. Есть еще большой объем более доступной для заказчиков продукции – видеооткрытки, которые составляют 30-40% от оборота компании.
"Кризис заставил людей расшевелиться и это настроение у них еще не пропало, рынок поднимается. Заставляет ощущать конкурентную борьбу и приход в Татарстан западных, московских компаний", - продолжает Ишмуратов.
СОРОК БАННЕРОВ ЗА НОЧЬ? ЛЕГКО!
Сегодня клиенты рекламных компаний, наконец-то, начали разделять - либо быстро, либо качественно, рассказывает Алексей Хураськин - руководитель казанского филиала компании "Технографика" (Москва, продажа оборудования для производства наружной рекламы). Это понимание пришло с Запада, точнее, ее привезли руководители, директора, топ-менеджеры, которые увидели уровень исполнения рекламы за границей.
"Если раньше у рекламного рынка была одна проблема – как сделать подешевле, то сейчас пошла новая волна - требуют качества, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» Хураськин. - Клиент стал привередливым: хорошее качество должно быть даже на баннере, который стоит вдоль дороги за 60 метров… Производственники на рекламном рынке только-только начали приобретать оборудование с высоким качеством изготовления".
Рекламщики своим клиентам теперь начинают давить либо на качество, либо на скорость, продолжает Алексей. Сегодня оборудование позволяет напечатать сорок баннеров за ночь! Пять лет назад такое невозможно было представить, один баннер печатался несколько часов.
ОТКРЫЛ МЕНЮ – ПОСМОТРЕЛ ВИДЕО
Сегодня на рекламном рынке как никогда важна идея, говорит Андрей Ермолаев - генеральный директор Global Media – компании, предоставляющей в аренду дирижабли. Пять лет назад Ермолаев впервые запустил радиоуправляемый дирижабль на матчах "Ак Барса". Сегодня они летают уже над аренами в Москве, Чехове, Минске, Нижнекамске… Аренда одного дирижабля стоит около 2 тыс. долларов за матч.
"Сегодня мы предлагаем технологию, которая только-только приходит в Россию, - рассказал «БИЗНЕС Online» Ермолаев. – Это штрих-код, который может быть напечатан, скажем, в меню. При наведение на штрих-код вашего мобильного телефона, в нем зачинает проигрывать видеоролик, где шеф-повар рассказывает о приготовлении блюда".
Такие штрих-коды можно разместить на стиральном порошке – с пояснением о нюансах стирки, на визитке – для загрузки личной страничке в Facebook. И, пожалуй, это одна из немногих – если не единственная - инновационная технология, представленная на выставке.
20 МЛН. НА СУВЕНИРКЕ
Ни интернет, ни новые рекламные технологии не изменят позиции старой доброй "сувенирки". " Только клуб "Ак Барс" продает "сувенирки" на 20 миллионов рублей в год", - рассказывает Рустем Шакиров - директор РИА "Тайм" (изготовление наружной рекламы, сувенирная продукция). Логотипы сегодня печатают уже буквально на всем – подушках, скребках для очистки машин, елочных шарах, шайбах.
Сегодня стало модным заказывать "сувенирку" в Китае, продолжает Шакиров. Вроде недорого, но в этом случае компании надо высвободить много денежных ресурсов – делать большой заказ, и получить большую партию одинаковой "сувенирки". "Наше конкурентное преимущество – печатаем небольшими партиями и заказчик получает разнообразие ", - говорит «БИЗНЕС Online» Шакиров, показывая шелковые подушки с логотипом Универсиады-2013. В портфеле заказов компании – 10-15% приходится на казанские спортивные клубы и на Универсиаду.
Стали чаще появляться заказы на vip-сувениры (опять же, от "Ак Барса"), но это штучный товар, говорит глава РИА "Тайм". На стенде золотым блеском сияет барс, охраняющий копию кубка Гагарина (в целом, многие компании на выставке представили свои работы, так или иначе связанные со спортивными грандами Татарстана – и сувенирка, и одежда, и пр.)
"Нам повезло, мы начали работу прямо в кризис. Зато мы открыли для себя новые направления - делаем заборы, калитки, ворота, - смеясь, рассказывает Шакиров. – Сейчас началось оживление на рынке "наружки". Тем более, город хочет привести улицы в порядок. Есть идеи, как спрятать казанские развалины".
"Рынок наружной рекламы еще не вышел, но уже близок к докризисному уровню", - подтвердила тенденцию «БИЗНЕС Online» Ирина Дябилкина. По данным на конец 2010 года, в кризисный период Казань имела одну из самых низких заполняемостей рекламных конструкций – 62%. Однако к концу 2010 года этот показатель превысил 70%, что свидетельствует о выздоровлении рынка.
Сегодня в программе выставки – семинары об особенностях рекламы в интернете, об авторских правах и товарных знаках. Завершится выставка в пятницу в "Гранд Отель Казань" презентацией международного фестиваля рекламы "Каннские Львы-2010".
Владимир Казанцев
Фото Ильи Лавриненко
Фоторепортаж: МАС-2011: Фестиваль рекламного кино и выставка наружной рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.