«АК БАРС» БАНК ВСЕРЬЕЗ РАССМАТРИВАЕТ ВОПРОС О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ УЧАСТИЯ В АРБ»

Сегодня глава банковской ассоциации «Россия» Анатолий Аксаков подтвердил проведение переговоров о переходе еще семи банков из АРБ в возглавляемую им ассоциацию. О том, что в настоящий момент обсуждается «второй исход банков» из АРБ, сегодня, 4 августа, сообщила со ссылкой на источники в «первой волне» ушедших банков  газета «Коммерсантъ». Аксаков заявил  информагентству RNS: «Те банки, которые назывались, уже выходили на нас. Многие из них не являются членами ассоциации „Россия“. Они действительно проявляют желание вступить в ассоциацию. Такие сигналы идут». Помимо банков «АК БАРС» и «Зенит», речь идет о Совкомбанке, Абсолютбанке, Связь-банке, Росевробанке и  Липецккомбанке. 

Первые восемь банков – это Сбербанк, ВТБ, ВТБ24, Альфа-банк, Газпромбанк, Россельхозбанк и ФК «Открытие». 17 июля они объявили о выходе из ассоциации российских банков (АРБ) Гарегина Тосуняна, сославшись на популизм и посетовав на «многочасовые речи» самого Тосуяна, который тогда объяснил «БИЗНЕС Online» причину их ухода. «Ассоциация построена по принципу „один банк, один голос“, и исключений быть не может, иначе она превратится в профсоюз советского типа, ширму для реализации своих интересов, — рассказал он. — Возможно, было необходимо создать в ассоциации комитет крупных банков, чтобы они через него доводили свое особое мнение, и комитет малых банков, чтобы они выдавали свое особое мнение». 

«Ак Барс» Банк всегда осознанно подходит к решениям, как по участию в каких-либо ассоциациях и сообществах, так и по выходу из них. На принятие нами решения о выходе из АРБ влияют многие факторы, среди которых, дальнейшие перспективы развития и состав участников» В «АК БАРС» Банке не стали говорить ничего определенного о возможном уходе из АРБ: «На принятие решения о выходе влияют многие факторы, среди которых дальнейшие перспективы развития и состав участников» Фото: «БИЗНЕС Online»

Между тем сегодня в «АК БАРС» Банке не стали говорить ничего определенного о возможном уходе из АРБ. «„АК БАРС“ Банк всегда осознанно подходит к решениям, как по участию в каких-либо ассоциациях и сообществах, так и по выходу из них. На принятие нами решения о выходе из АРБ влияют многие факторы, среди которых дальнейшие перспективы развития и состав участников, а также возможности для обсуждения и решения отраслевых вопросов в диалоге с профессиональными участниками. „АК БАРС“ Банк всерьез рассматривает вопрос о целесообразности участия в АРБ», — сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе. В столь же осторожном ключе прокомментировали нам слухи о выходе из ассоциации и в «Зените». «Для банковской группы „Зенит“ на первом месте — профессиональный подход к делу. Для нас важно понимать ситуацию и иметь возможность высказывать свою мнение, обсуждать нормативные акты регулятора, принимать участие в профессиональных дискуссиях и встречах, быть услышанными.  В данный момент необходимо внимательно изучить и проанализировать сложившуюся ситуацию и только потом принимать окончательное решение», — сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе банка.

Сегодня телефон Аксакова не отвечал, однако раньше он рассказывал «БИЗНЕС Online»: «Буквально на следующий день после того, как банки (первые восемьприм. ред.) объявили о выходе из АРБ, ко мне пришли их представители. Отмечу, что не я к ним пришел, а они ко мне. Они предложили войти в состав ассоциации „Россия“, тем самым сделав ее более влиятельной. Идет дискуссия, и вдруг они (банки, вышедшие из АРБ, — прим. ред.) захотят слишком многого. Мы не согласимся на то, чтобы был нарушен баланс представительства в рабочих органах ассоциации».

Предполагается, что крупные, средние и мелкие банки разведут по разным «песочницам». «Их предложения такие: они считают, что надо усилить роль [крупных] банкиров, чтобы они имели больший вес в совете ассоциации, — рассказывал Аксаков. — В новом совете ассоциации должно быть пропорциональное разумное представительство всех кредитных организаций. Это банки с базовой лицензией и капиталом до 1 миллиарда рублей, банки с универсальной лицензией и системно значимые банки. Мы предлагаем, чтобы от всех этих групп были свои представители. И это позволит принимать более сбалансированные решения рабочими органами ассоциации».

Аксаков также заявил RNS: «Это повышение роли самого банковского сообщества в ассоциации, то есть роль совета ассоциации будет повышаться за счет более активного участия банков в обсуждении и принятии решений. Предлагается, чтобы членство всех групп банков было обязательным в совете ассоциации и для малых банков не обременительно (то есть членские взносы будут уменьшеныприм. ред.). Во-вторых, в совет должны входить не просто активные члены, но в том числе соответствующие определенному уровню работы. Мы определим линию отсечения по рейтингу АКРА или „Эксперт РА“, либо по какому-то иному критерию, чтобы не было такой ситуации, когда отзывается лицензия банка, руководство которого является членом совета ассоциации».

Возможно, что ассоциация «Россия» сменит и руководителя. РБК предполагал, что возглавить ее может один из двух действующих сотрудников Банка России. Основной кандидат — первый зампред ЦБ Георгий Лунтовский, который в сентябре покинет Банк России. Второй — бывший первый зампред ЦБ по надзору, а ныне советник Эльвиры Набиуллиной Алексей Симановский. При этом Аксакову, который по совместительству является главой комитета Госдумы по финансовому рынку, отдадут кресло председателя совета ассоциации.

Ранее на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, когда может появиться информация о новых кадровых назначениях, Аксаков ответил: «Кадровый вопрос пока не обсуждаем, поскольку решение еще не принято. 18 августа пройдет внеочередное заседание совета ассоциации „Россия“, на котором и будет принято окончательное решение о проведении внеочередного съезда ассоциации. К этой дате должны быть подготовлены все документы по изменению устава и структуры ассоциации. Возможно, 18 августа будут рассматриваться и рекомендации по кандидатурам [нового руководителя ассоциации]».


«Я ОТНОШУСЬ К ЭТОМУ КАК К ЕСТЕСТВЕННОМУ, НОРМАЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ»

Сегодня же, прямо на пике новостей, свой брифинг провел и Тосунян, на который явился в неожиданно приподнятом настроении. Окинув взглядом небольшой зал заседаний, где из-за овального стола на него взирала в подавляющем большинстве женская аудитория, Гарегин Ашотович, казалось, с удовольствием отметил этот факт. «Рад вас видеть всех в летнее время. Такой состав в летнее время — это, конечно, здорово, — с улыбкой начал он. — Большинство в августе уже в разъездах. Но поскольку мы с вами уже давно не виделись, сейчас имеет смысл встретиться. Мы решили, что есть такая потребность, необходимость, тем более вы без внимания меня не оставляете — все время звоните, интересуетесь, спрашиваете». Потребность прояснить скандал с выходом крупнейших банков из АРБ действительно была, поскольку все последние материалы СМИ основывались на данных разного рода анонимных источников. Теперь Тосунян, видимо, уставший повторять одно и то же журналистам из раза в раз, собрал брифинг.

Надо сказать, ничего принципиально нового он так и не заявил. Например, сегодняшнюю новость о том, что склоняются к выходу из АРБ еще семь крупных банков, Тосунян прокомментировал корреспонденту «БИЗНЕС Online» так: «Я об этом узнаю из прессы. Поэтому мне здесь комментировать нечего, а домысливать, кто является инициатором, кто кого сподвигает, тем более было бы неправильно. Я не имею информации и исхожу только из того, что у каждого есть право выхода, перехода и так далее. Больше мне здесь сказать нечего».

Наконец, ему оставалось только заверить, что выход крупнейших банков из ассоциации ежедневную работу не подорвет, а реформирование, которого требовали банки, и без того постоянно происходит. «Что вы подразумеваете под реформированием? У нас постоянно происходят какие-то перемены. Если речь идет о внутренней структуре, то она у нас постоянно меняется. У нас комитеты меняются, рабочие группы создаются. Потом, когда они выполняют свою функцию, они расформировываются, создаются новые. У нас процесс жизнедеятельности ассоциации очень бурный и повседневный», — заявил Тосунян.

Источник «БИЗНЕС Online» в банковской сфере Татарстана говорит, что причина «массового исхода» из АРБ в разделении интересов между крупными и мелкими банками
Фото: Артем Коротаев/ТАСС

На что президент АРБ точно не готов, так это добровольно сложить с себя полномочия, апеллируя к тому, что такие вопросы решает исключительно съезд ассоциации, который пройдет в марте 2018 года. И то плановые перевыборы руководства АРБ запланированы только лишь на март 2019 года. Впрочем, сам Тосунян допускает возможность, что члены ассоциации могут вынести вопрос смены президента и на ближайший мартовский съезд. Так что во время сегодняшнего брифинга Гарегин Ашотович то и дело отсылал к полномочиям съезда. «Исключительно компетенции съезда, — отрезал он. — Поэтому съезд может высказать свое мнение по этому поводу, его решение является безотносительно к моему желанию. Это его компетенция. Так что тут вопрос не по адресу. Съезд выбирает, съезд перевыбирает, это его компетенция».

Что касается тех крупных банков, которые уже совершили демарш, то, по словам Тосуняна, уже одного их заявления на выход достаточно, согласно нынешней редакции Гражданского кодекса, чтобы они уже перестали в одночасье быть членами АРБ. «Согласно Гражданскому кодексу, когда подаешь заявление о выходе, ты уже не являешься членом Ассоциации. Мы должны удовлетворить обращение о выходе из ассоциации а очередном совете. Фактически, подав заявление, банк уже вне ассоциации», — заметил президент АРБ. Следующий совет, на котором будут рассматривать заявления о выходе, состоится только в сентябре этого года.

В целом казалось, что Тосунян пытался сегодня на брифинге убедить всех, что ничего серьезного в рядах АРБ не происходит, а выход ее крупнейших членов — всего-то «естественный процесс». «Процесс на некое расслоение на всех сегментах рынка. Конечно, последнее время чуть-чуть усилился этот процесс. В ассоциации мы тоже в последние годы это чувствовали. Вопросы о том, что банкам, выходящим в первую тройку-пятерку сидеть за одним столом с банками, входящими даже в третью-четвертую десятку, не говоря уже о банках второй, третьей и пятой сотни, им неинтересны. Это, наверное объективный процесс, у них одни вопросы — масштабные, судьбоносные, у этих — более прикладные вопросы, но они тоже нужны, и нужно их решать», — рассуждал Тосунян. Свою задачу при этом он видит в том, чтобы «объединять максимально возможное количество общих вопросов и нивелировать максимальные противоречия». «До поры до времени это удается. Но потом первым трем или пятерым кажется, что это уже недопустимо. Но это тоже нормально», — убеждал он, добавляя, что АРБ по-прежнему будет стараться отстаивать интересы разного размера банков.

«Я отношусь к этому как к естественному, нормальному процессу так же, как и когда они обратно будут возвращаться, также отнесусь как к нормальному процессу», — философски заметил Тосунян.

«Вы считаете, что они вернутся?» — удивились журналисты.

«Жизнь настолько непредсказуемая. Я не удивлюсь, если процессы дезинтеграционные заменятся на интеграционные. Во всем мире дезинтеграция сейчас превалирует. Но интеграция лучше», — невозмутимо ответил Тосунян.

Евгений Богачев: «Пару слов не тех сказал Тосунян»Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТОСУНЯН-ТО ПРИЧЕМ? ГРАМОТНЫЙ, ПРОФЕССОР, ДОКТОР НАУК»

В целом и нашим экспертам практически нечего было добавить по текущей ситуации. Источник «БИЗНЕС Online» в банковской сфере Татарстана говорит, что причина «массового исхода» из АРБ — в разделении интересов между крупными и мелкими банками. «Накопились противоречия, доля госбанков увеличилась значительно. Возникают противоречия. Ассоциации защищают интересы банков в части законодательных инициатив, банковского регулирования, при основаниях для отзыва лицензии и других нормативах. А члены ассоциации теперь очень разные: в АРБ входят и крупные, и мелкие. Мелкие игроки преследуют свои интересы. По количеству их было больше. Допустим, всего 200 членов: 180 мелких, 20 крупных. При условии, что один банк имеет один голос, крупных участников это положение, конечно, не устраивает. Они заменяют доминантное положение на рынке, а в ассоциации — маленькое количество голосов», — объясняет наш собеседник.

Евгений Богачев, экс-председатель Нацбанка Татарстана, так прокомментировал «БИЗНЕС Online» деловые и организаторские качества Тосуняна: «Он очень грамотный. И Татарстану внимание уделял: сколько семинаров здесь ассоциация проводила в Челнах, в Казани. Но пару слов не тех сказал он. Почему не помогают региональным банкам? Нельзя отзывать лицензии — это не метод... Первый раз при мне выступал он. Меня пригласили они на празднование 25 лет ассоциации, я уже не работал — это был прошлый год. Тогда он доклад дал критический, но, я бы сказал, корректный. Но кое-кого „ущипнул“ — корректно так. Но видите: демарши, выходы из ассоциации, которая единственная, кто поддерживает региональные банки. А это не всем нравится. Он как говорит: не надо рубить с плеча — лицензии, отзывы... а более глубоко — подумать, чем можно помочь им. Где-то капитал увеличить, и чтобы Центральный банк им помогал. Может, не всем давать помощи из этой восьмерки банков, а часть дать регионам дешевых и длинных ресурсов. Но он это все [высказывал] корректно — грамотный, профессор, доктор наук. Единственный, от кого можно услышать слово поддержки, понимаете?»