ИЗВЕСТНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ УБЕДИЛСЯ, ЧТО КРИЗИС В АМЕРИКЕ НЕ ЗАКОНЧИЛСЯ 

Поездку в Вашингтон в составе делегации «ОПОРЫ РОССИИ» по приглашению Департамента общественного здоровья при правительстве США совершил вице -президент этой общественной организации по региональному развитию Павел Сигал. Он рассказал «БИЗНЕС Online» о печальных итогах американской реформы в сфере здравоохранения, о фантастических бюджетах (например, в $32 млрд.) научных институтов США, а также о своих главных заокеанских впечатлениях - от встречи с нашим знаменитым земляком академиком Роальдом Сагдеевым.

В США СФОРМИРОВАЛАСЬ ЧУДОВИЩНО НЕЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА

- Павел Абрамович, почему «ОПОРА РОССИИ» заинтересовалась американским здравоохранением?

- В первую очередь, конечно, не американским, а готовящейся реформой российского здравоохранения. «ОПОРА РОССИИ» активно включилась в этот процесс - прежде всего потому, что вокруг этого направления будет создано огромное количество новых рабочих мест, новых бизнесов - а это одна из наших тем. Кроме того, мы хотим не допустить, чтобы те налоги, которые с нас собирают, расходовались неэффективно. И чтобы нам без конца не говорили: денег не хватает, платите налогов больше, больше, больше, пока малый бизнес не сдохнет совсем и не с кого будет собирать эти деньги…

- С кем встречалась ваша делегация в Вашингтоне?

- Встреч было очень много - с представителями Американской медицинской ассоциацией, национального Института здоровья США, Российско-Американского альянса по вопросам здоровья, Российско-Американского Совета делового сотрудничества… Мы рассказывали, с чем приехали, какая у нас ситуация в здравоохранении, - они рассказывали, что у них происходит в этой сфере. Целью нашего визита было изучить американский опыт охраны здоровья граждан, программы медицинского страхования, развитие малого и среднего бизнеса в сфере медицинских услуг.

У них реформу в социальной сфере, в частности, в сфере здравоохранения, затеял еще президент США Билл Клинтон. Итоги этой реформы оказались печальными. С одной стороны, американские социальные расходы раздулись до совершенно невероятных размеров и стали поглощать немыслимое количество бюджета. С другой стороны, поскольку туда через разные источники, через систему медицинского страхования и через бюджет закачивались немереные деньги, за десятки лет в США сформировалась совершенно неэффективная система. Чудовищно неэффективная! Медицинские услуги, самые простые, стали стоить совершенно немыслимых денег, которые не соответствуют никаким трудозатратам. Надулся настоящий мыльный пузырь. Такой, что даже эта могучая экономика, живущая за счет того, что ее кредитует весь мир, уже не способна выдерживать такие нагрузки. Притом, что 60 миллионов американцев вообще не имеют никакой страховки, не имеют доступа ни к какой медицинской помощи. Это их официальная статистика.

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ СКАНДАЛ ВОКРУГ ЗАКУПКИ ТОМОГРАФОВ

- Но самое интересное - последние события в сфере здравоохранения, которые произошли у нас в России, они очень напоминают ту ситуацию, которую запустили когда-то американцы. Ведь что сейчас говорит минздрав РФ? Что ему катастрофически не хватает денег. Но мы же знаем, как они используются. Наверняка, все помнят громкий, совершенно фантастический скандал, который разразился вокруг закупки томографов. Официально на них было потрачено, по-моему, шесть миллиардов рублей. А самая поверхностная проверка показала, что они стоят в два раза дешевле. Более того, контрольная проверка экспертов «ОПОРЫ РОССИИ» показала, что если просто позвонить на завод - изготовитель и сказать, какие объемы ты закупаешь, там готовы дать еще 50-процентную скидку…

А минздрав уверяет, что ему денег не хватает! И мы очень опасаемся, что через полгода - через год нам скажут, что давайте и дальше повышать налоги… Это вместо того, чтобы эффективно использовать те средства, которые есть, ввести жесткий контроль за их расходованием, а еще и применять современные технологии, дистанционное обслуживание, мобильные медицинские комплексы…

Это тоже было в программе нашего визита в США - представление российских мобильных медицинских комплексов. Таких, которые позволяют без присутствия квалифицированных специалистов проводить на местах, - в каком-нибудь ауле, селе, - полную диагностику. Дальше данные отсылаются в медицинский центр, пусть удаленный хоть на тысячи километров, и там высококвалифицированные врачи могут и поставить точный диагноз, и назначить лечение. А на местах уже гораздо менее квалифицированные специалисты, вплоть до медсестер, могут провести это лечение. 

КАЖДЫЙ РЕГИОН ДЕЙСТВУЕТ, КАК ОТДЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

- У нас в России сейчас каждый регион пытается реформировать здравоохранение, как будто он - отдельное государство. Мы говорим: не, ребята, совсем не обязательно в каждом регионе иметь гигантскую клинику с полным оборудованием. Те же мобильные дистанционные комплексы вполне способны взять на себя часть функций такой клиники. Плюс нужно создание целого ряда бизнесов, использование аутсорсинга при развитии этой отрасли.

Еще раз хочу подчеркнуть, что пока подход к реформе здравоохранения в нашей стране следующий: дайте больше денег, давайте построим больше больниц, давайте в каждой больнице поставим по электронному томографу… А что нет специалистов по этому томографу - никого не волнует. Как не волнует и то, что на поставленный диагноз порой нет современных лекарств.

«ОПОРА РОССИИ» предлагает действовать по-другому: конечно, давайте будем медицину развивать и вкладывать в нее деньги. Но, во-первых, будем использовать современную технику и технологии - ведь совсем необязательно сейчас в каждом селе строить больницу, это невозможно ни физически, ни финансово. А во-вторых, давайте эффективно использовать те средства, которые есть. Например, сегодня одно из направлений развития фармацевтической отрасли заключается отнюдь не в создании везде заводов по производству лекарств. Дело в том, что в подавляющем большинстве лекарств используется ограниченное количество активных субстанций. И производств таких субстанций может быть немного. Другое дело, что в каждом регионе может быть и должен быть специализированный центр или, если хотите, завод, который будет из этих готовых субстанций создавать необходимые запасы лекарств. Нужно будет в каком-то селе, скажем, ящик лекарств, - их быстро сделают и в нужном количестве доставят в нужную точку…

НИКАКОГО ШАПКОЗАКИДАТЕЛЬСТВА - ВСЕ У НАС ХОРОШО, ВСЕ ШОКОЛАДНО

- Павел Абрамович, в Америке чувствуется, что кризис?

- Вы знаете - да. Да. Мы этот вопрос отдельно не поднимали, но когда касались его, все было понятно. Скажем, достаточно широко говорили эту тему, когда давали интервью «Голосу Америки». Они, оказывается, сейчас уже не вещают в эфире, они только в Интернете, как и «БИЗНЕС Online».

Мы много разговаривали со специалистами, с директорами институтов, с высокопоставленными чиновниками, которые приходили на наши встречи. Когда дело касалось вопроса о кризисе, многие были согласны с моей точкой зрения, что кризис, на самом деле, не закончился, что сейчас он просто находится в какой-то другой фазе. То есть там нет никакого шапкозакидательства - все у нас хорошо, все шоколадно.

В США многие социальные программы сокращены, финансирование сокращено по многим программам. Вот буквально на днях в очередной своей речи президент США Барак Обама объявил, что будет дальнейшее сокращение и военного бюджета, и социальных программ, и, в частности, здравоохранения. Это понятно, поскольку в здравоохранение там деньги вкладывались совершенно безумные. Скажем, на встрече с нашей делегацией американцы проводят презентацию, развертывают карты, там десятки научных институтов, которые занимаются разными направлениями, Выходит директор одного из них и говорит: у нас самый маленький институт - показывает квадратик на карте - и у нас годовой бюджет всего 32 миллиарда долларов… То есть порядок цифр совершенно фантастический…

НАДО УМЕТЬ ПОЛУЧАТЬ ГРАНТЫ, ЭТО ОЧЕНЬ ПРОСТО

- Что американцы спрашивали о России? А, может, и о Татарстане?

- Ну, про Татарстан не спрашивали. Вообще, первые встречи там были ознакомительными. Они нам рассказали про их инфраструктуру, про то, какие гигантские средства вкладывают в инновационные направления медицины. Мы изучили их систему формирования международных грантов. К сожалению, россияне, наши врачи в том числе, с этих грантов, которые исчисляются десятками миллиардов долларов, получают крохи, считанные миллионы. Американцы нам говорили: главная проблема - ваши специалисты, во-первых, не умеют оформлять соответствующие документы, во-вторых, не умеют добиваться. Отказали им в первый раз - все бросили и больше не обращаются. Хотя на самом деле при надлежащей культуре делопроизводства и умении работать с международными фондами можно получить инвестиций в десятки раз больше.

Мы договорились, что, наверное, весной, скорее всего, их делегация приедет в Россию, там будут представители бизнеса, фармацевтических компаний. И к тому времени, может быть, что-то прояснится с направлением нашей реформы здравоохранения, которая сейчас активно готовится.

СЧАСТЛИВ, ЧТО ПОЗНАКОМИЛСЯ С ТАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ

- Какая встреча вам запомнилась в Америке больше всего?

- С академиком Роальдом Сагдеевым. Во время этой поездки я познакомился и даже вечером поужинал с нашим знаменитым земляком, был у него в гостях.

- Как вам повезло!

- Интересно, что он в последние несколько лет параллельно со своими основными научными занятиями активно взялся за медицинскую тематику - почему, собственно, нас и познакомили. Хотя общение у нас было крайне широкое, на все темы говорили. Вот он как раз много расспрашивал про Татарстан. Половина нашей беседы, а мы несколько часов с ним провели, была посвящена нашей республике. Роальд Зиннурович спрашивал: а как дела в Татарстане? А как там с наукой? А с бизнесом? А как они взаимодействуют?..

Кроме того, он рассказал, что недавно был в Буинске, где родился, там открыли колледж его имени, он ездил на открытие…

Удивительный, уникальный человек! Я получил огромное удовольствие от общения с ним. Счастлив, что познакомился с таким человеком. Это несоизмеримо интереснее, чем встречи даже с самыми высокопоставленными чиновниками…

Причем абсолютно простой человек. Говорит: давайте-ка поужинаем вместе. Мы вместе поужинали. А потом еще и проводил меня до метро…

Елена Чернобровкина