«НАШ ОРГКОМИТЕТ ВО ГЛАВЕ С МИННИХАНОВЫМ — ЭТО ЛЮДИ СЛОВА»

Сегодня чиновники подвели итоги Кубка конфедераций на брифинге в кабмине, констатировав, что провалов не было, но есть над чем работать. «Всегда хочется покритиковать себя, и мы знаем о проблемах, — сказал сегодня министр спорта Татарстана Владимир Леонов, отвечая на вопрос „БИЗНЕС Online“. — Всему миру мы доказали, что Казань и Татарстан могут проводить такие турниры на самом высоком уровне. Чемпионат мира — турнир намного шире, больше, объемы значительнее, а Казань примет 6 матчей. Будем готовиться... Минусы? Нет предела совершенству, но мы будем к этому стремиться. Наш оргкомитет во главе с Миннихановым — это люди слова».

Прошедший турнир есть за что похвалить. Прежде всего западная пресса дивилась дружелюбию россиян. Как до этого и в Сочи, стереотип об угрюмых северянах был разбит дружелюбной атмосферой во всех городах проведения Кубка. После матча Россия — Мексика болельщики латиноамериканцев не скрывали своих опасений, боясь, что русские, расстроенные поражением сборной, могут быть агрессивными. В итоге вышло даже наоборот: мексиканцев встречали как родных. Впрочем, это же касается и чилийцев, и немцев, и всех остальных иностранцев.

На удивление дружелюбно и качественно сработала система досмотра на стадионах. Никаких перегибов и дикостей. Если в день матча был дождь, то на трибуны спокойно можно было пройти с зонтом, были организованы специальные камеры хранения для сумок. В целом на досмотр уходило не больше минуты, если, конечно, не тащить на стадион большие сумки.

Закрытая зона создала множество неудобств для автомобилистов, однако в целом для болельщиков территория вокруг арен была удобной, и «последняя миля» сделала поход на трибуны реально безопаснее: не нужно было оглядываться и смотреть по сторонам, боясь попасть под машину. Это касается и системы Fan ID. Те, кто позаботился о ней заранее и прошел регистрацию в сети, спокойно получали бейдж, в среднем на это уходило минут 10 - 15. Ажиотаж создали бесплатные билеты, «выброшенные» уже по ходу турнира: толпы болельщиков ринулись получать паспорта, создав очереди и суету у центров.

Несмотря на то что в целом соревнования прошли удачно, «БИЗНЕС Online» — его журналисты плотно освещали Кубок — составил свой список недочетов, которые стоит исправить к грядущему чемпионату мира 2018 года.

Главная проблема, которая вызвала больше всего дискуссий, — это цены на билеты, установленные ФИФАФото: ©Антон Денисов, РИА «Новости»

1. СНИЗЬТЕ ЦЕНЫ НА БИЛЕТЫ

Главная проблема, которая вызвала больше всего дискуссий, — это цены на билеты, установленные ФИФА. Да, специально для небогатых россиян были выделены льготные, самые неликвидные места за 960 рублей на групповом этапе. Их довольно быстро разобрали, а вот много мест подороже остались без покупателей. С учетом малого количества иностранцев-болельщиков, желающих посмотреть футбол без участия сборной России за 5 - 10 тыс. рублей оказалось не очень-то много. Так, на первый казанский матч Португалия — Мексика реально было продано лишь около 23 тыс. билетов. А на игру Камерун — Новая Зеландия в Сочи и вовсе за пару месяцев до старта турнира ушло только 3 тыс. квитков.

— Билеты — это прерогатива ФИФА, — заявил сегодня журналистам Леонов. — Этим вопросом озадачен и Виталий Мутко. Билеты по 10 - 15 тысяч рублей — это неподъемно для наших граждан, и мы отправили все наши рекомендации. Нужно изучить уровень доходов населения на той или иной локации, ведь будут разные города на ЧМ и такие, где уровень еще ниже. Мы сделаем все, чтобы программа поменялась, — добавил министр.

На Кубке конфедераций проблему решили, мягко говоря, не очень изящно: бесплатные билеты, которые к концу турнира расходились уже бессистемно, всем подряд. Как результат — система идентификации с именными билетами уже не функционировала, на стадион пускали даже если билет был на чужое имя. Больше всего на этом наварились спекулянты, продававшие проходки в три-четыре раза дешевле, чем билеты могли бы стоить в кассе. Желание показать полные трибуны на Кубке конфедераций может горько аукнуться на чемпионате мира. Да, иностранцев в России летом 2018 года будет гораздо больше, но вот россияне, которые в любом случае будут зрительской основой турнира, несколько раз подумают, прежде чем покупать билеты заранее, ведь есть шанс пройти на халяву.

ФИФА совместно с российским оргкомитетом нужно как-то переосмыслить ценовую политику для граждан России, иначе все повторится вновь летом 2018 года. Россияне и так уже заплатили за этот чемпионат строительством стадионом, оплатой работы оргкомитета и компенсацией за пользование сервисов, ФИФА же может слегка умерить свои аппетиты, тем более что международная федерация футбола, по сути, ни за что не платит, а лишь стрижет купоны, получая прибыль от спонсоров и ТV-контрактов...


2. ДАЙТЕ ШАНС ИНИЦИАТИВЕ НА МЕСТАХ

Сложная бюрократическая система оргкомитета и ФИФА просто необходима, чтобы уровень организации чемпионата мира в 2018 году был примерно на одном уровне во всех 11 городах. Добиться такого равенства практически нереально — даже на Кубке конфедераций было заметно, как Москва, Питер и Казань далеки от Сочи, в котором, казалось бы, проходила Олимпиада, но, по словам очевидцев, именно в южной столице России были наибольшие недочеты по организации.

Но каждому городу необходим индивидуальный подход. Так, в Казани уровень компетенций местной дирекции в части продвижения спортивных событий гораздо выше, чем в федеральном оргкомитете. Собственно, недостаток промоушена с местным акцентом и стал одной из причин слабой продажи билетов. Должного ажиотажа вокруг Кубка конфедераций создано не было — серьезный интерес появился, когда турнир уже набрал обороты. Потому очень важно правильно сделать выводы к лету 2018 года. Если вести речь о Казани, то, возможно, местным властям и организаторам стоит дать чуть больше свободы. История с трехкопеечным граффити Криштиану Роналду во дворе отеля — самая удачная PR-акция турнира — родилась без всякого участия ФИФА и оргкомитета. А сколько еще подобных штук можно было сделать, было бы желание...

Пока же дело доходит до абсурда: Азату Кадырову было запрещено публично говорить на тему Кубка конфедераций и чемпионата мира, спикером может выступать только глава оргкомитета турнира Алексей Сорокин, которого в Казани никто толком и не знает.

Без участия оргкомитета родилась и прожила история с граффити Криштиану Роналду во дворе отеля Без участия оргкомитета родилась и прожила история с граффити Криштиану Роналду во дворе отеля Фото: «БИЗНЕС Online»

3. ПУСТИТЕ ШАТЛЫ К ПОРОГУ

Подводя итоги Кубка конфедераций, Сорокин отрапортовал: «Мы запустили 217 бесплатных поездов». Это действительно очень здорово, да и вообще в плане организации транспортных сообщений оргкомитет сделал болельщикам и журналистам большие подарки: от шатлов до бесплатных поездок в метро. Но, стараясь угодить всем и сразу, чиновники все же сделали несколько ошибок.

— Мы сталкивались с ситуацией, когда нам казалось, что мы все продумали и инвалид, например, который получал билет в кассе, сразу при предъявлении удостоверения получал пропуск на ближайшую парковку на Гаврилова, и там уже с точки зрения доступной среды все было обеспечено, так и шатлы передвигались. Но были случаи, когда инвалид приехал не на машине и пошел пешком. Мы понимаем, что от «последней мили» дойти до стадиона ему достаточно сложно. Но это те случаи, когда только опыт и практика показали, что нужен автомобиль и мы должны этих людей довозить до стадиона, — отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», рассказал первый заместитель исполкома Казани Дамир Фаттахов.

Возникала проблема и с велосипедами.

— Мы анонсировали, что на велосипеде можно будет добраться до арены, но столкнулись с тем, что это тоже транспортное средство и правилами дорожного движения его передвижение тоже ограничено. Были споры: человек должен слезть с велосипеда и везти его рядом с собой, либо ехать по тротуару. Если мы эту историю откроем, то это будет удобный способ добраться и уехать со стадиона. Наверное, мы не до конца отработали инфраструктуру, — объяснил Фаттахов.


В целом же внутри городов с транспортом больших проблем не было: пускали бесплатно по паспорту болельщика, а специальные автобусы в дни матчей раз в 3 - 5 минут отходили от нескольких точек и без остановок гнали до «последней мили». Другой вопрос, почему автобусы пафосно зовут шатлами, если они не подаются прямо к стадиону? В Петербурге болельщикам приходилось пройти приличное расстояние, чтобы доехать на автобусе до ближайших станций метро.

Но главные проблемы начинались при путешествии между городами Кубка конфедераций. Для начала нужно что-то делать со знанием языка у проводников поездов или хотя бы выпускать специальные брошюры, которые помогут им общаться с болельщиками. В специальных маршрутах от ФИФА проводники были на удивление вежливы. Но если английский они хоть как-то понимали, то болельщики из Мексики и Чили для женщин за 50 говорили загадочным языком сериалов 90-х.

Сами поезда в большинстве были новые и качественные, хотя до Санкт-Петербурга цепляли и откровенно старые вагоны с постельным бельем из прошлого века. Такая же ситуация была и с маршрутами бесплатных рейсов: на один-два удобных ставили пять с прибытием или отправлением посреди ночи. Большинство поездов добиралось до Питера 12 часов, при этом половину этого времени даже не двигаясь. Это все можно оправдать бесплатным статусом поезда. Но на Кубке конфедераций планировали логистику между четырьмя городами, готовыми и к ЧМ-2018. Через год точек будет в два раза больше, а самым дальним маршрутом будет уже не Санкт-Петербург — Сочи, а Екатеринбург — Калининград.

В целом представителям СМИ оставили не так много моментов, на которые можно пожаловаться, но все же ошибки в организации былиФото: «БИЗНЕС Online»

4. СОЗДАЙТЕ КОМФОРТ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ

Миру о чемпионате будут рассказывать пресса и ТV, потому важно создать правильное впечатление от турнира именно у журналистов. В целом представителям СМИ оставили не так много моментов, на которые можно пожаловаться, но все же ошибки в организации были.

Хорошо, что журналистам транспорт после матча подавали прямо к медиацентру. Вот только несколько раз он опаздывал на открытые тренировки, а с финалом в Петербурге все вообще было очень печально. Шатлы прибыли только в 2:15, когда мосты разведены, а метро не работает. Доезжают они исключительно до отелей, где живут иностранные журналисты (так было во всех городах). В итоге россиянам пришлось вызывать такси, потратив приличную сумму, а водителю — гнать быстрее, надеясь найти сведенный мост. Домой людям удалось прибыть только в 4 утра. Напомним, что финальный матч завершился в 23:00.

Забыли про журналистов и в случае с бесплатными поездами. Проезд по аккредитации ввели только 21 июня, когда половина матчей турнира завершилась. Сами поезда, конечно, комфортабельные, но 60 часов в пути без остановок — это слишком даже для таких условий. А еще были замечательные ситуации. Второй матч турнира проходил в Казани, вечером воскресенья. В понедельник в Сочи был единственный матч Германия — Камерун, и попасть на эту игру журналистам да и болельщикам можно было только транзитом через Москву. Поездка выходила в серьезную сумму, да и времени отнимала много, а все потому, что в эти дни не было рейсов Казань — Сочи. Хотя календарь матчей было понятен давно и как-то скорректировать расписание даже рейсовых полетов было вполне реально, но оргкомитет этим вопросом не озаботился.

Журналистам же еще нужно, помимо матчей, посещать различные мероприятия. Так, едва приехав из Москвы, журналист «БИЗНЕС Online» уже опаздывал на пресс-конференцию в Петербурге и решил уточнить у волонтеров, есть ли на стадионе электрокар, как на «Открытие арене», ведь объекты разбросаны по стадиону на приличном расстоянии. Тут же замечательной фразой репортера перебил какой-то мужчина (видимо, кто-то из организаторов или работников арены): «Не надо ему ничего давать, пусть не привыкают к хорошему».

Кстати, если в Москве большой потребности в электрокарах нет, при том что туда любезно усаживают каждого человека с аккредитацией, то в Петербурге они подчас необходимы. Важнейшие локации на территории стадиона расположены крайне неудобно. Так, чтобы быстрым шагом добраться от входа до ложи прессы, уйдет примерно 15 - 20 минут. До зала пресс-конференций идти примерно столько же. Прибавьте к этому полчаса от метро до стадиона, и прекрасная фитнес-программа готова.

Еще раз повторимся: в плане транспорта организаторы были невероятно щедры и порой даже изобретательны. Но дьявол, как известно, кроется в деталях.

Чилийцы и мексиканцы покорили всех харизмой и нескончаемым оптимизмом, став идеальным образцом боления Чилийцы и мексиканцы покорили всех харизмой и нескончаемым оптимизмом, став идеальным образцом боления Фото: «БИЗНЕС Online»

5. РАСШЕВЕЛИТЕ БОЛЕЛЬЩИКОВ

После финала складывается ощущение, что сборную Чили русские болельщики поддерживали сильнее, чем свою собственную. Чилийцы и мексиканцы покорили всех харизмой и нескончаемым оптимизмом, став идеальным образцом боления. В сравнении с ними проигрывали все, причем крупнее, чем новозеландцы португальцам.

Когда на поле не было латиноамериканской команды, на стадионе практически всегда царила тишина. Казани просто очень сильно повезло — во всех матчах Кубка в столице Татарстана играли или мексиканцы, или чилийцы. Другие иностранные болельщики не приехали, а их сборные вяло (и лишь иногда не очень вяло) поддерживали русские зрители. На матчах сборной России они были еще тише. Культуры боления у нас так и не появилось: кроме редких зарядов «Россия! Россия!» и реакции на атаки, никакой активности аудитория не проявляет. Во многом потому, что она как раз «аудитория». Увы, пиво по скидке и Wi-Fi занимали зрителей куда больше футбола.

Не все хорошо и с посещаемостью. Если стадионы-40-тысячники правдами и неправдами собирали аншлаги, то скандальная арена в Санкт-Петербурге своего так и не дождалась. Финал собрал всего на тысячу человек больше, чем питерский матч Криштиану Роналду. И хорошо, что в нем не было сборной России — певучие чилийцы наконец-то исследовали все возможности замечательной акустики стадиона.

Придумать какие-то способы шевеления зрителей уже на трибунах просто необходимо. Главный шаг к этому сделан — разрешили пиво. Но 80% Кубка конфедераций проходили в полной тишине. В оставшиеся 20% шумели чилийцы и мексиканцы. За турнир российских зрителей научили делать «волну» — к финалу и игре за 3-е место они выполняли ее максимально синхронно. Впрочем, уровень шумовой поддержки, возможно, вырастет сам по себе: когда приедут латиноамериканцы с барабанами, поющие британцы и громкие по жизни итальянцы.

Около отеля Ramada, где жил Криштиану, атмосфера Кубка царила практически все три недели Около отеля Ramada, где жил Криштиану, атмосфера Кубка царила практически все три недели Фото: «БИЗНЕС Online»

6. СОЗДАЙТЕ АТМОСФЕРУ ПРАЗДНИКА

Главный недостаток Кубка конфедераций — вспомнить о нем можно было лишь непосредственно перед матчами у стадионов. В Казани была еще одна точка — это отель Ramada, где жил Криштиану: там атмосфера Кубка царила практически все три недели. Больше всего событие размывалось в огромной Москве, где из-за масштабов терялись не только малочисленные португальцы, но даже тысячные толпы чилийцев. Да, по городу разместили баннеры о турнире и поставили точки с волонтерами на центральных улицах, но они не создавали праздника. Покупка маскота турнира — Забиваки — за пределами стадиона в городах турнира была настоящим приключением. Нужно было потратить полчаса в интернете и совершить несколько телефонных звонков, чтобы узнать, где именно находятся магазины с сувенирами ФИФА. Через год от точек продаж должно рябить в глазах, иначе продукты ЧМ-2018 провалятся по прибыли.

Необходимо разобраться и с зонами активности на территориях стадионов: 95% времени ведущие на русском языке развлекают носителей русского языка и лишь иногда дублируют фразы на английском. Караоке с повторяющимися песнями (чертова «Аргентина — Ямайка»!), конкурсы на знание города, ноль процентов местной специфики, везде все одинаково. А как же разнообразие культур народов, населяющих Россию? Еще два вопроса: вы точно уверены, что это весело? И вы точно помните, что проводите турнир не только для себя? Да, сделать зоны активностей на всех языках невозможно, а английский в России официально не знают около 86% жителей, поэтому надо придумывать конкурсы, которые не требуют от участников вникания в суть происходящего на слух, а понятны интуитивно.

Две самые большие претензии — часть волонтёров плохо владеют иностранными языками или же не вовсе не говорят на них Две самые большие претензии — часть волонтеров плохо владеют иностранными языками или же вовсе не говорят на них Фото: «БИЗНЕС Online»

7. ОБУЧИТЕ ВОЛОНТЕРОВ

Перед матчем количество добровольцев в специальной форме было зашкаливающим. На каждом шагу стояли молодые люди и пытались поднять настроение, частенько это у них получалось. Безусловно, волонтеры помогали и своими улыбками и настраивали на доброжелательный лад, но уровень компетенций помощников оргкомитета необходимо повышать. Две самые большие претензии — часть волонтеров плохо владеют иностранными языками или вовсе не говорят на них. Можно было наблюдать картину, как волонтер буквально на пальцах что-то объяснял чилийцу или мексиканцу. Если английский язык кто-то еще знал, то с испанским и португальским просто беда. Понятно, что найти бесплатную рабочую силу, да еще и с такими компетенциями сложно, но базово на уровне разговорников провести работу стоит. Тем более что календарь ЧМ уже будет готов в ноябре и можно будет понять, какие сборные и в каких городах будут играть.

Наибольшие сложности у волонтеров вызвали вопросы, как ни странно, связанные с навигацией, — город они порой знали на уровне таксиста-новичка. Причем проблемы возникали даже у стадиона. Так, были случаи, когда болельщиков отправляли за Fan ID к Дворцу водных видов спорта, хотя там пунктов выдачи паспортов болельщика не было вообще. Важно оговориться, что общее впечатление от работы добровольцев положительное, в 90% случаев они действительно помогали и поддерживали. Но опять же летом 2018 года в футбольном фестивале будут задействованы 11 городов, а не 4. И да, волонтеры начали свою работу за пару дней до начала турнира, а помощь их была нужна уже чуть раньше.