АВТОГРАДБАНК, БИЛАЙН, ВАЛЕРИ, ОТЕЛЬ «ДЖУЗЕППЕ», DOLCE VITA GROUP, АУДЭКС, ТАТЭНЕРГОСБЫТ

Газета «БИЗНЕС Online» продолжает серию публикаций, в которых топ-менеджмент компаний РТ подводит итоги 2010 года. Сегодня мы представляем взгляд на экономические события ушедшего года представителей сферы телекомуникаций, банковского, гостиничного и ресторанного бизнесов, аудита, энергетики.

1. Какое событие для Вашей компании было главным в 2010 году? Чем запомнился год в целом?

2. Каковы планы Вашей компании на 2010 год? Чего опасаетесь и на что надеетесь?

3. Что ждет, на Ваш взгляд, в 2011 году вашу отрасль, республику, страну?

Венера Иванова - председатель правления ЗАО «ГКБ «Автоградбанк»:

1.  Мне трудно выделить какое-то одно событие, настолько много важного произошло в банке в 2010 году. Пожалуй, самое главное — это то, что мы помогли в улучшении жилищных условий более 6000 семей. По выдаче ипотечных кредитов в 2010 году мы лидируем в Татарстане. Тут надо понимать, что клиенты просто так самотеком в банк не приходят. Мы провели масштабную работу: сотрудники отдела развития бизнеса, начальники наших филиалов объездили практически всю республику. С целью повышения финансовой грамотности населения, они рассказывали людям, как можно использовать материнский капитал для улучшения жилищный условий. Ведь многие просто не знали что делать, куда идти, к кому обращаться. Не знали, например, что можно использовать материнский капитал на пристрой к своему дому. Мы обращались к главам администраций, и они, надо сказать, проявляли большую заинтересованность в сотрудничестве в этом вопросе. Работали через отделения Пенсионного фонда. Организовывали в районах выездные рабочие места наших сотрудников, принимали там у клиентов документы, а затем привозили их в банк, готовили, а потом снова увозили в районы. Особенно большой наплыв был в конце года. Люди семьями приезжали в наши офисы  практически из всех районов Татарстана - из Арска, Мензелинска, Высокой Горы, Нурлата, Чистополя.

 

Кроме этого, естественно, продолжалась активная работа с малым бизнесом. В частности, в начале 2010 года Автоградбанк объявил о том, что становится практически круглосуточным банком и проводит платежи юрлиц в течение 15 минут до позднего вечера. Новые тарифы расчетно-кассового обслуживания банка, заточенные именно под продленный банковский день, выбрали в этом году 675 юридических лиц, которые провели свыше 4 тысяч документов в период с 17 до 24 часов. Конечно, это небольшая цифра, но она говорит о том, что у этой услуги есть свой потребитель.  Есть определенный сегмент  в бизнесе, где люди заинтересованы в том, чтобы у них была возможность перечислять деньги и днем, и ночью. А если такая потребность есть, значит, надо быть полезными людям, помочь им в этом деле.

Отдельное направление, которым мы много и плотно занимались в 2010 году, это продвижение интернет-платежей среди физических лиц. Я считаю, что за этим направлением будущее. Уверяю вас, года через три большинство людей перейдут на оплату через интернет. Для примера, в Канаде уже 67 процентов населения оплачивают различные услуги через интернет. И это правильно. Зачем ездить платить за квартиру в один офис, за телефон в другой, за ТВ в третий, стоять в очередях и так далее, если все платежи можно провести за пять минут, вообще не выходя из дома?! Россия отстает пока в этом вопросе, но, думаю, довольно скоро наверстает развитые страны. А учитывая постепенную интернетизацию населения нашей республики, думаю, что мы и в этом вопросе сможем в недалеком будущем показать пример России.

Еще можно отметить то, что в этом году лицом нашего банка стала олимпийская чемпионка  Пекина, челнинская легкоатлетка Гульнара Галкина-Самитова. Я думаю, от сотрудничества выиграли обе стороны: это положительно отразилось на имидже банка, повысило его узнаваемость, и в то же время еще раз подхлестнуло интерес к самой Гульнаре не только в Набережных Челнах, но и в целом по республике.

Кроме того, у нас появился крупный акционер, известный в республике бизнесмен Павел Сигал, который на сегодня владеет 19,3 процентами акций. Его приход, думаю, даст новый импульс развитию банка.

Ну и нельзя не отметить акцию, которую Автоградбанк объявил в начале 2010 года, – благотворительный марафон «Дорогою добра». Начиная с мая, мы  ежемесячно проводим мероприятия в пользу малоимущих, инвалидов, ветеранов, детей-сирот, одним словом, тех, кто нуждается в помощи, заботе и внимании общества. Марафон продлится год и завершится 26 апреля 2011 года, в день, когда Автоградбанку исполнится 20 лет. Мы подобные акции проводим ежегодно, независимо от наличия юбилейных дат. Я убеждена, что отдача от бизнеса должна выражаться не только в показателях прибыли и рентабельности, надо учитывать и другие показатели, которые измеряются не миллионами и миллиардами, а вниманием, поддержкой и адресной помощью.

2. Планы большие. Прежде всего, на следующий год мы планируем расширить нашу географию и выйти  за пределы Татарстана. Сегодня мы имеем филиалы и дополнительные офисы в семи самых крупных городах республики. Но за двадцать лет существования нашего банка накоплен большой потенциал, и мы чувствуем готовность к этому шагу. Количество наших офисов в следующем году должно существенно увеличиться.

Это не единственное изменение нашей прежней стратегии. Также мы планируем расширить продуктовый ряд. Дополнительно к банковским услугам в наших офисах появятся и другие финансовые услуги. Мы работаем над новым форматом оказания услуг как малому бизнесу, так и частным лицам. Для него уже придумано название, но мне не хотелось бы раньше времени раскрывать все наши наработки. В первой половине года нам предстоит большая работа по тестированию этого формата, а затем мы приступим к его тиражированию. По большому счету технологическая инфраструктура нашего банка к этому готова.

3. Мы вступаем в год Кота и Кролика. С одной стороны это, конечно, не Тигр – символ прошедшего года, но они только на первый взгляд мягкие и пушистые. И кот, и кролик умеют царапаться, если их разозлить. Поэтому это нам самим надо быть мягкими и пушистыми в отношениях с партнерами, клиентами, а также в отношениях друг с другом.

Самое большое опасение – лишь бы кризис не вернулся! Но мы все же надеемся, что обратного хода не будет. В России пока нет предпосылок для финансового кризиса, у нас нет «пузырей». Хотя, конечно, в мире факторы, приведшие к кризису, не ликвидированы.

Давно муссируется тезис о том, что численность небольших банков нужно сокращать и оставить только крупные кредитные организации. Звучат заявления о том, что собственный капитал банка должен составлять не менее 5 миллиардов рублей. Однако мы надеемся, что если эта норма и будет введена, то не в ближайшее время. Только к 2012 году будет введена минимальная норма собственного капитала в 180 миллионов рублей, а у нас он сегодня составляет 560 миллионов рублей.

Поэтому больших опасений нет, но, я не исключаю, что государство может пойти по пути минимизации количества банков. Вероятно, кому-то кажется, что крупным бизнесом легче управлять. А кризис показал, что лопались и падали в основном именно крупные банки и компании, а мелкие оказались более живучими, поскольку они более мобильны и способны быстро перестраиваться под меняющиеся условия. Я надеюсь на то, что, в конце концов, и аналитики, и руководители государства поймут, что небольшие банки нужно поддерживать. Сегодня на всех уровнях говорится о необходимости поддержки малого бизнеса, а  небольшие банки это тоже своего рода малый бизнес, они цементируют систему. Чем больше их будет, тем меньше опасности обрушения банковской системы в кризисной ситуации. 

Андрей Юдов - директор казанского филиала ОАО «ВымпелКом» (брэнд "Билайн"):

1. «Билайн» в Татарстане укрепил свои позиции как первый интегрированный оператор связи – как в сегменте b2c, так и в сегменте b2b. Крупнейшие предприятия, работающие в сфере наиболее значимых для республики отраслей производства, стали нашими клиентами по FMC.

2010 год запомнится, прежде всего, активным строительством сетей третьего поколения, причем особое внимание мы уделяли усовершенствованию качества покрытия в каждой точке присутствия. В этом году мы отметили двухлетие запуска 3G в Татарстане. За два года число базовых станций 3G увеличилось в 13 раз. При этом важным было не только увеличение числа населенных пунктов, охваченных сетью, но обеспечение устойчивого коврового покрытия, которые гарантирует высокую скорость соединения.

Число абонентов за два года работы сети третьего поколения увеличилось в семь раз. Объем трафика – в 34 раза. Это связано с активным строительством сети в городах Республики Татарстан и разнообразием тарифных предложений.

Не менее динамичен был рост сети ШПД – проводного доступа в интернет. За прошедший год число абонентов проводного интернета «Билайн» выросло в два раза, значительно расширилась география доступа.

Кроме того, в завершение этого года мы запустили новый продукт на базе сети ШПД – IPTV. Это цифровое телевидение, которое предоставляет абонентам ряд уникальных интерактивных возможностей.

Еще одним проектом, запущенным в 2010 году стал социальный проект «Комплексное обслуживание абонентов на татарском языке», который завоевал любовь и уважение жителей Республики Татарстан и получил высокую оценку ведущих представителей культуры и искусства РТ, Первого президента РТ Минтимера Шаймиева и наших абонентов.

2. Как и в 2010 году, «Билайн» в Татарстане будет активно развивать сети 3G и широкополосного доступа в интернет по технологии FTTB. Так же, как и по остальным направлениям бизнеса, мы фокусируемся на том, чтобы развертывание сетей «третьего поколения» сопровождалось высоким уровнем возврата инвестиций. Кроме того, мы будем бороться за качество абонентской базы, выводя на рынок новые предложения и продукты.

3. Я думаю, что страну ожидают позитивные изменения в экономике, улучшение качества жизни ее граждан – и как следствие, позитивная динамика будет наблюдаться и на рынке телекоммуникаций.

Валерий Абсалямов - директор ЦДН «Валери»:

1. По главным событиям ничего сказать не могу, никаких главных событий в этом году не было. Все вопросы были текущие. Год запомнился падением объемов и особенно падением спроса на жилье. Процентов 30 мы точно потеряли.

2. Планы у нас простые – работать и развиваться дальше. Опасаюсь только ухудшения дальнейшей ситуации на рынке недвижимости. Этот год еще что-то давал за счет материнского капитала и ветеранских денег, но в следующий год таких подарков судьбы не будет, поэтому опасаюсь падения. Особых предпосылок, имею в виду реальных, например, увеличения денежной массы, для улучшения ситуация я не вижу, хотя надеюсь на них.

3. Резких изменений ни в отрасли, ни в республике, ни в стране, думаю, не будет. Тишь, гладь да благодать. Ну, а если серьезно, никаких экономических и политических предпосылок для изменения ситуации я не вижу. Страну, конечно, может качнуть, республику в меньшей степени, а нашу отрасль уже мало что затронет. Чтобы что-то изменить, нужны резкие правительственные движение. Вдруг завтра господин Медведев стукнет кулаком и скажет, что ипотека будет 6 процентов для всех банков. Или введет ограничения по ряду цен, или с валютой что-то случится. Понятно, что тогда произойдет резкий скачок. Но пока "два брата" у власти я в этом сомневаюсь.

Наиля Спарта - первый заместитель генерального директора отеля «Джузеппе»:

1. Год запомнился победой России за право принимать чемпионат мира по футболу в 2018 году. Это историческое событие и для России, и непосредственно для Казани тоже.

2. Наверно, у нас самые заурядные планы, как у большинства владельцев среднего бизнеса - это не уйти "в минус" в условиях жесточайшей конкуренции, непрестанно растущих коммунальных платежей, и тройного увеличения налогов на зар. плату. Всевозможные издержки были уже максимально урезаны бизнесом в первые месяцы кризиса, а повышать цены на услуги гостиниц, пропорционально росту расходов невозможно, т.к. гостиница будет просто стоять пустой. Нужно еще учитывать и специфику гостиничного бизнеса - капитальные вложения требуют постоянного обновления - нужно регулярно делать ремонт зданий и номеров, менять мебель, а также несколько раз в году покупать посуду, постельное белье, постоянно увеличивать расходы на рекламу, и т.д. и т.д. Ведь невозможно бесконечно "доить" свой бизнес, ничего туда не вкладывая, он просто рано или поздно сойдет на нет. Любой бизнес требует "подпитки" в виде улучшения материальной базы, иначе ты проиграешь в конкурентной борьбе. Насколько средний бизнес сможет находить средства после уплаты всех налогов и платежей - находить не в банковских кредитах, а собственных средств для поддержания и развития собственного детища, в который они вложили столько сил?

3. Гостиничную отрасль ждет дальнейшее развитие. Но гостиницам нужно, чтобы в Казань приходил иногородний и иностранный бизнес. Мы, как и правительство, заинтересованы в приходе инвесторов. Гостиницы в Казани открываются и будут дальше открываться с учетом Универсиады и чемпионата по футболу. Но всем им нужно жить и до этих событий и после них, а без делового туризма, это практически невозможно. Недостаточно одних туристов, которые заполняют гостиницы в период праздников 2-3 раза в году, гостиница должна работать ежедневно с хорошей загрузкой, ведь расходы никто не отменял - есть у тебя клиенты или нет - коммунальные платежи и количество твоих работников останется неизменным, а платить в три раза больше налогов, чем раньше, все ли смогут?

Несмотря на нелегкий год, который ждет нас впереди, хотелось бы всем пожелать сохранить жизненный оптимизм и веру в собственные силы. Любви, здоровья и теплоты в отношениях Вам и Вашим близким!

Евгений Венгер - совладелец компании Dolce Vita Group:

1.Главным событием для компании «Дольче Вита Групп» в уходящем 2010 году стало открытие в Казани самого большого в Татарстане ресторана-пивоварни Maximilian’s на 700 посадочных мест. Главная его изюминка заключается в том, что пиво здесь варят прямо при посетителях и исключительно по баварским рецептам. Кроме того, в ресторане создан необычный интерьер, в точности повторяющий атмосферу баварского заведения. Специально для ресторана привезли эксклюзивный антиквариат из Европы. Открытие ресторана в Казани стало для нас знаковым событием, так как это не только выход на республиканский уровень, но и новый этап в развитии компании.

В целом год нас порадовал. Экономика после кризиса стабилизировалась. Это для нашей компании особенно важно потому, что наша отрасль напрямую зависит от экономических показателей и платежеспособности горожан.

В 2010 году, в апреле, в Челнах подвели итоги ресторанной премии «Золотая вилка-2009». Наша компания боролась во всех пяти номинациях. Лучшим японским рестораном стал «Гин-но Таки», а Maximilian’s занял первое место среди пивных заведений города. В остальных трех номинациях наши заведения завоевали серебро.

2. Многие москвичи, побывавшие в челнинском и казанском ресторанах «Maximilian’s», очень лестно отзываются о них. Поэтому, в 2011 году планируем открытие ресторана-пивоварни в Москве. Нам и самим была интересна столица. Будем надеяться, проект окажется успешным. Но сейчас не хотелось бы что-то загадывать наперед. Как говорится: хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах.

3. Надеемся на дальнейшую стабилизацию экономики в России и соответственно эффективное увеличение нашей доли рынка и товарооборота не только в Татарстане, но и на московском рынке.

Айрат Гимадутдинов – генеральный директор ЗАО "АКК Аудэкс":       

1. Хороших событий было много, и среди них нельзя выделить главное. Из последних событий можно отметить получение премии PEOPLE INVESTOR за вклад в организацию работы благотворительного фонда, семинар по корпоративной социальной ответственности, который мы провели совместно с общественной палатой РТ. В профессиональном плане – это внедрение новой версии программы «Аудит-Стандарт», позволяющей оптимизировать процесс проведения аудита.

2. В 2011 году основное внимание мы намерены уделить повышению качества оказания услуг. Для этого в нашей компании совершенствуется система контроля качества, запланированы обучающие мероприятия для сотрудников, будут пересматриваться и дорабатываться стандарты оказания услуг.

3. Российский рынок аудита, скорее всего, сократится, так как планируется внести изменения в закон «Об аудиторской деятельности» в части критериев, по которым предприятия подлежат обязательному ежегодному аудиту. Поэтому мы не планируем роста объема оказываемых услуг.

Наша республика, думаю, будет развиваться по многим направлениям, а также будет укреплять свой имидж новатора во внедрении передовых технологий.

Марат Минибаев – директор ОАО «Татэнергосбыт»:

1. Главным событием компании, я считаю, открытие 12 клиентских офисов. Точнее, их обновление, поскольку они и раньше работали, но в этом году мы провели реконструкцию в едином корпоративном стиле. Чтобы нашим клиентам было комфортнее и удобнее.

Чем запомнился этот год? Тем, что он являлся переходным в плане новой системы ценообразования на электроэнергию. Сейчас мы разрабатываем технологию, как будем доводить до потребителей составляющую цены. Это возлагает на нас большую ответственность, потому что мы должны правильно формировать свои графики закупок, чтобы купить наиболее дешевую электроэнергию, все правильно рассчитывать.

2. Стратегия нашей компании направлена на повышение операционной эффективности. Сейчас мы работаем над проектами, которые позволят клиентам получать полноценную помощь у нас в компании, в том числе по выбору тарифов и современных приборов учета. Глобальная задача следующего года – это начать составлять энергосервисные контракты. Это не обычный договор на энергоснабжение, а совместный с клиентом проект, который позволит ему оптимизировать затраты на электроснабжение. Причем мы заинтересованы в том, чтобы потребитель не просто снижал потребление, а снижал в отношении к своему валовому продукту и за счет этого развивал свой бизнес. Многие спрашивают: какой смысл сбытовой компании участвовать в энергосбережении? Очень простой: этим повышается эффективность наших партнеров, они становятся конкурентоспособными. А поскольку это произойдет с нашим участием, то они, вероятнее всего, останутся нашими клиентами. Очевидно, что если бизнес будет развиваться, то потребление не уменьшится. А, возможно, и станет больше за счет наращивания объемов производства. Так что это – взаимовыгодное сотрудничество.

3. Я уверен, что будут развиваться дальнейшие конкурентные отношения, особенно в розничной сфере, потому что будет происходить консолидация энергосбытовых бизнесов и бизнесов по производству электроэнергии – сейчас это общий трэнд. Компаниями будут опробоваться различные ценовые предложения, прежде всего связанные с предложениями фиксации цены для потребителей. Это сейчас самый злободневный вопрос. Та сбытовая компания, которая сможет осуществить реальный проект по фиксированию цены на долгосрочную перспективу, и станет лидером будущего года. В отношении оптового рынка в целом по генерации – также повышается рыночная составляющая на рынке мощности по электрической энергии, что говорит об усилении конкуренции на рынке. В отношении сетевого регулирования – развитие интеллектуальных сетей. Причем вложения в это направление будут происходить не путем ежегодного повышения тарифов, а за счет развития инвестиционных проектов и внешних источников.

Что касается страны в целом. Считаю, большое значение имеет то, насколько удастся осуществить переход от одной экономической модели к другой. Это вопрос выживания экономических институтов. Пока некоторые действия не очень увязываются. Например, с одной стороны провозглашается развитие малого бизнеса, с другой – повышаются нагрузки на фонд оплаты труда в виде ЕСН, хотя и понятно, с какой целью. Мне кажется, что необходимо вести более последовательную политику в этой сфере. Надеюсь, что она будет выработана.

БИЗНЕС Online