«НО НЕ ГОРЮЕТ СЕРДЦЕ РОКОВОЕ... И ДУМАЕТ ПРО ДЕЛО МИРОВОЕ»

В Воронежском оперном театре деревянные полы покрыты коричневой краской советских времен. Краска облупилась, как облупились и спинки многих сидений в партере театра, десятилетиями ждущего реконструкции. Неприметная среди российских сцен-хедлайнеров в дни Платоновского фестиваля, она тем не менее стала пристанищем самых удивительных театральных проектов. От впервые поставленной оперы «Родина электричества», написанной в 1981 году по одноименному рассказу Андрея Платонова слепым композитором позднего советского времени Глебом Седельниковым, до балетного — под хиты ирландского блюзмена Вана Морриссона — вечера всемирно известного Нидерландского театра танца; и от «Танго-шоу» аргентинской «Метрополис Данс Компани» до восхитительной в своей непредсказуемости «Арии» — чудо-спектакля с барочной музыкой и «воздушным балетом» людей, летающих на невидимых тросах вроде кукол-марионеток на веревочках.

Другие фестивальные площадки, как, например, модернизированное здание бывшей типографии «Коммуна» (здесь работал Платонов), привечали фильмы кабардино-балкарских студентов Александра Сокурова и кинопоказы картин Дзиги Вертова. Тут же на творческой встрече с писателем Петром Алешковским можно было услышать о романе «Крепость» (последняя премия «Букер») массу захватывающих и вполне реальных подробностей. А потом — отвлечься и посмотреть остроумную экспозицию Павла Пепперштейна «Супрематические исследования древнегреческих мифов».

В уютном, похожем на ДК, местном ТЮЗе, под завязку забитым публикой, дважды шли «Письма Ван Гога»: спектакль «Из глубины...» казанского ТЮЗа, съездив на «Золотую маску» в Москву, тут же получил приглашение в Воронеж, где по окончании «заработал» стоячую овацию. Жаль, что аплодисментов не слышал автор саундтрека к спектаклю — прекрасного четырехголосного a cappella —  композитор Эльмир Низамов. В это самое время он возвращался в Казань из Москвы, где участвовал в дебютной «Лаборатории современной оперы».

Современное здание Воронежского концертного зала на Советской площади, где в фестивальные дни развернули книжную ярмарку, неожиданно оказалось пригодным для драматических спектаклей-гастролеров. «Имитация жизни» венгерского режиссера-реформатора Корнеля Мундруцо приехала сюда после прошлогоднего участия в авторитетнейшем фестивале Wiener Festwochen; шекспировская «Зимняя сказка» британской труппы Cheek by Jowl в постановке Деклана Доннелана — после показа на Чеховском фестивале в Москве, а «Книга Царя Давида» в постановке Евгения Арье — из израильского театра «Гешер». Русскоязычное название театра — «Мост» — служит ключиком к ловко придуманной истории о том, как миф фальсифицирует реальность и о том, как легко деяния ветхозаветного царя Давида проецируются на современность.


ФЕСТИВАЛЬНАЯ «РЕКА ПОТУДАНЬ»

В основе бизнес-проекта Платоновского фестиваля — отражение воронежского региона в современном и очень достойном жизнеощущении. Суть его — открытость Воронежа миру — столь же метафорична, сколь и конкретна. Цифры бюджета фигурируют в открытом доступе на фестивальном сайте. Из 77 млн. рублей треть дает правительство области, треть — спонсоры, еще треть покрывается продажами билетов. В этом году реализовано 26 тыс. билетов, но с учетом бесплатных фестивальных мероприятий общее число публики выросло до 85 тысяч. Такой спрос на искусство в регионе говорит само за себя. Так что столичные аналитики не преувеличивают, называя Платоновский фестиваль «одним из крупнейших в стране». Важно добавить, что в этом году фестиваль проводился в седьмой раз, но легенды о нем с некоторых пор циркулируют далеко за пределами Воронежа. Среди гостей фестиваля в этом году были замечены и предводитель градостроительного совета малюсенького, но вовсю облагораживаемого Плеса, и люди, специально приехавшие на фестиваль из США.

Как не примерещится здесь что-то общее с флорентийской историей Возрождения эпохи Медичи — родоначальников европейского банковского дела и покровителей искусств! Воронежский Медичи — нынешний губернатор Воронежской области Андрей Гордеев, глава попечительского совета Платоновского фестиваля. Благодаря ему, фестивальным гостям, гуляющим по нынешнему Воронежу, недосуг вспоминать родные пенаты. В аккуратной зелени местных скверов и парков скорее видится Париж, а то и Версаль, если смотреть на конусом обстриженные кроны тополей в тылу здания правительства.

Фрагмент спектакля «Книга Царя Давида» израильского театра «Гешер» (реж. Евгений Арье)

При этом современный Воронеж очень украшают монументы русским поэтам: Кольцову, Никитину, Мандельштаму. Мраморные доски на зданиях напоминают, что здесь тогда-то с кем-то встречался Жуковский, а там останавливался на лето Суворин — издатель и многолетний покровитель Чехова. Тема Платонова сама собой сгущается в воздухе города с богатой литературной историей. В театральном — Платоновском — фестивальном пространстве эта тема живет и пульсирует, не передавливая, впрочем, радикализмом или внушениями об актуальных болезнях общества. Фестиваль просто выставляет в афише лучшее, не понятно когда, где и какими экспертами увиденное и моментально «подцепленное». Что-то — более солидной выдержки, как нидерландский балет, что-то — поновее, как «Царь Эдип» из театра им. Вахтангова. Похоже, именно за отсутствием поднадоевшей «сезонной» гонки и «прорывных проектов» сюда и едут люди. Одни цивилизованно и информативно коротают отпуск, другие туристически сибаритствуют, а кто-то просто знакомится с воронежскими ландшафтами, посещая и театральные, и выставочные точки.

В День России ночью на Площади Ленина порядка 20 тыс. человек были свидетелями театрального шоу: open air начали у VIP-трибун на площади Ленина зрелищем надувных серебристых динозавров, закончили шествием более десятка приглашенных европейских трупп по центральной городской магистрали с двойным названием — Проспект Революции / улица Большая Дворянская. И не надо менять адреса и названия улиц, — так, на Кипре в Ларнаке над Храмом Святого Лазаря зашили деревом купола, когда-то снесенные турецким военачальником, да и оставили в назидание потомкам: мол, была и такая в нашей истории катавасия.

На шествии уличных театров На шествии уличных театров

Но место — местом, а время — временем. Дух нашего времени в Платоновский фестиваль «вдыхает» его художественный руководитель Михаил Бычков. Художественный руководитель Камерного театра Воронежа умело рулит командой из 15 штатных единиц и 190 волонтеров (на прошлом фестивале их было 450), чьи мотивации быть занятыми днем и ночью на фестивальных объектах мигрируют от соображений «хочу посмотреть что удастся» до «хочу создать волонтерское портфолио, чтобы осенью попасть в волонтерскую команду в Сочи». Собрать и одномоментно оживить все городские «точки шевеления» — от собственного Камерного театра до театра оперы и балета, ТЮЗа, зала филармонии, Воронежского концертного зала, Драматического театра им. Кольцова, зала в местном торговом центре и еще в куче выездных мест может только тот, кто понимает, как важно цеховую и имиджевую изоляцию региональных театральных институтов расшевелить и объединить общей фестивальной «прошивкой». Представить, что в Казани единым делом были бы связаны интересы театра оперы и балета им. Джалиля с театром им. Качалова, филармонией, ГБКЗ им. Сайдашева и Кремлем, увы, пока трудновато. А жаль!

В Воронеже идеология «театр для каждого, но и для всех» вырабатывает довольно живую и пока мало где привычную имунную ауру: популярные фолк- и поп- коллективы тут не снижают отношения к высокому театральному продукту, а скорее обозначают ступеньку для удобного «подъема» на высоту подлинно художественной информации. Понятно, что огневой концерт «Барселона Джипси Балкан-оркестра» в замке принцессы Ольденбургской в воронежском пригороде Рамонь собирает элиту, склонную к посещениям оперного театра, а народные концерты в пригороде «Белый колодец» скорее приближают к искусству массовую молодежную аудиторию. Главное, что между теми и другими нет водораздела. Так и формируется разновозрастная публика Платоновского фестиваля: веселитесь под world music, но если заскучали, — милости просим в театр. К концу двухнедельного фестивального забега с галерки местного оперного театра подростки-энтузиасты протяжно кричали «браво» каждому из тринадцати номеров спектакля «Ария», где, между прочим, звучала исключительно негромкая, даже хрупкая музыка итальянского барокко. И это не было случайностью. Как не были случайностью разгоряченные столичные критики, которые студеным вечером на лужайке перед замком принцессы Ольденбургской оттанцевали три зажигательных биса. Балканские мелодии и ритмы, подняв половину публики с мест еще во втором отделении концерта, дарили солидным людям воскресный отдых в молодежном жанре «танцуют все». Хорошо, что Платоновский фестиваль таких переключений не боится.

На выставке картин Александра Тышлера в Воронежском Государственном музее изобразительных искусств им. И. Н. Крамского На выставке картин Александра Тышлера в Воронежском Государственном музее изобразительных искусств им. Крамского

КТО ТЫ — «СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК»?

После того или иного представления на Платоновском фестивале в воронежскую ночь приходилось возвращаться с подзабытым ощущением — не раздавленности искусством, а обогащенности пережитым во время спектакля. Поздняя шекспировская «Зимняя сказка» в современной постановке Доннелана напомнила, что «за все надо платить». Безумный ревнивец Леонт заново обретает разметанную им на 16 лет семью, но хеппи-энд горчит жертвенной смертью безвинного сына, который в начале спектакля надоедливо и шумно резвился, как резвятся все отроки, пребывающие в счастливом неведении о реальных или надуманных сложностях в отношениях между родителями.

«Книга царя Давида» ошеломляла опасным — и все же не плакатно-актуальным — размышлением о недоброй и лицемерной природе любой династически наследуемой власти, вынужденной намеренно и жестоко маскировать «гнилой родовой корень» красивыми апокрифическими вымыслами. Так Саул-Давид-Соломон стали «героями нашего времени».

В информации такого рода очень многое заставляло проверить точность своих собственных человеческих настроек. Тот случай, когда действие, совершаемое хорошим театром, не рушит, а созидательно изменяет твой персональный опыт. "В каждом человеке есть обольщение собственной жизнью, и поэтому каждый день для него — сотворение мира. Этим люди и держатся», — этой фразой из «Сокровенного человека» Платонова, похоже, и руководствуется фестиваль его имени, собирая спектакли не из соображений «сенсационности», «радикализма» или «календарной новизны», а так, чтобы зритель сам, своим умом добирал самые ценные смыслы как относительно свежих, так и уже обкатанных европейскими и российскими фестивалями постановок.

Вообще же музыкальных, театральных, литературных и выставочных проектов на Платоновском фестивале было около сотни. За неполных две недели город принял у себя более десяти европейских участников off-программы уличных театров, осуществил двойные показы двенадцати спектаклей из Москвы и Санкт-Петербурга, Казани и Бреста, Будапешта и Варшавы, Лондона, Амстердама и Буэнос-Айреса. Международное представительство на фестивале дошло до 23 стран-участниц. Коллективное присутствие зашкаливало. Кроме Большого симфонического оркестра им. Чайковского под управлением Владимира Федосеева, затратным гостевым проектом стал «Вооруженный человек. Месса мира» — миллениумное произведение Карла Дженкинса, для исполнения которого удалось собрать пять хоров, включая Государственный камерный хор Республики Татарстан, чьи певцы Ксения Романова (сопрано) и Руслан Шойбеков (тенор) уверенно выступили в партиях солистов. Руслан, исполнив во второй части многоконфессиональной «Мессы» мусульманскую молитву «Аллах Акбар», заслужил горячие аплодисменты публики, в рядах которой был и воронежский Медичи — губернатор Гордеев.