Привычная сцена из американского фильма: герой, не задумываясь, буквально за пару минут берет напрокат автомобиль. А когда такое будет возможно в России и конкретно в Казани? Есть ли спрос на подобные услуги? Довольно неожиданные и во многом парадоксальные ответы на эти вопросы «БИЗНЕС Online» дал генеральный директор ООО Dollar Thrifty Kazan Руслан Абдулнасыров.
ПРОБЛЕМНЫЙ БИЗНЕС
- Руслан, Dollar Thrifty – всемирно известная фирма с тысячами пунктов проката в семидесяти странах, но в России она работает только Казани, Москве и Санкт-Петербурге. Последние два города понятно, а Казань к ним как присоединилась?
- Для лучшего понимания - немного предыстории. Все началось более пятнадцати лет назад с компании «Рольф» - официального дилера Mitsubishi в России, точнее с его подразделения – «Рольф-прокат». Поначалу работа у фирмы шла гладко, но на определенном этапе компания уперлась в стену: когда парк сдаваемых в аренду автомобилей становится очень большим (а это были четыреста машин), возникают сложности с управлением. Было необходимо системное решение. Несколько международных фирм предложили свои варианты, и «Рольф» остановился на проекте Dollar Thrifty. Так в 2005 году в Москве появилась компания Dollar Thrifty Russia, а ее отделения - в Санкт-Петербурге и Казани. Мы открылись в 2007 году.
Я это к тому, что наш бизнес, если вы хотите вести его на высоком уровне, очень проблемный. Это не «продал и забыл». Так что Dollar Thrifty, может, и не пришла бы в Казань, если бы здесь не нашлось инициативных людей. И если кто-то проявит инициативу, скажем, в Екатеринбурге, компания пойдет и туда.
- В Татарстане есть другие аналогичные фирмы, завязанные на мировую сеть?
- Нет.
- Возможно, я ошибаюсь, но в Казани не видно рекламы вашей компании. Бизнес столь успешен, что не нуждается в продвижении?
- Во-первых, это связано с тем, что у нас немало постоянных корпоративных клиентов, в том числе и крупных. Поэтому в рекламе среди них мы, действительно, не нуждаемся.
А, во-вторых, мы не рекламируем себя на казанском рынке потому, что широкая клиентура нам на данном этапе не нужна. Почему? Казанцы как частные лица не очень лояльны к нашему бизнесу. Специфика россиян (или, может быть, все-таки жителей Казани) заключается в такой установке: «Машина не моя, я заплатил за нее аренду и делаю с ней все, что захочу». И получается, что мы отдаем автомобиль в хорошем состоянии, а получаем его в ужасном. О выходе за рамки срока аренды я не даже не говорю, это «мелочи». Машину могут и вовсе не вернуть. Вот только три месяца назад угнали, до сих пор - ни слуха, ни духа. Но это все-таки редкость, а чаще бывает такое. Клиент берет машину на четверо суток. Срок проходит, идут пятые сутки - мы его не можем найти, шестые – то же самое. Заявляем в ГАИ об угоне, его ловят – пьяным, на битой машине, которую, конечно, загоняют на штраф-стоянку. Кто ее оттуда будет забирать? Клиент? Но он не собственник, это не его проблемы.
И подобные ситуации в Казани – обычное дело. Поэтому мы не видим перспективы работы с местными отдельными клиентами. Да, мы предоставляем им услуги, но с большой неохотой и с достаточно глубокой проверкой. Для казанцев, желающих взять автомобиль в аренду, имеются серьезные ограничения, например, более высокая залоговая сумма. Конечно, есть и исключения – узкий круг постоянных клиентов-«одиночек», которые бережно относятся к машине.
Мы научены и чужим опытом. Лет десять назад одна компания открыла в Казани прокат автомобилей (первая в нашем городе аренда иномарок была), но он у них разорился из-за того, что парк либо угнали, либо превратили в хлам. Словом, дела складываются так, что мы не приглашаем казанцев за нашей услугой. Такое бизнес-недоразумение – мы не ждем клиента! Как это ни парадоксально, у нас арендуют машины, в основном, иногородние.
КАЗАНСКИЙ ФЕНОМЕН
- Что в данном случае вы вкладываете в понятие «иногородний»?
- Не из Татарстана.
- С чем связываете такую специфику поведения местных жителей?
- Менталитет. Плюс общероссийское хамское отношение к чужой собственности. Хотя, думаю, если казанец приедет, например, в Башкортостан и возьмет автомобиль в аренду, он будет вести себя скромно, потому что это не его территория. А в Казани он весь на распальцовке.
Наши коллеги в Москве говорят, что у них в этом смысле все о’кей. Но, думаю, это тоже связано с тем, что в Москве очень много иногородних. То есть мы имеем всероссийскую проблему менталитета, но, возможно, в Казани она выражена наиболее ярко.
- То есть приезжих вы встречаете с распростертыми объятиями?
- Да, они берут автомобили на гораздо более лояльных с нашей стороны условиях, и, главное, возвращают их в отличном состоянии. Более чем трехлетний опыт на рынке показывает, что ни один иногородний нас не подвел. Ни один!
- Получается, у вашего бизнеса в смысле широкого потребителя в Казани перспектив нет?
- Есть. Общество рано или поздно изменится. Сейчас воспитываем в себе уважительное отношение друг к другу на дороге - люди начали говорить «спасибо» аварийными сигналами. Лет пять назад это делали? Да никто! Точно также рано или поздно поймут, что нельзя относиться к чужому имуществу и труду наплевательски.
- Как распределяется доход компании от разных категорий клиентов?
- 60 процентов дохода – от иногородних без водителя, 40 процентов – от казанцев и иногородних с водителем.
- Каков ежедневный, ежемесячный и ежегодный спрос на аренду автомобиля во всех ее видах?
- Это, скажем так, закрытая информация. Очень многие хотят заниматься таким бизнесом, но боятся - не хватает расчетов по тарифам, количеству автомобилей и так далее, - конкретных цифр. У нас эти данные есть, но они нами выстраданы! И я бы не хотел ими делиться. Единственное, что могу сказать, - бизнес рентабельный, прибыльный. И очень интересный.
- В России подобных фирм становится больше?
- Про Россию у меня нет информации, могу сказать только о Казани. Компаний по прокату больше не становится. Главным образом, потому, что бизнес достаточно сложный. Ежедневное управление автопарком (а это десятки машин) хотя бы только в области обслуживания автомобиля – не самая легкая работа. Некоторые местные компании были вынуждены закрыться.
- Сколько у вас конкурентов?
- В Казани - шесть игроков. Но мы забрали основную долю рынка, порядка 40 процентов.
ЧТО ДЕЛАЮТ С ПРОВИНИВШИМИСЯ КЛИЕНТАМИ
- Что отличает вашу компанию от соперников?
- Во-первых, в Москве наш персонал обучили бизнес-технологиям по выстраиванию отношений с клиентами, управлению автопарком. Это определенное качество обслуживания, принятое в отделениях Dollar Thrifty по всему миру. Думаю, эти стандарты у нас выше, чем у коллег. Хотя бы потому, что Dollar и Thrifty ведут свою историю с 60-х годов, - опыт собран по крупицам по всему миру.
Во-вторых, это возможность заказать автомобиль по единой мировой системе бронирования, используя всевозможные бонусы и привилегии. То есть, например, австралиец может заранее забронировать машину в Казани и имеет право взять автомобиль на тех же условиях, что и в Австралии. И такое бывает довольно часто. В Казани ездит достаточно много иностранцев, особенно европейцев. Кроме того, для некоторых зарубежных клиентов мы выступаем главным контактным лицом в Казани, то есть помогаем и в других делах – заказываем гостиницу, можем самолет арендовать.
В-третьих, есть ребята, которые вопросы с провинившимися клиентами решают достаточно жестко. Не вернул автомобиль вовремя - разговаривать не будут, приедут и заберут то, что у тебя есть. Мы же решаем проблемы на уровне блокировки счета и судебных разбирательств.
Но все сказанное не означает, что мы не уважаем конкурентов. Мы очень дружим между собой, считаем друг друга партнерами, например, при стопроцентной загрузке автопарка передаем друг другу клиентов.
- Часто такое бывает? И с чем связаны пиковые нагрузки?
- Обычное явление. Тем более что в Казани в последние годы наблюдается повышенная бизнес-автивность – форумы, симпозиумы, делегации, фестивали, чемпионаты. А наибольшая загрузка – летом.
- Как будете выходить из положения во время Универсиады?
- Да, прогнозируется очень большой спрос, но – максимум, на месяц. Поэтому дополнительные автомобили приобретать не станем - не «отобьются». Машины прибудут в Казань из Москвы. В головном офисе уже все просчитали. Кстати, вместе с еще двумя прокатными компаниями Dollar Thrifty Russia будет обслуживать Олимпиаду в Сочи.
- Ранее вы позиционировались как прокат автомобилей зарубежного производства, но в вашем парке, смотрю, есть и ВАЗы. С чем связано их появление?
- Пожелание клиентов. Во время кризиса они попросили снизить цену аренды. Сделать это с имеющимся автопарком, – Chevrolet, Mitsubishi, Hyundai (все класса «Е»), - мы не могли, но зато предложили предоставить более бюджетные автомобили по относительно низким ценам. Клиенты сказали: «Устраивает». Так мы и приобрели ВАЗы.
- Кстати, как пережили кризис?
- Продажи упали очень сильно, процентов на сорок. Сейчас ситуация выправляется. Думаю, если в 2012 году на докризисный уровень выйдем, будет хорошо.
- С какими машинами больше проблем?
- Трудностей хватает со всеми. Прокатное обслуживание – очень сложная штука, связанная с интенсивностью работы машины, которая к тому же постоянно переходит из рук в руки.
- Какая марка пользуется наибольшим спросом, и не собираетесь ли предлагать машины других классов, помимо среднего?
- Фаворитов по популярности нет. А на другой класс машин просто отсутствует спрос. Мы, конечно, можем хоть премиум-класса автомобили взять, но они не пойдут - стоимость аренды высокая. А вот по моделям Chevrolet предложение, думаю, расширим: могут появиться Cruze и Epica.
КАЖДЫЕ ТРИ ГОДА – НОВЫЙ ПАРК
- Что необходимо, например, мне, чтобы взять у вас машину?
- Иметь права, полученные не менее двух лет назад, паспорт, пластиковую карту, на которой есть деньги. Мы делаем «слепок» карты и в случае недоразумения снимаем с нее деньги.
- Каков залог?
- Раньше был две тысячи рублей, сейчас шесть тысяч, а для казанцев будет еще выше. Причина повышения – все та же: очень часто суммы залога не хватает на решение проблем, которые клиент нам создает. А добровольно никто ничего платить не хочет.
А вот пример с иностранцем. Один итальянец (очень плохо говорил по-русски, но с переводчицей) взял автомобиль и пропал, хотя с иностранными гражданами такого вообще не бывает. Спустя несколько дней позвонила переводчица, сказала, что автомобиль находится на стоянке в Домодедово, ключи у охраны. Как машина там оказалась, непонятно. К тому же с пробитым колесом, грязная, поцарапанная, с пустым баком (по правилам, мы принимаем только чистую и заправленную). Пришлось отправить в Москву водителя, гнать оттуда машину. Но итальянец за все это заплатил без проблем.
- Сколько у вас пунктов по приему и сдаче автомобилей?
- Один – для большего числа нет необходимости.
- Самый длительный срок, на который у вас брали автомобиль без водителя?
- Год. Для некоторых взять машину в аренду на такой срок проще и выгоднее, чем купить. Бывает, что машина нужна позарез, а приобрести не хватает денег. К тому же, когда берешь в аренду, не надо проходить техосмотр, страховать и делать множество других вещей… Тарифные планы у нас гибкие, ограничения по географии поездок нет.
- Различаются ли цены на аренду автомобиля в Казани и Москве?
- В Москве процентов на пятнадцать выше. За границей тарифы ниже процентов на двадцать - у нас много денег закладывается на ущерб. За границей взять машину стоит 30-40 долларов, у нас – 50. И у них автомобиль за счет бережного к нему отношения служит дольше. У нас - три-четыре года. Наш парк уже обновился почти полностью.
- То есть машины, которые вы заменяете, как говорится, «убитые»?
- Нет, износ порядка 40 процентов, но под наши стандарты качества это уже не подходит. Автомобиль должен быть без запаха, прожженных сидений, засаленных подлокотников, - то есть не выглядеть и не быть по сути бэушным.
- Как думаете, когда в Казани бизнес по сдаче автомобилей в аренду выйдет на качественно иной уровень?
- Когда менталитет поменяется. Думаю, лет через десять.
Тимур Латыпов
Фото Ильи Лавриненко
Визитная карточка компании Корпорация Dollar Thrifty Automotive Group, Inc была образована в 2002 году из двух компаний - Dollar Rent A Car (создана в 1965 году), Thrifty Car Rental (1950). Объединение позволило оптимизировать развитие аренды автомобилей, информационных систем, автопарков и административного менеджмента. Dollar и Thrifty представлены в 70 странах, общий парк - 310 000 автомобилей на 1700 станциях аренды. Dollar Thrifty Russia образована в 2005 году, один из лидеров российского рынка аренды автомобилей. Компания предлагает прокат автомобилей Fiat, Chevrolet, Mitsubishi, Hyundai, Ford, Audi, Mazda экономичного, компакт, среднего, полноразмерного, премиум, бизнес и спешл классов в Москве, Санкт-Петербурге и Казани, а также возможность поездки в любой регион России. Кроме того, компания организует бронирование автомобилей за границей через международную сеть Dollar Thrifty. В июле 2007 года Dollar Thrifty Russia открыла представительство в Казани. |
Визитная карточка руководителя Руслан Абдулнасыров – генеральный директор Dollar Thrifty Kazan. Родился в 1978 году в Казани, окончил казанский юридический институт. Увлекается кайтингом. Женат, воспитывает дочь. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.