.

«НАУЧИТЬСЯ БИЗНЕСУ — ЭТО КАК НАУЧИТЬСЯ КАТАТЬСЯ НА ВЕЛОСИПЕДЕ»

На широкую ногу решил отметил накануне День предпринимательства и свой седьмой выпускной образовательный проект «Фабрика предпринимательства» в гостях у татарстанского отделения Сбербанка. По традиции на входе публику встречала выставка успешных бизнес-кейсов, возникших в стенах «Фабрики». Кто-то решил зарабатывать на жизнь выездными китайскими чайными церемониями, кто-то решил продавать эксклюзивные халаты для душа, кто-то по франшизе открыл агентство по реализации персональных подарков. Но оборотные средства каждого из этих проектов, как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», пообщавшись со стартаперами, не превышала часто и 20 тыс. рублей. Презентабельнее выглядели бизнесы, которые уже на первом этапе принесли своим авторам их первые 100 тыс. и первые полмиллиона рублей. В их числе были такие предприятия, как дизайн-агентство «Студия 25» или компания по очистным сооружениям «Септик систем». Гости, большая часть которых — это состоявшиеся бизнесмены, кружили вокруг стендов, расспрашивая о проектах, делясь опытом и давая советы.

«Это наш уже седьмой выпуск за четыре года существования. Если говорить об особенностях данного выпуска, то на этот раз через нас прошли около 30 проектов. Обучение прошли 140 начинающих предпринимателей и порядка 40 действующих предпринимателей. Плюс еще 80 предпринимателей прошли обучение по нашей программе на Камчатке. Знаете, научиться предпринимательству — это то же самое, что научиться кататься на велосипеде. У тебя, может, велосипед устареет, но ты сядешь на новый и поедешь дальше. Поэтому, да, действительно у нас в практике есть такие случаи, что наши выпускники меняют сферу бизнеса, но все равно продолжают заниматься предпринимательством», — рассказал в кулуарах директор проекта «Фабрика предпринимательства», глава Bulatov Group Айдар Булатов.

«А вы не прямо сейчас, что ли, начинаете?» — поинтересовался уполномоченный по правам предпринимателей в РТ Тимур Нагуманов, пришедший на выпускной. Как оказалось, торжественное мероприятие немного пришлось отложить, чтобы все почетные гости смогли добраться до зала. А список приглашенных гостей выглядел довольно обширно. Среди них были и министр экономики РТ Артем Здунов, депутаты Госсовета РТ Рафис Бурганов и Артур Абдулзянов, замуправляющего отделением «Банк Татарстан» ПАО «Сбербанк» Дмитрий Волостнов, первый замминистра экономики РТ — директор департамента развития предпринимательства Рустем Сибгатуллин, директор гарантийного фонда РТ Дилюс Шавалиев, руководитель агентства стратегических инициатив Рафаэль Зайнутдинов, управляющий фондом прямых инвестиций Руслан Халилов и многие другие. К слову, выпускной пришлось отложить почти на час, а пока присутствующим показали красочные видеоролики с историями успеха прошлых выпускников фабрики.


«СЕЙЧАС НАШЕ ПОКОЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО НЕ РАБОТАЕТ, А ВАШЕ И ПОДАВНО»

«За 7 выпусков у нас порядка тысячи выпускников. Если говорить о новых бизнесах, то было запущено около 200 малых и микропредприятий, за это время было выпущено почти 250 действующих предпринимателей», — начал с приятных цифр официальное мероприятие Булатов, дав отмашку своим помощникам о переключении на презентационный видеоролик. В этот момент в зал вошел тихонько министр Здунов. Сразу после этого в зале со сценическим номером появились дети — участники школьного этапа «Фабрики» . Булатов с гордостью рассказал, что его детище с малых лет прививает страсть к самостоятельности и любовь к бизнесу. Условно на продаже жвачек своим одноклассникам дети уже заработали 40 тыс. рублей. Тут директор «Фабрики предпринимательства» раскрыл всем собравшимся страшную истину. Оказалось, что все они невольно стали одновременно судьями и инвесторами проектов его выпускников. Этим Булатов дал старт основной части мероприятия — инвестиционному конкурсу. А Здунов в это время делал селфи с Волостновым и Нагумановым, которые позировали на камеру.

Сначала свои бизнес-кейсы представили команды проекта «Фабрика Старт» из Альметьевска, в числе которых были юные разработчики онлайн-сервиса поиска строительных бригад DORS, продавцы самодельных деревянных конструкторов «Жива» и основатели столярной мастерской «Эксклюзивный дом». При этом на сцене появились только последние — девушка Альбина с супругом. Они рассказали о своем проекте по изготовлению индивидуальной мебели и бань с оборотом в 285 тыс. рублей за три месяца. «Когда можно заказать баню-бочку для фабрики? У нас наставники очень любят бани», — отшучивался Булатов из-за недостатка вопросов от инвесторов.

Следующими в очереди стали проекты из Набережных Челнов: команда по продаже натуральных молочных продуктов «Экомагазин», студия персональных подарков франшизы Joxbox и салон «Рубль», выпускающий эксклюзивные именные халаты. Интерес у зала вызвал именно последний коллектив. По словам авторов, их целевая аудитория — это все жители Татарстана с его 3,8 млн. населения. Прибыль за три месяца составила 134 тыс. рублей, что равно 70% при товарообороте в 193 тыс. рублей. «Разложите цифры по прибыли. Либо вы зарплату не платите совсем, либо затраты не соотносите с инструкциями», — дивился рентабельности в 70% Бурганов, пытаясь вывести компанию ребят на чистую воду. Поинтересовался депутат и об уплате налогов. «Рафис Тимерханович, они до дивидендов пока не дошли. Пока копят на новую машинку, чтобы увеличить мощности», — пытался успокоить народного избранника Булатов. «Ладно, ладно. Если у вас есть ответы, но не хотите о них говорить, то это дело ваше, — посетовал глава комитета Госсовета по экономике, инвестициям и предпринимательству, тихонько добавив не в микрофон. — Сейчас наше поколение бесплатно не работает, а ваше и подавно».

Из казанских проектов презентованы были только дизайн-студия «Арт-кластер» и команда «АТМ Строй» по заливке полов на промышленных предприятиях с оборотом в 3 млн. рублей. Представитель последнего предприятия 20-летний Артем Хлебников также со сцены рассказал о новой разрабатываемой технологии по установке высокопрочных бесшумных полов с использованием бетона марки 700 - 800, что якобы удешевит работы на 20 - 30%. Бурганов, явно знакомый с заливкой бетоном промышленных предприятий, вновь подивился удивительным экономическим показателям молодого предпринимателя.

— Пока это только все в планах же. Такого же пока еще нет? — задавался вопросом депутат.

— Летом мы будем заливать полы. Для образцов нам нужны площади не менее 200 квадратных метров.

— А вот эта промоакция с 200 квадратными метрами — это бесплатно будет или нет? Если бесплатно, то могу предложить свой дачный участок, — предложил глава гарантийного фонда РТ Шавалиев, вызвав дружный смех.

После демонстрации бизнес-проектов «Фабрики Старт» перешли к презентациям кейсов уровня PRO, то есть готовых бизнесов, прошедших модернизацию и обучение. В их числе отметилась компания «Good технологии» во главе с Тимуром Муратовым, который увеличил свой оборот в три раза благодаря фабрике. Его предприятие занимается CRM- и ERP-сетями и производством IT-продуктов. Кажется, эти термины были почти неизвестны гостям, что отразилось на их заинтересованности кейсом. Но зал резко оживился, когда увидел на экране 18-летнюю девушку с огромным декольте по имени Эльмира Первакова, у которой своя одноименная студия красоты. Ее куратором на фабрике выступил бизнесмен Ильназ Набиуллин, из-за чего за его спиной умирал от смеха казанский предприниматель Адель Ягудин. Особенно когда от Булатова последовал комментарий вроде: «Обращайтесь к Набиуллину! Он всем 18-летним девушкам поможет!» Единственное, чем поинтересовались эксперты сильных мира сего с передних рядов, — это то, делает ли девушка мужской макияж. И это снова вызвало в зале дикий хохот.

Отметим, что после каждой презентации залу предлагалось выставить оценки их бизнес-кейсов. Каждый раз аудитория голосовала положительно, за исключением разве что Бурганова и Нагуманова, которые открыто выражали свое недовольство или нейтральное отношение к проектам.


«ЕСТЬ НАЛОГОВАЯ, КОТОРАЯ УЖЕ ЗА НАС ВСЕ ПОСЧИТАЕТ»

«Сегодня я, может, сдержанно голосовал. Но это не потому, что мне что-то не нравится. Я просто хотел сбить немного эйфорию, которая в некоторых докладах присутствовала. Понятно, что каждый хотел показать свой товар с лучшей стороны. Но не забывайте, что товар не должен сильно отличаться от своей обертки», — напутствовал Бурганов, указывая также на огрехи стартаперов в экономических вычислениях.

Татарстанский бизнес-омбудсмен Нагуманов, который все мероприятие просидел тихо и спокойно, призвал участников постоянно завышать себе планку. «Пусть они до конца сегодня не считают экономику, но зато, Рафис Тимерханович, они зарабатывают деньги. А посчитать мы их потом можем. У нас есть налоговая, которая уже за нас все посчитает много раз еще. Нам же нужны люди, которые зарабатывают деньги. Было бы что считать, а государство это посчитать сумеет», — отметил Нагуманов в своем финальном выступлении.

А вот по словам известного бизнесмена Марата Бикмуллина, он почти все мероприятие откровенно проспал, пока на сцену, по его признанию, не вышла девушка с декольте. «Нужно соблюдать те условия, которые создает государство. Если вы не будете платить налоги и исполнять свой гражданский долг, то государство рано или поздно выполнит свой супружеский», — недвусмысленно намекал всем в зале юным предпринимателям гендиректор ПО «Зарница» Абдулзянов вслед за своим коллегой по цеху. Он поздравил всех с Днем предпринимателя, призывая никого не отказываться от своих идей, а работать не покладая рук и постоянно учиться.

Самым же долгожданным за почти 1,5 часа выпускного стало выступление Здунова, который, несмотря на плотный график, остался до самого конца. Первым делом он похвалил «Фабрику предпринимательства» за успешную работу, а потом решил сравнить движение бизнесменов в республике с КВНом. Булатова он назвал Масляковым, а Бурганова — вечно недовольным Гусманом. Как и положено такому сплоченному движению, ему нужен свой дом. И Здунов решил его подарить, заявив о том, что до конца этого года организует специально для фабрики Дом предпринимателя. Он будет представлять из себя коворкинг-центр с бесплатными офисными помещениями для молодых бизнесменов. Пока что проекта такого здания нет, но он пообещал, заручившись поддержкой целевых программ по поддержке МСБ, что до конца года Дом обязательно появится. Особое место Здунов решил уделить в этом проекте Сбербанку, предложив перекрасить логотип «Фабрики предпринимательства» с желтого цвета в зеленый, недвусмысленно намекая на «хорошего верного партнера».