... Акции КАМАЗа демонстрировали восходящую динамику на бирже с 20 августа прошлого года по 20 марта текущего, за это время они выросли с 35 рублей до 62 рублей. Однако за последние два месяца котировки откатились до 50 рублей за акцию на 17 мая
Фото: Сергей Елагин

СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ ВСПОМНИЛ 2012 - 2013 ГОДЫ

Сегодня совет директоров ПАО «КАМАЗ», возглавляемый Сергеем Чемезовым, обнародовал принятое накануне решение по распределению 297 млн. рублей из прошлогодней прибыли. Годовому общему собранию акционеров завода рекомендовано утвердить дивиденды из расчета 42 копейки на одну акцию. Напомним, что предприятие практически никогда в своей истории не платило дивиденды начиная с момента акционирования. Исключением стали выплаты по итогам 2012 года в объеме около 500 млн. рублей и по итогам 2013-го — 206 млн. рублей.

Список владельцев акций, претендующих на дивиденды, должен быть составлен к 12 июля. Однако, несмотря на то, что еще можно попасть в этот реестр акционеров, ажиотажа вокруг бумаг компании не наблюдается: акции КАМАЗа на 16:00 мск торговались в диапазоне 54 - 56 рублей за бумагу — вблизи уровней открытия. Для сравнения, в 2013-м известие о дивидендах к середине дня подняло их цену более чем на 14%.

Уточним, что акции завода демонстрировали устойчивую восходящую динамику на бирже с 20 августа прошлого года по 20 марта текущего, за это время они выросли с 35 рублей до 62 рублей. Однако за последние два месяца котировки откатились до 50 рублей за акцию на 17 мая.

ПРИБЫЛЬ НА ФОНЕ КРУТО ПОДРОСШЕЙ ГОСПОДДЕРЖКИ

Пожалуй, стоит напомнить, за счет чего у КАМАЗа появилась возможность порадовать акционеров. По итогам 2016 года автогигант заработал 1,2 млрд. рублей чистой прибыли против 3,3 млрд. рублей чистого убытка, полученного годом ранее (то есть на выплаты предполагается направить около четверти прибыли). Сдвиг к лучшему очевиден, хотя, в отличие от выручки (без малого 120 млрд. рублей), чистая прибыль далека от рекорда. Максимум был достигнут в другом «дивидендном» году — 2012-м, когда завод заработал 4,15 млрд. рублей.

Впрочем, выйти в плюс у концерна без посторонней помощи не получилось бы. Это становится очевидным, если вспомнить, что, несмотря на бурный рост основных издержек, валовая прибыль крупнейшего производителя грузовиков в РФ увеличилась на 6,9 млрд. рублей до 10,9 млрд. рублей. За это спасибо следует сказать государству. Прежде всего сразу на 74% до 17 млрд. выросли субсидии, относящиеся к себестоимости производства. Во-вторых, КАМАЗ получил 983 млн. рублей госсубсидий, относящихся к выручке, чего просто не было отмечено годом ранее. Также КАМАЗ отразил получение «бюджетных средств, которые в установленном порядке признаны в качестве дохода» — всего 3,3 млрд. рублей, что на 1,6 млрд. рублей больше, чем годом ранее. Добавим и прочие каналы субсидирования, с учетом которых объем госпомощи вырос на 9,8 млрд. рублей, или 82%, до 21,7 (!) млрд. рублей.

При этом расходы КАМАЗа по утилизационному сбору должны были составить 10,8 млрд. рублей против 7,7 млрд. рублей в 2015 году. К ним можно приплюсовать выплату бонусов, судя по всему, сбытовых, сумма которых выросла на 1,4 млрд. рублей до 4,2 млрд. рублей: похоже, продвижение новинок обходится недешево. Суммарно утильсбор и бонусы дают расход 15 млрд. рублей.

КОНСОРЦИУМ ВАРДАНЯНА

Стоит уточнить, кому будут выплачены дивиденды. Сейчас крупнейшими акционерами КАМАЗа, по официальным данным на сайте компании, являются: корпорация «Ростех» (49,9%), Avtoinvest Limited (23,54%), германский Daimler AG (15%). Если по «Ростеху» и Daimler все понятно, то бэкграунд  Avtoinvest Limited любопытен сам по себе. Он хорошо известен нашим читателям, поэтому напомним его только по касательной.

Офшорная история КАМАЗа началаcь в 2004 году, когда группа инвесторов под руководством тогдашнего владельца и председателя совета директоров «Тройки Диалог» Рубена Варданяна начала процесс консолидации пакетов акций предприятия с целью последующей перепродажи стратегическому инвестору (такая же параллельная операция шла и на АвтоВАЗе). Под консолидацию попал и пакет правительства РТ, который достался ему в 2000 году в качестве оплаты налогового долга в $145 миллионов. Для приватизации акций в 2005 году было создано ОАО «КАМАЗ-Капитал». В его уставный капитал минземимущество РТ внесло 11,6% акций автогиганта, а связанные с «Тройкой» акционеры (несколько офшоров) — ранее скупленные 18,3%. В 2008 году долю республики в совместном предприятии выкупила Avtoinvest Limited, ставшая владельцем 29,53% обыкновенных акций завода.

Опустим часть этой длинной истории и обратимся к 2008 году, когда стало известно: «Тройка» довела свой пакет в КАМАЗе до контрольного, увеличив его до 54%. Но это было временное явление: в конце того же года Daimler AG приобрел 10% акций, а позже докупил еще 5% (1% — напрямую, 4% — через ЕБРР). На этом все и заглохло. Первоначальные надежды «Тройки», что немецкий концерн скупит весь пакет и станет контролирующим акционером, не оправдались. После того как и «Ростех» отказался заплатить сумму, запрошенную консорциумом имени Варданяна, география поиска покупателя расширилась.

Сергей Когогин (слева) На долю Сергея Когогина (слева) может приходиться 7,062% акций КАМАЗа. Таким образом, лично ему может быть выплачен 21 млн. рублей Фото: prav.tatarstan.ru

В октябре 2013-го сам КАМАЗ все-таки выкупил у Avtoinvest Limited 3,72% своих акций, передав их своей стопроцентной «дочке» — ФЛК «КАМАЗ». Сумма, уплаченная кипрскому офшору, согласно отчетности предприятия, составляла 2,9 млрд. рублей. Сам гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин в интервью «Ведомостям» объяснял, что пресловутый консорциум ранее купил эти акции у автогиганта за 2,2 млрд. рублей, рассчитывая на перепродажу Daimler.

Завеса тайны над камазовскими офшорами слегка приоткрылась после того, как Владимир Путин призвал к деофшоризации экономики, и автогигант объявил о своем желании следовать этому курсу. Ровно год назад, 24 мая 2016 года, «БИЗНЕС Online» рассказал читателям о последних изменениях в управлении камазовскими акциями. Тогда стало известно, что для перевода долей в российскую юрисдикцию было создано ООО «Автоинвест» (дата образования — 22 октября 2015). При этом 30% капитала фирмы принадлежит лично Когогину, 50% — «Пирсон холдинг лимитед» из Белиза и 20% — «Ноэлия холдингс» с Британских Виргинских островов. бенефициар «Ноэлии» — сам Варданян, рассказал его знакомый «Ведомостям», а «Пирсон» принадлежит президенту «Ви холдинга» Виталию Мащицкому, что подтвердил близкий к «Ростеху» человек.

Судя по базе «Контур.Фокус», за прошедший год структура капитала «Автоинвеста» не изменилась — Когогину в нем все так же принадлежат 30%. При этом крупнейшими акционерами КАМАЗа являются корпорация «Ростех» (49,9%) Avtoinvest Limited и Decodelement Services Limited (23,54%) и германский Daimler AG (15%).

Если верно, что «русифицированный» «Автоинвест» является правопреемником своего кипрского предшественника, на долю Когогина может приходиться 7,062% акций КАМАЗа. Таким образом, лично ему может быть выплачен 21 млн. рублей. «Ростех» при этом должен получить 148 млн. рублей.

РОСТ ПРОДАЖ ГРУЗОВИКОВ НА 30% И СОМНЕНИЯ В ДАЛЬНЕЙШЕМ РОСТЕ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ

Опрошенные «БИЗНЕС Online» аналитики умеренно-позитивно смотрят на перспективы автопроизводителя и заявляют, что возросшие чуть ли не вдвое госсубсидии позволили КАМАЗу в 2016 году выйти из убытка.

Алексей Калачев — эксперт-аналитик АО «Финам»:

— Дивидендная политика КАМАЗа предполагает возможность направлять на выплату дивидендов до 25 процентов чистой прибыли предприятия. Фактически направляемая сумма — 297 036 414,78 рубля — это 24,7 процента от указанной в отчетности чистой прибыли, то есть почти максимум возможного. 2014 и 2015 годы КАМАЗ закончил с убытком (по РСБУ), поэтому о дивидендах и речи быть не могло.

Собственно, сами по себе дивиденды за 2016 год вовсе невелики — текущая дивидендная доходность к цене акций КАМАЗа составляет менее 1 процента, то есть даже меньше разброса внутридневных котировок на бирже. Однако тот факт, что компания вновь начала платить дивиденды, является для инвесторов самым ярким сигналом о том, что дела автопроизводителя идут на лад. Уже в третьем квартале прошлого года, когда стало ясно, что предприятие закончит год в плюсе, котировки акций компании начали восстановительный рост. В целом в последнее время акции КАМАЗа демонстрируют хорошую динамику: в 2016 году они подорожали на 37,7 процента на фоне общего роста рынка на 26,3 процента по индексу ММВБ. В 2017 году индекс в рамках коррекции просел на 12,2 процента, в то время как акции КАМАЗа подорожали на 13,2 процента.

Как мы видим, сам факт смены ожидания негативных финансовых результатов на позитивные влияет на динамику акций гораздо сильнее, чем реальная величина этих результатов. Для поддержания положительного настроя инвесторов предприятию потребуется приложить немало усилий, чтобы еще интенсивнее наращивать чистую прибыль.

Однако такая возможность пока вызывает сомнения: получение в 2016 году чистой прибыли было бы невозможным, если бы не рост государственных субсидий чуть ли не вдвое: до 17 миллиардов рублей с 9,8 миллиарда рублей годом ранее. Если бы не субсидии, деятельность КАМАЗа оставалась бы убыточной, так как себестоимость продаж (126,8 миллиарда рублей) по-прежнему превышает сумму выручки предприятия (119,8 миллиарда рублей).

Роман Ткачук — старший аналитик «Альпари»:

— КАМАЗ не так часто балует своих акционеров дивидендами — с 2001 года это третья выплата. Предыдущие выплаты датированы 2012 и 2013 годами — тогда компания выплатила 69 и 29 копеек на акцию соответственно. Дивидендная доходность невысокая — менее 1 процента, так что выплаты можно считать символическими.

В 2016 году КАМАЗ вернулся к прибыли, вероятно, именно этот фактор подтолкнул компанию к выплатам дивидендов. Мы умеренно-позитивно смотрим на перспективы предприятия. Спрос на автомобили в России в текущем году растет на фоне восстановления экономики (в том числе строительного сектора). Это должно позитивно сказаться на операционных и финансовых результатах автогиганта. В январе – апреле КАМАЗ увеличил продажи на 30 процентов. На этом фоне акционеры компании вправе рассчитывать на дивиденды и по итогам 2017 года, акции предприятия имеют потенциал роста на 15–30 процентов до конца года. Мы рекомендуем инвесторам включать акции КАМАЗа в свои портфели с долей 5–15 процентов, учитывая невысокую ликвидность этих бумаг.

Николай Лаптев — директор филиала АО «Открытие Брокер» в Казани:

— КАМАЗ показал относительно неплохие показатели по результатам кризиса последних лет. Хотя в 2013–2015 годах продажи компанией грузовых автомобилей падали на треть, доля рынка КАМАЗа в сегменте грузовых машин массой 14–40 тонн резко поднялась с 30 до более 50 процентов рынка. В 2014–2015 годах на фоне падения прибыли и получения убытков компания не платила дивидендов, но сейчас по мере появления прибыли вновь делится ими с акционерами.

Объявленный дивиденд в 0,42 копейки на акцию дает мизерную доходность к текущей цене акции (около 55 рублей). Как следствие, вряд ли стоит ждать какого-то резкого роста по бумаге из-за дивидендов в краткосрочной перспективе. Тем не менее тот факт, что КАМАЗ с 2012 года начал делиться с акционерами прибылью через выплату дивидендов, уже обнадеживает. Впрочем, для крупных инвесторов акции компании продолжают оставаться неинтересными из-за их крайне низкого количества в свободном обращении (free-float — менее 5 процентов).