Многие по-прежнему считают, что открытие наших рынков для китайской продукции и принятие Китая во Всемирную торговую организацию было ошибкой и начальным источником кризиса , который мы переживаем. Другие считают, что наоборот, именно Китай спасёт нас от кризиса, заменив США в качестве нового двигателя роста мировой экономики. Часто это противоречие коренится в одних и тех же людях. Министр финансов Италии Тремонти уже несколько лет обрушивается речами против глобализации, но во время выступления в китайской коммунистической партийной школе сказал: "Мир уже стал многополярным" И добавил: "Мы должны уважать политические формы, отличные от нашей". Это был жёсткий удар по тем, кто из китайской тюрьмы борется за свободу критики. 

От боязни Китая мы перешли к надежде, что Пекин купит наши государственные облигации. Предполагается, что до конца июня в руках китайского правительства будет 630 млрд облигаций Еврозоны, 7,4% от общего числа и 28% облигаций стран, не входящих в ЕС. Некоторые опасаются, что эти ценные бумаги есть одна из форм давления, которую Китай будет использовать в подходящий момент. 

Настало время, чтобы обдумать менее эпизодически наши отношения с Пекином. Прежде всего, необходимо отдать себе отчёт в том, что китайское правительство гораздо менее уверено в своей силе, чем так считают. Оно поддерживает евро, потому что он опасается, что биполярный мир оставит его в одиночестве перед США. Месяц назад Пекин предупреждал воздержаться от поездок в Осло на вручение Нобелевской премии мира Лю Сяобо (которого в Осло не было, он был в тюрьме.) Европейцы поехали в Норвегию, но Пекин не отомстил: наоборот, несколько дней спустя он сделал заявление о решительной поддержке евро. "Prysmian", бывшее подразделение компании "Пирелли" по производству кабелей, выпустило публичную оферту по голландской компании "Драка". Китайцы тоже интересовались "Дракой", но тендер выиграли итальянцы. Правительство Пекина восприняло неудачу по-спортивному и не пригрозило продать имеющиеся у него многолетние казначейские векселя Италии. 

Китайский профицит (более 200 млрд. евро) в значительной степени является отражением компьютерного пиратства. Объём экспорта превышает объём импорта ещё и потому, что китайцы копируют большую часть используемого ими программного обеспечения. Если бы они приобретали лицензии, отношение было бы гораздо больше сбалансированным. Защита прав собственности это первое, что нужно требовать от Пекина. Гарантии по этому вопросу смогли бы создать условия для снятия эмбарго на продажу Китаю двойственных технологий, то есть, тех, которые могут быть использованы как для гражданских, так и военных целей, что является их давней просьбой. Для некоторых европейских компаний, например, итало-французской "Талес Аления", которая производит спутники, открылся бы огромный рынок, сегодня ещё закрытый. 

Чтобы установить новые отношения с Китаем, мы должны прежде всего прекратить считать глобализацию дьяволом. Но в то же время осознать, что наша сила в технологии, а также и демократии. Отказ от своих убеждений, игнорирование нарушений гражданских прав и прав на частную собственность только покажут нас слабыми в глазах китайцев. 

Перевод: Italia, специально для сайта "Война и Мир" 

Источник: Corriere della Sera