НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ В 2011 ГОДУ СНОВА НАДЕЮТСЯ НА ГОСПОДДЕРЖКУ

Сегодня в мэрии Челнов были озвучены итоги социально-экономического развития Автограда в 2010 году. Как выяснилось, благодаря оживлению в автопроме экономика города показала рост в 35,8%. Цифра, что и говорить, впечатляющая – но только если не учитывать, что в кризисном 2009 году экономика Челнов буквально обвалилась почти на 50%. Тем не менее, команда Василя Шайхразиева анонсировала сегодня весьма амбициозные планы, которые предполагается реализовать в наступившем году.

РОСТ? ИЛИ МИНИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ?

Итоги социально-экономического развития города за 2010 год сегодня на совещании с хозяйственными руководителями города озвучила начальник управления экономики и социального планирования, замруководителя исполкома Наталья Кропотова.

По ее словам, сегодня можно говорить, что наметились определенные «признаки роста в ключевых секторах экономики». В частности, выросло число зарегистрированных предприятий на 9% и количество индивидуальных предпринимателей на 25,6%. Правда, стоит отметить, что последних стало больше, скорее всего, из-за того, что в прошлом году бизнес активно готовился к реформе ЕСН и придумывал схемы, как минимизировать ее последствия.

Всего за 2010 год объем промышленной продукции вырос на 35,8% (в 2009 этот показатель упал на 49,3%). Впрочем, высокий темп роста в основном обеспечен за счет автомобильной отрасли, признала Кропотова. И способствовала этому, в частности, реализация господдержки по стимулированию спроса на продукцию предприятия. Программа развития КАМАЗа предполагает, заявила она, что к 2015 году автогигант доведет объем реализации продукции до 67 тыс., а к 2020 до 100 тыс. машин.

На другом крупном предприятии автограда - «Соллерс» - в 2010 году объем произведенных авто вырос почти в 2 раза. «Рост продаж также обеспечила федеральная программа утилизации машин и стимулирования спроса. В 2011 году благодаря этим преференциям «Соллерс» планирует увеличить производство в 2,5 раза», - рассказала замруководителя исполкома.

Как сообщила Наталья Кропотова, перед городскими властями стоит задача «создать инновационную экономику, основанную  на трансферте технологий и интеграции с ведущими зарубежными компаниями, обновлении основных фондов и повышении инвестиционной привлекательности». Что стоит за модной риторикой, было трудно понять, но очевидно, что все это требует и роста инвестиций в основной капитал. В 2010 году они выросли на 6% и составили 11 млрд. рублей. Основным механизмом стимулирования инвестиционной деятельности, заявила она, в 2011 году будет являться господдержка предприятий, реализующих проекты приоритетных направлений. На 2011 год налоговые льготы установлены по таким проектам в размере 33 млн. рублей. Негусто…

НА КАПРЕМОНТ НУЖНЫ МИЛЛИАРДЫ. ГДЕ ВЗЯТЬ?

Объем строительно-монтажных работ составил 21 млрд.рублей, рост составил 3,5% к 2009 году. Введено 325 тыс.кв.м. жилья. (что на 12% больше, чем в 2009 году). Впрочем, задача автограда – ввести в 2011 году всего 235 тыс.кв.м. жилья. От рекордов любой ценой, видимо, и здесь решились отказаться.

Для обеспечения безопасности дорожного движения построено 3 подземных перехода на федеральной трассе М-7 на общую стоимость 90,8 млн.рублей. Разработана проектно-сметная документация на реконструкцию участка автомобильной дороги №1. Необходима реализация таких проектов, как капремонт проспекта Мира, строительство продолжение Московского проспекта. Стоимость каждого из трех проектов – 1 млрд.рублей. Для строительства трамвайных путей и приобретения новых вагонов потребуется еще 750 млн. рублей. Денег мало, поэтому стоит задача попасть в инвестиционные федеральные и республиканские программы.

АЛХИМИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

Доходы населения в 2010 году выросли на 24,6%, заработная плата крупных и средних предприятий – на 21,2%, сообщила Кропотова. Реальная зарплата выросла на 13,9%, но с учетом роста потребительских цен - всего на 6,4%.

Если говорить о  потребительской активности в 2010 году, то объем розничного товарооборота составил 68,5 млрд.рублей с ростом на 3,5% - а с учетом инфляции можно констатировать падение. Платных услуг оказано населению на сумму 24,9 млрд.рублей (номинальный рост на 3 % к 2009 году).

За 2010 год в экономику торговой отрасли города инвестировано 400 млрд.рублей. Общая площадь введенных торговых объектов составила 10 тыс.кв.м.  В 2011 году перед властями стоит задача достичь роста среднедушевого дохода на 25%. Для этого, власти считают, в реальном секторе городской экономики зарплата должна вырасти более, чем на 20%.

2,6% БЕЗРАБОТНЫХ

Продолжается реализация инвестиционного плана модернизации экономики города, заявила Наталья Кропотова. Его осуществление позволило создать, заметила она, в 2010 году более 4 тысяч рабочих мест. На строительство инфраструктуры по четырем направлениям экономики города из республиканского и федерального бюджетов поступило 2 млрд.рублей. В 2010 году челнинские власти смогли привлечь на капремонт 950 млн.рублей федеральных средства, а общая сумма освоенных средств составила 1,7 млрд.рублей.

Кропотова не обошла и проблему безработицы, заявив, что острая проблема с занятностью населения встала в кризисный 2009 год, достигнув тогда рекордных показателей 17 тыс. человек и «до конца эта проблема все еще не решена». Однако, по ее мнению, улучшения все-таки есть. К началу 2011 года безработица сократилась на 39,9%, и уровень безработицы составил 2,8%. Для чего на программу содействия занятости в прошлом году были потрачены гигантские средства - более 900 млн. рублей. В рамках комплексного инвестиционного плана, заявила Кропотова, осуществляется и программа поддержки малого и среднего предпринимательства на 2010-2012 годы. На ее реализацию было привлечено 581,4 млн.рублей.

А ЗЯБ ПРОФУКАЛИ…

«Как же это, вы рапортуете об успехах, - послышался голос одного из руководителей города из зала, - а ЗЯБ профукали?!». Кропотова, словно ожидая этого вопроса, с готовностью сообщила: «Сегодня работает согласительная комиссия. Сейчас идет встреча с работниками ЗЯБ. На 4 февраля назначено собрание кредиторов. Работа в этом направлении ведется. 17 бывших заводчан через Центр занятости отправлены на работу водителями в ГПАД». К тому же, на заводе работает арбитражный управляющий, добавила она. То есть, можно было решить из ее слов, исполком уже мало что может сделать… А глава исполкома Фархат Латыпов, говоря о ситуации с ЗЯБ, заявил, что «комментировать что-либо тут уже бесполезно, надо действовать»:

- Наша задача сегодня – трудоустроить этих людей. И мы этим очень плотно занимаемся. А вопрос по запуску ЗЯБ открытый, хотя завод городу безусловно нужен. Особенно учитывая поставленные перед городом задачи по строительству жилья на 2011 год.

Сергей Афанасьев

 

Комментарии

Леонид Штейнберг, генеральный директор ТКФ «Кама-тракс»:

- Наверное, нельзя говорить о том, что год был довольно успешным для Челнов. Город еще только начинает развиваться, высвобождаться от последствий кризиса. Я, честно говоря, не знаю, насколько реально, что в автограде объем производства вырос на треть. Но, в принципе, если правда, за это «героев» надо давать в таком случае. Что же касается планов на следующий год, то, дай Бог, чтобы заработал, в первую очередь КАМАЗ, другие предприятия. Лично я, к примеру, в отрасли автомобильных перевозок не увидел в 2010 году слишком большого оздоровления.

Тарифы и цены на все что связано с нашим бизнесом – растут. А если у нас все повышается – мы будем повышать наши фрахты. Повысятся они, значит, повысится себестоимость перевозок на единицу продукции. А значит, в конечном счете, упадет покупательная способность. Что же касается мер поддержки малого и среднего бизнеса и результатах его работа, то, на мой взгляд, о том, что у нас реальный и эффективный бизнес можно будет говорить только тогда, когда о нем самом чиновники перестанут говорить – тогда и город оживет. У нас же по-прежнему все в первую очередь зависит от камаза. Есть крупные строительные монстры, «КБК» – это серьезные предпредриятия. А остальной бизнес требует каждодневной серьезной работы. Малому бизнесу ведь надо реально помогать, входить в его положение. И настоящий малый бизнес этот тот, который человек сам организоавал. Потому что если люди приходят и получают предприятия под малый бизнес – ну какой же это бизнес? Да они еще и банкротят его в итоге.

Владимир Иванов, гендиректор ТЦ Апельсин, ООО "Бизнес-Центр":

- Я так понимаю, что рост объемы промышленного производства в 35 % произошел по сравнению с 2009 годом. И учитывая, какое большое падение было в том году, цифры роста вполне реальные. И учитывая то, что очень большая часть роста составили продажи «КАМАЗа», а именно госзаказ на грузовики – Минобороны, МВД, МЧС. Но в принципе господдержка, которая была оказана путем предоставления госкредитов и госгарантий, закупок по линии госструктур, она была колоссальной для Челнов. Если бы не было ее, я не знаю, как бы пережили 2010 год и как бы встретили 2011. Благодарить надо за лоббистские усилия Сергея Когогина и Ильдара Халикова. Отдельное спасибо правительству РФ, что город не кинули. А без годдержки наш моногород не выжил бы. У нас же нет других брэндов, кроме «КАМАЗа». Жалко, но за 20 лет перестройки ни один брэнд мировой в Челны не пришел. И без господдержки одного брэнда – ОАО «КАМАЗ» - ни одно другое предприятия, в том числе малый и средний бизнес, не пережило бы кризис. Но в 2011 году особой господдержки не ожидается, поэтому ситуация будет тяжеловатая.

То, что в 2011 году планируется господдержка предприятий, реализующих проекты приоритетных направлений, я не считаю особенно правильным. Конечно, с одной стороны сама по себе господдержка эффективна – в кризисные моменты, чтобы не дать помереть пациенту, сделать укол, вывести компании из шокового состояния. Но если судить стратегически, господдержка – зло. Вся история показывает, что экономика стран, где преобладает господдержка, неэффективна. И опыт показывает, что в экономическом соревновании страны, у которых господдержка экономики минимальна, они первыми выходят из кризиса. К примеру, в США господдержка была минимальной – она была точечной. И не просто господдержка, как у нас – решением чиновников выделяется энная сумма денег на предприятие. Как они осваиваются там, неизвестно. А в США «Дженерал Моторс», хребту автопромышленности американской, деньги не просто отдали, а часть акций концерна ушло правительству. И потихоньку GM расплачивался по долгам и выкупал свои акции. И первая экономика из развитых стран, которая вышла практически из кризиса, это американская. Для Челнов просто господдержка – залитая непонятно как, без конкретных вариантов, как выделенные средства потом будут возвращаться – она губительна. Не надо забывать, что господдержка это не деньги чиновников, это деньги народа, бюджетные средства. Налогоплательщики иногда забывают, что господдержка предприятий это траты народа, и налогоплательщик обязан знать, куда уходят его деньги. Огромные многомиллиардные суммы, которые иногда куда-то уходят по решению чиновников, это неправильно.

Что касается планируемого повышения доходов населения и роста зарплат в реальном секторе – у челнинских чиновников очень много рычагов для этого. У нас в городе и раньше было и сейчас – когда предпринимателя приглашают и говорят, мол, у тебя зарплата маленькая, надо повышать до такой-то цифры. Это не секрет, что последние несколько лет на многих предприятиях после серьезных разговоров с чиновниками, налоговиками бизнесмены подтягивали уровень зарплат. Зачем это? А потому что зарплаты это все для городских властей. Это же не только налоги, от уровня зарплат зависит покупательная способность населения. Да, они могут поднять зарплаты. Но опять же, есть обратная сторона. У предприятий нет денег в итоге обновлять основные фонды, вкладываться в развитие.

В принципе, по закону чиновник не имеет права диктовать зарплату, кроме минимального размера оплаты труда. И с другой стороны, поднятие зарплат на 20% в наших условиях неэффективно с точки зрения рынка. Элементарно будет разгоняться инфляция. Это же будут фактически незаработанные рубли – промышленного продукта на 20% произведено не будет и не продано. А фонд заработной платы в итоге увеличится больше, чем на 20% (с учетом расходов на Пенсионный фонд, ФОМС) – в итоге все приведет к росту инфляции. Волюнтаристические методы управления экономики приводят только к обнищанию трудящихся масс. Более глубинные экономические процессы изучать бы нашим чиновникам. Знать и уметь, что делать, чтобы инициатива предпринимателей бы росла, инфляция падала. Будет меньше инфляция, у нас кредитные ресурсы дешевле для бизнеса станут. Наши чиновники-экономисты живут одним днем и не думают стратегически. Сколько лет уже у нас идут эволюционные процессы, пора бы хотя бы кому-нибудь из экономического департамента вникать в экономику. Я понимаю, в чем цель повышения зарплат. В городе открыто куча иногородних гипермаркетов, как я их называю «пылесосов» - все они требуют денег. Открыли магазин, а он же должен окупаться. Поэтому инвесторы и спрашивают у властей, почему зарплаты в Челнах маленькие, что не мешало бы их повысить, чтобы покупательская способность челнинцев выросла. А при этом особых денег от гипермаркетов городской бюджет не получает. Но я думаю, когда-нибудь стратегический анализ городской экономики сделают – у нас же сейчас чиновники в Сингапур ездят, там их обучат этому, будем надеяться.