По словам Айрата Баширова, «Данафлекс» занимает порядка 15% на российском рынке производства гибкой упаковки и мечтает увеличить эту долю в два раза По словам Айрата Баширова, «Данафлекс» занимает порядка 15% на российском рынке производства гибкой упаковки и мечтает увеличить эту долю в два раза Фото: president.tatarstan.ru

НОВЫЙ ЗАВОД В «АЛАБУГЕ», ПРОМПАРК В ПЕСТРЕЧИНСКОМ РАЙОНЕ И ЦИФРОВАЯ ПЕЧАТЬ

Как минимум четверть российского рынка упаковки планирует занять группа компаний «Данафлекс» в ближайшие пять лет. Об этом в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» рассказал президент ЗАО «Данафлекс» Айрат Баширов в ходе клиентской конференции для представителей пищевой отрасли России в «Казанской Ривьере». Сейчас, по его словам, татарстанский производитель гибкой упаковки занимает порядка 15% на российском рынке и мечтает увеличить эту долю в два раза. «Россия — это наш базовый рынок, мы не хотим его терять. 25 - 30 процентов — это наша цель на пять лет», — заявил бизнесмен.

Поглощать рынок компания планирует, во-первых, за счет ввода новых мощностей. Так, буквально пару месяцев назад стартовало производство гибких упаковочных материалов «Данафлекса» на территории ОЭЗ «Алабуга». Мощность «Данафлекс-Алабуга» составит свыше 30 тыс. тонн упаковки в год. «Там сейчас самая начальная стадия идет — еще не все оборудование запущено, потому что идет инсталляция машин. Но мы уже законтрактовали оборудование более чем на 10 миллионов евро, которое будет еще в течение года приходить. Первые машины уже поставлены, что-то еще идет. Поставки будут идти вплоть до февраля следующего года», — рассказывает Баширов. Пока он не называет точную дату официального открытия завода. Всего в проект планируется вложить порядка $60 млн. — 3,3 млрд. рублей по нынешнему курсу. Во-вторых, «Данафлекс» хочет расширить ассортимент продукции — компания будет производить и продавать больше прозрачной реторт-пленки (это пищевая упаковка, альтернатива консервным банкам) и пленки нового поколения, сделанные при помощи технологии МDО. А разрабатывать новые идеи для новинок будут на базе собственного научно-исследовательского центра, который может появиться уже к 2020 году.

Чтобы увеличить скорость исполнения заказов, «Данафлекс» уже в мае 2017 года планирует запустить производственную площадку в Пестречинском районе, где будут выпускать гравированные валы — компоненты для оборудования. «Мы уже давно покупали в Пестречинском районе 10 гектаров земли, начинали строить там завод, но потом перешли в «Химград», — говорит Баширов. — Теперь запускаем там несколько производств, которые являются не основными, то есть не производство гибкой упаковки, а производство гравированных валов для собственного потребления».

По словам президента компании, в проект вложено 250 млн. рублей, 100 из которых были потрачены на закупку оборудования и 150 — на само строительство. Планируется, что на площадке будут выпускать 4,5 тыс. валов в год. «Это позволит нам закрыть собственные потребности и даст нам дополнительные скорости в исполнении заказов. Мы сэкономим и в то же время улучшим лидтайм (время выполнения заказов) и OTIF (тайм-менеджмент) — это один из ключевых моментов в производстве. Как только выстроим все на 100 процентов, наладим производственные процессы, начнем поставлять другим компаниям», — объясняет Баширов. Сейчас, по его словам, «Данафлекс» закупает валы в Москве и Ленинградской области, в Татарстане таких производств еще нет.

.
Фото: «БИЗНЕС Online»

ЧЕШСКИЙ СЮРПРИЗ

Помимо российского рынка, «Данафлекс» планирует захватывать и зарубежный — пока что общая доля экспорта продукции компании составляет менее 10%. На мероприятии в «Ривьере» Баширов объявил, что компания строит новый завод в Европе. Отметим, что о подобных планах президент компании говорил еще в 2016 году, но никаких подробностей раскрывать не хотел. И сейчас сроки запуска завода остаются секретом: «Там все идет в своем, европейском темпе. Будем объявлять прямо перед открытием. Я не называю сроки, потому что назвать их — подписаться под какой-то ответственностью. У нас там была задержка ... Но сейчас уже все прошло. Мы получили все одобрения, которые необходимы от муниципалитета, заплатили деньги, и сейчас все пойдет гораздо быстрее».

Проектная мощность европейского предприятия составит 10 тыс. тонн гибкой упаковки в год, и весь объем компания планирует поставлять именно на зарубежный рынок. По словам Баширова, на европейском производстве будут использованы технологии, которые в первую очередь будут ориентированы на «короткие» заказы. «Если здесь [в России] мы нацелены в первую очередь на производство пленок и выполнение „длинных“ заказов, то в Европу мы идем с уникальной концепцией, которую сейчас пилотируем. Сейчас купили новейшее оборудование печати HP — это то новое, чего вообще еще не было... В Чехии будут именно фокусные „короткие“ заказы, потому что это мировой тренд». Инвестиции в первую очередь завода (а их будет всего две) составят 30 млн. евро — 1,8 млрд. рублей по сегодняшнему курсу.

«Это прекрасно. Пора выводить переработку за рубеж», — оценила новость наш эксперт, директор департамента аналитики ЗАО «Альянс-Аналитика» Тамара Хазова. По ее словам, замечательно, что за границу уходит российская продукция с высокой добавленной стоимостью: «Мы привыкли говорить про „сырьевую иглу“, когда нефть и газ отправляем, потом полиэтилен и полипропилен — это промежуточный продукт. А это [гибкая упаковка] уже продукт конечной переработки с высокой добавленной стоимостью. Конечно, это выгодно. А если берут, то это хорошо, значит, продукт высокого качества, востребованный на европейском рынке».

«Успех чешского проекта будет зависеть от наличия потребителей на европейском рынке, наличия отлаженных связей. Запуская производство на месте, проще занять долю на европейском рынке, чем экспортируя продукцию из России. В сравнении с низкой стоимостью упаковочной продукции транспортные издержки слишком велики, поэтому ее выгоднее производить поближе к потребителям», — подчеркивает эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. Кроме того, открыв производство за границей, предприятие обеспечит себе дополнительную устойчивость, защиту финансовых результатов от колебаний курса национальной валюты. «Я думаю, что, может быть, производить и выгоднее — по кредитам. Видите, ключевая ставка у них в Чехии, по-моему, порядка 1,5 процентов. Кредит можно под 5 - 6 процентов взять, а у нас — под 14 - 15», — соглашается Хазова.

А вот конкуренты с позитивной оценкой не согласны. «В развитии делать ставки на экспортные поставки тем более рискованно, поскольку разница в стоимости сырья в России и за рубежом и укрепление рубля не повысят конкурентоспособность отечественной продукции на европейском рынке», — считает директор АО «ТИКО-Пластик» (нижегородский производитель пакетов и гибкой упаковки) Игорь Есин. К тому же, добавляет он, в Европе достаточно сильны позиции производителей с мировым именем, в частности, «Монди», «Амкор», «Силд Эйр» и ряда других. И, по его словам, стоит опасаться усиления их активности на российском рынке. «Да, и на ближайшие 5 лет мировые аналитические агентства прогнозируют рост спроса на гибкие упаковочные материалы в среднем на 5 процентов, и стоит учесть, что основным драйвером роста спроса на гибкую упаковку станут рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, а не европейский», — приводит данные бизнесмен.

.
Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПЕРИОД ЛЕГКОГО ЗАВОЕВАНИЯ РЫНКА, СВЯЗАННЫЙ С ФИНАНСИРОВАНИЕМ «РОСНАНО», ЗАКОНЧИЛСЯ»

Ниша, в которой работает «Данафлекс», на редкость удачна — спрос на упаковку в России большой, рынок еще не насыщен, да к тому же разница валют позволяет хорошо зарабатывать на экспорте. Российский рынок растет в последние годы хорошими темпами, и это касается не только гибкой упаковки, но и бумажной, крафтовой,картонной, а также термоусадочной, барьерной, рассказал «БИЗНЕС Online» Калачев. «Скажем, коробок из гофрокартона в стране в 2016 году производилось в 2,5 раза больше, чем в 2013 году», — привел он пример. По оценкам игроков российского рынка, рост потребления гибких упаковочных материалов в стране в прошлом году был на уровне 8% — рынок рос даже после валютного скачка 2014-го, потрясшего всю экономику России.

Однако неизвестно, сколько еще продлится рай для упаковщиков — уже в 2017 - 2018 годах рост может составить уже не 8 - 10%, а 2 - 3%. Рост потребления гибкой упаковки ограничивают высокие процентные ставки по кредитам, увеличение издержек за счет использования импортного сырья и оснастки, а также удорожание упаковочных материалов. «Он [спрос] растет, но медленно и непредсказуемо, — говорит сотрудник московской ООО „Мегафлекс“ (производит пленки и пакеты) Николай Молотов. — Рынок сильно зависит от курса доллара к рублю. Когда к 100 рублям подбиралось евро, спрос был вообще бешеный, а сейчас, кто когда-то имел дело с Европой и с Азией [поставщиками упаковки из этих стран], потихонечку туда возвращаются».

По словам Калачева, производство упаковочных материалов прежде всего зависит от внутреннего производства потребительских товаров, которое выросло за три года в полтора раза. Так, по данным Росстата, с 2014 по 2016 годы рост объемов отгруженных товаров собственного производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака вырос за три года в общей сложности примерно на 30%. «По мере стабилизации экономической ситуации и возобновления роста реальных доходов населения развитие потребительского сектора будет способствовать в том числе росту спроса на упаковочные материалы. Укрепление курса рубля позволяет производителям закупать новое импортное оборудование и осваивать новые технологии производства», — рассуждает аналитик «Финама». Так что планы «Данафлекса» глубоко осесть на российском рынке представляются удачными именно сейчас, когда рубль укрепился. «В этом случае, если и когда рубль вновь ослабят, компания получит преимущество на внутреннем рынке, защищенном низким курсом от импортных поставок», — считает Калачев.

Незанятых пространств для казанцев хоть отбавляй — например, продукцию «Данафлекса» еще не знают в Центральном округе России. Молотов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» рассказал, что их фирма конкурирует с «Данафлексом» лишь теоретически, а практически рынки сбыта у компаний разные. «Если территориальный разрез брать, то мы направлены на центральный регион, и „Данафлекса“ здесь нет», — говорит Молотов. По его мнению, выйти в ЦФО татарстанцам, конечно, можно, но успех будет сильно зависеть от маркетинговой политики компании.

Есин и вовсе считает, что на российском рынке нет какого-то одного лидера по производству гибких упаковочных материалов. По его словам, есть сильные игроки, которые на протяжении десятка и более лет занимаются производством такой продукции. К ним относятся и «Уралпластик» (теперь в составе «Монди»), и «Данафлекс», и «ТИКО-Пластик. Есин замечает, что и «ТИКО-Пластик», как и татарстанское предприятие, работает с производителями пищевой и непищевой продукции из различных регионов России, СНГ. «При этом коммерческая стратегия «Данафлекса» основывается на выборе объемообразующих сегментов рынка и усилении в них. Мы за последние годы существенно упрочили позиции на рынке гибких упаковочных материалов, поэтому с «Данафлексом» пересекаемся все чаще», — поясняет собеседник издания.

«Любая большая цель — это мощный мотиватор для роста и развития, это запоминается всеми участниками рынка, и смелость «Данафлекса» заслуживает уважения», — комментирует планы об увеличении доли рынка своего конкурента Есин. Однако успех может даться тяжело. «Что касается российского направления, то для «Данафлекса» период легкого завоевания рынка, связанный с финансированием „Роснано“, закончился. Сейчас на отечественном рынке гибкой упаковки на равных условиях конкурируют десятки сильных производителей, наращивающих свои объемы, планирующих дальнейшее развитие парка оборудования», — считает директор нижегородской компании. Так, например, его компания на рынке гибкой упаковки тоже обеспечивает ежегодный прирост 15 - 20%, таким образом, постепенно наращивая долю рынка, и в 2017 году тоже установит новые производственные линии. «Независимые эксперты рынка недавно включили нашу компанию в тройку российских лидеров, это высокая оценка. Мы будем укреплять позиции на отечественном рынке», — обещает Есин.

Серьезная проблема для озвученных планов «Данафлекса», по словам Хазовой, состоит не только в шустрости конкурентов, но и в нехватке сырья. «По полиэтилену у нас проблемы с сырьем. Вот если только с 2019 - 2020 года, когда „Сибур“ введет свои большие мощности в Тобольске, тогда рынок будет насыщен, а так по некоторым видам приходится закупать сырье за рубежом», — рассуждает Хазова. «Данафлекс» действительно покупает 30% своего сырья за границей, рассказывал раньше Баширов. И здесь гораздо большая проблема не «где купить», а «почем купить» — можно найти все необходимое на мировом рынке, но будет ли это рентабельно? «С точки зрения цены на сырье это уже другая история. Если ценовая ситуация на рынке будет неблагоприятной, это уже риски», — объясняет Хазова.

«Препятствием в позиционировании предприятия на рынке может стать то, что и у других производителей тоже есть подобные планы», — добавляет Калачев. В пример он приводит ростовский «Атлантис-Пак», который в 2016 году открыл первую очередь производства многослойной термоусадочной барьерной пленки мощностью 1 тыс. тонн. Плановая мощность предприятия — 16 тыс. т в год, после выхода на которую «Атлантис-Пак» намеревается обеспечить 19% российского рынка именно барьерных пленок. «Кроме того, есть и другие не совсем приятные факторы: неумеренно сильный рубль может способствовать возврату роста импорта потребительских продуктов и снижению ценового конкурентного преимущества внутренних производителей упаковочных материалов. Так что наращивать свою долю татарстанской компании нужно будет как минимум осторожно, оглядываясь на своих конкурентов», — подытоживает Калачев.

Кстати, пресловутый «Атлантис-Пак» тоже строит собственный завод на территории Чешской Республики, в 30 км от Праги. Судя по данным на сайте компании, европейское предприятие уже запустило свое производство на 19 га земли. Прокомментировать приход казанского конкурента в Чехию в компании отказались.