. На вопросы предпринимателей кроме Тимура Нагуманова и Марата Долгова отвечали также главный федеральный инспектор РТ Ренат Тимерзянов и руководитель исполкома Елабужского района Роман Исланов

«МНЕ СКАЗАЛИ: СТРОЙСЯ, ПОТОМ ОФОРМИМ»

«Очевидно, что нужно приехать в Елабугу и провести встречу с предпринимателями. Я на вторую половину марта ее запланирую — ориентировочно на 20-е число», — говорил зампрокурора республики Марат Долгов на февральском выездном заседании совета по предпринимательству при президенте РТ. Свое обещание он сдержал, правда, с некоторым опозданием. И вот накануне, наконец, состоялся очередной выезд команды бизнес-омбудсмена Тимура Нагуманова. В зале Дома культуры собрались несколько десятков человек, представлявших бизнес не только Елабужского района, но и Набережных Челнов, Агрыза, Менделеевска, Мамадыша и других соседних городов. На вопросы предпринимателей кроме Долгова и Нагуманова отвечали также главный федеральный инспектор РТ Ренат Тимерзянов и руководитель исполкома Елабужского района Роман Исланов.

После приветственных слов и пары информационных докладов присутствующие перешли к главной части встречи — формату «вопрос – ответ». Первым оказался фермер Александр Череповский из села Большое Елово. Он пожаловался, что обслуживание кредита на развитие бизнеса, полученного им в рамках госпрограммы поддержки МСП, обходится ему дороже, чем обычный потребительский кредит. «В рамках госпрограммы я брал в Сбербанке кредит на развитие бизнеса, — рассказал он. — Сначала ставка была 17 процентов, именно с нее начинали, а сейчас я плачу по этому кредиту уже исходя из 23 процентов. Мало того, что кредит оформить было очень сложно — на это ушло четыре месяца, кредит с обеспечением, так еще и выплаты по нему выше, чем по обычному займу! В Сбербанке мне сказали, что процентная ставка будет постепенно снижаться. И все на этом. Тишина. Ничего не снижается».

Затем с резкой критикой Череповский обрушился и на Россельхозбанк, где даже на получение незначительного кредита нужно, как он сам выразился, «поручителей целый свадебный кортеж». «Обеспечение для получения кредита есть, но снова и снова получаю там отказы», — объяснил фермер. Затем он перешел сразу к третьему вопросу: «У нас существуют разнообразные программы по поддержке сельского хозяйства. Так вот я два года получал „разрешение на разрешение для строительства“. И это еще при содействии нашего мэра Емельянова. Без его поддержки, наверное, к пенсии бы только оформил я это разрешение... А теперь ведь еще предстоит получать и само разрешение на строительство. Когда я его смогу получить, вообще непонятно».

Нагуманов, судя по всему, про «разрешение на разрешение на строительство» услышал впервые и попросил пояснить, о чем идет речь. Фермер сумбурно начал объяснять, что построил необходимые ему здания и сооружения на паевых землях, не переведенных в земли крестьянско-фермерского хозяйства. «И мне эти постройки в итоге пришлось оформлять через суд», — заявил он. «То есть у вас было незаконное строение, которое вы потом узаконивали?» — уточнил Нагуманов. «А у нас как — тебе говорят: стройся, потом оформишь, — получил откровенный ответ бизнес-омбудсмен. — Ладно я еще не все успел построить, а только часть. Часть стройматериалов продать пришлось, а доски за три года просто сгнили».

. Марат Долгов заявил, что пока судебная практика действительно складывается не в пользу бизнеса

Нагуманов попросил Исланова прокомментировать это разрешение в квадрате. Тот рассказал, что после обращения заявителя исполком обязан в течение 7 рабочих дней ответить ему и это самое разрешение на строительство выдать или отказать в выдаче. «А что касается регламента „разрешение на разрешение на строительство“, у нас такого нет», — развел руками представитель исполкома.

В итоге выяснилось, что под этим сложным понятием фермер имел в виду перевод земель из категории паевых земель в категорию земель КФХ. И этот срок — два года — он посчитал избыточно длинным. Тимерзянов высказался в том духе, что фермер сам виноват, мол, прежде чем начинать строиться, нужно было сначала внимательно изучать законодательство.

«Я вам еще раз говорю, мне сказали: стройся, потом оформим. Но мой вопрос состоит же не в этом. Я хочу узнать, почему так долго это оформляется. Какой смысл тогда мне вообще открывать КФХ, если я могу просто хозяйствовать на обычном личном подворье — содержать скота столько, сколько я пожелаю, не платить никаких налогов и не выдерживать проверки надзорных ведомств?» — ответил фермер. Тимерзянов начал пространные объяснения про «житейскую мудрость» и «законы, которые пишутся для их выполнения», но Нагуманов, вовремя вмешавшись, переадресовал вопрос Исланову.

«Наверное, мало кто в зале поверит, что за семь дней можно получить какую-то услугу муниципальную, особенно связанную со стройкой, — сказал бизнес-омбудсмен. — Люди за разрешением на строительство годами ходят. Это факт. Да, жалуются мало, потому что один раз пожалуешься — перед тобой вообще все двери закроют».

В итоге он попросил Череповского со всеми имеющимися у него документами обратиться к специалистам его службы для разрешения всех вопросов. Нагуманов объяснил, что сложность процедуры перевода земель из одной категории в другую связана в первую очередь с многочисленными мошенничествами. Прокомментировать вопрос фермера по процентным ставкам оказалось некому — ни банкиров, ни представителей минэкономики в зале не оказалось, и этот «кейс» тоже передали специалистам уполномоченного.

«НАС ЗАСЫПАЛИ ЭТИМИ ШТРАФАМИ. И ВЕЗДЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА «АММОНИЕМ»

Неожиданно за защитой обратилась представительница крупного бизнеса — менделеевского завода «Аммоний». Вопрос был связан с постами весового контроля, на которых выписывают многотысячные штрафы предприятию. «Мы продаем аммиачную селитру. Сейчас идет посевная кампания, у нас ее активно закупают фермерские хозяйства, — рассказала женщина. — Когда отгрузка осуществляется железнодорожным транспортом, все нормально. Но когда она идет автомобильным транспортом, у нас появляются большие проблемы. Согласно КоАП ответственность за нарушение допустимой разрешенной нагрузки на ось транспортного средства закреплена за лицом, осуществляющим отгрузку. Приезжает машина, загружаем в нее аммиачную селитру, проверяем на весах, соответствуют ли нагрузки на осях автомобиля требованиям. Все нормально, все соответствует. А потом, может быть, водитель по пути заправился, но на постах весового контроля выявляется перегруз. И нас уже засыпали этими штрафами. Везде ответственность за „Аммонием“, а штрафы за перегруз нешуточные — 400 тысяч рублей. Мы уже столько судов прошли, а нам везде говорят: „Извините, такова норма закона, отвечаете вы“. Хотим привлечь ваше внимание к этой проблеме».

В ответ Долгов заявил, что пока судебная практика действительно складывается не в пользу бизнеса, и попутно напомнил, что в настоящее время его ведомство проводит комплексную проверку РГУ «БДД». И если раньше к ведомству возникали вопросы, касающиеся качества взвешивания, то сейчас этих вопросов, по его словам, уже нет. «Они закупили хорошие финские весы. Думаю, что при загрузке вам нужно учитывать, что водитель по пути может где-то заправиться, или взять с него письменное обязательство не заправляться. А когда судебное решение вступило в силу, что здесь порекомендуешь?» — развел руками заместитель Илдуса Нафикова.

Нагуманов, судя по его ответу, был значительно лучше прокурора погружен в тему: «Грузовики, которые выпускают автозаводы, сегодня сертифицированы для эксплуатации на российских дорогах. Предпринимателям вообще трудно это понять: если ты покупаешь машину грузоподъемностью, скажем, 20 или 40 тонн и не можешь на ней перевозить столько груза, сколько положено по ее грузоподъемности... Вот эта нестыковка в законодательстве очень странная». Уполномоченный предложил озвучившей вопрос женщине приехать на встречу, которая состоится 21 апреля в Казани с руководителем республиканской ГИБДД Ленаром Габдурахмановым и руководителем ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкатом Миннихановым, дабы обсудить данную тему.

«Но что-то нужно делать и с нормативной базой, — продолжил Нагуманов. — Да, они поставили современные весы, но ведь из законодательства исчезла процедура контрольного взвешивания! Тебя взвесили, и все — точка, ты нарушил. Ты не можешь доказать обратное, это тоже сегодня проблема, которая требует решения. Сегодня предприниматель, по сути дела, в этом вопросе остался бесправен».

Тимерзянов посоветовал предпринимателям внести предложение о том, чтобы была введена погрешность, скажем, плюс-минус 500 кг, за которую такие строгие наказания не вводились бы.

Ближе к концу встречи вопрос с весенним ограничением движения по дорогам всплыл вновь. Поднял его представитель ЗАО «Полиматиз», которое базируется на ОЭЗ «Алабуга». Дело в том, что от трассы М7 «Волга» до особой зоны имеется небольшой участок дороги, который попадает под запрет. «Там всего 4 - 5 километров, — сказал бизнесмен. — Нам, чтобы не превышать допустимую нагрузку, надо брать разрешение. Чтобы его получить, нужно довольно продолжительное время. Можно ли принять управленческое решение, чтобы данный участок дороги не попадал под запрет?» Тимерзянов дал понять, что вопрос этот известен. «Мы возьмем это в работу, — сказал он. — Будем обращаться в соответствующие инстанции. Если там не получается, то к президенту обратимся. Может, он примет свое волевое решение».

. Роман Исланов дежурно доложил, что при новом строительстве соотношение квартир и парковочных мест составляет 1 к 1, хотя очевидно, что ныне этого уже мало

«ПОЗИЦИЯ «УБЕРИТЕ ИХ ОТТУДА, ЧТОБЫ ОНИ К НАМ ПРИШЛИ» НЕ ПРОКАНАЕТ»

Актуальную проблему затронула предприниматель Екатерина Капустина из Елабуги. Ее беспокоит то, что дворы многоквартирных домов заставлены автомобилями, из-за чего к подъездам не может подъехать спецтехника. Впрочем, очевидно было, что беспокоит бизнесвумен отнюдь не доступ служб к жильцам, а коммерческая выгода, так как у дамы в числе прочего стояночный бизнес. И весь ее спич свелся к тому, что платные парковки пустуют и неплохо было бы одним махом решить обе задачи — и очистить дворы от машин, и увеличить популярность стоянок предпринимателей. «О каком бизнесе может идти речь, если на стоянке всего 100 мест, платим налоги — на землю, по экологии?! Это сплошная благотворительность!» — вынесла вердикт Капустина.

Нагуманов, прежде чем открыть дискуссию, заметил, что в самом начале встречи в президиум поступила записка с аналогичным вопросом. Оказалось, что ее автор — бизнесмен Хамза Хуснияров. Он также владеет стоянкой. Предприниматель пояснил: «Когда главой стал Геннадий Емельянов, я поднимал эту тему. Провели исследование — и выяснилось, что количество гаражей и мест на автостоянках в городе больше, чем самих машин. Тем не менее дворы забиты».

Исланов дежурно доложил, что при новом строительстве соотношение квартир и парковочных мест составляет 1 к 1, хотя очевидно, что ныне этого уже мало. А вот что касается старых зданий, там, конечно, машины стоят на местных проездах. Если же кто-то паркуется на детских площадках, газонах или тротуарах, то их отслеживают и наказывают, при этом убеждая, что есть платные стоянки, которые действительно пустуют. Но запрета ставить машину на дорожной части не существует.

«Поймите, муниципалитет не будет чистить дворы ради того, чтобы заполнить платные стоянки, — отчасти поддержал руководителя исполкома Нагуманов. — Это не его функция. Но в этом могут быть заинтересованы жители. Если они недовольны, то могут обратиться в муниципалитет или контролирующие органы и попросить принять меры. Могут быть заинтересованы органы, которые обеспечивают безопасность, например пожарный надзор и отчасти МВД. Но позиции „уберите их оттуда, чтобы они к нам пришли“ не будет. Я хоть и ваш защитник, но скажу, что это не проканает. Бесполезно».

Сразу два важных вопроса поднял представитель компании «Спецтехстрой»

Точку в споре поставил Долгов. «Дорога рядом с подъездом — это тот же местный проезд, — сказал зампрокурора. — Чтобы там не ставили машину, должен быть знак „Остановка запрещена“. Жильцы обращаются в исполком, комиссия по безопасности дорожного движения рассматривает, дает поручение ГИБДД, ставится знак. И тогда оттуда всех разгоняют. Второе: жильцы, ТСЖ, УК на собрании принимают решение, перекрывают проезд шлагбаумом и там не паркуются. А просто так выгнать машину из дворов сейчас невозможно».

Впрочем, Долгов тут же усугубил и так серьезную проблему засилия автомобилей на придомовой территории, на газонах и детских площадках. Сейчас таких водителей могут выявлять специалисты АТИ, по протоколам которых накладывается штраф. Но ситуация кардинально меняется. «У нас Верховный суд массово отменяет правила благоустройства муниципальных образований, где за это установлена ответственность. По трем городам они уже отменены, потому что там ответственность установлена федеральным КоАП. Соответственно, судьи трактуют, что оформлять нарушения могут только сотрудники ГИБДД. И эта ответственность в нормативных актах муниципальных образований в ближайшее время будет отменена. Тут надо что-то другое придумывать». «У нас нет такого количества инспекторов, чтобы они пришли во дворы и караулили там нарушителей, — констатировал Тимерзянов. — Не напасешься их для такой работы».

.

«ЕСЛИ ГЛАВА РАБОТАЕТ ПО ГАРАНТИЙНЫМ ПИСЬМАМ, ОН И СЕБЯ ПОДСТАВЛЯЕТ, И БИЗНЕС»

Сразу два важных вопроса поднял представитель компании «Спецтехстрой», не назвавший своей фамилии. Первый касается госконтрактов. В частности, бизнесмена не устраивает, что в описании закупки указано, что предпочтение отдается МСП, но при этом обеспечение контракта оценивается по максимуму — 30%. «Если объект стоит 30 миллионов, получается, я должен почти 10 заплатить. Это неподъемная сумма для малого бизнеса. Нам бы хотелось, чтобы власть тоже контролировала такие вещи», — посетовал предприниматель. Ему ответил Долгов: «У нас по федеральному законодательству предусматривается 15 процентов госзаказов предоставлять МСП. Но при этом 44-й федеральный закон не делает исключений в плане гарантий, залогов и прочего. Здесь чиновники просто связаны законом».

Вторая проблема «Спецтехстроя» связана, наоборот, с незаключением контрактов. «Мы с 2010 года по просьбе местных властей делаем разные работы, — рассказал бизнесмен. — И по сегодняшний день мы не можем найти, скажем так, компенсации. Там уже на 7 миллионов накопилось. Мы встречаемся с главой, он говорит: „Ребята, вы молодцы, выручили“. Затем спускает бумагу дальше по инстанциям, и... все. Решение-то где?»

Нагуманов уточнил: «Вам муниципалитет должен сейчас?» За бизнесмена ответил Тимерзянов: «Как всем уж». Долгов, в свою очередь, поинтересовался: «А вы по контракту выполняли работу? Или вас попросили и вы сделали?» «Нас попросили, мы сделали, никакого договора не было, но есть гарантийные письма», — был ответ.

«На самом деле таких ситуаций достаточно много, — констатировал факт Нагуманов. — У нас официально нет долгов у органов власти, потому что нет заключенных контрактов. Но по просьбе главы очень много делается». «Здесь и глава здорово подставляется, — дал оценку таким „джентльменским соглашениям“ Долгов, — он уходит от процедуры торгов. Но и вы здорово подставляетесь. Потому что это абсолютно незаконный путь. Мы по вашему вопросу поручение дадим, проверка будет проведена. Будем разговаривать с исполкомом. Но от гарантийных обязательств надо уходить. Это неправильно. Это лишает вас арбитражной защиты ваших интересов, а также правоохранительной».

Напомним, «БИЗНЕС Online» подробно писал о проблеме районного «кидалова» на примере Нурлатского района, где строители написали письмо с жалобами на главу президенту РТ Рустаму Минниханову.

«ЗАВИСЛИ В ТФБ ДЕНЬГИ И КРЕДИТЫ? ВЗАИМОЗАЧЕТА НЕ БУДЕТ»

Как ни странно, вопросов о деньгах, зависших в «рухнувших» банках, было всего два, причем оба прозвучали анонимно. Один задал предприниматель-застройщик, возводящий жилой дом. У него застряли средства в ТФБ, соответственно, строительство встало. Но цокольный этаж имеется, там бизнесмен планировал разместить собственный офис. Он нашел некую лизинговую схему, которая помогла бы ему справиться со сложной финансовой ситуацией, но требуется залоговое имущество. В качестве такового он хотел бы использовать как раз цоколь. Но в Регпалате нельзя зарегистрировать право собственности, поскольку объект не завершен. Ситуация патовая. Навскидку команда Нагуманова даже не смогла ничего придумать. Бизнес-обмудсмен лишь посоветовал предпринимателю обратиться к нему отдельно — со всеми документами.

Другой вопрос по ТФБ озвучила женщина, у которой классическая ситуация: в банке были и счета, и кредиты. В итоге деньги на счетах сгорели, а кредиты приходится выплачивать. Долгов с ходу сказал: «Взаимозачета не будет. Тут абсолютно разные виды обязательств. Кредиты Татфондбанка уходят в конкурсную массу, а затем через переуступку отойдут другому кредитному учреждению. А свои денежные средства вы можете получить только через банкротство ТФБ». Так что бизнесвумен однозначно придется выплачивать полученную ссуду, а вот восстановить свои капиталы она вряд ли сможет, так как юрлица попадают в третью очередь кредитов ТФБ. «Наберут сумму, не наберут... Дай бог решить проблемы кредиторов первой очереди. Можно, конечно, сказать сейчас красивые слова, что поможем и разберемся. Но, как говорят специалисты, по практике, сложившейся в стране, у третьей очереди шансов совсем мало», — не стал обнадеживать Долгов.

На этом очередной диалог бизнеса и власти с участием Нагуманова закончился. Впрочем, предприниматели потом еще долго беседовали с представителями команды бизнес-омбудсмена, рассказывая свои истории, оставляя координаты.