ГЛАВА ПЕНСИОННОГО ФОНДА ДАЛ ПАРАДОКСАЛЬНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИЧИНАМ УВЕЛИЧЕНИЕ НАГРУЗКИ НА БИЗНЕС

Сегодня управляющий отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по РТ Марсель Имамов озвучил официальную позицию по самому больному сейчас для всего бизнеса вопросу. Он считает, что увеличение страховых взносов до 34% не должно привести к каким-либо тяжелым последствиям для бизнеса, а все попытки предпринимателей на этом фоне поднимать цены на товары и услуги являются не более чем спекуляцией. Однако предприниматели-эксперты БИЗНЕС Online" считают, что последствия уже в ближайшие недели и месяцы окажутся самыми серьезными.

КОЛЛАПСА НЕ БУДЕТ?

Сегодня Марсель Имамов на брифинге в кабинете министров РТ постарался с помощью цифр объяснить, что повышение страховых взносов в Пенсионный фонд не окажет негативного воздействия на положение бизнеса. Согласно данным ПФР по РТ, в республике 240 тыс. предприятий – активных страхователей. Из них 130 тыс. - индивидуальные предприниматели, которых повышение не коснется, поскольку они платят фиксированный платеж в пенсионный фонд. "Из оставшегося количества 47 тыс. предприятий, или 56% от субъектов малого предпринимательства, которых теоретически это повышение должно коснуться, - продолжил Имамов. - Но в этом списке есть компании, которым государство предоставило налоговые льготы: из сферы образования, ИТ, сельхозпроизводители, средства массовой информации, производственные предприятия…".

Непосредственно повышение коснется лишь 5 тыс. предприятий, или 10%, - это те, у кого фонд оплаты труда в себестоимости оказанных услуг очень высок - юридические, консалтинговые фирмы и др. "А вот занятых людей на этих предприятиях – 421 тыс. человек, - продолжил Имамов. – Государство сделало выбор в пользу граждан!"

Далее Имамов высказал парадоксальную мысль. С его слов, в повышении ставки косвенно виноват… сам бизнес! "В 2005 году правительство для поддержки предпринимателей снизило ставку налога ЕСН с 34% до 26%, надеясь на то, что освободившаяся сумма от налогов пойдет на развитие производства, сделает более привлекательными какие-то бизнес-проекты, резко увеличится зарплата в бизнесе, - высказал Имамов мнение газете «БИЗНЕС Online». - Если вы проанализируете экономические показатели, то никакого роста не произошло. Значит, этот налог не является для бизнеса стимулирующим".

Интересно, что Имамов не смог озвучить нашему изданию прогноз о том, какая часть предпринимателей уйдет «в тень» и перейти на конвертные и прочие незаконные схемы оплаты труда. Он заявил, что считает такие прогнозы некорректными (отметим, что согласно онлайн-опроса на сайте БИЗНЕС Online, более 60% утверждают, что готовы уйти в тень, 8% заявляют, что уже «в тени»).   

Страховые платежи ложатся в перечень налоговых затрат – на эту сумму снижается налог на прибыль. Поэтому ни о каком конечном повышении цен на продукцию речи в принципе быть не может. Если только не говорить о спекуляциях, считает Имамов.

"По нашим расчетам, ничего страшного не произойдет. Реформа ЕСН произошла 1 января 2010 года – и никакого коллапса не случилось, - отметил Имамов. - Думаю, также все будет продолжаться. Есть некое искусственное раздувание проблемы среди уважаемых граждан, которые недопонимают суть реформы. Налоговые платежи непонятно куда заменены страховыми взносами на конкретный лицевой счет работника - вот принципиальная схема реформы ЕСН", - заключил глава ПФР по РТ.

ДЕВАТЬСЯ НЕКУДА

Так или иначе, изменения в законодательство уже вступили в силу. Соображениями о том, какие последствия ожидают предпринимателей, с газетой БИЗНЕС Online поделились наши эксперты  

Марат Бикмуллин, председатель совета директоров ООО "Информационные системы":

- То, что повышение страховых взносов ухудшает положение бизнеса, очевидно. Появятся более рисковые руководители, которые могут принять те или иные схемы ухода от взноса. Отчего их продукция будет ниже по цене и, следовательно, более конкурентоспособной по сравнению с теми, кто на подобные действия не пойдет.

Бизнесмены будут уходить в тень, применять какие-то схемы. В любом случае предприниматель будет платить столько, сколько считает экономически целесообразным. Конечно, некоторые предприятия смогут вынести подобное повышение. Есть виды деятельности, где нет острой конкуренции. Например, производители того или иного уникального продукта.

Согласно опубликованным Счетной палатой данным, порядка одного триллиона рублей из госбюджета в госзакупках приходит на коррупционную составляющую. Это почти 10% бюджета страны! Я считаю, что лучше направить усилия государства на борьбу с коррупцией, чем на борьбу с предпринимателями.

Владимир Иванов, генеральный директор ООО «Бизнес-Центр» (Набережные Челны):

- Фонд оплаты труда составляет очень большую долю расходов нашего предприятия, поэтому потери своего бизнеса в связи с увеличением страховых взносов в пенсионный фонд я ожидаю немалые. Надо иметь в виду, что с 1 января произошел не только резкий рост страховых взносов - повысились цены на энергоносители, коммунальные услуги, энергию, воду, тепло. Вкупе получится тяжелый синергетический эффект. Фактически можно констатировать целый вал роста расходов, а не только в фонд оплаты труда. С 1 января либерализуется рынок электроэнергии, и хотя конкретных цифр никто пока не называет (даже в декабре энергетики не могли в точности назвать, какие будут тарифы), мне кажется, общий рост расходов вместе со страховыми взносами составит процентов 40-50.

Отразится этот рост не в конце года, не весной, а уже с января. И деваться некуда – закон есть закон.

В настоящее время, я думаю, большинство бизнеса в России и Татарстане и сегодня сидит на «серых схемах» оплаты труда. Особенно самый малый бизнес. А в связи с повышением страховых выплат, вырастит число компаний, которые используют такие схемы – это неизбежно. На серые схемы будут уходить и компании, до сих пор, вроде бы, крепко стоящие на ногах – это сто процентов произойдет. Многие начнут думать, как уменьшить выплаты на фонд оплаты труда легально. Во-первых, могут уменьшить количество работников. Во-вторых, уменьшить величину заработных плат. Или хотя бы, в-третьих, придержать их рост.

А то, что президент РФ Дмитрий Медведев обещал сдерживание страховые взносы для малого бизнеса, работающего в производственной сфере, в течение двух лет - это небольшое утешение. По оценкам "Деловой России" и "Опоры России" – в стране в производстве работает всего только порядка 20 процентов малых предприятий. Сегодня большая часть российского бизнеса работает в торговле. Работать в производственной сфере для нашего малого бизнеса в настоящих условиях нереально, когда рядом работают такие гиганты, как КАМАЗ, Газпром, КамГЭСэнергострой. Как работал малый бизнес в торговле раньше – так там преимущественно и остался.

Владимир Казанцев,
Лейсан Камилева,
Сергей Афанасьев