За время работы действующего главы Нурлатского района Равиля Кузюрова, муниципалитет задолжал строительным организциям 60 млн. рублей С 2013 по 2016 годы, то есть как раз за время работы действующего главы района Равиля Кузюрова (в центре), муниципалитет задолжал нурлатским строителям 60 млн. рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАС ПОСТАВИЛИ В УГОЛ В 2017 ГОДУ...»

Нет оплаты за выполненные подряды, нет муниципальных заказов для местных организаций — нурлатские строители взбунтовались против исполкома района, отчаявшись дождаться конструктивного диалога на местном уровне. Еще в феврале сразу 6 строительных организаций Нурлатского района направили коллективное письмо президенту РТ Рустаму Минниханову, в котором говорят о критическом положении отрасли в районе. Компании «Городстрой», СПК «Лидер», «ПрестижСтрой», «Нурлатеврострой», «СтройГранд» и «Перспектива» попросили президента организовать выездную комиссию, которой они готовы рассказать нечто, чего не вынесет бумага. Не добившись результата, они обратились и в «БИЗНЕС Online».

Само письмо лаконично. «В данное время все строительные организации находятся в критическом положении из-за недополучения финансовых средств за выполненные объемы работ», — пишут строители, указывая общую сумму задолженности администрации перед ними за последние три года. С 2013 по 2016 годы, то есть как раз за время работы действующего главы района Равиля Кузюрова, муниципалитет задолжал им 60 млн. рублей. Результат предсказуем — рабочие остались без зарплаты, а поставщики стройматериалов — с дебиторкой вместо живых денег. Как ясно из письма, неоплаченные работы проводились по просьбе администрации сверх лимита бюджетных программ. «Также нас поставили в угол по программе строительных работ в 2017 году, выделив объем работ строительным организациям Казани и Альметьевска», — жалуются строители.

Самый опытный из подписантов — владелец компании «Городстрой» Салихзян Мулюков, его доля в общей сумме долга составляла на момент отправки письма 26 млн. рублей. По словам Мулюкова, вся сумма сформировалась еще в 2013 году, но уже после жалобы президенту небольшую часть долга строителям отдали, а Мулюкову предложили и небольшой объект для работы. По объяснениям собственника, в 2013 году у «Городстроя» частично зависли оплаты за строительство сельской школы (около 1,5 млн. рублей), за больницу в деревне Чулпаново (1,8 млн. рублей), за нурлатский водопровод (1,5 млн. рублей) и канализацию (около 5 млн. рублей), остальное так же набежало по мелочам.

«Когда нас прижали с заказами, я год просидел без работы, только налоги платил и зарплату, пришлось кредит оформить, — рассказал Мулюков „БИЗНЕС Online“, — 16 единиц техники простаивает. После письма президенту меня пригласили к главе — зачем писал, спрашивают. Я объяснил, что обижен на главу, потому что мне не дают работать. Они говорят: ты же сам отказался работать с нами...»

6 строительных организаций Нурлатского района направили коллективное письмо президенту РТ Рустаму Минниханову, в котором говорят о критическом положении отрасли в районеНажмите, чтобы увеличить

По итогам разговора с Кузюровым «Городстрою» дали в работу 24-квартирный жилой дом стоимостью 20 млн. рублей, который, по словам Мулюкова, не покроет сумму кредита, взятого на спасение компании от банкротства. «Мне от дохода останется процентов 10, если хорошо поработаем. В деньгах это 1,1 - 1,2 миллиона».

По оценке аксакала нурлатской стройки и его коллег-подписантов, в районе сейчас работают 9 - 10 строительных компаний, и у тех трех-четырех руководителей, что не рискнули подписывать обращение к Минниханову, ситуация не лучше. «Мы просто уже своей тени боимся», — говорит Мулюков. Он пояснил, что от муниципальных заказов строителей отшивают цивилизованно, конкурсной стоимостью работ.

«ГЛАВА ПОПРОСИЛ, А ТЕПЕРЬ ПОЛУЧАЕТСЯ КИДАЛОВО»

Все подписавшиеся под жалобой строители действительно демонстрируют резкое падение финансовых показателей, об этом свидетельствуют данные «Контур.Фокус». Так, «Городстрой» Мулюкова, видимо, пытаясь уйти от банкротства, в настоящее время присоединяется к казанскому ООО «Ястреб», которое в свою очередь подконтрольно волжскому ООО «Имра», уже с новыми собственниками. Под опеку казанской налоговой инспекции компания переехала из Нурлата еще в начале 2016-го. Баланс активов «Городстроя» падает с 2013 года. В 2015 году (последнем, по которому на сегодня есть информация) предприятие сработало с убытком 24 тыс. рублей, хотя в 2014-м прибыль составляла 592 тыс. рублей.

Самый опытный из подписантов — владелец компании «Городстрой» Салихзян Мулюков, его доля в общей сумме долга составляла на момент отправки письма 26 млн. рублей Самый опытный из подписантов — владелец компании «Городстрой» Салихзян Мулюков, его доля в общей сумме долга составляла на момент отправки письма 26 млн. рублей Фото: elitat.ru

«ПрестижСтрой» Рафиса Шамсурова ликвидируется с декабря прошлого года. Компания была создана в апреле 2013 года, в 2014-м заработала 655 тыс. рублей прибыли, в 2015-м — уже 63 тыс. при выручке 21,4 млн. рублей. Очевидно, сказывается отсутствие работы в своем районе, поскольку долг, предъявляемый «ПрестижСтроем» администрации, не столь велик.

«Администрация должна мне больше 2 миллионов, — рассказал Шамсуров корреспонденту „БИЗНЕС Online“, — Мы ни на письмо президенту ответа не видели, ни на письма главе, которые я писал неоднократно. Мы работали без договоров по просьбе исполкома, через ГИСУ. Когда у них не хватало денег, они просили нас доделать подряды за свой счет, с последующей оплатой от исполкома. У меня на руках форма КС-2 есть, подписанная куратором. Мы же как строители верим администрации. К примеру, ремонтировали городскую баню, должен был президент приехать, а у бани ограждения нет. Меня попросили сделать — я бросил все дела, за две недели поставил ограждение. Жаль, конечно, что договор не заключил, но раз глава администрации просит... Теперь получается, что это кидалово. Видимо, я могу теперь этот забор срезать и увезти домой?»

Шамсуров также сообщил, что в этом году ему предложили заняться капремонтом, но он сам отказался от подряда, потому что стоимость занижена. «К примеру, на кровлю дома нужно 1,5 миллиона, а они заложили миллион, — говорит строитель. — Мне что, полкрыши крыть? Потом они попросят вторую половину авансом сделать, но мне больше в убыток работать не хочется».

СПК «Лидер» Николая Екамасова — предприятие небольшое и молодое, зарегистрированное только в октябре 2014 года. За 2015 год выручка составила 8,9 млн. рублей. Директор компании Александр Левуков рассказал «БИЗНЕС Online», что практически все местные организации сами отказались в этом году от муниципальных контрактов, потому что сметы им были предложены нерентабельные. «Я так понимаю, что хорошие объекты исполком отдал альметьевским и казанским компаниям, а своим предложил только капремонт, нам ведь не привыкать. Дали бы нам нормальное строительство домов — никто бы не отказался. Подкорректировали бы свои сметы, обосновали цены. Нашу компанию на капремонте уже нагрели, грубо говоря, на миллион с лишним. Система известная — ремонтировали школу, надо было вдобавок устроить теплый туалет. ГИСУ предоставило нам проект, подписанный, с печатью. Но ремонт ведь не является строительством нового объекта, и суть в том, что мы по просьбе администрации отработали. Мол, сделайте, мы оплатим до Нового года, а то министр образования должен приехать на открытие. Министр приехал, открыл, а нам и по сегодняшний день ничего не заплатили. Работали мы в 2015 году».

«Хорошие объекты исполком отдал альметьевским и казанским компаниям, а своим предложил только капремонт. Дали бы нам нормальное строительство домов — никто бы не отказался» «Хорошие объекты исполком отдал альметьевским и казанским компаниям, а своим предложил только капремонт. Дали бы нам нормальное строительство домов — никто бы не отказался» Фото: nurlat.tatarstan.ru

«Нурлатеврострой» Ольги Поварицыной, открытый в 2013 году, в 2015-м показал снижение выручки на 68% до 10,7 млн. рублей. Прибыль составила 247 тыс. рублей. В июне 2014-го был зарегистрирован «СтройГранд» Ильдара Калимулина — у новичка по нурлатским меркам дела пошли более-менее, за 2015 год он заработал 439 тыс. рублей прибыли при выручке 22,1 млн. рублей. Долгожителем в ряду подписантов стало многопрофильное ООО «Перспектива» Нурии Закировой, которое работает с 2005 года. Его выручка в 2015 году сократилась ровно втрое до 1,2 млн., прибыль упала со 109 тыс. до нуля.

Что ж, таковы последствия работы на честном слове — без контракта. Впрочем, в Татарстане такой порядок скорее правило, чем исключение. Сейчас, к примеру, в республике начались работы по камремонту жилого фонда, но строители, по их словам, пока работают авансом за свои средства, и есть риск, что они вовсе останутся без контрактов

«ПОНЯТИЯ У ВЛАСТИ СЕЙЧАС ДРУГИЕ: НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМОЛИТЬСЯ, С ПОДНОСОМ ПОХОДИТЬ»

Строительная отрасль не единственная, по которой местный бизнес имеет претензии к администрации. В конце февраля в Нурлате остановилось колбасное производство, способное выпускать до 3 т продукции в день. Директор и основной собственник ООО «Нурлатские деликатесы» Роман Чахмахчев, обратившийся в редакцию вместе с группой строителей, рассказал «БИЗНЕС Online» о волне проверок, штрафов и даже едва не возбужденном уголовном деле, которые обрушились на его семью, как он считает, с подачи местной власти, едва он успел запустить производство.

Сразу поясним, что «Нурлатские деликатесы» открылись в октябре прошлого года на базе колбасных цехов бывшего советского мясокомбината, которым Чахмахчев управлял 29 лет. Он же поднимал первую в Татарстане агрофирму «Нурлат» со штатом в 1,5 тыс. человек и в целом проработал в нурлатской пищевке почти 40 лет, имея профильное высшее образование. В горсовете Нурлата Чахмахчев работает уже 6-й созыв подряд.

В свое время мясокомбинат выпускал до 20 т колбасных изделий в день, но для рыночных условий оказался недостаточно гибким и закрылся. В 2004 году была предпринята попытка реанимировать площадку — бывший директор Чахмахчев выкупил его через процедуру банкротства вместе с землей, однако в итоге 70% площадей сдал в аренду торговле, колбасные цеха остались невостребованы. В 2014 году созрело решение о перезапуске производства с модернизацией, и к осени 2016-го Чахмахчев с младшими партнерами вновь открыл цеха — колбасный, обвалочный, формовочный, термокамеры, холодильники — все это не продержалось в рабочем режиме и до конца зимы.

«Мы начали с 200 - 300 килограммов в день, перед Новым годом обслужили 1200 человек — меня изначально люди просили организовать это производство, чтобы им было где коптить и своих гусей, кур, мясо, сало. Это кроме выпуска готовой продукции без всяких нитритов натрия и других современных наркотиков пищевой промышленности. Я взял кредит на 8 миллионов в Камкомбанке, ежемесячно отдаю по 160 тысяч, но сейчас вынужден рассчитываться только за счет сдачи в аренду свободных помещений. Отсюда же плачу коммунальные услуги и зарплату охранникам простаивающих цехов. В октябре я запустил предприятие, а уже в декабре меня начали прессовать — к жене пришли пожарные, а ко мне — прокуратура, экология, те же пожарные... Исполком тоже начал с землей дергать. Я не знаю, чего хочет глава, он прямо не говорит, но муниципалитет должен радоваться, что я на своем горбу принес рабочие места, 25 человек уже успел трудоустроить, стал единственным новым налогоплательщиком в Нурлате за 2016 год. А они меня проверками засыпали».

Как рассказывает собственник, в декабре 2016 года прокуратура обвинила его в уклонении от заключения трудового договора с неким разнорабочим Меркурьевым, который фактически работал на территории летом, до открытия производства. Трудовая инспекция оштрафовала Чахмахчева на 10 тыс. рублей, однако 21 марта райсуд отменил это постановление.

В январе пожарная инспекция вменила нарушения по 20 пунктам супруге Надии Чахмахчевой, которая сдает в аренду коммерческое помещение в городе. Проверяющих на объекте не видели, по факту Чахмахчевы заказали независимую экспертизу в челнинском ООО «НПП «Мониторинг пожарной безопасности», которая подтвердила, что безопасность обеспечена. «Это при том, что проверки вообще запрещены в России на три года! — возмущается Чахмахчев. — А в центре города на улице Нефтяников уникальный объект стоит — трехэтажный дом без лестницы, мамы с детьми поднимаются на третий этаж по открытым железным сходням, прямо на улице! Вместо пожарной лестницы — козырек, но это никого не интересует, дом ведь капитально отремонтирован в прошлом году». Напомним, мораторий на проверки надзорных органов действительно введен до конца 2018 года, но только на плановые. Однако о внеплановой проверке юрлицо должно быть уведомлено как минимум за сутки до визита. Отметим также, что совсем недавно, 23 марта, на заседании комиссии ПФО в Казанской ратуше замминистра экономического развития РФ Савва Шипов анонсировал реформу системы проверок: в этом году контролирующие органы должны научиться ориентироваться в своих планах на предприятия, несущие высокие риски для безопасности населения, а прочих оставить в покое.

После капитального ремонта 3хэтажный дом остался без внутренней лестницы (фото предоставлено Чахмахчевым) После капитального ремонта трехэтажный дом остался без внутренней лестницы Фото предоставлено Романом Чахмахчевым

Так совпало, что проблемы настигли и старшую дочь депутата Елизавету Чахмахчеву — завпрофилактическим отделением Нурлатской ЦРБ. Ее заподозрили в растрате с использованием служебного положения за то, что она выдавала справки о допуске к управлению транспортом бесплатно, хотя это платная услуга. Как выяснилось, бесплатные справки выдавались только медперсоналу, согласно уставу учреждения, и следователи не нашли в событии состава преступления, однако месяц нервотрепки беременной женщине недоброжелателям удалось обеспечить.

«Не успели проработать два месяца, уже куча постановлений, — поясняет Чахмахчев остановку производства. — Если коршун сидит на ветке, разве может кто-то пошевелиться внизу? Сегодня постановления, а завтра? Вы поймите, дочь беременная, совесть у нее чиста, а на нее главврач пишет уголовное дело — а если бы с вашей дочерью так? У жены давление поднималось до 212. Понятия у власти сейчас другие: надо обязательно помолиться, с подносом походить. Как работать, если за тобой постоянно охотятся?»

Добавим, что уже в процессе подготовки данного материала после запроса «БИЗНЕС Online» в администрацию района Чахмахчев получил новые претензии — на этот раз экологи обвинили его в заборе воды из скважины без лицензии на пользование недрами. При этом Чахмахчев предоставил в редакцию копию требуемой лицензии.

Сейчас семья Чахмахчевых живет в судах. 29 марта началось рассмотрение спора с пожарной инспекцией в Верховном суде РТ.

Асгат Габдуллин (слева) отметил, что никаких муниципальных контрактов с зависшими долгами в реестре нет Асгат Габдуллин (слева) отметил, что никаких муниципальных контрактов с зависшими долгами в реестре нет Фото: nurlat.tatarstan.ru

«СТРОИТЕЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ НЕОБХОДИМО ПРЕДОСТАВИТЬ КОНТРАКТЫ»

Претензии нурлатских бизнесменов «БИЗНЕС Online» прокомментировал руководитель исполкома Асгат Габдуллин. По его словам, мотивы остановки «Нурлатских деликатесов» руководству района непонятны, никаких конфликтов с Чахмахчевым у администрации не было. Более того, предложение возобновить производство, по информации Габдуллина, исходило именно от исполкома еще в 2014 году, и восстановление единственного в районе производителя мясных изделий всячески исполкомом поддерживалось. «За короткий период работы продукция данного предприятия нашла своего потребителя и пользуется спросом у населения», — говорится в комментарии. К проблемам же семьи Чахмахчевых с бизнесом и работой исполком по определению отношения иметь не может — дочь депутата получила выговор по своей линии, а супруга попала под тотальную прокурорскую проверку объектов торговли с массовым пребыванием граждан. Габдуллин отмечает, что Надия Чахмахчева стала лишь одним из собственников зданий, которым были предъявлены нарушения противопожарной безопасности. Оштрафовали ее всего на 3 тыс. рублей, и обжаловать решение суда в апелляционной инстанции Чахмахчевым не удалось.

Что касается претензий строителей, то всякие долговые обязательства перед ними исполком отрицает, указывая, что никаких муниципальных контрактов с зависшими долгами в реестре нет. А раз нет контрактов, смет, техзаданий и актов выполненных работ, значит, нет и финансовых обязательств. «Для решения вопроса по существу строительным организациям необходимо предоставить контракты», — указывает руководитель исполкома. Относительно раздачи подрядов в Нурлате — как на капремонт, так и на новые объекты — ответ исполкома был ожидаем: работают победители аукционов.

«В период с 2013 по 2016 годы подрядными организациями Нурлатского района было реализовано 144 мероприятия на 1,2 млрд рублей, — говорится в ответе Габдуллина. — На сегодняшний день в реализации программ 2017 года успешно работают следующие нурлатские организации: ООО «Домстрой», ООО «Респект СП+», ООО «Городстрой», ООО «Новый дом», «НУАД» ООО «Татнефтедор», ООО «Промочистка», ООО «Континент». Не изъявили желания участвовать в капитальном ремонте объектов такие организации, как ООО «Еврострой» и ООО «ПрестижСтрой».

Очевидно, подписанты обращения к Минниханову немного обсчитались с числом строительных компаний на своем внутреннем рынке, хотя, к примеру, о существовании ООО СК «Домстрой» они могли просто не знать, поскольку фирма существует с января 2016 года, а ООО «Татнефтедор» сложно причислить к местным игрокам — это «дочка» «ТаграС-Холдинга», зарегистрированная в Альметьевске. Нурлатской компании «НУАД» в записях ЕГРЮЛ обнаружить не удалось. Остальные четыре организации, не считая «Городстроя», стаж имеют, причем Мулюков входит в состав учредителей «Промочистки», а «Новый дом» — компания, принадлежащая семье бывшего главы Нурлата Наиля Шарапова, — владеет ею Линар Шарапов.