«Мы стараемся содействовать тому, чтобы у нас в стране появилась культура посещения офтальмолога — носителям контактных линз - раз в три месяца, всем остальным - один раз в год» «Мы стараемся содействовать тому, чтобы у нас в стране появилась культура посещения офтальмолога: носителям контактных линз — раз в три месяца, всем остальным — один раз в год» Фото: Сергей Елагин

КОМПАНИЯ «КОРД» ВНЕДРЯЛА ВСЕ ИННОВАЦИИ, КОТОРЫЕ ЕСТЬ НА РЫНКЕ

— Максим Валерьевич, ваша компания работает на очень конкурентном рынке...

— Статистика утверждает, что на каждые 30 тысяч человек должна быть одна оптика. Если исходить из этого, то многие города, в том числе и Казань, уже переполнены. В Европе показатели другие — там принято, чтобы одна оптика была на 5 - 6 тысяч человек. И это нормально. Хочу добавить, что наш рынок интересен тем, что находится на стыке двух рынков. Первый — рынок повседневный, где товары высокой оборачиваемости — контактные линзы, солнцезащитные очки. Второй — рынок медицинских услуг. И этот стык дает немалую синергию. Я работал на многих рынках, такого не видел нигде. У нас, с одной стороны, ты должен заниматься продажами, с другой — оказывать медицинские услуги. И в каждом из этих направлений ты должен быть профессионалом.

— Какие у оптического рынка перспективы? Ведь складывается ощущение, что того и гляди медицина научится одним взмахом лазерного скальпеля исправлять все дефекты зрения.

— Как бы это было хорошо! (Смеется.) Но, к сожалению, в ближайшей перспективе такого не предвидится. А что нас ждет? Наверное, рынок будет уходить частично из офлайна в онлайн. Мы к этому готовы. Недавно была оптическая выставка в Милане, на которой присутствуют крупнейшие игроки со всего мира. Мы общались с поставщиками, и многие из них называли нашу компанию одной из самых инновационных в России. Потому что компания «КОРД» внедряет все инновации, которые есть на рынке: подбор медицинских очков посредством интерактивных приложений через ПК-планшеты, линзы для очков индивидуального дизайна, контактные линзы из материалов последнего поколения и др. Самый яркий пример, которому все коллеги поражаются, — то, что мы были одними из первых в России, кто ввел собственную частную торговую марку, private label по мягким контактным линзам. И мы, наверное, являемся одними из самых успешных в этом направлении. Глядя на нас, многие пошли по нашему пути. А мы сейчас находимся на этапе внедрения и других инноваций, думаю, они будут не менее громкими.

— Какие?

— Лучше сначала добиться успеха, а потом говорить о нем.

— Известно, сколько проблем у предпринимателей из-за высоких налогов...

— На всех совещаниях, которые мы проводим, при общении с топ-менеджерами, с учредителями у нас ни разу не возникало темы, что нам надо каким-то образом оптимизировать наше налогообложение.

«В группе компании «Корд» сегодня 62 салона — 32 в Казани, остальные в разных районах Татарстана и в Йошкар-Оле» «В группе компании «КОРД» сегодня 62 салона: 32 в Казани, остальные в разных районах Татарстана и в Йошкар-Оле» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Не поверят читатели...

— Скорее всего, не поверят, но это так (смеется). У нас не возникало мысли уйти из белого сектора экономики в черный или хотя бы в серый. Мы полностью белая компания. Нас это вполне устраивает. Мы жестко регламентированы в рамках работы медицинских кабинетов — они должны быть сертифицированы, у нас должен работать офтальмолог, товар должен иметь регистрационное удостоверение, кассы должны быть зарегистрированы в налоговой... Мы четко здесь работаем. И нам комфортно от этого. И у меня впечатление, что многие на оптическом рынке работают в белую. Государство нам не помогает, но и не мешает. Коммерческая структура и не должна рассчитывать на помощь государства — только на себя, на свои силы, на свою команду. Если не надеешься на манну небесную, ты многого можешь добиться.

— Сегодня возможно предпринимателям зайти на оптический рынок?

— Многие, узнав о неплохих прибылях, которые сулит рынок оптики, выходят на него: да там такие заработки, я буду на коне! Но если ты не профессионал, успеха не будет. Тем более что сейчас на этом рынке идет некая «глобализация». Очень тяжело выжить единичным салонам, они закрываются. Выживают только сетевики. Это естественно, потому что мы можем себе позволить делать большие закупки, иногда закупить товара несколько больше, чем нам необходимо, чтобы потом его распродавать по более доступным ценам. Стоит еще упомянуть, что только крупная сеть может позволить себе закупку самого лучшего и инновационного медицинского оборудования, а также постоянные инвестиции в повышение квалификации существующего и нового персонала. Можем позволить себе устраивать акции... У крупных компаний всегда больше финансовых возможностей. Плюс к этому наш высокий сервис, который един для всей компании.

ТОЛЬКО В САЛОНАХ ОПТИКИ — НЕ НА БАЗАРЕ

— Вы уже сказали, что активно заходите в интернет. Зачем? У компании столько салонов оптики, что можно найти такой салон чуть ли не на соседней улице...

— В группе компаний «КОРД» сегодня 62 салона: 32 в Казани, остальные в разных районах Татарстана и в Йошкар-Оле. Но мы действительно в 2010 году открыли интернет-магазин контактных линз и службу доставки на дом и в офис. С тех пор доля интернет-продаж постоянно растет. Это первое. Второе: в России по привычке смотрят на то, что происходит на Западе. Ну куда же деться, там словно медом намазано, есть такое обывательское мнение. На текущий момент на Западе, в Европе продажи очень активно идут через интернет-каналы. Мы в России пока через интернет продаем только мягкие контактные линзы, то, что человек может сам вставить в глаза. На Западе в интернете уже продают и оправы, и очки, и очковые линзы. Думаю, эта тенденция скоро дойдет и до России. Поэтому направление интернет-торговли мы будем развивать.

— Понятно, что оправу можно через интернет купить. Но линзы для очков?

— Правильный вопрос. Действительно, для того, чтобы купить очки, надо, чтобы у тебя был рецепт. Человек идет к врачу, получает рецепт, забивает данные с этого рецепта в бланк заказа на сайте и получает то, что надо. Но по интернету надо заказывать только однофокальные линзы, на которых практически не требуется разметка. Более сложные линзы, например, с которыми можно и читать, и смотреть вдаль, а также хорошую оправу к ним надо заказывать только в офлайне, где врач назначит наиболее подходящую именно для вас и вашего образа жизни коррекцию зрения, скажет, как ее носить, поставит разметку для мастера, расскажет, какие есть особенности, предупредит о периоде привыкания... Только в салонах оптики!

— Не на базаре...

— К сожалению, многие привыкли покупать очки на базаре. Это очень плохо. Там дешевый товар с отвратительного качества линзами, на которых неправильно выставлена центровка. Они могут испортить зрение. Очки — это медицинский продукт в первую очередь, вы же не покупаете аспирин или лекарство от давления на рынке. Поэтому тридцать раз подумайте, прежде чем купить очки на базаре.

«Оправа — это еще и аксессуар. И как любой аксессуар, может или испортить внешность или, наоборот, подчеркнуть достоинства» «Оправа — это еще и аксессуар. И как любой аксессуар она может или испортить внешность, или, наоборот, подчеркнуть достоинства» Фото предоставлено компанией «КОРД Оптика»

— С какими трудностями приходится сталкиваться вашей компании?

— Хоть мы и не ведем конкурентную борьбу, но... Самый главный опыт, который я получил за все время работы и своей бизнес-карьеры: успех делается не одним человеком. Успех — это прежде всего командная работа. Если в твоей команде профессионалы, ты гарантированно добьешься успеха. «КОРД» — это команда профессионалов. Такого обучения, которое мы проводим, как для нашего полевого персонала, так и для сотрудников наших офисов, нет, наверное, больше ни у кого. У нас каждую неделю какие-то обучения, тренинги, просмотр вебинаров. Благодаря этому нам удается сохранять лидирующие позиции не только на рынке Татарстана, но и по некоторым направлениям на рынке России.

— Трудно к вам поступить на работу?

— Поступить нетрудно. Трудно выдержать ритм и обучение. График очень тяжелый в том плане, что человеку надо постоянно самообучаться, проходить тренинги. Если он этого не делает, оказывается за бортом. Если у человека есть желание, есть цель стать лучшим, он у нас остается и прекрасно себя чувствует в дружном активном коллективе!

ПРИХОДИТЕ В «КОРД» И ПРОВЕРЬТЕ ЗРЕНИЕ БЕСПЛАТНО

— Планируете ли выходить и дальше за пределы республики?

— Географическая экспансия, конечно, планируется. Хотя в другие регионы заходить непросто. Логистически всегда трудно заниматься продажами в другом регионе. Это связано и с контролем, и с доставкой, и с работой персонала... Удачных примеров, когда на оптическом рынке России компания смогла сделать хорошую экспансию, наверное, один или два. Мы Йошкар-Олу выбрали, потому что это был знакомый нам регион, мы знали конкурентную среду. Сейчас в первую очередь речь о рынке Татарстана, где мы хотим присутствовать в каждом населенном пункте, чтобы у каждого жителя нашей республики была возможность получить максимум профессионализма, максимум медицинских услуг.

«КОРД» — это команда профессионалов. Такого обучения, которое мы проводим, нет, наверное, больше ни у кого» «КОРД» — это команда профессионалов. Такого обучения, которое мы проводим, нет, наверное, больше ни у кого» Фото предоставлено компанией «КОРД Оптика»

— Наверное, многие замечали, что удачно подобранные очки могут сильно изменить облик человека.

— Оправа — это еще и аксессуар. И как любой аксессуар она может или испортить внешность, или, наоборот, подчеркнуть достоинства. Когда мы обучаем своих сотрудников, мы им рассказываем, как, по каким анатомическим параметрам, характеристикам лица надо подбирать оправу, чтобы она украсила человека. Каждый наш оптик-консультант еще и «стилист», который умеет правильно подобрать оправу. Очень важно, что у нас ты не можешь просто так купить оправу и сказать: ну вставьте мне какие-нибудь линзы. Ни одна такая продажа не может не сопровождаться осмотром у оптометриста или офтальмолога, мы себе такого позволить не можем. Потому что это здоровье ваших глаз, за которое мы отвечаем. Все наши сотрудники, которые проверяют зрение клиентов, имеют медицинское образование. Рисковать доверием клиента нельзя ни в каком бизнесе, и в нашем в том числе. Мы стараемся содействовать тому, чтобы у нас в стране появилась культура посещения офтальмолога: носителям контактных линз — раз в три месяца, всем остальным — один раз в год. Тем более такая проверка зачастую ничего не стоит — в «КОРДе» проходят акции, когда можно прийти и проверить зрение бесплатно.

— Это, наверное, необходимо в наш век гаджетов...

— Сегодня можно купить линзы, которые защищают от синего излучения компьютера. Предлагаю попробовать! И прошу всех обратить внимание еще на один момент: наши дети проводят за гаджетами много времени, с утра до вечера! Скоро, наверное, уже какая-то эволюция пойдет и у них вырастут большие пальцы, которыми удобнее нажимать значки на экране. Так что защищайте ваших детей. Сходите в салон, посмотрите, какие есть линзы, подберите для них оправу. Здоровье ребенка бесценно. Это я вам говорю как отец...

ЭТО ТО, ЧТО ОЧЕНЬ НУЖНО МНОГИМ НАШИМ БИЗНЕСМЕНАМ

— Расскажите, пожалуйста, немного о себе.

— Родился я в Казани в обычной рабочей семье. Окончил КГТУ-КАИ, был одним из первых выпускников факультета управления предпринимательством. В 2000 году переехал в Москву, там прожил 15 лет. У меня была достаточно успешная карьера. А два года назад решил вернуться в Казань — друзья предложили заняться вот таким бизнесом. Когда вернулся, город меня поразил, я был в восторге от того, как сильно он преобразился. Знаете, когда ты после двух-трехчасовых московских пробок здесь, в Казани, за 20 минут можешь пролететь весь город... Казань сегодня один из самых современных и красивых городов — я хорошо вижу это, потому что по работе объездил всю Россию. Сегодня в Казани комфортно жить и комфортно работать.

«К сожалению, многие привыкли покупать очки на базаре. Это очень плохо. Они могут испортить зрение» «К сожалению, многие привыкли покупать очки на базаре. Это очень плохо. Они могут испортить зрение» Фото предоставлено компанией «КОРД Оптика»

— Какие у вас увлечения?

— Да, у меня есть одно интересное хобби — я очень люблю автотуризм. Когда у тебя очень тяжелый, загруженный год, с утра до ночи без выходных, ты должен иногда позволить себе разгрузиться. Поэтому я сажусь в машину и отправляюсь в путешествие, не планируя заранее маршрут. Пересек границу и... сам себе хозяин! Захотел — остановился и перекусил, захотел — посмотрел достопримечательности. Мне кажется, это то, что очень нужно многим нашим бизнесменам, некое время, когда твои действия не зарегламентированы. Один раз я брал с собой в такую поездку дочку Еву — ей тоже очень понравилось.

— Какие у вас планы и мечты?

— Если говорить о профессиональных планах, то главное — сделать нашу компанию в среднесрочной перспективе федеральным игроком. Если с личной точки зрения, большое желание научиться танцевать танго. Найти бы только время...

— И наш традиционный вопрос: какие три секрета успешного бизнеса? Про один вы уже сказали — сильная команда.

— Три слагаемых успеха... Да, команда — это первое. Второе — любовь к тому, чем ты занимаешься. Ведь на работе мы проводим треть жизни, и если тебе не нравится то, что ты делаешь, — это беда. Третье: на работу и с работы надо идти с удовольствием. Чтобы у тебя была не только жизнь на работе, но и жизнь после работы, была поддержка, была семья, были друзья, с которыми можно поговорить и разгрузить голову. Как это ни парадоксально, но чтобы добиться успеха на работе, ты должен иметь еще что-то помимо работы.