КАК «АРКАДА» ПЫТАЛАСЬ НАЙТИ ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

Какой быть Третьей горе в Казани, территории, обрамленной улицами Калинина, Вишневского, Тихомирнова, обсуждали накануне в BFFT.space (архитектурное экспериментальное пространство КГАСУ). На суд общественности и строительной компании «Аркада» (заказчик мероприятия) представили студенческие проекты, главным изначальным условием которых было задание расположить на 6,65 га жилой комплекс на 30 тыс. кв. м с офисными помещениями.

Обращение к «молодым мозгам» не случайно. «Аркада» уже несколько лет вынашивает идеи по строительству на данном участке жилого комплекса, однако никак не может получить добро сверху. В январе 2016 года проект ЖК на Третьей горе рассматривался на городском градсовете (компания пригласила для работы известного в Казани архитектора Германа Бакулина). Вначале предполагалось формирование (в разных вариациях) трех групп высотных домов в 4 - 21 этажа. Потом президенту РТ был представлен вариант ступенчатой композиции от 7 до 9 этажей с акцентом на 18-этажную высотку, но он Рустама Минниханова не устроил. Президент заявил, что ранее в центре города было совершено много градостроительных ошибок и не надо их повторять. «Мы настаиваем на том, чтобы в центральной части города соблюдались рекомендации по сохранению исторической застройки. Деревянной — особенно», — подчеркнул он. В итоге и было предложено проработать варианты на проектном семинаре.

Олеся Балтусова Олеся Балтусова отметила, что, несмотря на некоторые слабые места в проектах, в студенческих работах было главное — предложение новых «форм жизни» для Шмелева оврага при сохранении рельефа

Почему эксперты так пристально смотрят на Третью гору, на презентации работ пояснила помощник президента РТ Олеся Балтусова: «Сегодня эта территория формирует у человека, въезжающего в Казань со стороны аэропорта, первое впечатление о городе. Это важная территория на въезде в историческую Казань, важная с точки зрения сохранения исторического рельефа». Третья гора сохранила сегодня деревянную застройку, которая, не будучи памятником архитектуры, формирует историческую среду. Как гармонично вписать такие дома в новую застройку? Четкого ответа нет ни у Казани, ни у других российских городов. Может быть, что-то предложат студенты?

«Эта территория формирует у человека, въезжающего в Казань со стороны аэропорта, первое впечатление о городе. Это важная территория на въезде в историческую Казань, важная с точки зрения сохранения исторического рельефа»

ШМЕЛЕВ ОВРАГ ПРЕВРАТИТЬ В ЗЕЛЕНУЮ ЗОНУ. РЕЛЬЕФ ГОРЫ СОХРАНИТЬ

Среди работ два первых места разделили группы кафедры градостроительства (кураторы — Мария Латыпова и Светлана Гафурова) и кафедры теории и практики архитектуры (кураторы — Степан Новиков и Инесса Фахрутдинова), рассказала директор Института архитектуры и дизайна Карина Набиуллина. Диплом второй степени получила команда кафедры проектирования зданий (кураторы — Фаина Мубаракшина и София Агишева).

Спецприз от «Аркады» достался первой команде — ГРАДО. Команда Гафуровой-Латыповой предложила Шмелев овраг превратить в рекреационную зону — зеленых точек не хватает, так как роща Шамова сегодня почти исчезла. На склоне предлагается устроить террасированные общественные пространства. Группа Новикова-Фахрутдиновой предложила разделить территорию на три зоны: под современную застройку, общественно-торгово-развлекательные задачи, этнокультурный ландшафтно-архитектурный парк.

На склоне Шмелева оврага предлагается устроить террасированные общественные пространства (команда Гафуровой-Латыповой)
Чтобы увеличить, нажмите

В беседе с «БИЗНЕС Online» Балтусова отметила, что, несмотря на некоторые слабые места в проектах (все-таки студенты только набираются опыта), в работах было главное — предложение новых «форм жизни» для Шмелева оврага при сохранении рельефа. Между тем в проектах «Аркады» Шмелев овраг становился улицей, а вдоль улицы Тихомирнова предлагалось установить стилобат, что «убивало» обаяние стоящей на холмах Казани. Что именно возьмет на карандаш «Аркада», неизвестно. Соучредитель компании Рафаэль Гильфанов сообщил «БИЗНЕС Online», что поспешных выводов делать не будут: «Нашему проекту чего-то не хватало, необходимо его дополнить, будем что-то выбирать из работ».

Сергей Саначин Сергей Саначин отметил, что искать элементы наследия надо, но это не значит, что его надо «высасывать»

ОБ ОПАСНОСТИ ДЕВАЛЬВАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Остроты обсуждению придал известный казанский архитектор-градостроитель и краевед Сергей Саначин. Он спросил у участников семинара: а стоит ли сохранять деревянную застройку из обычных трехоконных изб? «Я не вижу здесь никакой ценной застройки, — констатировал он. — Все, что нам показывали, есть во всех городах России, в различных уголках Татарстана, в том числе в Казани. Избы на три окна — это самый распространенный тип жилого дома дореволюционной и советской России. Я не вижу здесь никакой уникальности — обычная застройка. И говорить о том, что здесь есть что-то особенное...» Он отметил, что искать элементы наследия надо, но это не значит, что его надо «высасывать». «Это очень опасная вещь, когда мы стараемся как можно больше найти этих объектов и увеличивать и без того гигантский список объектов культурного наследия, другие списки, это вызывает девальвацию объектов культурного наследия», — пояснил он, добавив, что из-за этой девальвации Казань теряет в гигантском массиве то, что действительно ценно, например, первую усадьбу Апанаевых, Октябрьский городок.

...

Впрочем, Саначина особо не поддержали. Новиков спросил: значит, и ко всем пожилым людям мы должны относиться без уважения, если они не выдающиеся? А зампредседателя татарстанского отделения всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Фарида Забирова отметила с улыбкой, что этот спор с Саначиным у них идет не одно десятилетие. «Когда мы говорим, что город — это живой организм и каждая эпоха оставляет свои следы, надо сказать, что Третья гора была на 100 процентов деревянной, — пояснила она. — Мы говорим о городском культурном ландшафте, который представляет собой ценность, культурные коды... Мы не говорим, что это памятники, безусловно, не надо их сравнивать. Поэтому здесь мы говорим о сохранении именно этих типовых домов. Мы пытаемся сохранить их в ландшафте, в этом их ценность».

Группа Новикова-Фахрутдиновой предложила разделить территорию на три зоны: под современную застройку, общественные торгово-развлекательные задачи, этнокультурный ландшафтно-архитектурный парк
Чтобы увеличить, нажмите

Такие семинары было бы хорошо проводить в дальнейшем и для других территорий, подвела в беседе с «БИЗНЕС Online» итог семинара Балтусова. Для застройщика это новые идеи, пусть и далеко не все предложенное студентами можно использовать на практике, а общественность посмотрела на территорию, которая оставалась без внимания десятилетия, если не столетия. Но помощник президента подчеркнула, что для такого сотрудничества нужна добрая воля застройщика. «В данном случае он сразу отозвался: мы готовы, если возникнут свежие идеи, взять их в работу. Хотелось бы, чтобы и другие застройщики так же подходили к территории», — отметила она. К слову, на семинар пришел глава «Камастройинвеста» Делюс Сиразетдинов. У компании рядом также есть земельный участок, и он отметил, что в будущем такие семинары можно было бы провести и для его проектов. Балтусова заметила, что такое отношение — редкость. Будет ли работать данная схема, станет ясно после заседаний следующих строительных комиссий у президента.