Ирина Дябилкина Ирина Дябилкина: «Пять лет назад в Казани шла стройка, а сейчас город причесан, и если будет демонтаж каких-то конструкций, испортится асфальт, поребрики...» Фото: Сергей Елагин

«НЕ ИСКЛЮЧАЕМ СОКРАЩЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА КОНСТРУКЦИЙ НА 30 ПРОЦЕНТОВ»

О предстоящих в начале 2018 года торгах по наружной рекламе в Казани рассказала в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» начальник управления наружной рекламы и информации исполкома Казани Ирина Дябилкина. Сроки договоров, охватывающих около 94% рекламных поверхностей в городе, заканчиваются в феврале 2018 года, поэтому в городе будет утверждена новая схема размещения конструкций и все нормативные документы, а после этого пройдут новые торги. По словам Дябилкиной, управление начало подготовку схемы с конца января, а завершена она будет к сентябрю. Еженедельно проводятся встречи с бизнесом (действующими на рынке игроками) и комиссией по размещению рекламы.

«Все фирмы, которые работают на рынке, участвуют в процессе. Вместе мы проходим улицы, — рассказывает гостья редакции. — За основу мы берем существующую схему, но надо соблюсти требования ГОСТа — коридоры безопасности и прочее. Не исключаем сокращения количества конструкций на 30 процентов, и бизнес эту цифру принял. Где-то бизнес и сам отказывается от конструкций — например, эксплуатировал пять лет и говорит, что неэффективно. На сегодня мы прошли по 20 улицам Казани, и пока могу сказать, что процент сокращения будет примерно 25 процентов, — это в центре города». Процесс подготовки новой территориальной схемы непростой. Из управления наружной рекламы и информации документ проследует в кабинет министров РТ, далее — в минстрой и минкульт. После этого решается, как формировать лоты, цены.

Напомним, это уже второй раунд сокращения: перед предыдущими торгами в 2013 году число наиболее массовых конструкций — щитов 3×6 — было урезано с 1670 до 1138, в том числе полностью очистился от них исторический центр города. Напрашивается и другая параллель. По словам Дябилкиной, предыдущие торги (в 2013 году) были сложные, потому что прошли за полгода до Универсиады-2013. «А теперь пройдут перед чемпионатом мира по футболу 2018 года. Но пять лет назад в Казани шла стройка, а сейчас город причесан, и если будет демонтаж каких-то конструкций, испортится асфальт, поребрики... Мы будем максимально сохранять существующую схему,чтобы не было аврала для благоустройства», — говорит начальник управления.

«Наружная реклама позволяет очень хорошо позиционировать. С ее помощью можно выйти на целевую аудиторию»Фото: «БИЗНЕС Online»

Отличие грядущих торгов от предыдущих — срок размещения увеличится с 5 до 10 лет. По итогам торгов выигравшая компания платит сразу за первый и последний год и равными долями — в течение остальных лет. Размещаться можно, только если есть годовая предоплата. На вопрос, сколько город намерен выручить от предстоящих через год торгов, собеседница улыбается. «Кто только уже ни задавал мне этот вопрос! Все помнят, как по итогам предыдущих торгов город заработал миллиард рублей. Я объясняю, что будут другие торги. Сейчас договоры будут подписываться не на право размещения, а на контракт, и деньги будут поступать в бюджет равными долями в течение 10 лет. Кроме того, территориальная схема будет сокращаться на 30 процентов, так что получаем минус 30 процентов, которые растянутся на десятилетие», — рассказала гость. При этом повышать тариф город не планирует: «Не то состояние рынка».

Что касается грядущего ЧМ-2018, у города также будут обязательства по праздничному оформлению и перед партнерами ФИФА. Так, улицы на протяжении 2 км перед стадионом «Казань Арена» будут отданы для размещения только партнерам и спонсорам ФИФА, причем конкурентам на период проведения чемпионата размещение там будет запрещено.

70% ЗАГРУЗКИ КОНСТРУКЦИЙ — ЭТО НОРМА

В ходе беседы в редакции гостья рассказала о предварительных итогах по рынку наружной рекламы в 2016 году. По ее словам, торги в 2013 году освободили рынок от непрофессиональных игроков. «Сейчас на рынке 12 профессиональных игроков, а до этого было много тех, кто не содержал конструкции должным образом. Например, по одному щиту было у банка или у страховой компании, — вспоминает она. — По фасадной рекламе — все местные игроки. Федеральные игроки на рынке сегодня — News Outdoor, Larisa City, Poster, «Реклама сервис» и другие. У меня все — профессиональные игроки. Мы тогда впервые в России сделали электронную форму торгов и площадку Казани выставили на торги с нуля, заново сформировали территориальную схему, не ориентировались на [существовавшие] конструкции».

Дябилкина отмечает, что востребованность 70% рекламных конструкций для Казани — это нормально. По ее словам, в лучший год максимум бывает 80%. Итоги 2016 года окончательно еще не подведены, но, по мнению собеседницы газеты, они позитивные — рынок показал рост 7%. Восстановление наблюдался уже со второй половины 2015 года. Объем рынка «наружки» за первое полугодие 2016-го составил 307 млн. рублей, из чего можно предположить, что по году цифра составит не менее 600 млн. рублей.

В наружной рекламе размешается больше федеральных рекламодателей. «Наружная реклама — это все-таки имиджевая реклама крупных брендов. Это когда было много конструкций в городе, была и шаурма, и дипломы, а сейчас по-другому», — говорит эксперт.

Один из наших читателей задал вопрос: а так ли вообще нужна наружная реклама? «Если бы это не было интересно рекламодателю, он бы не покупал. Наружная реклама позволяет очень хорошо позиционировать. С ее помощью можно выйти на целевую аудиторию, — считает Дябилкина. — Но наружная реклама не является украшением города. Это больше инструмент для заработка денег. Эстетика — это очень дорогое удовольствие, и должен быть очень высокий экономический уровень города, чтобы позволить себе эстетику». При этом среди городов-миллионников в Казани наименьшее количество рекламных конструкций, но по доходам столица РТ — на третьем месте. Гостья газеты при этом отмечает, что на новых улицах выбор города все же был сделан в сторону эстетики — на проспекте Универсиады и улице Сибгата Хакима вместо размещения щитов было решено посадить деревья.

Что касается будущего рынка, то, как считает собеседница «БИЗНЕС Online», следующим шагом будут электронные цифровые поверхности. Их, кстати, управление хочет подготовить к следующим торгам. «Gallery, News Outdoor уже начали использовать эти носители, и другого варианта развития рынка нет. Думаю, будут лоты и с электронной поверхностью, но не все. В той же Москве таких носителей 10 процентов. Дай бог, чтобы мы вышли на этот же процент», — говорит Дябилкина.

«БИЗНЕС Online» готовит к публикации полную стенограмму беседы.