О загадочном мире киберспорта не слышал хотя бы краем уха только ленивый. Факт остается фактом — некогда простое хобби геймеров потихоньку превращается в высокооплачиваемую работу, а крупные турниры киберспортсменов собирают тысячи зрителей на трибунах. Дмитрий Журавлев специально для «БИЗНЕС Online» вводит нас в курс дела. Для начала — небольшой ликбез.
Дмитрий Журавлев (слева) с TeamSpirit.ШтанУдачи (в этом сезоне едет на чемпионат мира по Hearthstone на отборочные соревнования)
«КОГДА ЖЕ Я УЗНАЛ О КИБЕРСПОРТЕ И КАК ПРИШЕЛ К НЕМУ?»
XXI век в самом разгаре, и он привносит в нашу жизнь много нового и интересного: для одних — непонятного и неизведанного, а для других — увлекательного и желанного. Сегодня на повестке дня такое явление нового мира, как киберспорт, и я в серии статей постараюсь ответить на все сопутствующие вопросы, которые возникают у людей постарше, когда они слышат это слово, да что уж там, и молодое поколение тоже не всегда понимает, что же за этим словом стоит и какие возможности оно открывает! Многие люди, далекие от компьютерных игр, все еще считают, что киберспорт и спортом-то не является, хотя это не так, ведь в России он уже официально является им. Также многие думают, что киберспорт — это лишь развлечение для молодежи и взрослым там делать нечего, ведь надо работать и кормить семью, как говорится, деньги сами себя не заработают... Но киберспорт и тут уже преуспел и прокормил не одну семью в этом мире. Вы спросите как, а вариантов масса, чуть позже вы о них узнаете. Молодежь же считает, что нужны спонсоры или связи, чтобы пробиться в большой киберспорт, и снова окажется лишь частично права, ведь здесь, как и во всем мире, не без этого, но талант и упорство приносят свои плоды. Это лишь верхушка тех вопросов, которые возникли у большинства начавших читать данную статью. И я постараюсь коротко, но доходчиво рассказать о том, что я знаю в этой сфере.
Прежде всего, чтобы ответить на все эти вопросы, я немножко расскажу вам о себе, о том, почему я знаю ответы на некоторые из поставленных вопросов и почему я вообще решил на них ответить и написать эту статью. Меня зовут Дмитрий (никнейм — HitmanRF) Журавлев, мне 29 лет, я женат и являюсь счастливым отцом маленькой дочки. Закончил КНИТУ-КАИ им. Туполева, но по специальности так и не поработал, о чем, в принципе, я догадывался еще на первом курсе, но армия и родители как дамоклов меч заставили меня получить этот диплом. Сменил множество профессий: от системного администратора до менеджера по продажам, от букмекера до стримера, последней увлекся и работаю по сей день, но к этому мы еще вернемся.
Когда же я узнал о киберспорте и как пришел к нему? Мы с друзьями проводили много времени за компьютером, играя в Heroes IV или FIFA 98. Тогда это были просто игры, досуг, хорошая альтернатива футболу или хоккею, если погода на улице не позволяла. Первая сетевая игра, в которую мы начали играть, была Half Life (HL). Это культовая игра своего времени с захватывающим сетевым режимом, но и тогда мы все еще просто весело проводили время с друзьями, не придавая какого-то значения нашему увлечению. А тем временем киберспорт начал свое шествие по миру, уже в 2001 году Россия первой в мире признала его официальным видом спорта, но в 2006-м снова исключила из реестра, и лишь в 2016 году он заслужил официальное признание министерства спорта. В 2005 году я поступил в университет и переехал из своего небольшого городка в тогда уже бурно развивающуюся Казань. В общежитии я познакомился с людьми, которые играли в Counter Strike (CS) за честь нашего университета. Тогда-то я и понял, что это не просто игра, уже нечто большее. Я быстро влился во все это движение, так как заслужил уважение, обыграв лидера команды по CS в HL. Тогда он встретил достойный отпор в моем лице, это была моя первая значимая победа, первое мини-соревнование и первый выигрыш — коробка сока. Но главное, что тогда я выиграл, — это уважение и знакомства.
К сожалению, HL не был в то время сильно популярной игрой среди киберспортсменов, тогда на вершине были CS 1.6 и Quake 3. В том же году я наткнулся на другую, тогда еще не очень популярную игру, а сейчас уже сложно найти человека, который не слышал о Dota. Я помню свои первые впечатления о ней: где смысл, почему в это играют, какая цель у игры, где соревновательный элемент? Около месяца я изредка посматривал, как в данную карту на базе стратегии Warcraft III днями напролет увлеченно играет мой сосед. Вскоре я сломался, решил сам попробовать и влюбился в эту игру: интереснейший геймплей, сильно отличающийся в зависимости от того, какого персонажа ты выбираешь и кто будет играть против тебя, а также это настоящий бой, в котором твоя реакция, стратегия, умение играть в команде приведут тебя к победе в битве или к поражению. В этой компьютерной игре ты чувствуешь настоящие эмоции: переживаешь, если что-то сделал неправильно, радуешься, когда помог своему напарнику по команде, злишься, когда кто-то из твоей команды совершил ошибку, понимаешь, что нужно работать над собой, если видишь, что кто-то играет лучше, чем ты, гордишься собой, если смог подарить команде победу, и расстраиваешься, если в этот раз победа ускользнула от тебя. И так в большинстве сетевых командных играх — ты будешь испытывать настоящие эмоции, совершенно не отличающиеся от тех, что испытывают те же спортсмены, играя в футбол или баскетбол. Тот же футбол тоже прошел достаточно долгий путь от просто игры с надутым кожаным мячом до чемпионатов мира на огромных стадионах с миллионами фанатов.
С игроками doktorrrr (слева) и pavel (в центре) — чемпионом мира по Hearthstone
И сейчас профессиональный футбол, а также большинство других видов спорта иногда имеют меньше отношения к спорту, чем компьютерная игра. И я объясню, почему так считаю. Раньше, когда спорт был увлечением, соревнованием двух или больше людей, когда они просто хотели выяснить, кто из них достиг в том или ином виде спорта бóльших успехов, чье тело лучше развито, кто талантливее или более упорно тренировался, тогда это было настоящим спортом, который делал людей здоровее и счастливее. Сейчас же, когда в спорт вмешалась политика, когда за этим стоят огромные деньги, влиятельные люди делают огромные ставки на спортивные мероприятия, это превращается иногда в театр, где спортсмены лишь актеры, разыгрывающие нужный результат для букмекера, к тому же пичкающие себя запрещенными и вредными препаратами.
Да, киберспорт тоже идет по этим же стопам, призовые на турнирах растут в геометрической прогрессии, заставляя профессиональных игроков дни и ночи проводить за компьютером в изнуряющих и вредных тренировках, да и букмекеры тоже приходят в данный сегмент, увидев его огромный потенциал и интерес у подрастающего поколения, что тоже не могло не привести к инцидентам о договорных матчах, благо пока такие примеры лишь единичны, но о скольких мы пока ничего не знаем? Рано или поздно у киберспорта также появится и политический аспект, когда его включат в Олимпийские игры... Пока что киберспорт чист и юн, он находится в начале своего долгого и длинного пути.
«НА ПЕРВОМ ТУРНИРЕ ВЫИГРАЛИ МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ НАШИ БРАТЬЯ С УКРАИНЫ»
Но вернемся к тому переломному моменту, когда я все-таки решил связать свою жизнь с киберспортом и попробовать свои силы как минимум на всероссийском уровне. Я показывал достаточно хорошие результаты в набирающей популярность и потихоньку входящей в состав крупных популярных турниров игре Dota. Еще в 2006 году понимал, что за этой игрой огромное будущее и в нее будут играть миллионы людей, причем не только играть, ведь ее интересно и смотреть, особенно если ты показываешь неплохой уровень. Мы участвовали в первом турнире от университета и даже выиграли одну команду, но ребята, которые день и ночь тренировались в компьютерном клубе и показывали отличную командную игру, поставили нас на место, выиграв без особых проблем. В тот день для себя я понял, что пять игроков такого уровня в общежитии нам не собрать, и мысли о большом киберспорте улетучились, да и тогда уже была постоянная работа, то есть уходить полностью в мир киберспорта было очень рискованно, ведь и турниров с большими призовыми еще не было, а работа уже приносила стабильный доход.
Dota пошла по стопам любой обычной спортивной игры, люди требовали хлеба и зрелищ, а так как играющих в нее становилось все больше, то появилась необходимость в трансляциях игр по интернету. Первые такие игры комментировали мы сами для себя, а потом появились и комментаторы, как в спорте. Я тоже хотел себя попробовать в этой роли, друзья любили наблюдать за моей игрой, и я решил отправить свою пробную запись комментирования, но так и не сделал этого из-за плохого микрофона и соседа, который язвительно отозвался о моей записи. В итоге я загубил данную затею в зачатке. До сих пор жалею, что хотя бы не попробовал. Вскоре Dota вышла на очень серьезный уровень, доселе немыслимый ни для игроков, ни для людей, интересующихся киберспортом.
Слева — olesami (известный стример и официальный комментатор чемпионата мира по Hearthstone), справа — k_i_ra (стример)
Компания Valve, выкупив права на Dota, запустила вторую часть игры и в поддержку выхода анонсировала в 2011 году турнир International с призовыми в $1,6 миллиона. Тогда они наделали много шума, никто себе и представить не мог такие суммы за победу в игре, а тут сказка для геймеров всего мира стала реальностью благодаря компании Valve, которая вложилась в это мероприятие и не пожалела о содеянном. Данная новость и турнир имели взрывной эффект: об этом писали все. Более взрослое поколение увидело, как простые игры могут приносить доход, более молодое поколение осознало, что и они могут оказаться на месте чемпионов, и усилило свои тренировки, рассказывая своим друзьям об этой игре. На первом турнире выиграли миллион долларов наши братья с Украины — и, конечно же, для всего СНГ комьюнити геймеров это был хороший пример для подражания, образец того, как можно свой досуг превратить в хороший заработок. С этого момента весь киберспорт получил сильный толчок в развитии: у турниров и команд появились спонсоры; как и в спорте, появились тренера, комментаторы, аналитики. Турнир по игре Dota стал превращаться в шоу, в событие, которого ждут и зрители, и игроки. Каждый год International только набирал обороты. В 2016 году призовой фонд достиг уже более $20 млн. благодаря грамотной политике компании Valve и так же активно участвующим в этом развитии игрокам и зрителям. Просто купив компьютер, который и так уже есть практически в каждом доме, любой мог попробовать себя в этой игре. Если у тебя получалось показывать хорошие результаты, то ты мог попасть в команду со стабильным окладом и трудовым договором. Как скауты в футболе, появились такие же люди, просматривающие игры и находившие таланты на просторах интернета, благо есть общемировой рейтинг, по которому видно, насколько ты хорош в этой игре.
«ТЫ НАХОДИШЬСЯ ПОД ПОСТОЯННЫМ ПРИЦЕЛОМ ВЕБ-КАМЕРЫ И УЖЕ ЧУВСТВУЕШЬ НЕКИЙ ДИСКОМФОРТ...»
Что касается меня, то я понимал, что мой поезд уже ушел, в киберспорте, как и в спорте, возраст решает. Реакция уже не так хороша, как у молодых, семья и работа поглощают много свободного времени, ты не можешь со всей серьезностью подойти к тренировке, ведь завтра тебе с утра снова на работу. Но в 2014 году мне представился шанс запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда, и я не стал медлить. Фирму в которой работал, закрыли, у меня образовались окно по времени и денежная подушка безопасности, и я решил попробовать себя в стримерском деле, была не была, как говорится.
В начале 2014 года друг увлек меня карточной игрой Hearthstone. Я сначала так же, как и с игрой Dota, долго сопротивлялся, но, один раз попробовав, увлекся игрой с головой. Уникальная смесь шахмат и покера, стратегии и коллекционирования, мастерства и везения — все это заставило влюбиться в эту игру сильно и безвозвратно. Она не требовала быстрой реакции, партии по 5 - 15 минут — все это позволяло спокойно совмещать игру с работой, да и на планшете можно было сыграть пару раз перед сном. Сначала я играл в игру сам, она показалось мне очень простой, но когда начал углубляться в тонкости игры, то понял, сколько там сложных нюансов и насколько еще плохо ее познал.
На Игромире с CaspeRRR — очень известным комментатором киберспортивных игр
Начал интересоваться стриминговым сервисом Twich, на котором игра была всегда в топе по популярности среди Dota и LoL (другая популярная киберспортивная игра наподобие Dota). Много зрителей и такой же огромный выбор стримеров, людей, которые хорошо играли в эту игру и объясняли ход своих мыслей и то, как правильно сыграть в той или иной ситуации. Этакая смесь из развлечения и обучения игре с возможностью задать вопрос непосредственно игроку, достигшему успехов в Hearthstone. Я смотрел и набирался ума-разума, а в какой-то момент понял, что могу не хуже, чем некоторые из них. И действительно, попробовав один раз, я уже не мог остановиться. Уже в первый стрим мою трансляцию посетили около 10 человек, совершенно из разных городов, с разными интересами, судьбами, но нас объединяло как минимум одно — любовь к этой игре. В итоге благодаря стримам у меня появилась уникальная возможность достаточно много времени проводить за игрой, наращивать мастерство владения картами, обмениваться опытом и при этом что-то зарабатывать. В основном изначально стримы держались лишь на энтузиазме стримера: денег почти нет, зрителей не так много, а работа хоть и интересная, но все же не из простых (это с виду только кажется, что играешь, болтаешь и так каждый сможет).
Во-первых, ты находишься под постоянным прицелом веб-камеры и уже чувствуешь некий дискомфорт от того, что в этот момент на тебя может смотреть абсолютно любой человек, ведь, в отличие от ТV-трансляции, этот индивидуум может и написать тебе все что угодно, причем совершенно не всегда это то, что ты хотел бы услышать. Чаще всего это не самая конструктивная критика твоих действий в игре или твоего поведения на стриме, тут нужны хорошая стрессоустойчивость и умение сохранять спокойствие, не доводя до открытой перепалки со зрителем. Во-вторых, читая чат и отвечая иногда на не самые легкие вопросы, возникающие у зрителей, ты должен показывать хороший уровень игры, не совершая ошибок, иначе зрители не оценят твоих навыков. В-третьих, на моем стриме множество интерактива, то есть работы со зрителем, что тоже сильно отвлекает от игры и чата, ты постоянно что-то делаешь, когда находишься на стриме. В-четвертых, постоянное общение, хоть это и является диалогом с чатом, но так как говоришь только ты, то и возможности помолчать, пока говорит твой собеседник, у тебя нет, а говорить без остановки не так просто, как мне казалось изначально. Первое время после 4 - 5-часового стрима я был выжат как лимон, а заработать мог при этом 0 рублей и 0 копеек.
Вы спросите: зачем же тогда это нужно? Как же зарабатывают стримеры? От чего зависит заработок? Все эти вопросы мы разберем в следующей статье и уже более углубленно и подробно расскажем, как я стал внедряться в киберспорт, какие деньги там сейчас крутятся, как обстоят дела с киберспортом в Татарстане и как самому пробиться в профессиональные игроки или помочь своему сыну либо дочери достичь в его любимой игре значимых результатов.
Дмитрий Журавлев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.