Его студия - одна из лидеров на челнинском рынке интернет-дизайна и изготовления сайтов. Сам он - талантливый фотограф и бывший музыкант - известен в автограде своими многочисленными интернет-проектами. Владелец и арт-директор студии «Новый Дизайн» Антон Ватман рассказал о БИЗНЕС Online о сегодняшнем положении дел на рынке Интернет-дизайна и рекламы Челнов, и о том, почему бизнес в социальных сетях сегодня очень перспективен.

«У МЕНЯ НЕТ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ»

- Вы уже давно присутствуете сегодня на рынке дизайна и изготовления сайтов. В принципе, ваша компания - лидер или одна из лидеров. Что этот рынок представляет на сегодняшний день в Челнах? Много ли компаний занимаются тем же, чем и вы?

- Когда речь заходит о рынке, о сегментах, я немного теряюсь. Потому что считаю себя ремесленником, к которому периодически приходят те, кому что-то нужно. То есть у меня нет никакой маркетинговой службы, я не занимаюсь никаким изучением рынка и так далее. И даже о тенденциях могу говорить только относительно себя. Даже не знаю, сколько точно студий есть в Челнах. Знаю несколько, с некоторыми мы дружим, общаемся. Причем я бы не назвал это какой-то конкуренцией. Наверняка, конкуренты у нас тоже есть, я как-то с ними не пересекаюсь.

Если говорить о крупных игроках… Это, разумеется, «Горячий ключ», старожилы рынка, первая контора, которая в Челнах появилась. Из «стариков» больше никто и не выжил, кроме «Ключа» и «Нового дизайна». Из относительно молодых, кого я знаю, это «Leli» с их Челныклабом и студия «Сделали», но они в основном делают упор на продвижение в интернете, хотя и сайтами занимаются. Есть одиночки, у которых формально студии нет. Но через фрилансеров они работают достаточно успешно и много, как, например, Костя Миловский. Плюс есть студии дизайна, которые оказывают комплексные услуги и могут сделать сайт. Но опять же при помощи фрилансеров.

- Если говорить о фрилансерах, есть довольно распространенное мнение, что чем больше любителей-фрилансеров, то тем ниже качество продукта на рынке. Как вы оцениваете в целом уровень «сайтростроения» и дизайна в Челнах?

- Как совершенно адекватный челнинским запросам. Я уверен, что уровень диктуется бюджетом. То есть не будет хороший дизайнер застревать в Челнах, да и в любом другом городе, если бюджеты будут неадекватно-низкие. Смысла тогда нет работать в Челнах. Тем более, работа в интернет-дизайне не подразумевает физических границ. Для работы совершенно неважно, где ты находишься. Конечно, уютнее работать в родном городе. Но у меня полно фрилансеров, которые живут не в Челнах.

- И работают для местных компаний?

- Они фрилансеры, им все равно где работать. Так как я делаю им заказы, получается, что работают они на Челны.

СЛОВО «РЫНОК» НЕ ПОДХОДИТ

- Конкуренция высокая?

- Большинство челнинских компаний заказывают сайты у челнинских же разработчиков. Единицы заказывали сайты в Казани или Москве, да и то только потому, что в Казани дизайнерских студий гораздо больше, можно дешевле заказать сайт. Я-то не следую буквально законам рынка, но, само собой, понимаю, что их игнорировать невозможно. Однако как-то особо оглядываться на это не стоит. Мы никогда не занимались демпингом. Приходит заказчик, я выставляю ценовое предложение, он говорит: «У вас дорого, вон у такого-то парня в два раза дешевле». Я в таком случае разве что не пожимаю плечами. На других я не оглядываюсь в этом смысле. Слово «рынок» не подходит, нас мало очень, по пальцам можно пересчитать. Когда появляется большой заказчик, те люди, с которыми я хорошо знаком – и которые формально мои конкуренты, – выходят на связь: «А ты как, будешь ли за это браться? Насколько заказчик интересен? Вовремя ли он платит? Насколько адекватный?». И когда происходит такое общение, всегда находится оптимальное решение. Не было такого, чтобы мы за какого-то заказчика «дрались».

- Получается, в Челнах, мягко говоря, недостаточно компаний, рынок маленький?

- Достаточно. Вопрос не в количестве компаний, обеспечивающих производство сайтов, которые есть сегодня в городе, а в деньгах, в спросе. В том, сколько денег в Челнах, которые идут на создание сайтов. Их, не могу сказать, что катастрофически мало. Но их не так много, чтобы обеспечивать рост числа компаний.

КРИЗИС ВЕБ-СТУДИИ ПЕРЕНЕСЛИ СПОКОЙНО

- Разве в последнее время вследствие роста Интернета заказов не больше стало?

- Интернет растет, и возможности по сайтостроительству растут. Такие вещи, которые раньше были сложными и обеспечивались только высокопрофессиональными специалистами, сейчас делаются «на ура» при помощи различных бесплатных приложений. Я считаю, что все адекватно реальному положению вещей. Никакого фантастического роста не происходит. Все идет ровненько. Некоторые компании, конечно, прорываются очень хорошо - благодаря каким-то находкам. Мы-то раскруткой практически не занимаемся, а те компании, которые плотно этим занимались, очень хорошо выросли за последнее время. Если, скажем, начали расти приблизительно четыре года назад, еще и кризис им помог очень хорошо, потому что произошло определенное перераспределение средств. На мой взгляд, большинство крепко стоящих на ногах веб-студий перенесли кризис довольно спокойно. Без паники.

УСПЕШНОСТЬ – ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТИВНОЕ

- У вас и помимо непосредственных заказов «Нового дизайна» немало, скажем так, сторонних проектов. Вам принадлежит известный портал kam.ru, в этом году вы запустили проект «Город 3D Набережные Челны». Какие проекты из тех, что вы запускали в последние два-три года оказались в результате успешными?

- Что называется «успешным проектом»?

- А в чем, по-вашему, выражается «успешность»? В популярности портала? В количестве ежедневных заходов на сайт? В монетизации проекта, в том, начинает ли он приносить прибыль?

- Успешность - понятие очень субъективное. Потому что, с точки зрения хорошего, крепкого мужика, который содержит 15 точек по продаже продуктов в подземных переходах, или бизнесмена, занимающегося запчастями, я человек совершенно не успешный. У меня нет крутой тачки и загородного дома. Успех в том, что я доволен тем, чем я занимаюсь. Результатами своего труда. И поскольку он нравится тем людям, которым это адресовано, – проекты успешны. В чем заключается успех? Если деньги зарабатываются для того, чтобы их тратить на свою успешность, – это одно. Другое дело, если ты успешен без привлечения такого количества средств. В этом смысле проект kam.ru, безусловно, успешен. Если посмотреть на количество вложенных денег и на то, через какое время это отбивается и начинает приносить прибыль, то kam.ru, конечно же, успешный проект. При этом я никогда не делал его коммерческим, у меня никогда не было никаких менеджеров в студии. Мы не занимались пропихиванием рекламы. Я, как тот папуас из анекдота, который живет у кокосовой пальмы. Его спрашивают: «Как достаете эти кокосы?», он отвечает: «Когда ветер подул»… А если ветер не подул, – значит, год неурожайный. Я не занимаюсь суперраскруткой. Люди приходят на сайт – отлично. Не приходят – я сам виноват.

«НЕ РАССТРОЮСЬ, ЕСЛИ ПРОЕКТ ЗАГНЕТСЯ»

- То есть, не было у вас желания, как у того же создателя Facebook Марка Цукерберга, взять и, плотно занявшись каким-то одним проектом, посвятив ему жизнь, сделать его суперуспешным?

- Я однозначно не отношусь к таким людям. У меня нет суперцели в бизнесе. Я, повторюсь, ремесленник, в хорошем смысле этого слова.

- Когда у вас появляется идея какого-то проекта, вы не просчитываете его на предмет прибыльность, популярности?

- Почему же? Я рассчитываю, конечно же, на прибыльность проектов. Скажем, «Город 3D» начал «проявляться» года четыре назад, и года два назад я начал им плотно заниматься. В принципе, я уже вложил в него достаточно много средств за это время. И даже если сейчас он начнет зарабатывать, могу предположить, на то, чтобы отбить затраченные деньги, уйдет года два - три, не меньше. Я, конечно, рассчитываю на это. С другой стороны, очень спокойно к этому отношусь. Конечно, расстроюсь, если этот проект загнется, но это не будет тем самым делом жизни, ради которого стоит прекратить запускать проекты в дальнейшем – в случае фиаско этого.

- А как вы предполагаете монетизировать проекты?

- Совершенно стандартный подход – за счет рекламы. В принципе, это реально. Но пока я не достигну определенной планки по посещаемости «Города 3D», рекламы не будет. Сейчас посещаемость проекта составляет почти половину от посещаемости kam.ru. Не пытаюсь продавать место для рекламы, пока посещаемость не достигнет 5 тысяч в день – для Челнов это хороший показатель. Kam.ru приносит деньги много лет, не очень большие, но стабильные.

ПОЧЕМУ МАЛЫЙ БИЗНЕС НЕ РЕКЛАМИРУЕТСЯ В СЕТИ

- Если говорить об интернет-рекламе, в Челнах раньше равнодушно к ней относились, рекламодатели больше ориентировались на ТВ, газеты, билборды. Сейчас в целом по стране происходит обратное. В Челнах что-то изменилось?

- Больше стало интернет-рекламы. Но рост спокойный. Интернет-рекламу обычно дают крупные компании, причем, чаще российского масштаба, – какие-то их местные филиалы. Сотовые операторы, продавцы автомобилей, бытовой техники, банки. Малый бизнес дает рекламу очень небольшую и не на долгий период. Не наблюдаю бума рекламы в интернете. Наверное, сейчас в городе нет достаточно количества разнообразных предложений. Я в kam.ru очень просто поступаю. У нас есть расценки на рекламу, они относительно высокие. Я не хочу беспокоиться по этому поводу и делать специальные предложения в низкой ценовой категории, чтобы за 100 рублей там рекламу крутить. Думаю, это востребовано, но не хочу этим заниматься. У меня другие интересы в жизни. Нет задачи любой ценой заработать деньги: свое дело надо делать спокойно, красиво, не надо гнаться за каждым рублем.

РЕКЛАМА НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ КРАСИВОЙ

- Ваша компания также занимается и дизайном рекламы вообще. Наверняка, за последние годы у вас сложилось мнение о качестве челнинской рекламы. Оно вас удовлетворяет?

- Эффективность и эффектность рекламы – разные вещи. Я сам рекламой в чистом виде не занимаюсь, мы не рекламное агентство, а дизайнерская контора. Иногда просто из интереса пробую себя в ней. Нарисовать эффектную картинку для рекламы – интересно. А в чистом виде рекламой заниматься неинтересно. Если говорить о наружной рекламе, то там очень много федеральной рекламы, и она чаще качественная. Как дизайнера, могут смутить использование шрифтов, цветов, композиция. Но, с моей точки зрения, эта реклама вполне адекватна сегодняшней ситуации в Челнах. Есть, конечно, местечковые болезни. Очень много неграмотных дизайнеров, которые не умеют пользоваться шрифтами и композицией. Вижу только в этом проблему. И чем дальше в провинцию, тем она больше. Оказавшись в любом провинциальном городе - или в Москве не на проспекте, а на рынке, где висят вывески продавцов, я наблюдаю шрифтовой беспредел.

- А проблема стандартности рекламы, по-вашему, существует? Нет дефицита креативной рекламы?

- В первую очередь, реклама должна работать. Она не должна быть красивой. Ее задача – продать продукт или услугу. Если я вижу на проспекте Мира у 32 комплекса билборды с надписью «Жалюзи. Шторы» - большими буквами на желтом фоне – я считаю, эта реклама очень эффективная, хотя совсем некрасивая. Молодцы те люди, которые ее сделали, они не стали городить сотни телефонов, обошлись минимумом средств. А эффективность, скажем, шокирующей рекламы, я считаю, под большим вопросом. Сейчас складывается нормальная ситуация, когда лучшей рекламой становится «реклама от друзей».

- «Сарафанное радио»?

- Да. В интернете она сильно развивается. Такие площадки, как «Вконтакте», - просто идеальная среда для подобной рекламы. Поэтому очень много фирм рекламируются именно в социальных сетях. Причем, не в лоб, что раздражает кого-то, а опосредованно. Это самый оптимальный вид рекламы. Но все равно основной вал рекламы будет стандартным и будет работать по старинке.

ПОСЛЕ КРИЗИСА ПРИХОДИТСЯ И ВКАЛЫВАТЬ

- Некоторые считают интернет-бизнес венчурным, а интернет-проекты довольно рискованными и затратными в плане возврата инвестиций. Вы согласны с этим?

- Риск в любом деле есть. Но мое дело мне не кажется таким уж рискованным. Конечно, я, как предприниматель, всем своим имуществом гарантирую выполнение работ. Но на фоне тотального развития Интернета в мире, в Челнах бояться, что человек в нашем бизнесе останется без работы, не стоит. Да, бывают сложные моменты. Тот же финансовый кризис. Нельзя сказать, что он закончился. Закончилось падение, но какого-то высокого роста нет. Денег меньше не стало, но стало сложнее зарабатывать. Раньше можно было вообще «балду гонять» иногда. А сейчас приходится и вкалывать. Но даже сейчас каких-то особенных рисков я не вижу.

- А насколько ваша компания «Новый дизайн» прибыльна?

- В суммах не буду говорить. Если бы у меня не было проекта «Город 3 D» и еще около пяти проектов поменьше, в которые я сейчас вкладываю, моя деятельность была бы хорошо прибыльной. В абсолютном выражении, может, не очень высокие цифры, но в относительном – вложенный рубль приносил бы 5 рублей дохода. Эти заработанные четыре рубля я пускаю на новые проекты, которые фактически их «сжирают», не принося пока никаких денег. Поэтому на данном этапе рентабельность низкая.

- Это какие проекты, помимо «Города 3 D»?

- Я не буду их сейчас называть, потому что они в производстве находятся. Некоторые из них были запущены, но не пошли. И я их не закрыл, а, скажем так, оставил пока в покое. Нет смысла тратить деньги на них. Но, считаю, при умелом подходе все эти проекты можно сделать прибыльными.

- То есть, вы все-таки вкладываетесь в развитие бизнеса?

- Конечно. Слишком много кайфа от просто работы не бывает. И я фактически работаю только зимой, летом я отдыхаю. Я не трудоголик. В противном случае, я бы добился большего, тем более что интернет-среда позволяет это сделать. Хотя, конечно, все относительно. Потому что зарабатывать на недвижимости, запчастях, или, скажем, воровстве и откатах, гораздо эффективнее.

МИЛЛИОН ОБЕЗЬЯНОК С ПЕЧАТНЫМИ МАШИНКАМИ

- Вы уже говорили об эффективности рекламы в социальных сетях. А вообще к так называемому веб 2.0 вы как относитесь? Есть мнение, что свои возможности исчерпал, и какого-то положительного развития ждать от него не приходится – потому что такого количества креативных пользователей, создающих интересный контакт, нет.

- Я так не считаю. На мой взгляд, развитие идет полным ходом. Есть расхожий анекдот про миллион обезьянок с печатными машинками – считалось, если посадить столько обезьянок печатать, рано или поздно получится «Война и мир». И появление Интернета якобы доказало, что это не так. Не согласен. «Война и мир» по большому счету не нужна сейчас. Нужны маленькие короткие сообщения, которые читаются одним взглядом за одну минуту. Эстетика восприятия информации сильно изменилась в сравнении с прошлым. И в этом свете развитие мощное происходит. Я уже много лет не читаю бумажную прессу, и даже художественную литературу редко стал читать. И предпочитаю короткие вещи. Эта клиповость восприятия стала нормой. И в этом смысле с веб 2.0 все отлично. Все, что нужно мне, я получаю через Интернет.

- А шума не много из-за большого объема информации? Фильтровать ее не сложно?

-  Шум всегда есть. И это не столько шум, сколько разнообразие, позволяющее жить, не пересекаясь со всеми. Положим, в том же «Вконтакте» я на днях набрал «Челны» по поиску видеозаписей. И на сотни клипов про бестолковые выступления «Руки вверх» в «Батыре», к примеру, можно найти интересные вещи. Если ты умеешь искать и, главное, находить нужную информацию, становится совсем неважно, что там есть лишнее. Огромное количество информации, тебе не нужной, к тебе и не попадает. Не воспринимаешь, не смотришь - и все. Скажем, живу я в городе с населением в 500 тысяч человек, но я всех этих людей не знаю и не слышу. У меня есть круг знакомых в 50 человек, они, так скажем, вручную отобраны: я с ними подружился, принял решение, дружить с ними или нет. То же самое позволяют делать социальные сети – создавать круги друзей и общения – таким образом, ты сам формируешь свою информационную среду.

- Можно предположить, что с увеличением числа пользователей, генерирующих информацию или создающих контент, человеку придется уже выбирать нужное видео не из 100 ненужных ему, а из миллиона.

- Да и Бог с ними. Я даже за это. Больше возможностей. С появлением социальных сетей, торрентов настолько легко и просто стало получить ту информацию, за которую раньше приходилось бороться. Всегда есть возможность все это выключить, уехать в горы. Это можно сравнить с тем, как вы сидите на трибуне, смотрите футбол. Пока вы на трибуне, мячом по голове не попадет, желтую карточку не покажут. А как только спустились на поле, ждите, что вам заедут по ноге. Такие же правила распространяются на пользователей интернета. Как только я включаюсь в сеть, я уже начинаю нести ответственность за тот поток информации, который я получаю.

«МОЛОДЕЖЬ НЕ ИНТЕРЕСУЕТСЯ ТРАДИЦИОННЫМИ МЕДИА»

- Какова тогда сегодня, на ваш взгляд, роль интернет-медиа в информационном пространстве и в обычной жизни?

- Скорее всего, высокая для молодого поколения. Но большинство людей моего поколения (мне 40 лет) или старше, они уже не попадут в новую медийную среду. Для них все еще существует ТВ, газеты. Даже ТВ для молодых людей существует в совершенно другом формате. Думаю, что 25-летние в современной медийной ситуации чувствуют себя как рыба в воде, и по-другому себе не представляют. И ничего плохого не вижу в том, что молодежь не интересуется традиционными медиа. Это закономерно, а что закономерно – правильно.

- Получается, у людей старше 35 лет своя картинка мира, у молодого поколения своя?

- И слава богу. Потому что Интернет позволяет высказывать мнение каждому индивидуально. И даже пусть миллионы пользователей делают бесцветный контент, но при этом в Интернете попадаются такие мнения, которые человек нигде услышать и увидеть не сможет. У большинства опытных пользователей Интернета совершенно однозначное понимание того, что происходит у нас в политике: мировой, российской, республиканской, местной – кто, что, где ворует, кто как рулит процессами. В отличие от наших родителей, которые обо всем этом могут только догадываться. У них нет информации достаточной, по ТВ об этом не говорят.

- То есть, фактически существует два разных общества?

- И это нормально и правильно. К примеру, возьмем последние события на Манежной площади. То, насколько там все режиссировано и подано, и с какими целями это все было сделано, – для интернетчиков понятно. А вот для зрителей ТВ и читателей газет – нет, для них это действительно была какая-то массовая драка непонятных фанатов. Они поверили во все, что транслировали по ТВ. Интернет-информации должно хватить для мыслящего человека чтобы была возможность адекватно оценить ситуацию, а соответственно затем совершать адекватные поступки.

«ФЕЙСБУК» И МАЛЫЙ БИЗНЕС

- Вы, как интернетчик, считаете нормальным, что многие молодые люди большую часть времени сегодня проводят в социальных сетях? И соответственно, не являются ли тем самым эти сети просто Клондайком для бизнеса?

- Нормальным. Если так сложилось, значит, так тому и быть. Иногда меня, конечно, смущает поведение взрослых людей, которые достают телефон и говорят, что им надо срочно «полить грядки». Да, забавно, но ничего страшного в этом нет. Человек не перестает быть вменяемым, он продолжает жить в социуме. У него просто есть такие увлечения, пусть удивительные для меня.

Я представляю свое детство. Вокруг тебя были только одноклассники, родственники, дворовые друзья – и расширить эту среду было невозможно. Переписывался, разве что, с девочками из Японии, Болгарии – модное было увлечение тогда. А сейчас любой человек посредством Сети, если ему хочется, может среду друзей формировать из большого круга людей.

Большинство не понимает, как на этом можно заработать деньги. Среда такая, что там не может быть много социальных сетей. Facebook как начал рулить ситуацией, так всех остальных практически заткнул. В России это сделал «Вконтакте». Ниша занята, чтобы что-то в это инвестировать, придется толкаться с монстрами. Не думаю, что это правильный поступок для бизнесмена.

- Но можно же в таком случае не создавать свой Facebook, а зарабатывать на уже существующем?

- Да. Как раз с точки зрения малого бизнеса такие системы как «Вконтакте» или Facebook очень выгодны – там можно с минимальными затратами охватить большую и целевую аудиторию. Если есть умение и правильный посыл – среда уже сформирована для этого. Скажем, сколько пользователей сейчас из Челнов во «Вконтакте»? Полгода назад было порядка 170 тысяч. Понимаю, что часть из них – «фейковые», но 100 тысяч, вероятно, реальные горожане. Сейчас там 240 тысяч челнинцев. Практически все взрослое активное население Челнов находится там. Вот среда для работы, не надо ничего клеить на улице.

АВТОРСКОЕ ПРАВО – БОЛЬШОЙ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ ОБМАН

- Ваше настоящее имя Руслан Тихонов. Почему вы выбрали псевдоним, и почему Антон Ватман?

- Я работал в газетах журналистом в начале 1990-х. По законам газетной верстки нельзя было, чтобы на одном развороте два раза встречалось имя одного журналиста. Поэтому журналисты имели по два - три псевдонима. И мне нужен был псевдоним. У меня было их даже несколько. Парочка с того времени осталась. А потом и другие творческие работы я начал подписывать этим именем. Остался «Антон Ватман», наверное, потому, что звучит хорошо.

- В числе многих проектов у вас был киноклуб «Гагарин» с авторским, необычным репертуаром. Не хотели бы воссоздать его и прокатывать там немассовое кино - или вас удовлетворяет ассортимент киноплексов в городе?

- Нет, воссоздавать «Гагарин» не хочу, и нет – ассортимент не удовлетворят, ну и как-то все равно. В связи с появлением Интернета необходимость в каких-то «Гагаринах» отпала. Сейчас за очень небольшие деньги можно скачивать любое кино.

- Нормально относитесь к тому, что вы фактически не платите за скачанный продукт?

- Более того, я считаю нормальным – не платить за это. У меня очень четкая позиция по поводу издательских прав. Авторское право никто, просматривая фильм, не нарушает. Я за то, что все это должно быть бесплатным. Одно из наиболее гадких явлений в капитализме – то, что называется «авторским правом». Я, как человек творческий, выпускающий музыку, скажем, считаю, институт авторского права – большой капиталистический обман. Человек имеет право эту информацию получать, так как она была адресована ему. Талантливые авторы никогда не прогорят из-за пиратства, они придумают, как заработать. Пиратство наносит удар по глупым эксплуататорам, потому что умный всегда заработает и будет не бороться со сложившейся ситуацией, а будет её использовать на своё благо. В ходе съемок проекта «Магамба» общался со многими творческими людьми. Они все вменяемые и понимают, что проблема раздута не авторами, а компаниями, капиталистами.

«ПРОСТО «БУМ!» - И НАЧАЛАСЬ РЕАЛИЗАЦИЯ»

- Вы упомянули проект «Магамба», сейчас вы увлекаетесь фотографией. В прошлом вы были писателем, музыкантом. Как вообще оцениваете свои умения, таланты, есть ли у них потенциал и будущее?

- Сам процесс стихийный, и я его не контролирую. В какой-то момент времени мне нравится одно, потом другое. Да, я писал рассказы, публиковали их в разных «Пионерских правдах», журналах. Потом это перестало приносить удовольствие. Начал заниматься музыкой. Тоже крутили по радио, в меру. Потом остыл к и этому. Я не анализирую, чего бы я добился в той или иной области. С фотографией вообще повезло, так как не шел тернистым путем к этому делу. Просто «Бум!» - и началась реализация. Кайф в том, что сам делаешь, и получать его можно от разных вещей. Я человек тщеславный, но мне не нужно, чтобы меня хвалили миллионы. У меня есть друзья, они скажут мне «Классно», и я доволен.

«ИЛЬДАР ХАЛИКОВ ЗНАЛ КОММЕНТАТОРОВ КАМ.РУ ПО ИМЕНАМ»

- Какие у вас, Антон, отношения с политикой? Вспоминая те же официальные сайты администрации, которые вы делали, проект кам.ру – вы не чувствовали когда-либо давления сверху? Как «сосуществуете» с властью? Аполитичны ли вы?

- Я аполитичен в том смысле, что не участвую в политических событиях. На выборы ни разу в жизни не ходил, разве что в армии – да и то заставили. В переписях, политических опросах не участвую. Тем не менее, я понимаю, как все это происходит, работает. Я не потому не участвую, что противно, просто не интересно. У меня есть знакомые депутаты, нормальные и, может быть, даже в чем-то приличные люди. Хотя понимаю, что большинство политиков, скажем так, просто другие люди. Другой взгляд, склад ума, характер, мне с ними по пути. Давления серьезного не испытывал. Как и помощи не было.

Kam.ru чем интересен? Там не нужна регистрация, чтобы кого-нибудь в комментариях обматерить. Человек заходит, пишет, что угодно. Мне не очень нравится, что сайт стал местом, где всех ругают. У меня не было такой задачи. Такова природа человеческая: люди спокойные и позитивные не комментируют. Комментируют обычно те, кто чем-то недоволен. И складывается впечатление, что недовольных больше. Когда Ильдар Халиков был мэром, он регулярно читал комментарии в kam.ru, знал комментаторов по именам. При деловых встречах мы обсуждали все эти комментарии. Но при этом, чтобы он мне говорил: «Сотри, пожалуйста, их» - такого ни разу не было. Периодически бывают ситуации, когда не властные структуры, а бизнес, банки и прочие, звонят и просят подкорректировать что-то. Я всегда иду навстречу. Не хочу конфронтации на пустом месте. Если бы у меня была твердая политическая позиция, тогда было бы иначе. У меня позиция другая: не хочу во все это вмешиваться. Ничего плохого не вижу в том, что какие-то комментарии бывают стерты. Мне звонят, говорят, уберите, пожалуйста, - мы убираем.

- Как вы получили заказ на производство официального сайта администрации Челнов?

- Я не сделал ничего, чтобы получить этот заказ. Меня пригласили – я пришёл, заказы были коммерческими. Мы сделали за эти годы две версии сайта, и в основном я работал с очень вменяемыми людьми, хотя и «совка» в мэрии предостаточно. Халиков, на мой взгляд, самый передовой мэр из всех челнинских, кого я помню. Я понимаю, что часть его поведения – это работа, типичная судьба публичного чиновника, и если закрыть на это глаза – человек это вполне достойный, мне было приятно с ним работать. Насколько я знаю, сейчас готовится к запуску третья версия сайта, и к ней я уже не причастен, что оцениваю вполне нормально – всё должно двигаться и меняться.

«В ГОРАХ КАЙФОВО»

- Существенную часть жизни вашей занимают сейчас путешествия. Расскажите, где уже побывали, что больше всего запомнилось, и куда еще хотели бы попасть?

- Путешествие – увлечение, появившееся недавно. Первое было два с половиной года назад. Скатался на велосипеде в Крым, потом в том же году съездил на Алтай. В прошлом году мы были на Кавказе. В этом году собирались на Тянь-Шань, но в Киргизии началась заваруха, и мы решили не рисковать. И опять скатались на Алтай по другому, очень интересному маршруту. Однозначно влюбился в горные велопоходы. В горах очень кайфово, и это один из лучших видов отдыха. Для разнообразия хочется побывать в каких-нибудь «цивилизованных» горах: Пиренеи, Альпы. Привлекает Китай. Если всё сложится, летом поеду в транс-Кавказ: Азербайджан, Карабах, Армения, Грузия, Абхазия, Адыгея, и дальше вплоть до Крыма. Также рассматриваю вариант длительного автопутешествия из Владивостока до Челнов через Забайкалье, Байкал, Хакасию, Саяны, Тыву, Алтай, Урал.

Сергей Афанасьев

Антон Ватман

Должность: арт-директор компании «Новая дизайн»
Дата и место рождения: 18 августа 1969 года, Чечня, станица Наурская
Образование: среднее
Карьера: работал сторожем, журналистом, верстальщиком, дизайнером. С 1998 года работает в области web-дизайна. Издавал газеты "Лодки причалов" и "Enter". Записывал музыкальные альбомы, устраивал концерты, выставки.
Семья: Женат, есть дочь.
Увлечения: Путешествия, музыка, фотография, танцы.

Студия «Новый дизайн»

Студия  изготовила более 120 сайтов, десятки логотипов, макеты журналов, буклетов, плакатов, рекламных щитов и вывесок.
Дата создания: 2002 год.
Численность работников: 5 человек в штате, 3-4 человек работают «удаленно» и 10-15 фрилансеров, с которыми компания работает периодически.
Основной собственник: Антон Ватман.