...

АСВ В ТАТФОНДБАНКЕ: ВСЕ УЕХАЛИ В МОСКВУ НА ПРАЗДНИКИ

Сегодня нервное пламя вокруг банковских «погорельцев» дало новые языки. Стало известно о подаче арбитражного иска со стороны Центробанка против Татфондбанка и ООО «Новая Нефтехимия», а также «Нижнекамскнефтехима». Суть претензий пока не опубликована, хотя само заявление было подано 16 февраля. На этом фоне источники сообщили о планах на объявление домашнего ареста для экс-предправления ТФБ Роберта Мусина, но затем информация о его возможном аресте была опровергнута официально.

Тем временем активные вкладчики под флагом Дмитрия Бердникова осуществили очередной поход на Татфондбанк. Сегодня в центральный офис банка пришли в основном те, кого называют «дробильщиками» и «превышенцами». Более 20 человек просили встречи с руководством центрального офиса банка и работающего там АСВ, чтобы им разъяснили судьбу их вкладов.

Расположившись на первом этаже банка, люди негромко делились между собой грустными историями. Одна женщина копила на квартиру сыну, живущему в общежитии. В схеме покупки было задействовано очень много составляющих: и сам вклад в Татфондбанке, и продажа другой квартиры, и даже маткапитал. Из-за краха банка все развалилось, а добропорядочная вкладчица вдруг превратилась в страшное «чудовище-превышенку». Другая история ничуть не веселее: женщине спокойно разрешили разделить вклад на родственников (нет, а что, было же можно!), и вот она уже стала «дробильщицей». Мужчина, бывший полицейский, и вовсе остался без квартиры: значительная часть его денег «сгорела», а его самого сейчас уже выселяют из ведомственного жилья. История эта, впрочем, уже повторяется.

То, что за вкладами стоят человеческие судьбы, к которым можно было по крайней мере отнестись с уважением, понимали вроде бы все. Однако, когда прибывший Бердников попытался поговорить с управляющей центральным офисом банка, она буквально сбежала из холла. Поводом стала попытка корреспондента «БИЗНЕС Online» сфотографировать происходящее. Работница банка даже попыталась оттолкнуть журналиста. Доводы, что встреча проходит в общественном месте, а значит, корреспондент вправе выполнять свои общественные обязанности, на нее никак не повлияли. Чуть позже масла в огонь подлил и, как он представился, начальник охраны от АСВ Валерий Павлович. По его словам, корреспондент «БИЗНЕС Online» оскорблял банкира нецензурно. В ответ же на показанный журналистом диктофон тут же парировал: «А вы его выключали, когда матерились».

«Правовую оценку» его действиям тут же дали собравшиеся пенсионеры, напомнившие охранникам, что те, в общем-то, получают зарплату за счет их денег. Охранники скромно потупились, спрятав бейджики с именами, но кого-либо вызывать на встречу со вкладчиками однозначно отказались. По словам все того-же начальника охраны, сейчас в банке нет никого из АСВ, «все уехали в Москву на праздники».

...

«Я думал, встретятся с людьми, поговорят с ними. Одному скажут: ваши вклады будут выплачиваться так-то. Другому: вот так. Но такого приема я не ожидал...» — заметил Бердников.

В какой-то момент ситуация стала почти неуправляемой. Пришедшие на встречу требовали возврата своих денег. Охранники легкими подталкиваниями в спину их оттесняли... Разозленные отказом от общения пенсионерки показывали тем временем на планшет с золотыми монетами, установленный в зале: «Не все еще, видимо, украли! Что-то еще осталось!» ЧОПовцы, сменяя друг друга, шаг за шагом отодвигали собравшихся от входа на верхние этажи банка. Вскоре цель их была достигнута, и погорельцы оказались там, откуда и пришли, то есть у стола в центральной части офиса.

Банк тем временем продолжает работать. Буквально за несколько минут до прихода Бердникова на первый этаж спустились две сотрудницы с одетыми в военную форму малышами. Дети, как этого можно было ожидать, стали поздравлять работавших здесь мужчин. В банк продолжали заходить клиенты, общались с операционистками. А Бердников с соратниками укатили в прокуратуру — писать Илдусу Нафикову заявление об ущемлении их прав. В результате, как сообщил «БИЗНЕС Online» старший помощник прокурора республики по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев, жалобу приняли — будет проведена проверка.

«А ВЫ И НЕ ВКЛАДЧИКИ, ВЫ НИКТО. А ПО СУТИ ДЕЛА ВЫ МОШЕННИКИ»

В Москве же «забалансовики» «Камского горизонта», Тальменка Банка и Булгар банка в очередной раз пытались штурмовать офис АСВ. Около 13 часов у здания на улице Высоцкого, 4 собрались несколько десятков человек. Вероятно, каждый из вкладчиков жаждал заглянуть в глаза хоть кому-то из руководства АСВ, но была возможность посмотреть только на коллег по несчастью. Людей не пустили не то что на порог, но и на крыльцо АСВ. Зато за ними пристально наблюдали немногочисленные сотрудники полиции. Как заверил один из них корреспондента «БИЗНЕС Online», собравшихся разгонять не намерены, задача — не допустить потасовок.

Но вообще полиция весьма бдительно реагирует на скопления толпы. Пенсионер из Москвы Вячеслав Иванов рассказал «БИЗНЕС Online», что однажды, когда к офису пришли 200 человек, моментально приехали автобусы с ОМОНом. «Приехали с дубинками на автобусах. Мы вели себя спокойно. Они постояли-постояли и никак не реагировали», — рассказал мужчина. Действительно, сегодняшнее стояние — отнюдь не первое, 3 февраля, к примеру, собрались более 100 человек.

Не обошлось без грустных историй. Например, пенсионер из Москвы Иванов имел несчастье погореть сразу в двух банках — «Камском горизонте» и Тальменка банке. «В ноябре 2015 года открыл вклад на 1,3 миллиона рублей в «Камском горизонте», ничего не предвещало беды — нормальный банк, лицензия, давно работает, никаких нарушений нет, — вспоминал он в беседе в нашим корреспондентом. — Осталось три недели до закрытия вклада — отзывают лицензию. Думаешь, как всегда, придешь, получишь, ведь АСВ работает, никаких подводных камней не знали. Нам отказали: нет в реестре!» Пенсионер уже не в первый раз пришел к дверям АСВ в надежде, что хоть кто-то к ним выйдет и, наконец, объяснится. По его словам, бывало, из офиса показывался директор департамента страхования банковских вкладов АСВ Алексей Абрамов. «Он говорил сквозь зубы: «А вы и не вкладчики, вы никто, а по сути дела вы мошенники». Так мы и спросили: «Если мошенники, то возбуждайте дело, сажайте. А вы издеваетесь над людьми», — негодовал Иванов. — До 90 лет тут люди ходят, один человек уже умер». То, что один человек действительно скончался, не дождавшись своих денег, нашему журналисту подтвердил еще один горе-вкладчик. Кроме того, по его словам, на сегодняшнем собрании у АСВ один даже грозился поджечь себя.


«Мы думали, что АСВ — это корпорация прямого действия, а оказалось, это просто как сваха у Гузеевой. Государством создана система, которая не работает. Какая база данных, если банк — мошенник? Даже если она есть, то ей верить нельзя. У нас документы — ЦБ банк проверял, на тот момент он был нормальным и документы нам выдал нормальные. Потом на каком-то этапе смошенничал. Мы не бузим, мы требуем своего, чтобы нам отдали деньги», — продолжал пенсионер.

В это время еще одна пенсионерка, Ольга Гераименко, громко вслух зачитывала собравшимся вокруг нее все те документы-отписки, которые получила от АСВ. Сама она призналась нашему корреспонденту, что «Камский горизонт» привлек ее процентами по вкладу, на которые она рассчитывала как на прибавку к небольшой пенсии. «Я выбрала «Камский горизонт», потому что моя пенсия составляет очень незначительную часть моего дохода, дополнительный доход я могла получить из каких-то других источников. Была продана квартира, и деньги распределены по разным банкам, одним из них оказался «Камский горизонт». Он предлагал приличные проценты. Безусловно, я пошла на это, потому что в других банках на тот момент были очень небольшие проценты. А работу я себе найти не могу. Да, я разместила деньги в банке, который имел лицензию ЦБ, застрахован в АСВ. Да, я не пошла в Сбербанк, потому что он предлагал вполовину меньше», — вспоминала она. Теперь Гераименко расстроена тем, что АСВ молчит и не объясняется по ситуации. «В АСВ ничего не говорят, они к народу не обращаются, а пишут письма, в которых они отправляют нас в суды. Я категорически отказываюсь идти в наши суды, потому что они становятся носом по ветру и становятся на сторону государства. Поэтому большой ставки делать на суд я не могу. Кругом среди адвокатов еще шваль одна — забирают деньги и ничего не делают», — возмущалась она.

Тем более категорически не согласна пенсионерка с тем, что ее и всех остальных 700 человек объявили мошенниками. «Нас объявляют мошенниками! С какого перепуга? Если договор заключен в двух экземплярах, каждый из них имеет юридическую силу. Нам здесь морочат голову, что мы должны быть в каком-то реестре. Составляйте по нашим документам! Они уже 4 месяца составляют, но воз и ныне там», — кричала она.

...

«ТОВАРИЩИ, ОНИ ОБОРЗЕЛИ! МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ТАК СПОКОЙНО И ТИХО ГОВОРИТЬ!»

Тем временем из АСВ никто не выходил. Только лишь мелкие служащие, выбегавшие покурить, бросали презрительные взгляды на обиженных вкладчиков. «У них сегодня уже праздничный стол накрыт, поляна. Им, конечно, нашим защитникам Отечества, не до нас», — с презрением в голосе кивнула в их сторону Гераименко. «Беззаконие!» — поддержала другая вкладчица.

Тогда же в другом плотном кольце людей оказался один из главных в инициативной группе, Максим. Он пояснял всем, что в суды пока идти не стоит.

— Если вы проиграете суд, то у вас больше не будет возможности получить никакие деньги, ни под каким предлогом. Если АСВ решит выплачивать всем, то именно вам в связи с решением суда, что вы не являетесь вкладчиком, вам после этого не выплатят ничего. Вы должны понимать, что это риск, суд признает, что вам не положена выплата, — разъяснял он.

— Боже мой! — не выдержала женщина.

— Кругом тупик... — подхватила другая.

— Отчаиваться не нужно. У нас есть перспектива, и хорошая. Перспектива получить деньги у нас есть. Вопрос в том, когда мы деньги получим. Руководство АСВ заявило, что им необходима еще неделя, чтобы принять те решения, которые они обещали. Они обещали провести анкетирование каждого вкладчика... — продолжал успокаивать всех Максим.

— Мошенник он или нет... — вставил стоявший рядом вкладчик.

Наконец, один из до сих пор ходивших туда-обратно мужчин не выдержал.

— Мы не должны так тихо говорить, — грозно объявил вкладчик по имени Владимир.

— Может, нам начать кричать, чтобы они вышли? — подумала вслух женщина рядом.

— Товарищи, они оборзели! Мы не должны так спокойно и тихо говорить! Поняли меня или нет? Нас не слышат! — Владимир сорвался.

— Требуем, требуем! — отозвались женские голоса.

— Абрамов! Абрамов! — вскричали женщины, и следом мужской голос поддерживал возглас в сторону директора департамента по страхованию вкладов АСВ Абрамова. — Выходи давай! Выходи, Абрамов!

— Выходи, подлый трус! — голосила вкладчица.

— Не так надо. Увольнять его надо! — басил зачинавший все это.

— Давайте кричать «В отставку!» — поддержала его еще одна вкладчица.

— В отставку, — слились женские голоса в один.

— Да не Абрамов, а Набиуллину туда же! — с горечью кричал Иванов.

— Берите выше!

— ЦБ и АСВ — в отставку! — прокричала Гераименко.

На этом скандирование и закончили.

А Владимир продолжал возмущаться, почти срываясь, но уже в беседе с нашим корреспондентом: «Я юридически был не подкован, но ночами не спал, вычитал все законы. Столько перелопатил документов! Тут идет игнорирование народа, так нельзя! Они же могут сейчас деньги крутить. Мы все можем думать. Хорошо, у них своя позиция. Но так пригласите нас! Даже в 90-е годы бандиты как-то договаривались. А тут такая ситуация — 750 человек! Пожилые в основном. Я тоже весь седой, через год на пенсию. И чего? Спасибо!»

«Самое обидное, что все мошенниками становятся по возрасту. Человек уже еле ходит, а он мошенник», — встрял еще один вкладчик.

Впрочем, были среди вкладчиков оптимисты. Например, Ирина, которая до сих пор после месяцев ожиданий уповает на закон. «Мы добросовестные вкладчики. Я думаю, что обязательно выплатят, ведь это государственная гарантия, закон. Сумма до 1,4 млн. гарантирована государством. Не знаю, почему сейчас все идет по тормозам. Нам говорят, что мы мошенники. Но я добросовестный вкладчик, у меня есть все документы», — сказала она нашему журналисту.

Более полутора часов простояли вкладчики около офиса АСВ. На этом было решено не останавливаться, а продолжать собрания и одиночные пикеты.