Сергей Когогин Сергей Когогин: «В 2017 году компания планирует направить на развитие почти 20 миллиардов рублей: мы продолжим выводить модели нового поколения — транспортного, тяжелого семейства, обновленный магистральный тягач «КАМАЗ-5490» Фото: prav.tatarstan.ru

КАМАЗ: ПЕРВЫЙ ПРИРОСТ РЕГИСТРАЦИЙ ЗА 5 ЛЕТ

Продавцам легковых автомобилей — как люксового сегмента, так и масс-маркета — минувший год подарил лишь надежду на всплытие после депрессивного 2015-го и последующего «отходняка». Зато перед грузовиками снова загорелся зеленый: по данным агентства «Автостат», количество регистраций новых грузовых авто (HCV) в России увеличилось на 2169 единиц, или 4,2%, до 53329 машин. Более того, рынок, весьма чутко реагирующий на состояние экономики, вырос впервые за последние 5 лет. Если посмотреть на главный итог экономической деятельности, то в первом квартале российский ВВП терял 1,2%, во втором — 0,6%, в третьем — 0,4%, а в четвертом (по предварительным данным) даже вырос на 0,1%. То есть российская экономика нащупала пресловутое «дно» в третьем квартале. Показательно, что и спрос на грузовики как точный барометр инвестиционных настроений достиг дна в середине года. Впрочем, отдавая должное макроэкономике, не стоит списывать со счетов и чисто технические факторы. Это, конечно же, низкая база предыдущего года: сегодня мы наблюдаем рост продаж грузовых авто всего на 4,2% после нескольких лет падения двухзначными темпами. Плюс отложенный спрос шокового 2015-го, который реализовался при малейших признаках прояснения экономической погоды. Восстановлению рынка не помешало даже внедрение системы «Платон», которая, по замыслу властей, должна была способствовать переориентации части перевозок с автомобильного на железнодорожный транспорт. Но не тут-то было.

Незыблемый лидер российского рынка КАМАЗ увеличил регистрации новых машин в России на 15,1%, или 2651 единицу, до 20187 авто (хотя на заводе предпочитают оперировать собственными данными по продажам). И вновь этот прирост стал первым за последнюю пятилетку. Напомним, что по итогам 2015 года регистрации новых «КАМАЗов» сократилась на треть (8,9 тыс. грузовиков), годом ранее потери составили 21% (7,1 тыс. машин). Так что челнинцам еще многое предстоит отыграть. При этом доля новых «КАМАЗов» на внутреннем рынке, согласно «Автостату», выросла на 3,5 п. п. до 37,8%.

По предварительным данным самой компании, в прошлом году автогигант реализовал 34,5 тыс. грузовых автомобилей — на 21% больше, чем в 2015-м. Внутренние продажи выросли на 25% до 28,3 тыс. авто, экспорт увеличился на 6% до 6,2 тыс. грузовиков. Доля КАМАЗа на российском рынке грузовиков полной массой свыше 14 т (напомним, отсюда и большая часть разночтений с «Автостатом», который берет на карандаш и более легкие автомобили) выросла на 5 п. п. до 56%.

На самом КАМАЗе отмечают, что очередного падения рынку удалось избежать во многом благодаря протекционистским мерам. Напомним, что за 9 месяцев 2016 года полученные заводом субсидии выросли в 2,1 раза: с 5,5 млрд. до 11,5 млрд. рублей. Причем темп прироста этих вливаний в три раза опережает динамику выручки. Отсюда и улучшение ситуации в меньшей степени обусловлено восстановлением спроса, в большей — непропорционально возросшей поддержкой государства. «Сделки, которые учитывали субсидирование клиента по госпрограммам, заняли 20 - 30 процентов в общем объеме продаж. Точнее посчитать их долю нет возможности, но могу добавить, что на каждую компанию была выделена квота и мы работали исключительно в рамках своей квоты. Госпрограммами могли воспользоваться все производители грузовой техники тяжелее 14 тонн. Практически все они имеют производство в России. Мы были в равных условиях», — отмечает руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев.

==table1485==

Как рассказал «БИЗНЕС Online» один из камазовских дилеров, переключившиеся на отечественную технику грузоперевозчики стали массово обновлять свои автопарки благодаря дополнительному стимулу — госпрограмме утилизации старой техники и 10-процентному субсидированию лизинговых механизмов. В сумме господдержка обеспечивала разницу в цене «КАМАЗа» и импортного грузовика на уровне 800 тыс. рублей. Приплюсуем сюда еще одну защиту от «варягов» в виде слабого рубля — в результате курс на модернизацию модельного ряда, потребовавший многомиллиардных вливаний, принес свои плоды.

На отечественных производителей грузовиков работают и правила госзаказа, оставившие вне игры «иностранцев». А это стабильный и весьма немаленький кусок пирога. К примеру, 10 октября «Газпром трансгаз Югорск» приобрел технику на 305 млн. рублей, а месяц спустя «Газпром трансгаз Урал» закупился на 110 млн. рублей. 9 декабря 2016 года КАМАЗ выиграл тендер объемом 240 млн. рублей на поставку техники Уральскому управлению МВД РФ. Всего за прошлый год челнинцы заключили 78 госконтрактов на 5,5 млрд. рублей.

... В 2016 году автогигант реализовал 34,5 тыс. грузовых автомобилей — на 21% больше, чем в 2015-м. Внутренние продажи выросли на 25% до 28,3 тыс. авто, экспорт увеличился на 6% до 6,2 тыс. грузовиков
Фото: prav.tatarstan.ru

Какие же модели тащили КАМАЗ в гору? Самую большую прибавку — 1391 авто с ростом в 2,6 раза до 2277 зарегистрированных единиц — обеспечил магистральный тягач 5490. Он укомплектован задним мостом, кабиной и двигателем Daimler, коробкой передач ZF и камазовскими передним мостом и рамой. На самом КАМАЗе популярность тягача в массах объясняют щадящими ценами за приличную комплектацию. И хотя владельцам нередко приходится «протягивать» машину или делать другой апгрепйд, 4 - 4,2 млн. рублей за новый магистральный тягач на середину 2016 года — сильное предложение в сравнении даже с 3-летними подержанными европейскими аналогами. Неудивительно, что и крупнейшие перевозчики обратили на него внимание. Один из них, «Интеко», купил по 50 новых 5490 в августе 2014-го и в сентябре 2015 года. Распробовав новинку, транспортники прошлым летом закупили еще 100 таких машин. О том, кого из «европейцев» КАМАЗ сильнее всего подвинул в этом сегменте, а кто все же составил ему конкуренцию, мы поговорим ниже.

На втором месте по абсолютному приросту спроса среди челнинских грузовиков — семейство самосвалов нового поколения 6520. Спрос на него вырос более чем на треть — на 1136 штук до 3260 регистраций. «Бронзу» по абсолютной динамике взял полноприводный трехосный «вездеход» 4311, добравший 578 до 4694 авто. Что ж, постоянным клиентам челнинцев, нефтяникам и газовикам, всегда нужны «проходимцы» для освоения труднодоступных районов (не зря же в прошлом году Россия обновляла рекорды по добыче нефти), да и лелеемым властью силовикам не помешает спецтехника, которая «грязи не боится».

«По нашей статистике, Топ-5 популярных моделей на российском рынке грузовиков полной массой свыше 14 тонн, по данным регистрации автотехники, возглавила спецтехника на шасси КАМАЗ — 43118. Как таковой модели 4311 (этим индексом оперирует „Автостат“прим. ред.) не существует — тут речь идет о группе трехосных шасси, к которой относится и полноприводное шасси 43118, оно используется в нефтяной и лесной промышленности, на него ставят надстройки и кунги. Очень популярное шасси — на нем собирается вся техника повышенной проходимости. В этом сегменте мы всегда были сильны и занимали до 70 - 80 процентов, это наш рынок. На втором месте самосвал на шасси 65115, на третьем — магистральный тягач 5490, его продажи повысились в 2,6 раза, это очень большой успех. Дальше идут самосвал „КАМАЗ-6520“ и спецтехника на шасси 65115», — рассказал «БИЗНЕС Online» Афанасьев.

В 2017 году КАМАЗ запланировал произвести 36 тыс. автомобилей и продолжить модернизацию производства. По словам генерального директора и одного из совладельцев КАМАЗа Сергея Когогина, приоритетными направлениями развития остаются организация производства нового семейства 6-цилиндровых рядных двигателей и новый завод по производству каркасов кабин. «В 2017 году компания планирует направить на развитие почти 20 миллиардов рублей: мы продолжим выводить модели нового поколения — транспортного, тяжелого семейства, обновленный магистральный тягач «КАМАЗ-5490»; будем работать над замещением импортных комплектующих, использующихся в производстве автомобилей нового модельного ряда», — отметил Когогин.

==table1484==

НЕФАЗ ВЫЕХАЛ НА КОНТРСАНКЦИЯХ

Неплохо шли дела на грузовом направлении и у башкирской «дочки» челинского автозавода (об автобусах в этом обзоре речь не идет). Спрос на машины НЕФАЗа вырос на 29% (428 авто) до 1914 единиц. Спасибо за это следует сказать единственному семейству — бестселлеру 4514, известному как «сельскохозяйственный самосвал».

«НЕФАЗ ставит надстройки для сельскохозяйственной спецтехники на камазовские грузовики. В прошлом году существенно выросли продажи сельхозпроизводителям за счет того, что они сами растут благодаря импортозамещению. Вполне очевидно, что рост закупок прямо связан с российскими продовольственными контрсанкциями», — пояснил Афанасьев.

==table1486==

Действительно, в условиях контрсанкций местные производители сельхозпродукции устремились «импортозамещать» все подряд — от яблок и капусты до исконно европейских видов сыров и прочих деликатесов. По предварительным данным Росстата, в 2016 году в хозяйствах всех категорий (сельхозорганизации, фермеры, население) намолочено 119,1 млн. т зерна в весе после доработки (+13,7% к уровню 2015 года), 10,7 млн. т семян подсолнечника (+15,2%), накопано 48,3 млн. т сахарной свеклы (+23,8%), собрано 16,3 млн. т овощей (+0,9%). Подвели лишь картофелеводы, собравшие 31 млн. т клубней (-7,8%),

«ВАРЯГИ-ЛИДЕРЫ»: VOLVO — САМЫЙ «БЫСТРЫЙ», SCANIA — ЛИДЕР ПО ПРОДАЖАМ

Впрочем, не только отечественные бренды смогли заметно увеличить обороты. Наилучшую динамику среди «европейцев» зафиксировала шведская марка Volvo, добравшая 677 голосов покупателей и увеличившая продажи без малого на две трети до 1722 авто. При этом доля бренда в общем объеме регистраций новых авто выросла на 1,2 п. п. до 3,2%. Такой рывок стал возможен благодаря магистральному тягачу FH, который не только вернул себе звание бестселлера, но и стал единственным локомотивом марки. Интерес российских перевозчиков к нему вырос в 3,5 раза. Как известно, цены на коммерческую технику формируются с учетом конкретных запросов заказчика и у различных моделей семейства могут существенно отличаться. Но мы все же дадим ориентир: так, ценник одной из комплектаций FH составляет около 90 тыс. евро.

Для сравнения: универсальная модель средней грузоподъемности FM потеряла 36 голосов до 504 авто. И компактный покоритель городов FL также «отминусовал» 73 голоса до практически невидимых 6 авто. Годом ранее модели средней и даже малой грузоподъемности пользовались куда большим спросом, что обеспечило крутой рост продаж сразу нескольким брендам (об этом речь пойдет дальше).

Добавим, что у Volvo есть серьезное преимущество перед рядом конкурентов — локализация сборки в индустриальном парке «Калуга-Юг». Правда, в феврале 2015 года производство здесь было приостановлено, и следующие месяцы компания продавала машины, собранные в Швеции и Бельгии. Однако 1 октября того же года сборку возобновили, после того как компания набрала заказы на 70% мощностей калужского завода.

==table1487==

Тем не менее абсолютным лидером среди зарубежных производителей (за исключением белорусского MAZ) по-прежнему является шведская Scania. Она сохранила за собой первое место несмотря на символическое снижение продаж — минус 29 голосов до 2518 авто. «Пока значительных изменений на рынке мы не ожидаем, однако постепенное укрепление рубля сказывается и на укреплении позиций европейских производителей. Мы заметили, что клиенты начали снова задумываться о долгосрочном планировании. Думаем, эта тенденция получит развитие в 2017 году», — рассказал нашему изданию генеральный директор ООО «Скания-Русь» Ханс Тарделль.

Главным «застрельщиком» Scania выступает семейство G, добравшее 342 регистрации, или 52%, до 1002 единиц. Магистральный тягач G400 LA4×2HNA Griffin из данного семейства можно купить за 6,5 млн. рублей. Впрочем, серия включает в себя много моделей с различными числом и приводностью мостов, мощностью двигателей — а значит, и ценой. Любопытно, что пока «Газпром» закупает «КАМАЗы» на ГМТ, крупнейшая частная газодобывающая компания страны «Новатэк» решила приобрести именно подобную Scania с газовой силовой установкой.

==table1488==

Напротив, серия P, представленная в основном среднетоннажными моделями (хотя и у нее встречаются тяжеловесы) потеряла 156 регистраций до 841 авто. Покупательский интерес к серии R, большей частью состоящей из магистральных тягачей, также упал на 212 единиц до 672 машин. Но именно ее представитель вписал себя в летопись автомобильных Челнов, став 1000-м тягачом шведской компании, проданным местным дилером «Альфаскан».

Практически сохранил статус-кво и стратегический партнер КАМАЗа — Mercedes, продажи которого подросли лишь на 72 голоса до 2060 авто. Но его топовый Actros, представленный прежде всего тягачами, набрал дополнительно 329 очков до внушительных 1728 машин.

«ОБРУСЕВШИЕ НЕМЦЫ» И ЧИСТОКРОВНЫЕ ЕВРОПЕЙЦЫ

Вторым по абсолютному приросту продаж среди брендов из ЕС стал другой «немец» — MAN, регистрации которого выросли на 366 до 2223 авто. Компания также локализовала сборку на заводе в Санкт-Петербурге, хотя в марте – апреле 2015 года предприятие простаивало из-за резкого снижения спроса на грузовики. «Рынок коммерческого транспорта в 2016 году показал долгожданный восстановительный рост. MAN стабильный спрос обеспечивают конкурентные преимущества. К ним относится качественный надежный продукт, известный бренд, широкая сеть из более чем 50 авторизованных сервисных станций в ключевых регионах страны и предложение широкой линейки сопутствующих услуг, таких как финансирование и сервисные контракты», — сообщил нам представитель компании «МАН Трак энд Бас РУС».

Армия поклонников «мановского» бестселлера TGS выросла на 240 покупателей до 1861 обладателя новых машин. Это универсальное семейство, и в зависимости от мощности двигателя, числа мостов, варианта кабины его представители могут использоваться как для перевозок на средние расстояния, создания самосвалов, спецтехники, так и для «дальнобоя». С учетом тенденции растущего интереса именно к магистральным тягачам рискнем предположить, что повышенным спросом пользовались именно они. Смещение фокуса подтверждают и продажи семейства TGX: регистрации этих моделей увеличились в 2,2 раза до 250 авто.

==table1490==

«Бронзу» по динамике абсолютного прироста среди зарубежных брендов получает итальянская Iveco (плюс 353 голоса, или 82%, до 785 новых автомобилей). Российским бестселлером стало семейство Eurocargo, спрос на него вырос в 4,3 раза до 434 авто. Семейство представлено моделями средней грузоподъемности, причем отечественным перевозчикам предлагается техника итальянской сборки. Похоже, соотношение цены и качества устраивает клиентов, а заводская гарантия на 12 месяцев, или 200 тыс. км, пробега служит дополнительным стимулом к покупке. Также в 5,3 раза вырос спрос на семейство Eurotrakker (на его платформе, как правило, собираются самосвалы или спецтехника) — плюс 68 регистраций до 84 машин. А вот магистральный тягач Stralis слегка съехал под гору, потеряв 8 голосов до 216 авто.

==table1491==

Очередной «европеец», который провел год с пользой, — DAF. Его регистрации увеличились на 297 единиц, или 46%, до 946 авто. Вывез голландцев бесспорный хит продаж — магистральный тягач XF Series, прибавивший 325 единиц до 918 авто. Двигатели Paccar, рассчитанные на 1,6 млн. км, как и межсервисный интервал 150 тыс. км, не оставили равнодушными российских почитателей грузовиков родом из Нидерландов.

==table1489==

Впрочем, все эти успехи относительны, говорит Азат Тимерханов, руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат». «Рост продаж перечисленных марок в 2016 году связан с низкой сравнительной базой прошлого периода. Дело в том, что если брать статистику нескольких последних лет, то в 2012 году все они показали свои максимальные результаты (Volvo и MAN — по 7,8 тыс. шт.; DAF — 4,9 тыс. шт.; Iveco — 1,4 тыс. шт.), как и весь российский рынок новых грузовиков. А затем они ежегодно показывали падение продаж. Как следствие, в 2015 году объемы их реализации сократились в несколько раз, достигнув „дна“ (Volvo — 1,1 тыс. шт.; MAN — 1,9 тыс. шт.; DAF — 650 шт.; Iveco — 460 шт.). Соответственно, на волне стабилизации рынка они имеют очень низкую сравнительную базу, поэтому им сейчас проще показывать рост», — подчеркивает эксперт.

Олег Дерипаска Завод Олега Дерипаски ранее ввел в бой свой Gazon Next, который хорошо продается и в прошлом году смог добрать еще 1325 очков до 4413 единиц Фото: kremlin.ru

ОЛЕГ ДЕРИПАСКА «РАЗДЕЛ» «КОРЕЙЦЕВ» И «ЯПОНЦЕВ»

Перейдем к проигравшим и начнем с тех, кто делает кассу на мало- и среднетоннажных авто. Напомним, что в период острого кризиса первой половины 2015 года перевозчики пересмотрели инвестиционные программы, сделав ставку на более доступные модели. Но затем на фоне стабилизации экономики спрос вновь сместился в сторону крупнотоннажной техники и магистральных тягачей.

==table1492==

Прямым следствием этого стали гигантские потери корейского Hyundai. Если легковое подразделение концерна не слезает с призового пьедестала российского рынка, то грузовое подобно кораблю с пробоиной ниже ватерлинии. Его продажи упали более чем вдвое, на 779 машин до 1431 авто. Покупателей недосчитался весь модельный ряд, кроме семейства HD65. Регистрации бестселлера HD78 грузоподъемностью до 5 тонн сократились на 557 до 1021 авто. При этом спрос на технику серии Xcient, где представлены магистральные тягачи, попросту обнулился, хотя в 2015 году заказчики сподобились купить 41 машину. Так что в случае с Hyundai мы наблюдаем не просто смещение акцента с малотоннажных моделей на тягачи, а полный провал ценовой политики.

==table1493==

На втором месте по абсолютным потерям — минус 724 голоса до 750 покупателей — японский Hino. Годом ранее он вошел в число игроков, снявших сливки с «облегченного» рынка. Бывший лидер модельного ряда малотоннажный Hino 300 растерял за год 453 единицы до 338 авто, среднетоннажный Hino 500 уступил 109 очков и набрал лишь 341 балл.

==table1494==

Заметно сократились и продажи локализованных Mitsubishi: минус 149 до 618 машин. Этот японский бренд в России выезжает на модели Canter грузоподъемностью до 5,3 тонны. Увы, его популярность падает уже пятый год подряд.

Перетянуть одеяло на себя в сегменте мало- и среднетоннажного транспорта смог GAZ, добравший 196 голосов до 7257 авто. Завод Олега Дерипаски ранее ввел в бой свой Gazon Next, который хорошо продается и в прошлом году смог добрать еще 1325 очков до 4413 единиц. Шутка ли, заводская гарантия на 3 года, или 150 тыс. км, грузоподъемность до 5 тонн — и все это счастье всего за 1,6 млн. рублей. Регистрации полноприводного 3308 также выросли на 101 единицу до 1376 авто. А вот для менее грузоподъемного «Валдая» (3310) минувший год не задался, модель растеряла 741 голос до 299 авто. Так что даже местные «малыши» теряли аудиторию.

==table1495==

ИСЧЕЗАЮЩИЕ «КИТАЙЦЫ» И «ФРАНЦУЗЫ»

Еще один очевидный тренд на рынке грузовых авто — резкая потеря позиций китайскими брендами. Спрос на продукцию из КНР упал из-за отсутствия льгот, предоставляемых локализованным производителям. К тому же, китайская валюта в 2015 - 2016 годах оставалась одной из самых устойчивых к доллару США. А сравнительно дорогая рабочая сила снизила конкурентоспособность ряда товаров и даже привела к выводу части мощностей из страны.

В прошлом году самые заметные потери (минус 205 регистраций до 21 авто) понес Foton. Его бывший бестселлер малотоннажный 1093 недосчитался 133 регистраций и был продан в количестве всего 14 экземпляров. Другая компания из Поднебесной FAW недосчиталась 54 покупателей. Зато его хит CA3250, конкурент камазовского 6520, смог добрать 13 голосов до 90 авто.

Производители тяжеловесов Camc и Shaanxi потеряли по 56 и 53 голоса соответственно. Правда, первый и в лучшие времена звезд с неба не хватал, а вот Shaanxi в 2012-13 годах составлял конкуренцию лидерам российского рынка.

Грузовое подразделение французского Renault, как и его коллеги из Hyundai, не смогло удержаться в российском седле, потеряв еще 85 голосов до 62 авто. Некогда популярные тягачи оказались практически не у дел.

Если производителям из КНР и их товарищам по несчастью так и не удастся выбить все возможные льготы по локализации (или рубль, укрепившись, не станет более выгодным для них), некоторые автомобильные бренды могут и вовсе исчезнуть из нашего поля зрения. О таких неудачниках и о тех, кто смог обернуть ситуацию себе на пользу, мы расскажем в следующем обзоре.

«В 2017 ГОДУ РЫНОК МОЖЕТ ВЫРАСТИ НА 10 ПРОЦЕНТОВ»

Эксперты и представители компаний поделились с «БИЗНЕС Online» ожиданиями на 2017 год.

Азат Тимерханов — руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат»:

— Согласно прогнозу аналитического агентства «Автостат», в 2017 году стоит ожидать роста российского рынка грузовых автомобилей, причем его показатель может быть выше, чем в 2016 году. Если в прошлом году он составил 4,2 процента, то теперь может достигнуть 10 процентов. В качестве факторов усиления роста рынка выступают как макроэкономические тенденции, так и продолжающаяся поддержка автопрома РФ.

Анализ ключевых макроэкономических показателей свидетельствует о том, что в январе 2017 года сложилась ситуация, создающая благоприятные условия для начала восстановления российской экономики. Так, по итогам 2016 года (по предварительной оценке) падение ВВП составит 0,5 процента (вместо 0,6 процента), рост промышленности может достичь 1 процента (вместо 0,4 процента), а падение инвестиций в основной капитал замедлится до 3 процентов (вместо 3,7 процента). Инфляция тоже получается чуть ниже ожидаемого уровня: 5,4 процента против 5,8 процента. И, конечно, основой всех положительных перспектив является уровень январских цен на нефть, который пока устойчиво держался около отметки в 55 долларов за баррель. Закономерно снизились до средних значений и валютные курсы: 59,5 руб./USD и 63,5 руб./Euro.

В декабре 2016 года министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил о том, что господдержка российского авторынка будет продолжена с января 2017 года. Всего предполагается выделить на автопром более 60 миллиардов, включая программы утилизации и льготного лизинга. Также в дополнение к этим программам могут быть запущены и новые дополнительные меры поддержки, которые будут выработаны по итогам первого квартала 2017 года.

Среди производителей, скорее всего, расклад особо не изменится, и, как говорится, «все останутся при своих». КАМАЗ традиционно станет лидером, так как имеет серьезную рыночную долю, которая и дальше может только вырасти. Другие отечественные производители, вероятно, тоже покажут рост продаж в 2017 году. Те иностранные марки, которые показали рост в 2016 году, имеют все шансы, чтобы перенести эту тенденцию и на нынешний год. А вот производителям, показывающим падение продаж, будет сложнее, к примеру, китайским компаниям.

«КЛЮЧЕВОЙ ПРОБЛЕМОЙ СТАНОВИТСЯ ОТСУТСТВИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ РОССИЙСКИХ КОМПЛЕКТУЮЩИХ»

Олег Афанасьев — руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ»:

— Весь рынок тяжелых грузовиков, в котором мы работаем, в прошлом году рос. Вместе с рынком росли все производители, но КАМАЗ — быстрее остальных за счет грамотной маркетинговой политики и вывода на рынок нового модельного ряда. Еще один фактор нашей динамики — самая развитая сервисная сеть, модернизированная в последние годы. В условиях кризиса мы предложили потребителю максимально возможный спектр услуг — новые автомобили, качественный сервис, собственные программы поддержки наряду с государственными. Поэтому наши продажи на российском рынке и выросли до 56 процентов рынка тяжелых грузовиков.

По продлению госпрограмм окончательных решений пока нет, но совершенно очевидно, что они сделали свое дело — в самый сложный период, когда рынок в последние два года обвалился больше чем на 60 процентов, эти программы поддержали автопроизводителей. В таком объеме и таком формате они больше не нужны. Сегодня нужны программы, направленные на развитие производства — рост локализации, появление российских поставщиков современных компонентов. Ключевой проблемой становится именно отсутствие российских комплектующих высокого качества. К сожалению, сейчас уже многие видят, что в ближайшие годы внутренний рынок будет оставаться на одном уровне, резервов для роста нет. Соответственно, программы господдержки должны быть нацелены на развитие экспорта. Государство это осознало: началось субсидирование доставки техники за границу, появилось российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР). Это и есть дальнейшее направление господдержки.

SCANIA ПРОДОЛЖИТ УГЛУБЛЯТЬ ЛОКАЛИЗАЦИЮ ПРОИЗВОДСТВА

Ханс Тарделль — генеральный директор ООО «Скания-Русь»:

— О наших приоритетных направлениях: майнинг (проект с «АЛРОСой», работа автопоездов в Сибирском регионе), лесовозное направление, ДЭС, техника для агрокомплексов, на газомоторном топливе. Это то, что и в этом году будет актуально с точки зрения продаж.

В текущем году мы планируем продолжать развивать сервисные решения, рассчитанные на снижение эксплуатационных расходов клиентов и повышение прибыльности бизнеса. Во-первых, это Service Exchange (вторая жизнь для запчастей) — программа, которая позволяет приобрести изначально дорогие запчасти: двигатели, турбины, коробки передач, редукторы и прочее по сниженной цене из обменного фонда Scania. Все представленные в рамках программы запчасти восстановлены на заводах Scania за рубежом, поэтому отвечают нашим стандартам качества.

Вторая важная программа — «Scania Драйв», которая была запущена еще в середине 2015 года. В ее состав входит лизинговое финансирование ТС, страхование, сервисный контракт, система мониторинга автопарка Scania и сертификат на обучение двух водителей. Экономическая выгода от приобретения этой программы составляет около 5 процентов от общей стоимости ТС и полного комплекса услуг. Также мы планируем запустить новую программу периодического обслуживания Scania Maintenance. Ее инновационность заключается в том, что теперь дата и состав ТО будут определяться самим клиентом в зависимости от состояния транспортного средства.

В 2017 году мы, конечно, продолжим искать пути углубления локализации производства. Мы уже несколько лет сотрудничаем с компанией «Группа ГАЗ», совместно с которой производим междугородние автобусы «ЛиАЗ Вояж» и туристические «ЛиАЗ Круиз». В прошлом году мы прошли очередной рубеж локализации, организовав продажу автобусов через дилерскую сеть Scania. В планах на этот год усовершенствование качества производства автобусов «ЛиАЗ» и даже, возможно, расширение модельного ряда.

MAN ПРЕДСТАВИТ НОВЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ АВТОБУС

Пресс-служба компании «МАН Трак энд Бас РУС»:

— В 2017 году компания «МАН Трак энд Бас РУС» планирует сосредоточиться на развитии своего потенциала на локальном рынке, увеличивая продажи не только за счет прироста деловой активности и общего спроса на коммерческую технику, но и укрепляя лидерство в сегменте строительной техники и развивая продажи грузовиков для магистральных перевозок. В сегменте автобусов мы продолжим акцентировать внимание на продаже уже хорошо известного, но все еще нового продукта для междугородных перевозок — MAN Lion’s Intercity, признанного победителем престижного конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России». Также на 2017 год намечена презентация нового перспективного туристического автобуса MAN Lion’s Coach.

==table1496==