«КАРЬЕРА ДОЧЕРИ РАЗВИВАЕТСЯ ОЧЕНЬ ПРАВИЛЬНО, СТРЕМИТЕЛЬНО...»

— Ляйля Ильдаровна, о вашей дочери опять много говорят. У Аиды Гарифуллиной вышел первый сольный альбом, рецензия в The Times, скоро громкая премьера в Парижской опере — заглавная партия в «Снегурочке» у «великого и ужасного» режиссера Дмитрия Чернякова, который, насколько известно, сам выбирает певцов для своих спектаклей. Не слишком ли стремительно все развивается?

— На мой взгляд, творческий рост и карьера дочери развиваются очень правильно, стремительно и с серьезными заметными событиями. Это и Мариинский театр, Венская опера, опера Бастилия в Париже, которую вы упомянули, оперный театр Лисео в Барселоне. Впереди Метрополитен-опера. Об этом любой артист может только мечтать.

— Уже известно, когда и что именно будет петь Аида в Нью-Йорке, в главном оперном театре мира?

— В Метрополитен она приглашена в 2019 году спеть Церлину в опере «Дон Жуан».

Но, если вы говорите о звездных режиссерах, то у нее уже был такой опыт — вспомните «Войну и мир» Грэма Вика в Мариинском театре. И в современных постановках Аида уже участвовала, но работать с Дмитрием Черняковым, да, она будет впервые.

— Но после Метрополитен-опера кажется, что и более высоких вершин для покорения не останется.

— Вы знаете, сколько театров в мире?! Все идет своим чередом. У вокалистов-академистов долгая жизнь. Чем старше, тем больше мастерства, крепче дыхание. Это как хорошее доброе вино.

— В этом году у вашей дочери еще ожидаются оперные премьеры?

— В этом сезоне несколько премьер. В Венской Штатсопере она уже пела Джульетту вместе со знаменитым тенором, красавцем Хуан Диего Флоресом, а за дирижерским пультом был сам Пласидо Доминго. Затем, как мы уже говорили, она споет в Париже Снегурочку в постановке Чернякова. В конце года, опять же в Париже, — Мюзетту в «Богеме».

— Но основным контрактом Аида по-прежнему связана с Венской оперой?

— После победы в конкурсе «Опералия» Аида подписала контракт на два года с Венской Штатсоперой. Сейчас она продолжает петь в этом же театре.

— Российские театры?

— В России сольные концерты, пока спектаклей нет. Хотя руководство Мариинского театра приглашает Аиду, дело за малым — выбрать свободное время.

— Сольные концерты? Речь о выступлениях в поддержку только что вышедшего альбома?

— Да, промоакция альбома начинается в феврале концертами в Праге, Москве и Альметьевске. Пока на 2017 год запланировано несколько сольных концертов: Большой зал Московской консерватории, Вигмор-холл в Лондоне, концертный зал имени Сметаны в Праге — такова их география.

— Это правда, что британцы из Decca Classics всерьез рассчитывают заработать на сольном альбоме Аиды Гарифуллиной?

— А вы в этом сомневаетесь? Что ж, поживем — увидим.

«В Венской Штатсопере Аида уже пела Джульетту вместе со знаменитым тенором, красавцем Хуан Диего Флоресом, а за дирижерским пультом был сам Пласидо Доминго» «В Венской Штатсопере Аида уже пела Джульетту вместе со знаменитым тенором, красавцем Хуан Диего Флоресом, а за дирижерским пультом был сам Пласидо Доминго» / Фото предоставлено Л. Гарифуллиной

«КАК ИЗВЕСТНО, В СТРАНАХ ЕВРОПЫ УРОВЕНЬ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВЫШЕ, ЧЕМ В РОССИИ»

— У вас и руководимого вами центра современной музыки имени Губайдулиной недавно было еще одно важное событие — приезд в Казань Софии Асгатовны и торжества в честь ее юбилея. Довольны ли вы тем, как прошел визит?

— Да, приезд в Казань Софии Асгатовны Губайдулиной не только для нас, но и для многих казанцев — событие историческое, неординарное. А для нашего центра современной музыки ее визит стал особенным и запоминающимся. Для нашего оркестра «Новая музыка» и всех сотрудников центра имени Губайдулиной встреча с ней, репетиции и концерты стали мощным импульсом для дальнейшей работы.

Почти все наши задумки и планы практически полностью были реализованы. А самое главное — мы волновались, как воспримет наши юбилейные проекты сама София Асгатовна. А их было немало: художественная выставка, презентация юбилейной книги и фильма, ряд юбилейных концертов и встреч и, конечно, большая пресс-конференция с журналистами и деятелями искусств. К нашему счастью, София Асгатовна не только была безмерно рада и встрече с Казанью, и участию во всех концертах, но мы чувствовали ее огромный интерес и благодарность за все происходящее. А это было для нас высшей оценкой.

— Трудно ли было ее уговорить на эту поездку?

— Переговоры с Софией Асгатовной о ее приезде и исполнении новых сочинений в Казани начались задолго до юбилея. Уже в 2014 году, когда состоялась наша встреча с ней, мы сразу почувствовали, что для нее очень важно приехать на Родину и представить свои новые сочинения. Оставалось только утвердить программы концертов, солистов и другие чисто организационные вопросы.

— Скажите положа руку на сердце, а у такой музыки есть в Казани зритель и слушатель?

— Вы, наверное, говорите сейчас о современной академической музыке?

— Да, и в том числе о творчестве Губайдулиной.

— Ее произведения наряду с музыкой Шнитке, Канчели, Пярта, Пендерецкого — это сегодня уже классика. Творчество Софии Асгатовны вызывает огромный интерес во всем мире. В этих словах нет преувеличения. Ее музыку играют лучшие исполнители и оркестры и, конечно же, есть свой слушатель. Кто-то приходит к пониманию творчества Губайдулиной через музыку, написанную к кинофильмам, мультфильмам «Вертикаль», «Чучело», «Маугли», «Кошка, которая гуляла сама по себе». Других слушателей потрясают ее огромные музыкальные полотна ораторий «Страсти по Иоанну» и «О любви и ненависти», концерты для различных инструментов...

Конечно, в Европе современная академическая музыка пользуется большим интересом и чаще исполняется. Так уж исторически сложилось. Как известно, в странах Европы уровень исполнителей и слушателей выше, чем в России. Очень много ансамблей, оркестров, исполняющих подобную музыку. Даже если говорить о постановках театральных, то современные авангардные постановки там идут на ура. Совсем недавно в Венской опере ставили «Три сестры» по Чехову, музыка венгерского композитора Петера Этвеша. Три дня шли спектакли, и был полный зал. У нас такое даже трудно представить.

— Вообще невозможно представить?

— Хотя не могу забыть фестиваль музыки Софии Губайдулиной, прошедший в декабре 1993 года. Я помню, какой большой резонанс в культурной жизни нашего города он вызвал. Впервые после отъезда в Германию Губайдулина приехала на свою родину. Три авторских концерта подряд прошли в Большом зале консерватории. Прозвучало 15 сочинений композитора, большая часть из которых стали премьерными в Казани. И это произвело на слушателей ошеломляющее впечатление. Концертный зал на 600 мест вместил полторы тысячи человек! Ломались двери, прорывались кордоны билетеров. Такого никто не мог даже предположить. А в 2001 году на 70-летний юбилей Софии Асгатовны для исполнения грандиозного сочинения Губайдулиной «Страсти по Иоанну» впервые за всю историю Казани в нашу столицу прибыли хор и симфонический оркестр Мариинского театра вместе с Валерием Гергиевым. Тогда в рамках фестиваля в Казани и Москве состоялось 10 концертов — залы были переполнены.

Я хочу сказать, что слушатель очень избирателен. Поэтому наш центр прилагает много усилий, чтобы найти свою публику и привлечь ее интересными проектами, креативными программами, и, конечно же, хорошим исполнительским уровнем.

«Приезд в Казань Софии Асгатовны Губайдулиной — не только для нас, но и для многих казанцев — событие историческое, неординарное «Приезд в Казань Софии Асгатовны Губайдулиной не только для нас, но и для многих казанцев — событие историческое, неординарное» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВО ВСЕХ НАШИХ ПРОЕКТАХ ИСПОЛНЯЕТСЯ ИМЕННО СОВРЕМЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»

— Что выделите из этих программ?

— Ежегодно проводимый фестиваль «Звучащий дом Софии» включает в себя и концерты, и художественные выставки, и творческие встречи, и мастер-классы. У нас также есть концертный абонемент, называется «Звуковые пространства Софии Губайдулиной», в рамках которого мы проводим концерты на площадке городской Ратуши, в Малом зале Казанской консерватории и в актовых залах вузов. Во всех наших проектах исполняется именно современная академическая музыка. Как правило, мы включаем в программы и музыку татарстанских композиторов: Анатолия Луппова, Рашида Калимуллина, Эльмира Низамова, Радика Салимова, Эльмиры Галимовой и других.

Мы вплотную работаем с ансамблем «Студия новой музыки» Московской консерватории и Московским ансамблем современной музыки. Они к нам в Казань приезжают очень часто, у нас сложились дружеские партнерские отношения. На сегодняшний день это лучшие коллективы России, имеющие обширный репертуар как российских, так и зарубежных современных композиторов. Наш камерный оркестр «Новая музыка» не раз выступал совместно с этими коллективами.

— Публика, которая ходит на концерты, организованные вашим центром, это в основном консерваторские профессионалы?

— Нет, и молодежь, и студенты, и взрослое поколение, педагоги консерватории и других учебных заведений. В общем, самая разная публика. У нас в центре два концертных абонемента — классической и современной музыки: «Брависсимо» и «Звуковые пространства Софии Губайдулиной». Это аншлаговые концерты, билеты на которые раскупаются за неделю.

— Кроме вас, как другие культурные институции в Казани занимаются популяризацией современной академической музыки?

— Это фестивали современной музыки Concordia имени Софии Губайдулиной Государственного симфонического оркестра республики и «Европа — Азия» союза композиторов РТ.

Вообще, я чуточку уйду в сторону от вашего вопроса. В городе сейчас происходит столько всего интересного! Я наблюдала, например, летом фестиваль уличных искусств: в скверах звучала музыка, театральные постановки. Чего не хватает нашему городу, так это, наверное, концертного зала, который бы отвечал современным акустическим и техническим требованиям, а на сегодняшний день единственная площадка для исполнения академической музыки — Большой концертный зал имени Сайдашева.

— Вы депутат Казгордумы, наверное, тоже можете как-то влиять на такие решения?

— Я думаю, что понимание у руководства есть, и раз уж мы третья столица, то наверняка этот вопрос будет решен. Можно сказать, что проблема действительно назрела. В Казань приезжает много оркестров, музыкантов с мировыми именами, и один БКЗ, мне кажется, уже не справляется.

— Сколько бы вы хотели, чтобы в этом зале было посадочных мест?

— Я думаю, что это должен быть многофункциональный комплекс, где могут быть концертный зал до 1000 мест, камерный зал на 200 - 300 мест, звукозаписывающая студия...

— То есть дело прежде всего именно в акустике, а не в количестве посадочных мест?

— Да, именно в ней. Ведь в хорошем зале мы могли бы вести прямые трансляции, записывать концерты. Так как это делают сейчас в Мариинке. Валерий Абисалович Гергиев записывает спектакли, концерты из Мариинки-2. Такие залы нужны, они сейчас открываются в Париже, в Мадриде, прекрасные, современно оборудованные залы. Зрители сидят вкруговую на балконах. Эти залы даже в архитектурном плане представляют большой интерес.

Фото: «БИЗНЕС Online»

«СВОИМ ЗВЕЗДАМ — ЭЛЬМИРЕ КАЛИМУЛЛИНОЙ, ИЛЬГАМУ ВАЛЕЕВУ — КАК ЖЕ НЕ САККОМПАНИРОВАТЬ?»

— Что касается оркестра «Новая музыка», который работает в вашем центре имени Губайдулиной. Есть какая-то стратегическая задача его развития? Потому что сейчас оркестр и его руководитель Анна Гулишамбарова больше известны как очень востребованный аккомпанирующий состав для разных концертов: Ильгама Валиева, Эльмиры Калимуллиной... Хотя вспоминается, как они недавно замечательно играли произведения Александра Маноцкова.

— Да, действительно, наш камерный оркестр «Новая музыка» очень востребован и очень мобилен. Это связано с тем, что коллектив имеет стабильный состав профессиональных музыкантов. Именно этот состав — подобие малого симфонического — позволяет исполнять самую разнообразную музыку от старинной до новейшей концептуальной музыки. Причем его мобильность состоит и в том, что оркестр легко перестраивается в ансамбли любых составов (трио, квартет и более).

Разумеется, оркестр играет и классическую, и романтическую музыку. Однако с самого своего рождения он был нацелен на исполнение музыки современных композиторов XX и XXI века, в том числе музыку композиторов Татарстана. Два года назад состоялась премьера новой оперы молодого татарского композитора Эльмира Низамова «Кара пулат». Позднее опера также успешно была исполнена и в Москве. Премьера оперы стала резонансным событием в республике. И наш оркестр сыграл в этом событии главную роль.

Авторский концерт известного российского композитора Александра Маноцкова в КЦ «Смена», в котором прозвучало более десятка оркестровых сочинений этого авангардного композитора, продемонстрировал блестящие возможности нашего оркестра. Что касается аккомпанирующего состава для разных концертов, то здесь можно вспомнить о концертах абонемента «Брависсимо», на которые приезжали солисты из ведущих театров Москвы — Большого, Немировича-Данченко. И наш оркестр справлялся и с этой задачей — сопровождать исполнение арий русских и зарубежных композиторов. А уж своим звездам — Эльмире Калимуллиной, Ильгаму Валиеву — как же не саккомпанировать? Ведь они тоже универсалы — поют и оперу, и эстраду, и джаз. Мы гордимся, что наш оркестр органично вписывается в программу этих замечательных исполнителей.

— И все-таки о стратегической задаче для «Новой музыки»...

— Конечно, стратегическая задача у нашего оркестра имеется. Хотелось бы выйти на такой уровень, чтобы они смогли исполнять любую современную музыку. А чтобы эта музыка была понятна слушателю, чтобы до него дошел замысел композитора, современную музыку надо исполнять идеально. Очень подготовленные должны быть музыканты. Мы многому учимся у москвичей. Два столичных ансамбля современной музыки, о которых я упоминала, ежегодно приезжают на наши концерты. Я второй год отправляю наш ансамбль в Москву на мастер-классы и прилагаю все усилия к тому, чтобы наши музыканты росли.

И этот процесс идет поступательно. Не раз оркестр «Новая музыка» под управлением Анны Гулишамбаровой выступал на концертных площадках Москвы, есть планы выступить в Санкт-Петербурге и, конечно же, принять участие в европейских фестивалях современной музыки.

— Проблем с текучкой кадров нет? Рустем Абязов, например, часто жалуется, что ГСО РТ у его La Primavera забирает музыкантов, потому что там больше платят...

— Такой момент есть и, конечно, бывает обидно, что человек вырос и ушел. С другой стороны, он вырос и должен играть в еще лучшем оркестре, безусловно, ему здесь тесно. Это нормально. Хотя музыканты к нам приходят в основном молодые, сразу после консерватории. Они набираются здесь опыта, практики. Оркестр, конечно, тоже растет, у них хорошее слышание, желание много играть и исполнять. Самое главное — сейчас они очень много исполняют современной музыки. Это сложно, но это большой опыт.

— У вас нет мысли, что вашему центру нужна постоянная концертная площадка, чтобы на ней стационарно работал оркестр?

— Это, конечно, идеальный вариант, хотя если будет строиться большой концертный комплекс, там не будет тесно, и все найдут для себя и место, и время для исполнения — и Рустем Абязов, и Анна Гулишамбарова. У нас, у музыкантов, одна задача — привлечь и воспитать своего зрителя, слушателя классической, современной музыки. Конечно, если ребенок с детства будет ходить на концерты, в театры, музеи — у него будет комплексное восприятие, в том числе и национального искусства, и своих традиций.

«ЕСЛИ МЫ ГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ НАЦИИ, ТО ЗАДАЧА — РАЗВИВАТЬ ЛЮБОВЬ К МУЗЫКЕ»

— Вы знаете, как этого добиться?

— Осенью прошлого года я была в командировке в Брауншвейге, это город-побратим Казани, и встречалась с директором музыкальной школы. Это единственная государственная школа в городе, все остальные частные. Мне было интересно, как у них построен процесс музыкального образования. У них нет дипломов, у них нет программ. То есть приходят ученики от 6 до 70 лет, любой человек может прийти и обучаться музыке, в любом возрасте. Я спросила: как же, у вас нет дипломов, нет программы. Мне ответили, что задача не в этом. Главное, чтобы они любили музыку, не убить вот этот интерес к ней.
Вы знаете, если родители и ребенок в будущем планируют заниматься музыкой, быть профессиональным музыкантом, тогда, конечно, для него важна вот эта школа, важны ежедневные занятия. А если мы говорим о культуре нации, то задача — развивать любовь к музыке.

— Кажется, что мест для такого культурного обогащения у ребенка в Казани не так много. Да, есть какие-то абонементы в БКЗ или филармонии. Но, например, вряд ли многие вспомнят, когда в театре имени Джалиля последний раз ставили детскую оперу...

— Отчасти это так. К культуре нельзя относиться как к какому-то социальному блоку, которому отводится какое-то определенное время. С другой стороны, и в городе, и в республике есть поддержка, в том числе, грантовая. Руководители школ, детских садов для реализации проекта могут получить деньги либо на театральную постановку, либо еще для чего. Мы сами на местах работаем в этом направлении, но, конечно, отношение чиновников от искусства должно быть более масштабное и системное.

Мне очень нравится, что Казань стала спортивной столицей. Нет, наверное, сейчас человека, который бы не занимался спортом, и на этих спортивных площадках всегда много народу. Мы действительно здоровая нация. Но хотелось бы, чтобы профессиональному искусству и воспитанию детей уделялось такое же внимание, как и к спорту. Хочется, чтобы Казань стала и культурной столицей России.

«ПРОБЛЕМА ИСПОЛНЕНИЯ СВОЕЙ МУЗЫКИ У КОМПОЗИТОРОВ ВСЕГДА СТОИТ ДОВОЛЬНО ОСТРО»

— Вы называли имена современных татарстанских композиторов, чьи произведения исполняются на концертах вашего центра. Просто кажется, что-по-настоящему успешных сочинителей серьезной музыки в республике только два — это Резеда Ахиярова, являющаяся постоянным автором оперного театра, и Эльмир Низамов, работающий с ГСО РТ, с театрами.

— Хороших композиторов не бывает много. Назиб Жиганов и Альберт Леман создали в Казани достойную композиторскую школу. Эта школа жива и сегодня, и молодые композиторы — а это Эльмир Низамов, Радик Салимов, Эльмира Галимова, Елена Анисимова, Наталия Варламова — работают с серьезными организациями, пополняют их репертуар. Ну и аксакалы продолжают творить — Ренат Еникеев, Леонид Любовский и другие.

— А исполняется ли их музыка или наши композиторы, так получается, пишут в стол?

— Проблема исполнения своей музыки у композиторов всегда стоит довольно остро. Но коллективы в Казани, исполняющие эту музыку, тоже есть. Оперы пишут единицы, а сейчас, пожалуй, действительно, в этом жанре активно работает только Резеда Ахиярова. ГСО РТ пусть раз в год исполняет новую симфоническую музыку композиторов Татарстана, выбирает себе достойного композитора-резидента и исполняет его сочинение на гастролях. Оркестр La Primavera тоже включает в свой репертуар сочинения наших композиторов, есть еще Госансамбль песни и танца, где как раз трудится Радик Салимов, ну и наш оркестр тоже не стоит в стороне — многое исполняется на наших фестивалях и на фестивалях других творческих организаций.

Другое дело, как эту работу координирует минкультуры, платит ли министерство композиторам гонорары, делаются ли им заказы? Есть ли у театров и оркестров возможность самим платить гонорар композитору? Вот некоторые вопросы, на которые не всегда находится ответ. При этом многие композиторы живут только за счет авторских гонораров и больше нигде не работают.

— Основная функция центра современной музыки имени Губайдулиной просветительская?

— Да, основной акцент мы делаем на просветительскую деятельность, если быть точной — на концертно-просветительскую, лекционно-просветительскую, экскурсионную. Кстати, в этом году с республиканской гильдией экскурсоводов мы разработали новый экскурсионно-туристический маршрут по нашей улице Тельмана с посещением центра Губайдулиной. Есть и научное направление в нашей деятельности. Ежегодно мы выпускаем научный сборник «Губайдулинские чтения» по материалам научно-практической конференции по современной музыке, которая уже приобрела статус международной.

«ПУСТЬ ГОВОРЯТ. О КОМ НЕ ГОВОРЯТ?»

— Мы говорим с вами о популяризации классической музыки в Татарстане. Очевидно, что выступление Аиды Гарифуллиной в родном городе было бы одним из способов такой популяризации...

— Я вам рассказала в начале интервью о планах на 2017 год, так что пока времени свободного совсем нет. Хотя, забегая немного вперед, хочу поделиться некоторыми интересными планами в родной Казани. Совместно с управлением культуры города мы решили провести вокальный конкурс под патронажем Аиды Гарифуллиной. Кстати, о конкурсах: в прошлом году Аиду пригласили в Брюссель в качестве члена жюри конкурса вокалистов. Аида не смогла присутствовать на нем, но учредила свой денежный спецприз.

— Неужели, к примеру, ГСО РТ не предлагал вариантов сотрудничества? Взять хотя бы замечательные open air, которые Александр Сладковский проводит 30 августа у Дворца земледельцев...

— Два года назад у нас был совместный проект с Государственным симфоническим оркестром РТ, но его не удалось осуществить. Аида была приглашена в это время Валерием Гергиевым на постановку в Мариинский театр. Хотя совместное выступление с ГСО РТ все же состоялось — на памятном для казанцев концерте с Пласидо Доминго в «Татнефть Арене».

— Как вы относитесь к тому, что ваша дочь стала еще и объектом светской жизни? Таблоиды с удовольствием обсуждают ее личную жизнь...

— Пусть говорят. О ком не говорят? Это неизбежность любой яркой артистической карьеры. Аида успешно занимается большим, интересным для себя и музыкального мира делом. Очень надеюсь, что ей удастся оставить заметный след в опере. Аида на это нацелена, и это главное. По крайней мере, пока все наши планы и надежды сбываются.