Эльмира Хайрова и Андрей Афонин Эльмира Хайрова и Андрей Афонин

«МЫ НЕ ОСТАНОВИМСЯ, МЫ БУДЕМ ВМЕСТЕ С ВАМИ! МЫ НИКОГО ОТ СЕБЯ НЕ ОТСТРАНЯЕМ!»

Никогда еще накал страстей не был столь яростным на встречах «погорельцев» Татфондбанка с чиновниками. Зал Торгово-промышленной палаты наполнили полторы сотни страждущих — были тут и юрлица, и «дробильщики», и ДУшники, и «превышенцы». Не было разве что порядка и спокойствия. Андрей Афонин, генеральный директор НО «Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан», в итоге не удержался, политкорректно назвав некоторые моменты «базаром». Публика почему-то очень ждала министра экономики, но Артем Здунов прийти просто не мог: в это же время шла совместная коллегия минпромторга и минэкономики с участием президента РТ. Так что вместе с Афониным рубежи обороны делила только заместитель начальника отдела урегулирования задолженностей УФНС по РТ Эльмира Хайрова.

Афонин начал встречу очень оптимистично, заявив, что работа по поиску выхода из создавшейся с Татфондбанком ситуации ведется «очень активно». Впрочем, никакой конкретики о том, как идут переговоры о санации, по-прежнему нет, так что пока публику кормят «арестами и посадками» стрелочников. Возможно, больше информации даст планируемая встреча с сотрудниками Национального банка РТ с приглашением сотрудников АСВ. Также, как проинформировал Афонин, организовано дежурство в ТПП юристов, которые со следующего понедельника, с 10:00 до 16:00, будут бесплатно консультировать пострадавших предпринимателей.

«Мы не остановимся, мы будем вместе с вами! Мы никого от себя не отстраняем!» — патетично заметил Афонин, но его благодушие понравилось далеко не всем. Ведь вкладчик хочет не групповой психотерапии — вкладчик хочет денег. В качестве примера одна из членов правления региональной общественной организации «Союз пострадавших клиентов Татфондбанка и ИнтехБанка» (есть уже и такая) Александра Юманова на правах модератора встречи рассказала о ситуации в Осетии. Мол, после краха одного из банков деньги с помощью правительства республики были возвращены всем вкладчикам, в том числе и «дробильщикам». По всей вероятности, речь о маленьком Диг-банке, где чуть более тысячи вкладчиков претендовали на очень скромные по сравнению с ТФБ 500 млн. рублей. Тем не менее суды Северной Осетии постоянно патриотично давали «отлуп» претензиям АСВ, удовлетворяя требования не вошедших в реестр потерпевших.

«Мы ваши граждане, мы за вас голосовали, не выкидывайте нас за борт! Мы вас знаем, а вы не зовете нас на совещания», — обратилась Юманова к Афонину. Ее поддержали и другие вкладчики «ТФБ Финанс». «Мы хотим, чтобы о нас тоже знали!» — закричали с мест те, кого уговорили вложить деньги в доверительное управление этой финансовой организации.

В ответ Афонин объяснил, что для эффективного решения в этом разговоре не обойтись без стороны Центробанка, ведь это он «единственный регулятор, который может все решить». Но далекий от Казани Центробанк пока своего ответа не дал.

....

«МЫ ДЛЯ ЧЕГО СЮДА ПРИШЛИ? ЖАЛОВАТЬСЯ ДРУГ ДРУГУ?»

А в зале тем временем довольно быстро поднимался градус страстей. Вот одна из женщин со слезами на глазах рассказала, что вместе с деньгами она уже почти потеряла надежду и очень просит эту надежду вернуть. Другой же вкладчик потребовал арестовать имущество гендиректора «ТФБ Финанс» Тимура Вальшина и его предполагаемых подельников. «Потом правоохранительные органы уже ничего не смогут сделать!» — опасается он.

По словам Афонина, вопрос обращения в прокуратуру по этому поводу уже взял на карандаш министр юстиции РТ. Но его тут же перебила одна из вкладчиц — Ольга Голубкова. «Мы для чего сюда пришли? Чтобы пожаловаться друг другу или узнать о конкретных решениях? А результатов, я смотрю, никаких нет?» — послала она мяч Афонину. «Как только будут результаты, вы об этом узнаете первыми», — хладнокровно вернул он пас обратно.

Горючего в огонь этого спора неожиданно добавила представитель налоговиков Эльмира Хайрова, назвавшая предпринимателей, налоговые платежки которых зависли в банке, «недобросовестными налогоплательщиками». Это ее заявление вызвало такую бурю возмущения, что даже ее обещание рассмотреть все заявления предпринимателей не могло успокоить собравшихся. В какой-то момент журналистам даже показалось, что разозленные предпринимательницы в своем гневе готовы были наброситься на представительницу УФНС.

Один из предпринимателей — Радик Даутов — поинтересовался у нее, почему даже после уплаты налогов через Татфондбанк ему начисляют пени, ведь представитель УФНС по РТ раньше обещал, что на такие платежи будет наложен мораторий.

«В бюджет ваши деньги не пришли», — не моргнув глазом, констатировала факт представительница налоговой службы. И тем подняла еще одну волну возмущения действиями (или бездействием) властей. Атмосфера в зале накалилась до того, что даже микрофоны на столах сами собой начали пищать, а стекла окон, резонируя, вдруг стали усиливать каждое сказанное здесь слово...

— Почему нам не дали сослаться на 64-ю статью Налогового кодекса, где говорится о чрезвычайной ситуации? — возмущался Даутов.

— Это не чрезвычайная ситуация. Если вы говорите о банкротстве, то должны обратиться к нам с соответствующим заявлением, — более чем спокойно отвечала ему Хайрова, не выказав сочувствия несчастному Даутову, который жаловался, что свернет все свое производство и уволит всех сотрудников.

«НА ЧТО НАДЕЯТЬСЯ?» — «МЫ ВСЕ НАДЕЕМСЯ НА САНАЦИЮ...»

Юманова тем временем сообщила, что скоро начнутся инициированные АСВ суды над так называемыми «дробильщиками», то есть над людьми, разделившими свои вклады на части в надежде получить страховку. И вновь попросила: «Зовите нас на свои мероприятия, ведь мы хотим вам помочь, принимайте нашу помощь!» Чем она может помочь, впрочем, осталось непонятно.

Ее перебил крик из зала:

— На что надеяться?

— Мы все надеемся на санацию, — скромно ответил Афонин, которому вскоре были высказаны претензии, что он на этой встрече «ничего не значит».

— Почему не вышел президент, не извинился перед народом? Продайте свои квартиры (чтобы вернуть людям деньги по вкладам прим. ред.), народ вас будет уважать! — выкрикнули из зала.

— И Халиков ни разу не выступил! — подчеркнула с места Голубкова.

— Я просто в шоке от вашего негативного настроя. У меня сомнений нет, что каждый из вас получит эти деньги. Была же ситуация с БТА-банком, все же благополучно разрешилось, это дело времени, — попыталась успокоить людей представительница налоговой Хайрова.

Но тут же услышала в ответ логичное: «Если денег хватит!» Конечно, ТФБ — совсем не БТА...

Другая выступавшая напомнила:

— Наш президент Минниханов имеет от народа 97 процентов поддержки. Где здесь президент? Где его поддержка? Может он дать нам налоговую отсрочку или еще хоть что-то?

— Пусть на нашу следующую встречу придет президент! Пусть он посмотрит в глаза своему народу! — поддержала ее еще одна единомышленница.

...

«ЧТО ДЕЛАЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО ДЛЯ САНАЦИИ БАНКА?»

И тут Хайрова опять вызвала огонь на себя. Сообщив собравшимся, что заплатить за них налоги могут «третьи лица» (без погашения долгов предприниматели даже не могут открыть счет в другом банке), она словно подожгла фитиль под пороховой бочкой.

— Где эти „третьи лица“? Где мы их найдем? Вы что, издеваетесь над людьми? — возмутилась женщина, назвавшаяся юристом — преподавателем вуза. Ей, потерявшей все свои деньги в банке, сейчас совсем непросто рассказывать своим студентам про нашу страну как про правовое государство, добавила она.

— Почему вы все на людей-то сбрасываете? Где ваши конструктивные предложения? — возмутилась другая. А уже названная Голубкова предложила на следующую встречу пригласить представителей министерства труда, занятости и социальной защиты РТ. Мол, с таким подходом многие предприниматели обанкротятся. И им, и их работникам нужно будет искать работу...

На вопрос о том, что делает правительство республики для санации банка, Афонин логично ответил, что оно ищет санатора. Но этот ответ не устроил собравшихся. Один из пришедших даже предложил отменить строительство метро, а сэкономленные деньги раздать пострадавшим вкладчикам Татфондбанка и «ТФБ Финанс».

— Не стройте метро! Любой из нас, я уверен, фигу этому метро покажет, — горячился мужичок в меховом полушубке. Афонин ему на это хладнокровно парировал — метро здесь ни при чем, а возможности помочь пострадавшим из бюджета республики просто нет.

— Если бы была такая возможность в бюджете, такое решение было бы принято, — увещевал он.

В итоге было принято решение пригласить на следующую встречу кроме Здунова еще и министра труда, занятости и социальной защиты РТ Эльмиру Зарипову, а также министра юстиции республики Ларису Глухову. Придут ли они, неизвестно — как неясна и дата встречи, да и ее смысл...