Очередной сеанс групповой психотерапии прошел сегодня на площадке Торгово-промышленной палаты для «погорельцев» зависших над пропастью банков республики Очередной сеанс групповой психотерапии прошел сегодня на площадке Торгово-промышленной палаты для «погорельцев» зависших над пропастью банков республики

ДВА СЦЕНАРИЯ: БАНКРОТСТВО ИЛИ САНАЦИЯ

Очередной сеанс групповой психотерапии — иначе и не назвать — прошел сегодня на площадке Торгово-промышленной палаты для «погорельцев» зависших над пропастью банков республики. Примерно три десятка «вкладчиков-превышенцев» (то есть счастливых обладателей сумм свыше 1,4 млн. рублей, застрявших в Татфондбанке), собрались сегодня на совет, как им дальше жить.

Напомним, что теперь на эти встречи начали наконец ходить и представители минюста — в рамках работы консультативной группы по оказанию правовой помощи клиентам банков, приостановивших свою работу. Создать такую группу премьер-министр РТ Ильдар Халиков (и по совместительству председатель совета директоров ТФБ) распорядился еще 14 января. Первая встреча состоялась 31 января с участием Ларисы Глуховой, которая и возглавляет консультативную группу. Министр юстиции лично вникала в проблемы инвесторов ООО «ТФБ Финанс». Это клиенты ТФБ, ИнтехБанка и «Тимер Банка», которые поддались посулам банковских клерков и вместо гарантированных АСВ вкладов инвестировали в «ТФБ Финанс» (вечером 3 февраля стало известно, что против действий компании заведено уголовное дело). В среду в ТПП РТ собирались представители юрлиц (одна из участниц продемонстрировала собравшимся собственную «предсмертную записку»). И вот теперь — «превышенцы»... Впрочем, на встречу пришли и «дробильщики», и «физики», у которых деньги ушли с одного счета, но не пришли на другой, и их не оказалось в списках банков-агентов.

Обстановка была временами нервная: собрались в основном пенсионеры, чинно рассевшиеся в актовом зале перед президиумом. Люди были самые что ни на есть обычные, возможно, копившие свое «превышение» не год и не два: ни брендовых костюмов, ни соболиных шубок, ни мерседесов у входа... Конечно, АСВ выплатило им 1,4 млн. рублей — а судьба оставшихся денег неясна. Так что люди для начала спокойно выслушали приветствие зампреда ТПП РТ Артура Николаева, давшего старт сессии «вопрос — ответ».

«Каждая ситуация в банковской сфере индивидуальна, — сказал он. — У нас, конечно, есть предложения по поводу того, как избежать повторения такой ситуации в будущем, но здесь и сейчас мы хотим услышать конкретные вопросы».

Первый вопрос касался дальнейших действий для превышенцев. «Что мы можем сейчас сделать?» — спросил пожилой мужчина.

Первый замминистра юстиции РТ Рустем Загидуллин рассказал о возможных вариантах. Начал с неприятного — банкротства, оговорившись, что это не предполагаемый сценарий, но одна из возможностей. «В этом случае будет формироваться конкурсная масса, которая есть у банка, — сказал Загидуллин. — В рамках реализации этого имущества вы как физлица, вкладчики, будете стоять в первой очереди. Ту разницу, которую АСВ вам не выплатило, вы получите как кредиторы первой очереди. Мы ждем все решения по истечению трехмесячного срока. Второй вариант — санация, и в этом случае будет определен план действий по финансовому оздоровлению и возмещению ваших средств. В вашем случае, превышенцев, нужно ждать, потому что есть другие категории, в которых иная последовательность действий. Вы получили свои 1,4 миллиона, и надо дождаться окончательного решения и исходя из этого решения выстраивать дальнейший план действий», — пояснил Загидуллин.

Разговор к «дробильщикам» подвел глава общественной организации «Против преступности и беззакония» и соорганизатор встреч Дмитрий Бердников Разговор к «дробильщикам» подвел глава общественной организации «Против преступности и беззакония» и соорганизатор встреч Дмитрий Бердников

«НЕ НАДО НАС ПУГАТЬ! МЫ УЖЕ ПУГАНЫЕ!»

Разговор к «дробильщикам» подвел глава общественной организации «Против преступности и беззакония» и соорганизатор встреч Дмитрий Бердников. «Некоторые стали возвращать деньги на счета, с которых переводили средства, — сказал Бердников. — Выясняется, что они и эти деньги не получают?»

Загидуллин сказал, что все средства, которые вернули, АСВ возмещать не будет, потому что 1,4 млн. — это предел. «А оставшаяся сумма?» — спросила представившаяся затем «БИЗНЕС Online» 60-летняя Сария апа.

«А оставшаяся сумма возвращается по тому же сценарию, который я уже озвучил», — сказал Загидуллин. То есть возвращение остатка будет зависеть от банкротства или санации кредитной организации.

Как рассказала Сария апа нашему изданию, она разделила 2,6 млн. рублей между мужем и сыном. А дочь перевела своему мужу 1,3 млн. рублей. «Эти деньги дочь хотела потратить на покупку квартиры, у нее трое детей, — сказала пенсионерка. — Нас же практически мошенниками называют, какие мы мошенники? Не надо нас пугать, мы уже пуганые!»

Участники встречи из числа «дробильщиков» спросили Загидуллина, в какой суд подавать заявления на возвращение средств. Однако отвечать на этот вопрос замминистра не стал, передав слово юристу, пришедшему на встречу от минэкономики РТ. Он витиевато объяснил, что, мол, четкой судебной практики по этому вопросу нет. Где-то выигрывает АСВ, где-то вкладчик — это зависит от даты «дробления». «Немножко не согласен с такой трактовкой, — сказал затем в беседе с корреспондентом нашего издания Бердников. — Отчасти представитель минэкономики сделал упор на то, что подавать в суд бесполезно...»

Примерно три десятка вкладчиков-«превышенцев» (то есть счастливых обладателей сумм свыше 1,4 млн. рублей, застрявших в Татфондбанке), собрались сегодня на совет, как им дальше жить Примерно три десятка «вкладчиков-превышенцев» (то есть счастливых обладателей сумм свыше 1,4 млн. рублей, застрявших в Татфондбанке), собрались сегодня на совет о том, как им дальше жить

«КТО НАС СЛУШАЕТ?! С НАМИ НЕ ХОТЯТ ОБЩАТЬСЯ!»

Затем разговор вновь вернулся к пострадавшим превышенцам. Пенсионер, экс-сотрудник МВД, рассказал, что в банке у него зависло более 2 млн. рублей, необходимых для покупки квартиры. «Я уже написал в АСВ письмо, приложил документы о награждении, службе, — сказал он. — Дело в том, что я проживаю в ведомственной квартире. И меня из нее выселяют, а жить мне негде». Загидуллин в этот момент был профессионально хладнокровен — перед законом все равны, поэтому какого-то особенного отношения к пенсионерам МВД ждать не стоит.

«Я 33 года в школе проработала!» — со слезами на глазах вскричала другой клиент-превышенец. В основном же вслух люди выражали свои эмоции, а детали рассказывали уже непосредственно у стола правительственных консультантов.

«Как вообще оценить действия правительства, которое прекрасно знало обо всем? — спросил не назвавшийся «клиент-физик». — Мы ничего не знали о том, в каком состоянии банк. Даже ходят слухи, что Мусин уже за границей».

«Вы спрашиваете меня, где Мусин? — задал встречный вопрос Николаев. — Я не знаю, где он». Отметим, что, как писала газета «БИЗНЕС Online», на самом деле бенефициар ТФБ никуда не уехал и продолжает работать в Казани, ведя переговоры, связанные с санацией банка.

«Мы ходим на митинги, а где все они? Кто нас слушает? С нами не хотят общаться!» — надрывающимся голосом сказала пожилая женщина.

Градус эмоций нарастал, и Бердников громким голосом (корреспондент «БИЗНЕС Online» за четыре года знакомства видел его таким впервые) попросил присутствующих остыть — и понять, что пришедшие на встречу представители властей находятся здесь для того, чтобы помочь.

«На митингах нас никто не слышит, представители власти не обязаны приходить на митинги, а тут возможность бесплатно обратиться за помощью, — сказал Бердников. — У всех эмоции! У меня тоже эмоции».

По словам Бердникова, встречи с консультационной группой продолжатся на следующей неделе. На очереди — клиенты ТФБ и ИнтехБанка, которые оформили кредиты, деньги не получили, а проценты уже вынуждены гасить.