Айрат Зарипов на итоговой коллегии «Татмедиа» сообщил, что в прошлом году было зарегистрировано 87 новых СМИ, а закрылись 137 Айрат Зарипов на итоговой коллегии «Татмедиа» сообщил, что в прошлом году было зарегистрировано 87 новых СМИ, а закрылись 137

ПОДПИСНЫЕ ТИРАЖИ: СНИЖЕНИЕ НА 7% ЗА ГОД, НА 35% — ЗА ПЯТИЛЕТКУ

В этом году «Татмедиа» рассадило журналистов в основном конференц-зале здания на улице Декабристов, 2. Но так, что увидеть слайды выступающих и их самих было категорически невозможно. С первых рядов, куда сели генералы татарстанской медиаотрасли, донеслось однажды разве что чье-то громогласное «Как трудно! Как трудно быть Богом!». Судя по тембру, так шутил генеральный директор ТНВ Ильшат Аминов.

Традиционно с основным докладом на коллегии выступил руководитель агентства по печати и массовым коммуникациям Айрат Зарипов. На январь в Татарстане зарегистрировано 1039 СМИ, функционируют корпункты четырех федеральных каналов, региональные представительства пяти информагентств и пять федеральных изданий. Зарипов сообщил, что в прошлом году было зарегистрировано 87 новых СМИ, а закрылись 137. Закрытие в основном коснулось рекламных печатных изданий. Спикер напомнил, что прекратился выпуск газеты «Из рук в руки». Перестали распространяться по подписке 8 из 16 корпоративных изданий компании «Татнефть». Газета «Вечерние Челны» перешла в сегмент бесплатного распространения. И возобновился выпуск журнала «Деловой квартал».

По словам спикера, существенные изменения произошли в холдинге «Татмедиа». Впрочем, о них уже неоднократно рассказывал гендиректор АО «Татмедиа» Андрей Кузьмин. Так, заработал республиканский телеканал «Татарстан 24», в тестовом режиме запущено радио «Комсомольская правда», начало вещать «Новое радио».

Существенные изменения произошли в холдинге «Татмедиа». Впрочем, о них уже неоднократно рассказывал гендиректор АО «Татмедиа» Андрей Кузьмин Существенные изменения произошли в холдинге «Татмедиа». Впрочем, о них уже неоднократно рассказывал гендиректор АО «Татмедиа» Андрей Кузьмин

Наконец, Зарипов перешел к теме печатных СМИ, которая волнует как профессионалов медиаотрасли, так и аудиторию, и к теме тиражей прессы. Всего в Татарстане зарегистрировано 630 печатных СМИ. Отметим, что ни «Татарстан почтасы», ни «Татмедиа» до сих (на начало февраля!) не опубликовали данные по тиражам изданий «Татмедиа». Теперь, на коллегии, некоторые данные прозвучали в устной форме. Зарипов отметил, что общий подписной тираж составил 1233000 экземпляров, что на 6,9% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Практически на том же уровне прошлого года сохранила свой тираж „толстушка“ „Комсомольской правды“. Ежедневный ее выпуск показал рост на 5 процентов. Снижение печатных тиражей наблюдается у „толстушки“ „Комсомолки“ (на 11 процентов) и прирост ежедневного выпуска на 34 процента. Газета „Коммерсантъ“ сохранила прошлогоднюю позицию, „Аргументы и факты“ не набрали 21 процента читателей к аналогичному периоду 2016 года, — рассказал Зарипов. — По республиканским изданиям: еженедельное издание газеты „Ватаным Татарстан“ показало небольшой рост тиража (на 2 процента), но при этом снизился тираж ежедневного выпуска на 14 процентов. У издания „Республика Татарстан“ произошло снижение тиража „толстушки“ на 30,5 процентов, и ежедневного номера на 3,2 процента. Спад печатного тиража наблюдается у „Казанских ведомостей“ на 1,7 процента и рост тиража ежедневного выпуска на 8 процентов. Тираж „толстушки“ „Шэхри Казан“ вырос на 22 процента. Наблюдается падение тиражей у газеты „Татарстан яшьлэре“ на 19,7 процента, „Звезды Поволжья“. „Вечерняя Казань“ показала рост на 3 процента, „Акчарлак“ — на 2 процента».

По словам Зарипова, за последние 5 лет подписка в Татарстане снизилась на 35%, в том числе на городские и районные издания — на 31%, на республиканские — 22%. При этом аудитория ежедневных изданий перемещается на еженедельные — люди ждут от печати прежде всего аналитики. Что касается подписных тиражей изданий холдинга «Татмедиа», за последние 5 лет они снизились в среднем на 9%. Снижение Зарипов объяснил ростом цен на бумагу (на 14% за последний год), на услуги Почты России и т. д.

ТНВ ОБОГНАЛ «ЭФИР»... В СОЦСЕТЯХ

Зарипов в своем выступлении порассуждал немного о том, что печатные СМИ активно осваивают интернет и что посещаемость сайтов газет уже чуть ли не превышает количество читателей бумажных версий. «В доставке информации до аудитории заметную роль играют соцсети и мобильные приложения. 113 изданий холдинга „Татмедиа“ имеют 600 тысяч пользователей совокупно в соцсетях. У телеканала „Новый век“ аудитория в соцсетях — 40 тысяч, у „Эфира“ — 15 тысяч, у ВТГРК — 14 тысяч», — сообщил Зарипов.

Доля охвата цифровым вещанием населения Татарстана достигла 98%. По словам Зарипова, в Татарстане завершено строительство современной сети цифрового эфирного вещания, способной транслировать до 20 общедоступных телеканалов. «Аналоговое вещание в России сохранится по 2018 год включительно, но телеканалы, вошедшие в первый и второй мультиплексы, уже начали закрывать эфирные „региональные окна“, лишая привычной „подложки“ местные телеканалы», — сказал спикер и рассказал, что в этом году в Татарстане идет разработка нового детского телеканала. Кем, когда — не уточнил, но, как ранее сообщал «БИЗНЕС Online», этим занимается ТНВ.

Кроме того, татароязычная радиостанция «Кунел» переходит на FM-вещание. «Уже построены 12 передатчиков, охватывающих 60 процентов территории республики. В планах строительство еще 9 передатчиков и на начало 2017 года запуск радиовещания и в Набережных Челнах», — объявил Зарипов.

Руководитель агентства также привел данные АКАР по рынку рекламы. В России в прошлом году его объем составил 240 млрд. рублей, а за 9 месяцев на региональном рынке — 30 млрд. рублей (-4%). Наконец, сообщил Зарипов о ситуации с выпуском печатной продукции в Татарстане. Всего в республике издательско-полиграфической деятельностью сегодня занимаются 32 предприятия. По данным Татарстанстата, объем всей выпущенной издательско-полиграфической продукции составил порядка 770 млн. экземпляров листов. Производство газет за год снизилось на 15%, но при этом увеличился выпуск журнальной продукции.

«Желая, чтобы мир изменился, сам стань этим изменением», — завершил выступление довольно необычной фразой в общем контексте Зарипов под громкие аплодисменты.

На коллегии впервые в должности генерального директора ИА «Татар-информ» выступил Шамиль Садыков На коллегии впервые в должности генерального директора ИА «Татар-информ» выступил Шамиль Садыков

НАРУШЕНИЯ: 6 РУГАТЕЛЬСТВ В ГОД

На коллегии впервые в должности генерального директора ИА «Татар-информ» выступил Шамиль Садыков, занявший пост прошлой весной. Его бодрое выступление на татарском языке было исключительно комплементарным — он отчитался о росте чуть ли не всех показателей агентства по итогам года. Те же самые цифры ранее уже озвучивал Кузьмин.

Директор ГУП «Татарское книжное издательство» Ильдар Сагдатшин также отчитался только о росте — и объемов, и продаж. Всего издательство в 2016 году издало 226 наименований книг общим тиражом 496 тыс. экземпляров. Рост выручки от продаж составил 22,5%.

Как ни странно, на коллегии не выступил представитель ни одного частного СМИ. Да и вообще, выбор спикера от СМИ выглядел, мягко говоря, странно — им стал глава газеты «Сувар» на чувашском языке.

Руководитель управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ПФО Наталья Альхимович сообщила, что в прошлом году СМИ совершили 3050 нарушений в округе, а в Татарстане — 354. Причем большинство нарушений составляют нарушения с формальным составом (выходные данные, непредоставление экземпляра издания и т. д.). Также в СМИ РТ за год было зафиксировано 6 случаев нецензурной брани.

Выбор спикера от СМИ выглядел, мягко говоря, странно — им стал глава газеты «Сувар» на чувашском языке Константин Малышев Выбор спикера от СМИ выглядел, мягко говоря, странно — им стал глава газеты «Сувар» на чувашском языке Константин Малышев

ЗАМ НИКОЛАЯ НИКИФОРОВА ПОСОВЕТОВАЛ ДУМАТЬ, «УПАКОВЫВАТЬ И ЗАРЯЖАТЬ, ЧТОБЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ МОГ РАСШАРИВАТЬСЯ»

На коллегии не присутствовал президент Татарстана Рустам Минниханов, но зато из минкомсвязи России прибыл замминистра Алексей Волин. Причем сделал это он, по его словам, не из-за того, что министр Николай Никифоров родом из Казани, а потому, что «Татмедиа» и все медиаполе Татарстана занимает важное место на медиарынке России.

«Первое выступление сегодня озвучило важные факты по изменению информационного ландшафта. Сокращение количества тиражей печатных СМИ, уменьшение подписки, уход ряда изданий, в том числе в бумажном виде. Все это говорит о том, что мы живем в быстро меняющемся мире, — философски начал Волин. — Надо думать, одна из тех задач, которые должны сегодня перед нами стоять, — это задача думать о том, что необходимо делать дальше. Потому что если не сделаем выводы из происходящих тенденций, будет велика опасность в какой-то момент отстать».

По словам замминистра, самое главное — разработать новые способы взаимодействия с аудиторией. «Мы говорили сегодня, что практически по всем продуктам переходим в мультимедийность. Но мультимедийность — это не только работа в интернете и соцсетях. Это в том числе все большее и большее жанровое разнообразие. Потому что с той аудиторией, которая воспринимает нас через социальные сети, мы не можем работать исключительно по старинке. Нам надо уметь по-другому, в том числе, упаковывать материалы, не потеряв при этом аудиторию, — сказал Волин. — Сегодня мы говорим, что у нас все меньше и меньше остается свободного времени, и его будет становиться еще меньше, потому что продуктов станет еще больше. Для каждой аудитории должна быть своя подача, и очень часто надо думать, как упаковать и зарядить материал так, чтобы он был компактным и мог — прошу прощения — расшариваться (распространяться путем репостовприм. ред.) по соцсетям. Сегодня это серьезные способы распространения информации».

По словам замминистра связи России Алексея Волина, самое главное — разработать новые способы взаимодействия с аудиторией По словам замминистра связи России Алексея Волина, самое главное — разработать новые способы взаимодействия с аудиторией

Волин отметил появляющийся сегодня парадокс: начинают жить своей жизнью информационные сообщения. Причем часто потребитель даже не видит, кто автор оригинала. «И к этому тоже надо привыкать. Мы начали вчера обсуждать, что возникает необходимость нового рейтингования того, что происходит в интернете. У нас есть традиционные счетчики. А сегодняшние технологии позволяют понять, кто именно заходит на сайт, сколько времени проводит на нем, кто производит какие-то манипуляции с курсором, погружается в чтение. То есть выявить активность аудитории, — рассказал спикер о возможностях, в принципе доступных уже не первый год. — Мы проводили эксперимент и выявили, что 80 процентов трафика генерируется 20 процентами авторами сообщений. И сегодня важно эти 20 процентов выделить и найти».

Прокомментировал федеральный гость такую тему, как пользовательские комментарии. Читатели «БИЗНЕС Online» очень любят эту функцию на нашем сайте.

«Мы понимаем, что требования сегодняшнего дня, которые делают нас более привлекательными, — это интерактивность, возможное взаимодействие с аудиторией. Поэтому СМИ используют форумы и читательские отклики в процессе создания новостей и продуктов, но мировой опыт показывает, что солидные издания все-таки считают, что любые сообщения и материалы, появляющиеся под брендом издания, должны соответствовать критериям редакционной политики. Поэтому больше внимания советуем уделять премодерации писем, комментариев. Потому что все, что публикуется на вашем сайте, — это ваша репутация и ваша работа. Работа с читателями — это тоже огромная редакционная работа», — высказал свою точку зрения Волин.

Появились, по его словам, разговоры о «цифре» для радио. «Правильно, что Татарстан думает о развитии и вещании традиционных систем. Наш подход как регулятора: в современных экономических условиях, когда количество радиостанций уже гораздо больше, чем объем рекламы, который можно собрать с российского рынка, не позволяет поднимать вопрос о переходе России на цифровое радиовещание, — сообщил Волин. — Количество радиостанций просто убьет радиорынок. А мы должны следить за балансом».

Доля охвата цифровым вещанием населения Татарстана достигла 98%. Завершено строительство современной сети, способной транслировать до 20 общедоступных телеканалов

Говоря о проблемах, связанных с интернетом, спикер назвал неумение зарабатывать в интернете. «Работать в интернете мы научились, а зарабатывать нет. Ну и по рекламе. Серьезная проблема, что рекламный рынок не растет. В 2016 году он остался на уровне 2015 года. При этом в 2015 году он тоже просел и пока не выравнивается. В этой связи мы как министерство считаем, что серьезная угроза сегодня перед СМИ — это разные попытки уменьшить рекламный рынок. Мы с тревогой наблюдаем за коллегами, которые на днях предложили запретить рекламу газировки и много чего еще. Мы надеемся на поддержку регионов в том числе», — заявил Волин.

САФАРОВ — О «ТАРТИБ»: «ОНИ ПОЛУЧИЛИ ЧАСТОТУ И ПОТОМ, РАСКРУТИВ ЭТУ ТЕМУ, БАНАЛЬНО ЕЕ ПЕРЕПРОДАЛИ... ПОНИМАЕТЕ, КАКАЯ РЕАКЦИЯ БЫЛА У РУСТАМА НУРГАЛИЕВИЧА!»

Подвел итоги коллегии «Татмедиа» руководитель аппарата президента Татарстана Асгат Сафаров. Упомянув о грядущих в республике мероприятиях и проектах, Сафаров отметил, мол, восприятие их зависит от СМИ. «К сожалению, сталкиваемся с желанием некоторых журналистов привлечь внимание через скандальные, жареные темы. Все-таки хочу напомнить о социальной ответственности журналистского корпуса — доводить до аудитории объективную информацию. Только через конструктивный диалог можно добиваться позитивных результатов», — сообщил он.

Отметил Сафаров работу Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ, возглавляемую экс-гендиректором «Татар-информа» Леонидом Толчинским.

Прокомментировал спикер создание телеканала «Татарстан 24», который, по его словам, позволил решить проблему наполнения эфира в районах после отказа от сотрудничества сетевых партнеров. Он похвалил работу агентства «Татар-информ», которое осваивает новые формы подачи информации, новые платформы. И не мог не обратить внимания на закрытие радиостанции «Тартиб», о чем ранее писала наша газета.

Асгат Сафаров признался, что в вопросе продажи радио «Тартиб» он и Айрат Зарипов «проморгали эту тему» Асгат Сафаров признался, что в вопросе продажи радио «Тартиб» он и Айрат Зарипов «проморгали эту тему»

«Волна возмущений прозвучала в наш адрес. Откровенно скажу, мы с Айратом Ринатовичем (Айрат Зарипов, руководитель агентства „Татмедиа“прим. ред.) проморгали эту тему. Так получилось, что отдельные товарищи, которые нам совсем не товарищи, в прошлом аффилированные с „Татмедиа“, используя в том числе и наш ресурс, под благовидным предлогом вещали на татарском языке. Они получили частоту и потом, раскрутив эту тему, банально ее перепродали, — сказал Сафаров с грустью в голосе. — Понимаете, какая реакция была у Рустама Нургалиевича! В первую очередь в мой адрес. Мы находим варианты, чтобы сохранить эту радиостанцию для слушателей-татар. Она действительно полюбилась аудитории. Нам ничего другого не остается. Есть решения, варианты. В ближайшее время мы их озвучим».

Отметим, что бывший директор и совладелец радиостанции Марат Ибляминов в интервью «БИЗНЕС Online» всячески открещивался от подозрений в корыстном замысле.

Остановился Сафаров и на KPI работы СМИ в республике. По его словам, важно не то, сколько напечатано газет, выпущено программ, а то, сколько зрителей, читателей обратились к материалам. А доносить информацию надо новыми способами, в том числе через мобильные приложения. Не без завуалированной критики в этой связи упоминал Сафаров и канал Аминова.

«Серьезный вызов стоит перед нашим телеканалом «ТНВ». Большой выбор программ требует от коллектива более яркой, насыщенной работы, но мы и поддерживали вас и будем поддерживать. И, конечно, ждем от вас интересных решений», — пообещал Сафаров.

Завершая коллегию, Сафаров неожиданно напомнил о вызовах предвыборного года.

«Принимая во внимание то, какое огромное влияние оказывают СМИ на общественное сознание, нельзя не отметить особый характер текущего года. Фактически он станет базовым перед выборами президента страны весной 2018 года. От того, насколько успешно он сложится, от социального самочувствия наших людей, татарстанцев, будет зависеть активность и уровень электоральной поддержки этой президентской кампании, — объявил спикер. — Татарстан является частью огромной страны и заинтересован в сильной, могущественной России, развитии. Только это может быть залогом преумножения наших достижений и повышения качества жизни людей. Данный вопрос мы тесно связываем с деятельностью нашего президента Владимира Путина. Мы видим, как на фоне санкций, провокаций вся наша страна сплотилась вокруг нашего лидера. Наверное, правильно будет сказать, что мы стали больше себя уважать. Посмотрите, кто сегодня заявляется на выборы, кого они представляют и на что мы можем рассчитывать при плохом сценарии развития ситуации. Вопрос тут больше риторического осмысления. Сама жизнь, ход исторического процесса заставляет нас быть более бдительными, разборчивыми и политически зрелыми. Кто-то может меня упрекнуть в излишней политизации сегодняшней коллегии или слишком раннем озвучивании этой позиции, но само время, скоротечность и ответственность момента диктуют нам быть ясными, честными татарстанцами».