На XXXV Шаляпинском фестивале всерьез ожидают оперного скандала, причем в нынешней ситуации он станет, скорее, плюсом для театра На XXXV Шаляпинском фестивале всерьез ожидают оперного скандала, причем в нынешней ситуации он станет скорее плюсом для театра Фото: «БИЗНЕС Online»

ПРЕМЬЕРА МИСТИЧЕСКОГО ТРИЛЛЕРА «ПИКОВАЯ ДАМА»

На XXXV Шаляпинском фестивале всерьез ожидают оперного скандала, причем в нынешней ситуации он станет скорее плюсом для театра, который, по мнению одного критика, вот уже многие годы по большому счету «делает ставку на талантливых вокалистов и старается воспроизвести помпезный декор советского театра». Откроется театральный форум премьерным спектаклем Юрия Александрова «Пиковая дама». Казанская опера, да и сам режиссер, клятвенно обещают, что речь не идет о разнообразных ремейках и переносах работ Александрова из других театров, чем постановщик уже «баловался» в столице Татарстана, а о совершенно оригинальной интерпретации шедевра Чайковского-Пушкина.

Сегодня и завтра «Пиковую даму» представят два состава солистов, а в театре им. Джалиля ожидается значительно большая, чем обычно, концентрация столичных музыкальных критиков. Очевидно, что директор Рауфаль Мухаметзянов и его команда, годами заявлявшие о том, что их не интересуют разные премии и прочее, а исключительно зрительская любовь, вновь решили сыграть на поле «Золотой маски». Александров уже рассказывает в многочисленных интервью о том, что публика увидит мистический триллер, а сам режиссер всерьез настроен зрителя напугать. Добавляет интриги и предыдущая «Пиковая дама» ветерана оперной режиссуры из Санкт-Петербурга. В 2013 году в московской «Новой опере» случился действительно большой переполох, да такой, что исполнитель главной партии — лучший Герман мира, знаменитый тенор Владимир Галузин отказался от участия в проекте буквально за неделю до премьеры. А в самом спектакле расстреливали царскую семью, по сцене прогуливался Сталин, а Лиза везла в санках труп по блокадному Ленинграду.

Впрочем, спектакль не стал фаворитом ни у критиков, ни тем более у зрителей. С первыми, кстати, у Александрова, которому в феврале исполнится 67 лет, уже давно складываются довольно сложные отношения, хотя вроде бы он и проходит по разряду постановщиков, несущих на сцену свои смелые идеи. Но если в 90-е он был действительно одним из пионеров режиссерской оперы, а в середине нулевых даже отметился работами в Метрополитен-опера и Ла Скала, то все последние годы над безудержной фантазией Александрова в профессиональном сообществе больше принято иронизировать. Тем удивительней, как же нашли друг друга режиссер и театр им. Джалиля, считающийся оплотом «махровой» классики, делая вместе уже четвертый спектакль за последние годы.

Казанская опера и сам режиссер, клятвенно обещают, что речь не идет о разнообразных ремейках и переносах работ Александрова из других театров Казанская опера и сам режиссер, клятвенно обещают, что речь не идет о разнообразных ремейках и переносах работ Александрова из других театров Фото: «БИЗНЕС Online»

Казанскую оперу можно похвалить, чем бы ни закончилась премьера — успехом или провалом, понятно, что речь идет о серьезной работе, смелой для театра, который за долгие годы выпестовал своего зрителя, которому нужно сделать исключительно «богато и красиво». К примеру, в самом театре не скрывают того, что самый проблемный спектакль в репертуаре, с точки зрения продажи билетов, — это «Лючия де Ламмермур», где действие перенесено из Шотландии в наши дни, по сцене ездят на мотоциклах, а офисные работники стучат по клавишам ноутбуков. Не спасают здесь ни номинации на «Золотую маску-2012», ни сама Альбина Шагимуратова, которая за роль в казанском спектакле получила главную национальную театральную премию. С «Пиковой дамой», судя по всем вводным, может случиться нечто подобное. Хотя это и, безусловно, гадание на кофейной гуще.

В ЗНАК ДРУЖБЫ МЕЖДУ ТАТАРСТАНОМ И ТУРЦИЕЙ

Все же, кажется, что критика в адрес театра им. Джалиля с различных сторон влечет за собой какие-то последствия — хоть и очень медленно, но он пытается меняться. Вообще, само определение «Шаляпинский фестиваль» некоторое время назад стало совершенно выхолащиваться, поскольку речь шла просто о целом ряде репертуарных спектаклей, которые показывались подряд. При чем же здесь само понятие «фестиваль», которое подразумевает в том числе презентацию уникального продукта здесь и сейчас? Раньше Мухаметзянов на это высокомерно-иронично замечал, дескать, а чего вы хотите нового, опера — это великое искусство, которому несколько сотен лет, или что-то в этом духе. Но уже в прошлом году здесь задумывали блюдо, от предвкушения которого у музыкальных гурманов «текли слюнки». Правая рука Мухаметзянова Юрий Ларионов тогда рассказывал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что здесь всерьез рассчитывали сольным концертом Шагимуратовой, которой должен был аккомпанировать всемирно известный пианист Борис Березовский, привести в театр им. Джалиля публику, предпочитающую походы в ГБКЗ им. Сайдашева. Тогда не сложилось, у Березовского в последний момент случились семейные обстоятельства...

Подобного же проекта спустя год в Казанской опере затевать не стали, но нынешняя «Пиковая дама», а, пожалуй, такой интригующей оперной премьеры здесь не было давно, кажется, тоже шажком вперед. Кстати, еще одним специальным событием фестиваля станет исполнение «Реквиема» Верди отличной четверкой солистов во главе с Михаилом Казаковым.

Казанскую оперу можно похвалить, чем бы не закончилась премьера — успехом или провалом, понятно, что речь идет о серьезной работе, смелой для театра Казанскую оперу можно похвалить, чем бы ни закончилась премьера — успехом или провалом, понятно, что речь идет о серьезной работе, смелой для театра Фото: «БИЗНЕС Online»

Если же говорить о спектаклях и певцах — как известно, Шаляпинский позиционирует себя как «фестиваль голосов», — то можно сказать, что звезд первой величины, доселе невиданных в Казани, в афише нет. Впрочем, нет и откровенно левых имен, вроде малоизвестного итальянского тенора, который провалился пару лет назад здесь в «Аиде», а потом в интервью честно признался, что Радамеса в спектакле пел впервые в жизни. Настоящий иностранец, по сути, только один — турецкий тенор Левент Гундуз, он споет все того же Радамеса, а также Калафа в «Турандот». В одной из предваряющих фестиваль статей он уже был назван «звездным», хотя, изучив биографию певца, в последнее время работающего в основном на родине в Измире, корреспондент «БИЗНЕС Online» особых достижений не обнаружил. Да и видео его выступлений показывают скорее, что это обычный крепкий профессионал. В общем, его появление — это дань дружбе Татарстана и Турции: в тонких политико-культурных вопросах директору Мухаметзянову нет равных в республике.

Так что на Шаляпинском фестивале ожидается два громких дебюта: партию Онегина исполнит ведущий баритон Большого театра Игорь Головатенко, а Джильду в «Риголетто» споет восходящая звезда все того же Большого Нина Минасян. В остальном публику ждут певцы, которые не раз и не два пели в Казани: Василий Ладюк, Алексей Татаринцев, Елена Максимова, Сергей Скороходов, Михаил Светлов-Крутиков, Эвез Абдулла и др. Самый ровный и сильный состав в «Евгении Онегине» и «Севильском цирюльнике», а еще очень любопытно, как Ладюк и Скороходов сыграют отца и сына Жермонов в «Травиате», учитывая, что последний старше своего сценического папы на четыре года.

А ГДЕ ЖЕ НАШИ? НАШИ В ВЕНЕ И ЛОНДОНЕ

А где же казанские певцы? Традиционный вопрос, которым задаются и любители, и профессионалы, вспоминая о существовании Казанской консерватории. Естественно, будет много Казакова (царь Борис в «Борисе Годунове», Рамфис в «Аиде», Гремин в «Евгении Онегине», партия баса в «Реквиеме»), а вот Шагимуратова сейчас поет свою коронную Царицу ночи в «Волшебной флейте» на сцене Парижской оперы. Зато главную женскую партию в «Мадам Баттерфляй» исполнит молодая и талантливая Гульнора Гатина. Этим серьезное присутствие местных певцов ограничится.

Напомним, в сентябре на пресс-конференции директор Казанской оперы Мухаметзянов так ответил на вопрос о приглашении «татарских оперных звезд»: «Когда солнце выходит, звезд не видно вообще. Что вы подразумеваете под звездой?.. Масштаб звезды — можно подискутировать на эту тему. Могу только сказать, что у звезд, как и у всех талантов, есть измерение во времени или в пространстве. Звезда на уровне деревни Кукуево — один уровень, звезда на уровне Казани — это другой вопрос, на уровне России — другой вопрос, на уровне Европы и мира...Звезда? Назовите мировые театры, в которых вы спели. Метрополитен, Ковент-Гарден, Венская опера. Я скажу: да, ты звезда! И я еще спрошу, что спел и сколько раз. Давайте конкретно от этого будем отталкиваться. Вот тогда не будет такого казуса местечкового».

Хотим немного освежить память босса театра им. Джалиля и привести краткий шорт-лист артистов, непосредственно связанных с Казанью и Татарстаном, которые могли бы украсить и Шаляпинский фестиваль, и текущий репертуар нашего оперного.

7. Дамир Закиров (тенор)

Выпускник Казанской консерватории ныне — солист Театра оперы и балета Консерватории им. Римского-Корсакова, приглашенный солист Михайловского театра.

6. Тимур Абдикеев (бас)

Солист Мариинского театра. Формально связан с Татарстаном только своей национальностью, что не мешает Абдикееву регулярно выступать на татарстанских правительственных концертах и даже стать заслуженным артистом РТ.

5. Влада Боровко (сопрано)

Солистка молодежной программы Ковент-Гарден также является выпускницей Казанской консерватории. На просторах интернета можно посмотреть недавнюю премьеру знаменитого лондонского театра «Борис Годунов», где в заглавной партии блистает знаменитый бас-баритон Брин Терфель, а Боровко поет Ксению.

4. Ильгам Валиев (тенор)

Певец, которого называют лучшим татарским тенором со времен Хайдара Бигичева, так и не дождавшись приглашения из Казани, решил перебраться из Екатеринбурга домой в Уфу и теперь «тащит» весь теноровый репертуар местного оперного театра. А недавно спел заглавную партию в национальной опере «Салават Юлаев». Много говорят о том, что в Башкортостане делают из татарского певца своего музыкального героя.

3. Юлия Мазурова (меццо-сопрано)

Молодая солистка Большого театра окончила в Казани музыкальный колледж и Санкт-Петербургскую консерваторию. Была номинирована на «Золотую маску» за партию Керубино в «Свадьбе Фигаро», также поет Кармен на сцене главного театра страны.

2. Венера Гимадиева (сопрано)

Уже состоявшаяся оперная звезда из Казани — это живой ответ на вопросы, которыми задавался на сентябрьской пресс-конференции директор Мухаметзянов. Коронную партию Виолетты Валери в «Травиате» Гимадиева исполняла на Глайндборнском фестивале, на сцене Ковент-Гарден, Театро Реал в Мадриде, в Дрезденской опере и т. д.

1. Аида Гарифуллина (сопрано)

Звездная мировая карьера солистки Венской оперы кажется уже вопросом времени. Между тем по музыкальной Казани ходит история. Гарифуллина прослушивалась в Казанскую оперу, но Мухаметзянов, кстати, не имеющий высшего музыкального образования, вынес вердикт, сообщив, что Аида «не заполнит ему зал». То ли речь шла о вокальных талантах, то ли о возможности привлечения зрителя.