«АРТИСТЫ НАШЕГО ОРКЕСТРА ВЫСТУПИЛИ ПОСЛАМИ МИРА»

Первый европейский тур ГСО РТ состоялся в декабре. Он прошел удачно для нас, пресса была самая положительная. По статистическим данным, тексты, опубликованные о нас отечественными и, главное, зарубежными критиками, прочли порядка 90 тыс. читателей. Меня удивило и одновременно порадовало, что ГСО РТ в этих статьях называли и «лучшим русским оркестром», и «одним из лучших в мире», а кто-то простодушно написал о нас — «татары». Как бы нас ни называли, все были восхищены качеством звука, пластикой, отзывчивостью оркестровых групп и той невероятной энергией, которую буквально излучали наши ребята. В ситуации не самой доброжелательной по отношению к России риторики западных СМИ я понял одно: артисты нашего оркестра выступили послами мира, носителями высокого искусства, а это дорогого стоит.

А уже на следующей неделе нас ждет публика Испании, где с 4 по 10 февраля мы дадим пять концертов в таких городах, как Бильбао, Логроньо, Мадрид, Витория и Мурсия. Эти гастроли организует испанское агентство «Голдберг Менеджмент», с которым, кстати, на тему Испании мы начали переговоры годом раньше, чем заключили контракт с агентством IMG. Данный тур мы планировали в Москве летом 2012 года. Тогда 2017-й казался каким-то далеким, почти нереальным, как говорится, «за семью горами», ну то есть совершенно недосягаемым. И вот как время пролетело! Снова у нас для гастролей удобный график: неделя с двумя выходными. И снова татарстанский оркестр везет на Запад русскую музыку: Четвертую и Шестую симфонии Чайковского, Вторую симфонию и Третий фортепианный концерт Рахманинова, и, конечно, я не мог не поставить в программу «Испанское каприччио» Римского-Корсакова. Его мы играем уже года два-три, очень любим, и у нас это получается, по-моему, так, как надо. Открою секрет: когда в моей ленте в «Фейсбуке» я замечаю некоторый переизбыток депрессивности, поднимаю своим френдам настроение видеофрагментом исполнения именно «Испанского каприччио».

«МНЕ ХОЧЕТСЯ ПОДКЛЮЧАТЬ НАШИ РЕПЕРТУАРНЫЕ КОЗЫРИ»

По поводу русского симфонического репертуара иногда мне задают вопрос: «Почему ваш оркестр исполняет именно это?» Отвечаю: «Лиха беда начало». В первом европейском туре мы не могли рисковать, надо было рекомендоваться Европе в качестве «оркестра из России». Про испанский тур я уже сказал: он планировался даже годом раньше нашего австро-немецко-швейцарского выезда. А вот в феврале мы снова будем встречаться с директором гастрольного отдела IMG Artists, у которого кроме нас Большой театр России и Госоркестр Светланова, на предмет дальнейших планов. И ему, и нам очевидно, что в следующем сезоне надо делать тур снова: железо надо ковать, пока горячо!

При этом мне уже хочется начать подключать наши репертуарные козыри: Шостаковича, западных авторов. Пока-то ведь шла «пристрелка» по репертуарной части, поэтому — концерты Чайковского, Рахманинова, «Картинки с выставки». Но, если честно, мне, наверное, было бы проще исполнить любую симфонию Шостаковича, чем «Картинки». Повторюсь, это было обусловлено, я бы сказал, стартовыми соображениями в нашем продвижении в Европе. Меня очень обнадеживает, что гастрольный директор IMG Харальд Кларксен — человек не самых жестких репертуарных привязок. Как много повидавший и переслушавший, в последнее время он мне с ГСО РТ рекомендует для будущих гастролей западную классику. И это, признаться, льстит, так как я и сам был бы горд показать европейцам, как мы умеем играть симфонии Бетховена или поэмы Рихарда Штрауса, не говоря уже о симфониях Малера и Брукнера. Кстати, когда на предстоящем в апреле Рахлинском фестивале нашу малеровскую коллекцию пополнит Шестая симфония, для полноты картины нам останется «поднять» только его Седьмую симфонию, что я и рассчитываю осуществить в следующем сезоне.

Фото предоставлено ГСО РТ

«ЧТИМ И ПОПУЛЯРИЗИРУЕМ ПАМЯТЬ РОДОНАЧАЛЬНИКА ТАТАРСКОЙ СИМФОНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ»

В феврале мы проводим в Казани II фестиваль «Мирас». Данный фестиваль имени Жиганова призван популяризировать симфоническую музыку композиторов Татарстана. Как только мы придумали и стали воплощать эту идею, к моему удивлению, нам перестали задавать вопрос: «Почему вы не играете музыку татарских композиторов?» Играем. Чтим и популяризируем память родоначальника татарской симфонической школы Назиба Жиганова, потому что, как и ныне София Губайдулина, он для своего времени представительствовал за наличие такого, вообще-то говоря, экзотического явления, как «симфоническая культура Татарстана». Устраивая и проводя данный фестиваль, мы даем понять, во-первых, что татарскую национальную академическую школу в песок не зароешь, ну а во-вторых, отдаем дань историческому значению мастера, который сыграл основополагающую роль в становлении музыкальной культуры Татарстана и, если быть еще конкретнее, в создании нашего симфонического оркестра, которому вот уже совсем скоро исполняется 50 лет.

Программа второго «Мираса» представляет помимо сочинений Жиганова (симфоническая поэма «Кырлай», Симфония №9 и сюита «Симфонические песни» прим. ред.) музыку таких авторов, как Рашид Калимуллин, Александр Миргородский и др. Не будет лишним вспомнить, что и самый первый наш open air тоже проводился на материале музыки Жиганова: в 2011 году эта была его опера «Алтынчэч», представленная нашими усилиями совместно с хором и солистами Оперной студии казанской консерватории в Пушечном дворике Казанского кремля. У меня до сих пор в глазах усеянное публикой позднеавгустовское пространство: люди самых разных возрастов смотрели и слушали подзабытое сочинение 1940 года с таким интересом, словно это была премьера! Хотя тогда нам пришлось в силу обстоятельств времени и места действия даже подсократить третью (!) редакцию этой оперы, выполненную Фуатом Мансуровым чуть ли не в 1994 году. Тогда это случилось при самом непосредственном участии и поддержке ректора Казанской консерватории Рубина Кабировича Абдуллина. Теперь репертуарную афишу фестиваля «Мирас» мы формируем при программном советничестве Вадима Дулат-Алеева, большого специалиста в области татарской музыки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции