Возведение монумента «Три мушкетера» уже одобрили городские власти. Проблема в самом главном — в отсутствии финансирования Возведение монумента «Три мушкетера» уже одобрили городские власти. Проблема в самом главном — в отсутствии финансирования Фото: Игорь Дубских

ГАСКОНЦЕМ МОЖЕТ СТАТЬ КАЖДЫЙ

Хотите себя почувствовать Д’Артаньяном? Казанский художник-модельер Дина Лебедева всерьез рассчитывает, что такой шанс в обозримом будущем появится у каждого жителя и гостя столицы Татарстана. С этой целью Лебедева продвигает собственный проект монумента «Три мушкетера», возведение которого уже одобрили городские власти. Однако проблема в самом главном — в отсутствии финансирования, проект ждет своего инвестора.

«2015 год был в России Годом литературы, и я на тот момент задумалась, а кто из больших литераторов бывал в Казани, — рассказала предысторию появления самой идеи „БИЗНЕС Online“ Лебедева. — Как оказалось, в 1858 году здесь был Александр Дюма. Это исторический факт, хоть и не особо афишируемый». Тогда художница и создала вариант скульптуры, впервые презентовав его на выставке в честь 95-летия ТАССР в Доме дружбы народов, — это три господина в характерных костюмах эпохи (в человеческий рост — 185 см), стоящие на небольшом постаменте.

«Хитро, интересно, сюжетно — это не какой-то скучный бюст самого Дюма, как мне предлагали. Но кто знает, как он выглядел? А мушкетеров знают все. Туристы и обычные горожане мимо не пройдут», — уверена автор.

Дина Лебедева: «В 1858 году здесь был Александр Дюма. Это исторический факт, хоть и не особо афишируемый» Дина Лебедева: «В 1858 году здесь был Александр Дюма. Это исторический факт, хоть и не особо афишируемый» Фото: Игорь Дубских

Резонный вопрос: а где же вышеупомянутый Д’Артаньян? В этом и заключается одна из главных фишек скульптуры, по мнению Лебедевой. Дело в том, что с тремя мушкетерами может сделать селфи любой и, таким образом, примерить на себя образ молодого и горячего гасконца.

НАЙДУТСЯ ЛИ ИНВЕСТОРЫ?

Получив первые одобрительные отклики на свою идею, член союза профессиональных художников СНГ Лебедева отправилась «пробивать» ее через кабинеты городского начальства. По ее словам, она встречалась с главным архитектором Казани Татьяной Прокофьевой, с главным художником города Жанной Белицкой и другими, не услышав «нет» ни от кого из них.

Параллельно с этим общаясь с руководством КФУ, поскольку первоначально существовала идея установить композицию рядом со зданием Национальной библиотеки на улице Кремлевской. «Храм книги и здесь же университет, с ректором которого, как известно, встречался во время своего визита Дюма», — говорит собеседник «БИЗНЕС Online». Проректор Андрей Хашов во время личной беседы также заинтересовался, но честно сказал, что вуз не потянет финансирование проекта, смета которого в середине прошлого года оценивалась в 5,2 млн. рублей (расчет стоимости сделала известный скульптор Асия Миннуллина).

Первоначально существовала идея установить композицию рядом со зданием Национальной библиотеки на улице Кремлевской: «Храм книги и здесь же университет, с ректором которого, как известно, встречался во время своего визита Дюма» Первоначально существовала идея установить композицию рядом со зданием Национальной библиотеки на улице Кремлевской: «Храм книги и здесь же университет, с ректором которого встречался во время своего визита Дюма»

Затем последовала и официальная реакция от исполкома города. «Орган местного самоуправления Казани поддерживает ваше предложение по установке в исторической части Казани скульптурной композиции в виде трех мушкетеров, посвященной Александру Дюма, — ответил в официальном письме Лебедевой начальник управления градостроительства и архитектуры Владимир Фомин. — В качестве места возможной установки скульптурной композиции вам рекомендовано определить территорию зеленой зоны на перекрестке улицы Профсоюзной и улицы Университетской».

Кроме того, чиновник указывает, что «элементы благоустройства и малых архитектурных форм» в Казани устанавливаются на бюджетные средства, а также на деньги «независимых инвесторов». «Учитывая сложную экономическую ситуацию, прошу вас рассмотреть возможность привлечения инвесторов для реализации проекта», — резюмирует Фомин.

Выделенное место Лебедеву полностью устраивает: «Перекресток Университетской и Профсоюзной — там находится трансформаторная будка, которую невозможно никуда двинуть. Но ее украсить как раз и хочется, потому что она сейчас в ужасном виде — этот угол, он никакой. Здесь позволяет место сделать небольшое зеленое ограждение и доступную зону». На табличке, по задумке автора, должна быть рассказана история появления в Казани Дюма, а также обозначен спонсор проекта, которого пока нет.

Выделенное место Лебедеву полностью устраивает: «Перекресток Университетской и Профсоюзной — этот угол, он никакой. Здесь позволяет место сделать небольшое зеленое ограждение и доступную зону» Выделенное место Лебедеву полностью устраивает: «Перекресток Университетской и Профсоюзной — этот угол, он никакой. Здесь позволяет место сделать небольшое зеленое ограждение и доступную зону»

«Я встречалась с некоторыми крупными компаниями, для которых подобные траты были бы не столь существенными. Интересующихся много, против никто ничего не сказал, но, возможно, был конец года и людям было пока не до размышлений о подобных вложениях средств», — сетует Лебедева. Между тем она уверена в профессионализме своей команды и рассчитывает все-таки найти меценатов.

По мнению собеседника «БИЗНЕС Online», такого рода композиции создают атмосферу города, приводя в пример Шурале у театра им. Камала или памятник благотворителю Асгату Галимзянову у Кремля, автором которого является все та же Миннуллина, согласившаяся участвовать и в новом проекте.

Напомним, что ранее главный художник Казани Белицкая рассказала в интервью нашей газете, что в городе под размещение малых архитектурных форм отнесено порядка 60 - 80 мест.

«Я СЧИТАЮ, ДЛЯ ГОРОДА, КОТОРЫЙ ПРЕТЕНДУЕТ НА МИРОВОЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ БРЕНД, — ЭТО ФИШКА»

За комментариями по данному проекту «БИЗНЕС Online» обратился к известным казанским художникам и искусствоведам.

«Поддерживаю Дину в ее проекте, мы писали письмо в министерство культуры республики. Это же здорово, Дюма — мировой персонаж. Я считаю, для города, который претендует на мировой туристический бренд, — это фишка. По поводу частного финансирования, Татарстан является нефтяной зоной, если есть патриоты республики, я думаю, что это не так сложно», — говорит художник и куратор арт-проектов Лада Аюдаг.

«Есть более достойные кандидатуры для увековечивания, чем три мушкетера... Вообще, в Казани со скульптурой плохо обстоят дела», - считает председатель Союза художников РТ Зуфар Гимаев «Есть более достойные кандидатуры для увековечивания, чем три мушкетера... Вообще, в Казани со скульптурой плохо обстоят дела», — считает председатель союза художников РТ Зуфар Гимаев Фото: ©Елена Сунгатова, art16.ru

«Буду рад любым хорошим памятникам, но у нас в Казани сейчас уже много не очень хороших. И есть более достойные кандидатуры для увековечивания, чем три мушкетеры. Много лет тянутся вопросы о том, чтобы поставить памятники нашим актерам, писателям, музыкантам, и в первую очередь надо решать эти моменты, а потом думать о других. Вообще, в Казани со скульптурой плохо обстоят дела. Что касается частного финансирования, то и здесь не все так просто», — не так оптимистичен председатель союза художников РТ Зуфар Гимаев.

«Я бы ничего не ставил, надо городу дать задышать, его и так резко поменяли. Получается такая история, что мы торопимся с этими парковыми скульптурами. Хотя ни в Нью-Йорке, ни в Париже, где я был, их не ставят так легко в центре города, лишь от того, что один дизайнер придумал...» — говорит художник и создатель ЦСК «Смена» Ильгизар Хасанов.

«Высказаться художественным образом по поводу визита Дюма в Казань можно было бы как-то иначе, оригинальнее. Можно было бы привлечь современных художников поразмышлять над этой темой. Не устану повторять, что это мог бы быть объект для временного размещения — кстати, постоянное обновление городской экспозиции стало бы не менее эффективным экономическим инструментом, чем бесконечная установка бронзовых истуканов на века», — считает искусствовед Гузель Файзрахманова. По ее словам, идея, что «широко известные в народе образы трех мушкетеров привлекут туристов и горожан в исторический центр города», далеко не нова и не имеет ничего с формированием городской среды.

«Постоянное обновление городской экспозиции стало бы не менее эффективным экономическим инструментом, чем бесконечная установка бронзовых истуканов на века», — считает искусствовед Гузель Файзрахманова «Постоянное обновление городской экспозиции стало бы не менее эффективным экономическим инструментом, чем бесконечная установка бронзовых истуканов на века», — считает искусствовед Гузель Файзрахманова

«Мы в свое время ездили с проектом „Казань — третья столица России“ в Европу и были в разных городах, добрались до Парижа и, естественно, столкнулись с малой архитектурой, в частности, в городе Вроцлаве. Там, например, один художник создавал серию гномов из бронзы, фигурки высотой до 20 сантиметров, вмонтированные в брусчатку. И туристы считают за честь погладить каждого гномика, собрать фотоархив с ними, — рассказывает Аюдаг. — Мы, честно говоря, с юмором говорили, что можно было бы и ханов казанских расположить, даже в небольшой скульптурной композиции, на лошадях, по улицам Казани. Но тут же некоторые парировали, что они могут быть украдены из-за металла или из-за чего-то еще. То есть у нас не хватит культуры в городе. Но мне кажется, культура горожан в последнее время выросла, мы как-то приблизились к Европе».