В Казани запущена новая сеть продуктового ритейла «Трафик». Минимальный план на год — 10 магазинов в разных районах города В Казани запущена новая сеть продуктового ретейла «Трафик». Минимальный план на год — 10 магазинов в разных районах города Фото: Эльвира Вильданова

ОЖИВЛЕННЫЙ «ТРАФИК»

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», в Казани запущена новая сеть продуктового ретейла «Трафик». Первый магазин с вывеской ярко-оранжевого цвета открылся в столице РТ еще в конце лета. В первом квартале 2017-го начнут работу еще около 5 магазинов, а минимальный план на следующий год — 10 магазинов в разных районах города. Проект интересен своим инициатором — им стал Гали Минуллин, известный как бывший генеральный директор ООО «Ак Барс Регион» (АБР), управлявшего розничной сетью франчайзинговых «Пятерочек», которые затем были переформатированы в «Чак-чак» и «Нашу марку».

Структуру «Ак Барс Холдинга» (АБХ), возглавляемого Иваном Егоровым, Минуллин покинул в начале прошлого года. Вслед за ним в новый проект ушли также главный бухгалтер и операционный директор АБР Олег Шляпников. Согласно базе данных «Контур-Фокус», Минуллин в ООО «Трафик» занимает пост гендиректора. Учредители — Марат Хакимов (60%), сестра Минуллина Сафия Сабирова (20%) и Шляпников (20%). У Хакимова есть туристический бизнес (учредитель — ООО «Сан Вояж») и бизнес в сфере недвижимости (ООО «Магнат Недвижимость»). Сабирова помимо «Трафика» является соучредителем турагентства ООО «Люкс Тур».

Первый магазин с вывеской ярко-оранжевого цвета открылся в столице РТ еще в конце лета по адресу Сибирский тракт, 9/5 Первый магазин с вывеской ярко-оранжевого цвета открылся в столице РТ еще в конце лета по адресу Сибирский тракт, 9/5 Фото: Эльвира Вильданова

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» сам Минуллин, проект стартовал 1 апреля 2016 года — два месяца заняла прединвестиционная фаза (обоснование формата, планировка магазина, разработка технологии фастфуда, подбор оборудования и IT), два месяца — запуск магазина. По словам собеседника, на данный момент команда проекта очень сжатая. «Весь офис — это всего три человека, включая меня, плюс восемь человек — штат первого магазина. Проект финансируется за счет частных инвестиций, — говорит он и объясняет, почему занялся проектом. — Ретейл — интересная перспективная сфера, в которой у нас есть определенные компетенции».

Сейчас первый магазин работает по адресу Сибирский тракт, 9/5. Среди причин выбора Минуллин называет оживленный перекресток, рядом университет, а также довольно плотный жилой массив. Площадь торгового зала — 100 кв. метров. Общая матрица — около 3 тыс. позиций. «Основной принцип: максимальная широта — минимальная глубина, кроме ключевых для нас категорий. Основной акцент мы делаем на товары, которые приобретаются каждый день: хлебобулочные изделия, молочные изделия, колбасные изделия, а также на товары, выполняющие функции перекуса: готовая еда, бизнес-ланчи, продукция мини-пекарни, хот-доги, свежесваренный кофе, — объясняет гендиректор ООО „Трафик“. — Уникальная категория — это хот-доги собственной разработки. Мы долго подбирали подходящего шеф-повара и ингредиенты для их изготовления. В итоге у нас ушло только два месяца на разработку рецептуры и технологии по производству хот-догов, которая отвечает нашим требованиям по себестоимости и вкусовым характеристикам, не в ущерб качеству».

Площадь торгового зала — 100 кв.м. Общая матрица — около 3 тыс. позиций. «Основной принцип: максимальная широта — минимальная глубина, кроме ключевых для нас категорий», – объясняет гендиректор Площадь торгового зала — 100 кв. метров. Общая матрица — около 3 тыс. позиций. «Основной принцип: максимальная широта — минимальная глубина, кроме ключевых для нас категорий», — объясняет гендиректор Фото: Эльвира Вильданова

Беседуя о российском рынке, Минуллин говорит, что на нем сегодня функционирует несколько форматов. «Это сегмент гипермаркетов — рынок, требующий огромных стартовых инвестиций, на котором в основном конкурируют международные и федеральные компании. Супермаркеты — тоже очень конкурентный рынок с сильными региональными и федеральными игроками и с ограниченным количеством подходящих площадей, высокие стартовые вложения. В сегменте „мягкие дискаунтеры“ / „большие магазины у дома“ доминируют федеральные сети типа „Магнита“ и „Пятерочки“ с мощной закупочной силой — здесь невысока вероятность достичь лучшей эффективности, чем вышеуказанные сети. К тому же плотность магазинов „Магнит“ и „Пятерочка“ уже составляет или составит в ближайшие два года примерно один магазин в радиусе 500 „квадратов“, — анализирует рынок эксперт. — Исходя из этого, мы решили тщательно проанализировать продуктовую розницу с площадью торговых залов до 100 „квадратов“. В данном сегменте на казанском рынке преобладают несетевые магазины типа „Продукты 24“, специализированные магазины (мясные и алкомаркеты), ряд сильных местных сетей („Августина“ и другие) и при этом практически нет федеральных и международных компаний».

Особенности этого формата — небольшие уютные магазины, при этом с широким выбором продуктов и товаров повседневного спроса, совмещенные с мини-кафе Особенности этого формата — небольшие уютные магазины с широким выбором продуктов и товаров повседневного спроса, совмещенные с мини-кафе Фото: Эльвира Вильданова

По словам собеседника газеты, в мире в данной нише преобладают крупные сетевые компании, работающие в формате convenience store (буквально «удобный магазин»), а самая известная сеть такого формата — 7-Eleven (около 40 тыс. магазинов). «Особенности этого формата — небольшие уютные магазины с широким выбором продуктов и товаров повседневного спроса, совмещенные с мини-кафе, нацеленные прежде всего не на удовлетворение потребностей близлежащих домохозяйств, а на проходящий рядом трафик и работающих рядом офисных сотрудников, — рассказал Минуллин о формате своего нового магазина. — Мы взяли за основу европейский стандарт convenience store, приспособили его к российским реалиям с учетом региональных особенностей. Совместили магазин, перекус и полноценные обеды, добавили дополнительные услуги. На маленькой площади вместили все, что нужно... Создали маленький большой магазин».

Бывший топ-менеджер крупной торговой сети отмечает, что в новом проекте выбрано удобное время работы — с 7 утра до полуночи, есть даже зарядка телефонов, туалет для покупателей, прием платежей и т. д. «На данный момент мы достаточно плотно занимаемся построением IT-инфраструктуры на базе тестового магазина (формирование заявок, управление ассортиментом и маржой, программы лояльности и т.д.) — это один из ключевых и трудоемких процессов в построении эффективной розничной сети. Так как нельзя улучшить то, что не можешь измерить», — рассказал он.

В новом проекте выбрано удобное время работы — с 7 утра до полуночи, и есть даже зарядка телефонов, туалет для покупателей, прием платежей и т.д. В новом проекте выбрано удобное время работы — с 7 утра до полуночи, есть даже зарядка телефонов, туалет для покупателей, прием платежей и т. д. Фото: Эльвира Вильданова

Конкурентами собеседник называет всю продуктовую розницу в радиусе 200 м от магазина. Объем инвестиций не раскрывается.

ЧТО ВНУТРИ?

Корреспондент «БИЗНЕС Online» посетила магазин на Сибирском тракте, чтобы посмотреть, в чем же отличие формата от привычных магазинов у дома и супермаркетов. Первое, что встречает покупателя, — приятный запах в магазине — свежей выпечки и кофе. Как правило, такие ароматы можно встретить только в пекарнях, да и то не всех.

На полках — привычный ассортимент как для супермаркета, так и для магазина у дома: соки, воды, фрукты, молочная продукция, детское питание и т. д. Минуллин показывает гордость магазина — прилавок с выпечкой, которая допекается на месте (отсюда и вкусный запах), есть и торты, пирожные, и отдельный прилавок с готовой едой, которая популярна у работников близлежащих офисов.

Первое, что встречает покупателя — приятный запах в магазине — свежей выпечки и кофе Первое, что встречает покупателя, — приятный запах в магазине — свежей выпечки и кофе Фото: Эльвира Вильданова

Пожалуй, больше всего визуально магазин хочется сравнить с форматом кафетериев на АЗС, где рядом с заправочной станицей расположен мини-маркет с зоной выпечки, кофе, простых закусок. Но в «Трафике», разумеется, больше ассортимент продукции и площадь. В магазине Минуллина также бросается в глаза удобная выкладка — в отделе молочной продукции, пивной: организация полочного пространства позволяет не содержать лишний персонал за счет автоматизации.

Минуллин отмечает, что в Казани есть много конкурентов за площади, а сейчас компания как раз находится в поиске оживленных мест. По его словам, не исключено, что через два-три года в выбранный им формат пойдут федеральные сети, поскольку сегодня, по мнению экспертов в ретейле, они близки к тому, что открывать магазины будет некуда. За это время гендиректор «Трафика» надеется укрепиться на рынке.

На полках — привычный ассортимент как для супермаркета, так и для магазина у дома: соки, воды, фрукты, молочная продукция, детское питание и т.д. На полках — привычный ассортимент как для супермаркета, так и для магазина у дома: соки, воды, фрукты, молочная продукция, детское питание и т. д. Фото: Эльвира Вильданова

АК БАРСОВСКАЯ КОМАНДА

Напомним, Минуллин попал в поле зрения СМИ весной 2015 года, когда в 25 лет его неожиданно назначили генеральным директором «Ак Барс Торга». В этом кресле он сменил прежнего руководителя Раиля Хуснуллина, который руководил компанией с 2007 года, а в 2015 году потерпел громкую неудачу с проектом выхода на московский рынок.

Минуллин родился в Казани, мама — потомственный врач, отец — фермер из Арского района. В 2010 году, окончив факультет менеджмента КГФЭИ, он начал работать в департаменте проектного управления АБХ, а уже три года спустя стал заместителем гендиректора по развитию ООО «Ак Барс Торг». На этом посту, а затем и в ранге директора розничного дивизиона он непосредственно занимался реализацией проекта по запуску магазинов формата «Чак-чак», а затем и «Наша марка». Напомним, ребрендинг потребовался в силу истечения срока франчайзингового договора с X5 Retail Group.

Гали Минуллин попал в поле зрения СМИ весной 2015 года, когда в 25 лет его назначили генеральным директором «Ак Барс Торга» Гали Минуллин попал в поле зрения СМИ весной 2015 года, когда в 25 лет его назначили генеральным директором «Ак Барс Торга» Фото: из архива Г. Минуллина

При назначении гендиректором перед Минуллиным было поставлено две задачи: повысить эффективность работы сети и увеличить товарооборот, а также переформатировать действующие магазины. На тот момент в сети насчитывалось 125 магазинов, расположенных на территории Татарстана. Фактически рулил сетями «Наша марка» и «Чак-чак» Минуллин меньше года. Уже в феврале 2016 года в «Ак Барс Регион» пришел со своей командой брат гендиректора АБХ Ивана Егорова, Валерий Егоров, который когда-то стоял у истоков создания сети и был идеологом решения о франшизе «Пятерочек», в итоге оказавшегося роковым. Поначалу он занимал пост председателя наблюдательного совета, однако уже в апреле занял место Минуллина, отправив того в отставку.

К этому времени торговая сеть холдинга сжалась со 120 до 30 точек. Процесс сжатия выглядел довольно драматично — закрытые двери, разбитые витрины. Однако в большую часть помещений в итоге въехали на условиях аренды конкуренты, в первую очередь «Пятерочки». На сегодня, согласно данным сервиса 2ГИС, в Казани работает примерно по 10 - 12 точек «Нашей марки» и «Чак-чака».

Согласно данным сервиса 2ГИС, на сегодня в Казани работает примерно по 10-12 точек «Нашей марки» и «Чак-чака» Согласно данным сервиса 2ГИС, на сегодня в Казани работает примерно по 10 - 12 точек «Нашей марки» и «Чак-чака» Фото: «БИЗНЕС Online»

Таким образом, если планы молодого не признанного в «Ак Барс Холдинге» «гения торговли» осуществятся, то он вполне может превзойти по числу точек под собственным брендом павшую торговую империю Ивана Егорова. Сам Минуллин свои взаимоотношения с прежним работодателем предпочитает не комментировать, лишь уточняя, что к новому проекту АБХ отношения не имеет.

«БЫВАЕТ, ЧТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ РОЖДАЕТ СПРОС»

Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» перспективы формата нового проекта Минуллина и состояние рынка продуктового ретейла.

Вадим Попов — директор сети «Светофор» в Татарстане:

— Наверное, какое-то количество таких магазинов актуально для больших городов. Почему бы и нет?! Формат пекарен уже есть, он становится популярнее, чем формат кулинарий. Наверное, люди, которые регулярно бывают в Европе, видят там тренды и хотят сделать в Казани что-то подобное, поближе, сделать город европейской столицей.

Для жителей в этом, конечно, есть плюс, но насколько проект будет рентабелен и какое количество объектов сможет принять рынок — это вопрос. Получается, что основатели проекта либо видят и предчувствуют, что общество уже готово к такому типу магазина, либо собираются открывать магазины и подогнуть под себя общество. Я пока не вижу спроса на такие магазины. Хотя бывает, что предложение рождает спрос. Наверное, бизнес сейчас так и делает, — когда уже все попробовали, посмотрели.

Я бы не стал ориентироваться на Европу. Если бы мне сказали, что ориентир на Москву, думаю, это было бы правильно, потому что там живут наши люди.

Если говорить о свободных площадях в городе, количество предложений растет, но понимание, что есть что-то гораздо лучше, чем остальное, тоже растет. Арендаторы понимают, что есть определенный пул мест, которые интересны и за которые стоит бороться, и есть все остальное. На актуальные, интересные места всегда есть спрос. Вопрос в том, какие места себе ищет эта новая сеть. Если они будут искать себе оживленные места, мне кажется, они уже заняты.

Плотность магазинов «Магнит» и «Пятерочка» уже составляет или составит в ближайшие два года примерно один магазин на радиус в 500 «квадратов» Плотность магазинов «Магнит» и «Пятерочка» уже составляет или составит в ближайшие два года примерно один магазин в радиусе 500 «квадратов» Фото: «БИЗНЕС Online»

Эдуард Юнусов — первый заместитель генерального директора АО «Челны-Хлеб»:

— Если говорить о розничной торговле продуктами питания, есть такой тренд — федералы развиваются, а региональные сети ищут место, где им встать. Те, что поменьше, идут в сторону общепита — Horeca. То, что там есть дополнительный доход, это понятно — через дополнительный ассортимент в виде выпечки и прочего.

Если говорить, о Европе, конечно, там есть такие форматы, как «Трафик», но там другое потребление, другие возможности. В Европе вообще четыре якорные группы товаров — пекарня, мясо, овощи и фермерские продукты. К этому можно добавить общепит. Это фундаментальные группы, на которых держатся малые форматы.

В России и Европе тренды схожи. Стоят небольшие объекты, они направлены на более высокую частоту посещений. Продукты питания, которые можно заложить на неделю, закупаются в гипермаркетах, а продукты частого потребления — в магазинах ближе к домам, в том числе выпечка. Любую идею можно выстроить правильно, а можно ее испортить, поэтому... почему бы и нет?! Должно получиться.

Тимур Нигматуллин — финансовый аналитик (macro, IT&cons) ГК «Финам»:

— Общероссийский рынок розничных продаж продуктов питания за январь — октябрь 2016 года вырос на 2,6 процента г/г до 11,1 триллиона рублей. В регионе рост составил почти 3,9 процента г/г до 274,7 миллиарда рублей.

Из-за сложной макроэкономической конъюнктуры и агрессивных скидок, по оценкам, средний чек в целом по России был близок к стагнации во всех основных сегментах: 251 рубль — в магазинах формата «у дома», 622 рубля — в гипермаркетах.

Наиболее активное развитие получил сегмент магазинов формата «у дома», впрочем, ситуация сильно зависит от определенного ретейлера и его инвестиционных предпочтений, а также региона. В регионах формат 7-Eleven слабо распространен и представлен преимущественно в сегменте гипермаркетов. Распространение ограничивается из-за того, что данный формат подразумевает заметно более высокую наценку, что в условиях снижения реальных доходов населения провоцирует снижение трафика. Учитывая все еще относительно низкое распространение современных сетевых форматов розничной торговли, ожидаю, что в среднесрочной перспективе активное развитие будет наблюдаться во всех основных сегментах FMCG — супермаркетах и гипермаркетах.