Первую в этом году лекцию «Россия, далее везде: новое искусство нулевых и десятых годов» представил Валентин Дьяконов Первую в этом году лекцию «Россия, далее везде: новое искусство нулевых и десятых годов» представил Валентин Дьяконов

«СОВРЕМЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС — ЭТО НЕ ИЛЛЮЗИЯ, НЕ ФАТА-МОРГАНА В ПУСТЫНЕ»

Напомним, что лекторий «Современное искусство в России: истоки, герои, контекст» — это совместный проект «БИЗНЕС Online» и центра современной культуры «Смена». В рамках этого цикла ведущие отечественные искусствоведы выступают с лекциями об основных этапах становления современного российского искусства.

Первую в этом году лекцию «Россия, далее везде: новое искусство нулевых и десятых годов» представил Валентин Дьяконов — один из ведущих московских критиков, работавший в газете «Коммерсант», а с недавнего времени — куратор музея современного искусства «Гараж». Лекция стала очередным мероприятием цикла, в котором современное российское искусство было представлено начиная со времен оттепели вплоть до текущего момента. Мероприятием, безусловно, полезным, ибо до сих пор во многих провинциальных городах — и Казань здесь не является исключением — современное искусство для основной массы не только обывателей, но и местных деятелей культуры остается неприятным и досадным, ошибочным, ничтожным, как они считают, явлением.

Казалось бы, что при современном разнообразии СМИ и возможностях получения информации невозможно не знать имена хотя бы топовых художников и не иметь в самых общих чертах представления не только о столичной, но и региональной художественной жизни, тем не менее ситуация именно такая — столичная художественная жизнь для местной интеллигенции остается чем-то далеким, фантастическим, существующим в параллельной реальности, каким-то призрачным видением. Такие специалисты, как Дьяконов и его коллеги-искусствоведы, приезжая в Казань, опровергают эту удобную провинциальную точку зрения, доказывая, что современный художественный процесс — это не иллюзия, не фата-моргана в пустыне, а очень реальная история со своими героями и правилами.

У каждого лектора, приезжавшего в «Смену» в рамках этого цикла, была своя манера подачи материала и способ его комментирования. Дьяконов во вступлении к своему рассказу очень четко обозначил его структуру и выделил тезисы, которые потом развернул логично и последовательно, хронологически выделив художественные институции, имена и произведения ведущих художников этого периода. Безусловно, чтобы в полной мере понять специфику искусства 2000-х, надо обладать хотя бы базовыми знаниями об искусстве второй половины XX века. Однако лектор очень лаконичными и в то же время объемными в содержательном, философском смысле комментариями сумел «нарисовать» точный и яркий портрет эпохи и раскрыть круг ее основных тем.

ДЕБЮТЫ 2000-Х

Московский гость известен своими статьями о современном художественном процессе с начала 2000-х — того периода, который он анализировал в своей лекции. Ввел определение «новые скучные». Во вступительном слове он назвал себя «включенным наблюдателем», отметив, что о многих художниках, о которых пойдет речь, он писал, со многими сотрудничал, готовя тексты к каталогам их выставок. Лектор оговорил тот момент, что некая временная дистанция, которая обычно необходима для того, чтобы выкристаллизовалось объективное мнение, будет исключена, потому что процесс этот еще не окончен, он продолжается и главная его задача как наблюдателя и исследователя — обозначить тенденции, задачи, стоящие перед художниками в 2000 - 2010-е годы, важные события и явления.

Для этой лекции важно, подчеркнул выступающий, что он будет говорить не обо всех художниках, работавших в 2000-е (а в это время еще в полную силу работали ныне признанные звезды современного российского искусства, начинавшие в 1990-х), а именно о тех персонах, которые дебютировали в 2000-е годы.

Второй важный момент, на котором остановился Дьяконов, характеризуя в целом период нулевых и десятых годов: от 1990-х они отличаются возникновением и развитием школ и институций, которые художников поддерживали, формировали и учили. Лектор отметил, что, в отличие от общепризнанного заблуждения, что художник появляется из ниоткуда «силой своего художественного гения», он на самом деле никогда не возникает самостоятельно и не существует сам по себе, в отрыве от профессиональной среды. Чем больше появляется институций, занимающихся формированием художников, тем шире становится поле деятельности каждого конкретного художника, тем интенсивнее развитие художественного процесса.

Поэтому в лекции речь шла не только о художниках, но и о школах, которые художников поддерживали и воспитывали. Валентин последовательно перечислил новые образовательные учреждения и художников, которых они воспитали, выделил знаковые для московской художественной сцены имена. Всего представил работы примерно 40 художников и рассказал о 6 ведущих школах. Работы художников показали, что спектр тем, интересующих молодое поколение, очень разнообразен: это и участие в политической жизни посредством практик искусства, и обращение к европейскому интеллектуальному наследию, и переосмысление традиций соцреализма

Было приятно отметить во время лекции, что достаточно многие из тех художников, о которых шла речь, приезжали в Казань в «Смену» либо со своими персональными выставками, либо принимали участие в коллективных проектах. Таким образом, у тех казанцев, кто следит за лекционно-выставочной деятельностью «Смены», была возможность получить частичное представление о российском искусстве 2000-х уже до лекции Дьяконова.

. .

ГЛАВНЫЕ ИМЕНА

В начале 2000-х стало очевидно, что художественное образование находится в кризисной ситуации и существует проблема передачи знаний о современном искусстве в школах нового формата. Одним из первых художников, которые стали осуществлять миссию учителя, педагогическую функцию, стал известный московский художник Авдей Тер-Оганьян — герой предыдущей лекции, прошедшей в «Смене» в ноябре, ростовский пассионарий, приехавший в конце 1980-х - начале 1990-х в Москву, основатель сквота в Трехпрудном переулке. В 1997 году он открывает школу современного искусства — школу акционизма, где учит молодых людей асоциальному поведению, таким образом он воспитывает в юных талантах художественный характер, опыт сопротивления толпе. Например, на сцене, куда приглашался юный художник, он должен был выпить и покурить публично, прокричать оскорбительные лозунги в толпу. С тех пор в России за современными художниками в обществе закрепилась репутация асоциальных отморозков, хулиганов, и это отношение до сих пор существует. Эта практика, события того времени и атмосфера богемного окружения Тер-Оганьяна отражены в художественном фильме одного из его учеников — Михаила Местецкого, снявшего фильм «Тряпичный союз» (в 2015 году он вышел на экраны).

Дьяконов показал работы учеников Тер-Оганьяна, созданные как в 2000-е, так и в 2010-е: несколько произведений из серии «Московские типы» 2015 года — фигуративные работы в конструктивистском духе и фото объекта из серии «Это не бомба», созданной сыном Тер-Оганьяна, Давидом, в 1997 - 2003 годы. В 1998 году Авдей Тер-Оганьян вынужден был эмигрировать в Чехию, после того как на него завели уголовное дело за оскорбление чувств верующих после акции «Юный безбожник» на выставке в Манеже в 1997 году.

Следующей важной для нового образования фигурой стал Анатолий Осмоловский, лидер группы «Радек», так же, как и Тер-Оганьян, практиковавший акционизм. Широко известна его акция «Путешествие Нецезиудика в страну Бробдингнеггов» — на фото перформанса Осмоловский запечатлен сидящим на плечах памятника Маяковскому в Москве. Ученики Осмоловского — Валерий Чтак (Дьяконов показал его работу «Это сейчас бога нет, он будет потом», Алекс Булдаков (серия «Уравнение», 2016) и Александра Галкина (серия «Сдвиги», 2005). Образовательная программа Осмоловского оформилась в один из известных сейчас в Москве художественных институций нового формата — институт «Базу». Осмоловский стал его ректором, а Светлана Баскова — известный режиссер, сценарист и художник — директором.

Иосиф Бакштейн — еще одна важная фигура в процессе формирования нового поколения художников. Куратор Московской биеннале современного искусства, создатель и руководитель ИПСИ (Института проблем современного искусства), созданного в 1992 году. Институт функционирует по принципу западной школы, в которой осуществляется упор на теорию искусства, социологию искусства, воспитывает художников, ориентированных на систему западных галерей. Одна из первых выпускниц ИПСИ — Ирина Корина, участница многих престижных международных выставок, создающая яркие монументальные сюрреалистические инсталляции из дешевых материалов — китайской клеенки, текстиля.

Если в конце 1990-х - начале 2000-х проблема развития художественной ситуации заключалась в образовательных институциях, то в середине 2000-х встал вопрос о новом поколении художников. Институцией, помогающей молодым художникам развивать свою художественную карьеру, стала Stella Art Gallery, открывшаяся в 2003 году. Одним из первых проектов стала выставка четырех молодых художников Doublethink. Участники — Диана Мачулина, Александр Погоржельский, Александра Галкина и Ксения Гнилицкая.

ПРОЕКТ «СТАРТ» НА «ВИНЗАВОДЕ»

В 2008 году на «Винзаводе» открылся спецпроект «Старт» — площадка для молодых художников. Первым ее куратором стала Анастасия Шавлохова, открывшая теперь уже очень известного художника из Тувы, участника выставки «Манифеста-2016» в Цюрихе, Евгения Антуфьева. Дьяконов показал одну из недавних его работ «Двенадцать» (2014), назвав инсталляцию «этнографическим коктейлем». Еще одно крупное открытие Шавлоховой — художница из Санкт-Петербурга Татьяна Ахметгалиева, создающая крупноформатные работы в оригинальной технике — художница вышивает по холсту силуэты персонажей огромными стежками толстыми красными шерстяными нитками, часть которых смотана в гигантские клубки («Стадия куколки», 2009).

Следующим куратором «Старта» стал художник из Воронежа Арсений Жиляев, получивший образование в европейских художественных институтах. Одно из его открытий — художница Устина Яковлева, автор работы «Усть-Цильна» (2010). Куратор Елена Яичникова представила публике художника Аслана Гайсумова, принадлежащего к редкому числу авторов, переосмысливающих свой постсоветский опыт («Без названия (Война)», 2011). Еще одна художница из той когорты — Таус Махачева, выпускница Лондонского колледжа коммуникаций Лондонского университета искусств и дизайна, работает с темой национальной идентичности, развивая ее в ироническом ключе (Fast&Furios (Быстрые и неистовые), 2012). В соавторстве с группой «Безудержные» она создала серию объектов, экспонировавшихся в павильоне «Кавказ» на ВДНХ в рамках 6-й московской биеннале современного искусства в 2015 году, — остроносые ботинки современные и средневековые, демонстрирующие национальные предпочтения в дизайне обуви.

Следующим куратором «Старта» становится известный самарский художник Владимир Логутов, его открытие 2013 года — живописец Кирилл Макаров из Петербурга, к слову, экспонент выставки «Новое пространство», которая сейчас идет в «Смене». Дьяконов выделяет Макарова из многих молодых художников, известны его тексты, анализирующие творческий метод художника, и в этот раз он также уделил ему больше внимания, чем другим авторам, упомянув об исключительном чувстве цвета, присущем художнику, и отметив его особый дар создавать загадочные, фантастические пространства.

. .

НОВЫЕ АКЦИОНИСТЫ

Затем лектор показал работу мегаизвестного дуэта художников Александра Виноградова и Владимира Дубосарского «Лето», изображающего Арнольда Шварценеггера в роли Терминатора, отдыхающего на подмосковном лугу в окружении цветов, как пример языка искусства 1990-х, оригинального подхода художников, сумевшего апроприировать метод соцреализма, соединив его с поп-артистским. Эти художники, в отличие от других вышеупомянутых просветителей, считали, что современному искусству научить нельзя, и долгое время действительно многим критикам и художникам казалось, что метод соцреализма использовать так остроумно, как это сделали Виноградов и Дубосарский, уже не получится. Однако преемственность советской живописи неожиданно проявилась в работах Таисии Коротковой, и нельзя сказать, что художественно это неубедительно («ВОС», 2011). Таисия работает в академической манере, темперой на доске, от чего возникает ощущение как древности, так и современности.

Дьяконов в качестве примера привел и живопись Павла Отдельнова, чья серия «ТЦ» (торговые центры), написанная в 2015 году, экспонировалась в «Смене» в декабре 2016 года. Из новых живописцев лектор отметил также Егора Кошелева («На зарядке», 2011), исповедующего теорию возвращения к живописи в современном искусстве. Художник уверен в том, что нет альтернативы живописному методу.

Из новых акционистов Дьяконов выделил группу «u/n multitudе», открытую куратором Иваном Исаевым, и художника Андрея Кузькина, автора перформанса «По кругу» (2008), в которой он раскрывает тему возвращения к образу асоциального художника, и инсталляции «Все впереди» (2011): все свои вещи, включая созданные им произведения, художник сложил в ящики и запаял до 2040 года, совершив таким образом символическое самоубийство — с одной стороны, и записав себя в классики, чье наследие хранится в коллекциях и фондах десятилетиями — с другой. В 2014 году Кузькин провел акцию против захвата Крыма в образе «вежливого человека» в московском ЦУМе во время выставки номинантов премии в области современного искусства «Инновация».

Самой известной акционистской группой в начале 2010-х стала «Война». Ее участники в 2010 году создали известное произведение «... в плену у ФСБ», став лауреатами премии «Инновация» в 2011 году. В эмиграции участники группы неожиданно стали придерживаться консервативных взглядов, идеализировать образ России, консерваторами. Не менее громкими акциями, взорвавшими информационное поле и вызвавшими мощный общественный резонанс, стал в 2012 году «Панк-молебен» группы Pussi Riot, а в 2015 году акция «Угроза» Петра Павленского. Еще один пример политического перформанса — лозунг лозунг «Вы нас даже не представляете» Павла Арсеньева, созданный в 2011 году. Обращение к власти без какой-то четкой идеи, в котором проявилась общая атмосфера протеста. Нет явной политической подоплеки и в перформансе «Революционная ось» Екатерины Васильевой и Ганы Зубковой, который они сделали в 2014 году, пронеся по центру Москвы трехметровый металлический профиль.

Валентин выделил и еще одно направление в искусстве 2000 - 2010-х — «новые скучные». Это художники, переосмыслившие традиции концептуализма, обогатившие его новыми смыслами. Среди них лектор отметил Алекса Булдакова и Анастасию Потемкину (проект Urban fauna lab) с инсталляцией «Зелень внешняя» — художественно-экологическое высказывание, которое авторы создали в павильоне «Зерно» на ВДНХ в 2014 году, а также «Идеальный кошачий домик» для бездомных кошек — конструкцию в духе Чернихова, вариации на тему фрактала из деревянных досок и веток.

Еще один автор этого направления — Илья Долгов из Воронежа, продолживший возникшую в 2000-х годах традицию сотрудничества художников с нехудожественными музеями. В 2013 году в Зоологическом музее в Москве он представил проект «Азой», в котором в своих графических листах он изображает неких химер, чудовищ, цивилизацию, находящуюся в том состоянии, когда она еще не распалась на объекты животного, культурного и технологического происхождения.

Еще один значимый художник — Арсений Жиляев, известный также как куратор и издатель. В 2015 году в «Смене» прошла его совместная с Дмитрием Хворостовым выставка «Жизнь будущего века». Валентин показал его проекты «Музей пролетарского искусства» (2013) и «Колыбель человечества» (2015).

Последним в презентации оказался замечательный художник из Ростова-на-Дону Сергей Сапожников, работающий преимущественно с фотографией, известный своими городскими фотопейзажами. В 2014 году в «Смене» состоялась выставка его работ раннего, «барочного» периода.

Завершил свою лекцию Дьяконов упоминанием школы Родченко — самой прогрессивной московской образовательной институции при ММАМ (Мультимедиа арт музее, ранее известном как Дом фотографии).