Мировой финансовый кризис (первая волна: 2008 – 2009) характеризует  переход человечества из индустриального общества экономики товаров и услуг в постиндустриальное общество экономики знаний. Этот переход обусловлен сменой технологического уклада. Здесь речь идет о схождении живой и неживой природы на молекулярном уровне, получившим название «NBIC- конвергенция». Переход имеет и космическое основание: изменение климата, получившее условное название «глобальное потепление».

Вполне научный прогноз сводится к тому, что после слабого подъема 2010-2012 гг. последует вторая мощная волна падения: 2012-2015 гг., которая сметет нынешнюю монетарную систему на основе доллара США. Расчистит путь перемен в системе международных отношений. И определит мирового лидера на выходе из кризиса в 2020 году. Вполне очевидно, что нынешнюю финансовую систему, как основу глобального лидерства, удерживают США. А решениями съездов КПК - 2019 год назначен годом выполнения планов «превращения Китая в мировую державу первого порядка» и реализации доктрины «гармонии мира», где мировым центром всего Поднебесья (Тянься) выступает Срединное государство (Чжунго) - полюс цивилизации  (вэньмин).

В соответствии с китайской доктриной перемен (чжоуи) занятый Китаем центр Земли одолевает (ке) Север. А глобальный север – это страны Северо-Атлантического договора (НАТО) и Североамериканские Соединенные Штаты (США). При этом возвышение Китая должно происходить мирными средствами. С использованием «мягкой силы». За счет демонстрации совокупной мощи, где самую важную роль играет не бряцание оружием, не военный потенциал с угрозой применения ракетно-ядерного оружия, не системы ПРО, но тихое превосходство разведки и дипломатии.

В традиционной китайской картине мира, и, соответственно, схеме внешней политики и дипломатии  различаются две оси, перекрестие которых занимает высшая власть, как бы она не называлась: Сын Неб – император или Председатель КНР. Это ось: оборона страны (гофан) и спокойствие страны - госбезопасность (гоань); и ось: спокойствия Земли - (диань) и спокойствия Неба (тяньань). Эта картина запечатлена в архитектуре и именах сооружений Северной Столицы, так, как она была построена в XV веке при ханьской династии Мин, и сохранилась до наших дней. Учреждения обороны государства (гофан) находятся на западе Пекина, а учреждения спокойствия государства, включая МИД, - на востоке. На север к горам обращены ворота спокойствия Земли (дианьмэн). Ну а ворота Небесного спокойствия и одноименная главная площадь страны Тяньаньмэн смотрят на юг, на Храм Неба (Тяньтань). Который и есть полюс ханьской цивилизации.

В современной трактовке оборонная политика и внешняя политика Китая это ось запад (гофан) – восток (гоань). Тогда диань – это ничто иное, как обращенная на Север геополитика (диюаньчжэнсе). А Тяньань – это то, что можно назвать обращенной к зениту небополитикой (тяньюаньчжэнсе).

В этой традиционной для китайской (срединно-земельной) цивилизации системе координат внешней политики и дипломатии современные отношения России и Китая остаются на уровне оси оборона – безопасность. Что и закреплено в формуле «стратегическое партнерство и взаимодействие добрых соседей». При этом оборонная и внешняя политика сосредоточены в межгосударственных комиссиях и подкомиссиях по подготовке регулярных встреч глав правительств двух стран. Тогда как в условиях глобализации и мирового кризиса российско-китайские отношения для того, чтобы быть эффективными, могли бы подняться на уровень выше государственного. На уровень геополитики и даже «небополитики» в формате разностороннего общения родственных не западных цивилизаций. Культурный обмен здесь важен, но в самых существенных аспектах совершенно недостаточен.     

300 лет межгосударственных отношений России и Китая по оси запад-восток исходили из признания формулы «спина к спине». Где Россия была обращена лицом к странам Заката (откуда на Русь и приходили все нашествия: поляков, шведов, Наполеона, Гитлера). Китай же лицом был обращен к странам Восхода (Корея, Япония). А сейчас смотрит на всю Азиатско-Тихоокеанскую зону (в раках АСЕАН и АТЭС).

В 2010 году, в условиях мирового кризиса, государственная политика России, с прицелом на источник помощи в технологической модернизации, четко повернулась в сторону «перезагрузки» отношений с США и «интеграции» со странами НАТО. С самоопределением РФ как страны северо-запада, и отказом от самоидентификации как восточной цивилизации.

Китайское мышление символично и конкретно. Оно идет от большего к малому, общее выше отдельного, принципы руководят действиями. Мышление русских людей европейского склада ума, наоборот, не любит ссылаться на принцип «стратегического партнерства», начинает с анализа частных вопросов, а затем обстоятельства места и времени выводит в абстракцию выгоды и, соответственно – в обмен интересами.  Так принцип партнерства подтверждается больше на словах, чем на деле. Политическая формула «спина к спине» (стратегический тыл) в руководстве Новой России на практике размывается спросом и предложением мирового рынка.

Удержать российско-китайские отношения от скатывания в голый прагматизм мирового рынка, где правила давно заданы цивилизацией Запада, и где технологическое и военное лидерство остается за США, можно лишь возвысившись с государственного уровня добрых соседей на уровень клятвенного союза (мэн) родственных не западных цивилизаций. 

Стержнем русской цивилизации выступает православие, по-китайски «восточное правильное учение». Поэтому всю русскую цивилизацию можно назвать «Восточной правильной цивилизацией» (дунчжэн вэньмин). И географически территория России начинается там, где начинается новый день. При этом линия перемены дат на Чукотке, расположена на 40 градусов восточнее Страны Восходящего Солнца (жибен).  А характерной чертой русской православной цивилизации выступает троичность Неба (саньвэй).

Характерной чертой ханьской цивилизации выступает срединность с числом премудрости Неба пять. Китайская картина мира начинается с пяти элементов (усин). Именно поэтому наши цивилизации от Неба в порождающем нечете чисел 3 и 5 родственные. Тогда как цивилизация Запада – в формирующем чете сугубо земная. Первоэлементов там четыре.

Родственность наших цивилизаций (саньвэй усин) позволяет на выходе из мирового кризиса индустриального общества материального потребления сыграть конструктивную роль в реформе международной системы. Суть: предложить странам и народам мечту постиндустриального завтра. Где гармония умиротворения стран по горизонтали (иероглиф хэ из слова хэпин) будет дополнена гармонией соответствия человека Небу (идея высшей воли) и Земле (идея правды) по вертикали (другой иероглиф хэ из слова хэгэ).

Перехватить же лидерство у Запада можно за счет когнитивных (социо-гуманитарных) технологий управления поведением людей, определяющих смыслы и задающих  порядок развертывания информационных технологий и всей технотронной сферы информационного общества.

Остается вопрос: «Кто будет заниматься дипломатией гармонии? И какие надгосударственные органы в Китае и России могут ответственно, со знанием дела и по существу вести диалог цивилизаций»?

Для Китая ответ очевиден. Надгосударственным органом, которому подчиняется оборона и безопасность и который принимает геополитические решения с опорой на знания, в том числе, и космических оснований бытия, выступает Военный Совет ЦК КПК. У ВС ЦК КПК есть исследовательская база, которую отчасти можно назвать наследством  высшей партийной разведки Коминтерна.

Для России ответ не очевиден. В нынешней партии власти «Единая Россия», в отличие от КПСС, над государственной партийной разведки и дипломатии НЕТ. В Русской православной церкви, в отличие от Ватикана, орденской разведки тоже НЕТ. Однако стратегичность на высоком уровне геополитики (диюаньчжэнсе) и небополитики (таньаньчжэнсе) в России не потеряна. Пока что эту стратегичность несут «разумные от народа», добровольно собравшиеся в российском стратегическом обществе. 

Справка

Андрей Петрович Девятов закончил Военный институт иностранных языков в Москве. После участия в арабо-израильской войне 1973 года был взят на службу в ГРУ Генштаба Минобороны СССР.  В 1976 году впервые направлен в Китай под дипломатическим прикрытием. Всего за четверть века службы таких командировок было три, общей продолжительностью 11 лет (позже он прожил в Китае еще 6 лет уже как частное лицо). Ведя результативную разведывательную деятельность в ядерной и ракетно-космической сфере, Девятов вышел на пенсию по выслуге лет в ранге полковника.

Вернувшись в Россию, Девятов активно занимается вопросами, как говорит он сам, российско-китайского стратегического взаимодействия: руководит рядом научных центров, издает книги и регулярно публикует статьи о Китае.      

Андрей Девятов - действительный член Российского отделения Международной Академии исследования будущего (Брюссель), заместитель директора Института российско-китайского стратегического взаимодействия, член Союза писателей России.