Анатолий Артамонов Анатолий Артамонов Фото: president.tatarstan.ru

«КАЖДЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ СУБЪЕКТА ДОЛЖЕН ПОДДЕРЖИВАТЬ ВСЕ ТО, ЧТО СТИМУЛИРУЕТ РАЗВИТИЕ»

Одним из важных событий завершающегося сегодня Гайдаровского форума стал так называемый бунт губернаторов, которые выступили с жесткой критикой политики министерства финансов РФ. И если в прошлом году на «раскулачивание» жаловался президент РТ Рустам Минниханов, то уже в начале этого к нему присоединился коллега из Калуги Анатолий Артамонов. Так, в интервью «Российской газете» 12 января губернатор уверенно заявил, что все проблемы регионов-доноров — в политике межбюджетных отношений, которую проводит в последние годы ведомство Антона Силуанова. «Для регионов она носит дестимулирующий характер. Получается так: чем выше темпы развития экономики, а значит, и роста бюджетных поступлений, тем хуже для региона», — объявил он.

Эти же претензии Артамонов предъявлял во время делового завтрака: «Нам нужно еще сделать так, чтобы наша инвестиционная политика, которая неизбежно приводит к росту налоговых поступлений, в конечном итоге не ударила нам другим концом по голове, чтобы мы не наступили на грабли, когда наше родное министерство финансов разденет нас до нитки и мы скажем: „Опа! А мы зачем этим занимаемся?“». А через пару часов наседал на федералов вместе с другими коллегами по губернаторскому корпусу. «На собственном опыте могу сказать, что сегодня не дай бог вы добьетесь резкого роста бюджетных доходов и выйдете за ту самую пресловутую единицу! — возмущался глава региона. — Вы сразу вылетаете из всех программ поддержки, которые используются для дотационных регионов. Вы сразу получаете заоблачное софинансирование тех федеральных адресных программ, которые регионы осуществляют вместе с правительством...Это будет запретительная мера, вы начнете отказываться от участия в реализации этих программ». Корреспондент «БИЗНЕС Online» поговорила о проблемах сильных регионов с Артамоновым лично.

— Анатолий Дмитриевич, ваше выступление на Гайдаровском форуме, а также интервью «Российской газете» наделали много шума. Это ваше личное мнение или вы таким образом выдали позицию всех регионов-доноров?

— Там была позиция не столько регионов-доноров изложена, сколько тех регионов, которые развиваются и в результате наказываются за свое развитие. Речь идет о том, что политика, которую минфин осуществляет, направлена не на то, чтобы поддержать развитие региона, а наоборот. Если он только начинает какие-то результаты показывать, он тут же немедленно будет наказан рублем. Такие регионы, как ХМАО, ЯНАО, Москва, Санкт-Петербург, давно уже доноры, и Татарстан тоже в том числе. Они доноры, имеют приличные доходы, они уже привыкли жить в этих условиях, но их наказывают за то, что они доноры. Мы же регион, который чуть-чуть переступил этот порог, и сразу получает по полной программе, в той же дозе все «прелести» своего донорства, что и Ханты-Мансийск, и Санкт-Петербург, и Москва, и Ямало-Ненецкий округ, и тот же Татарстан. Это же абсурд.

— Вы обсуждали эту проблему с регионами-донорами или какими-то другими губернаторами?

— Конечно, обсуждал. Все поддерживают то, что изложено.

— А дотационные регионы, которые живут на деньги из федерального бюджета и регионов-доноров?

— Любой разумный человек, который имеет сопереживание по поводу развития государства в целом, а каждый губернатор должен быть государственником прежде всего, каждый руководитель субъекта должен поддерживать все то, что стимулирует развитие, что ведет к развитию. А мы же говорим, что у нас в обществе процветает патернализм. Допустим, патернализм снижает мотивацию человека к его совершенствованию, к повышению образования, совершенствованию профессиональных навыков. Точно так же и здесь. Государственный патернализм по отношению к регионам ни к чему хорошему, кроме как деградации этих регионов, не приведет.

«Мы с ним [Рустамом Миннихановым] рядом сидели на форуме. Вот как раз и обсуждали» «Мы с ним [Рустамом Миннихановым] рядом сидели на форуме. Вот как раз и обсуждали. Говорит, что все правильно» Фото: president.tatarstan.ru

«Я ВСЕ РАВНО БУДУ РАЗВИВАТЬСЯ, ЧТО БЫ ТАМ НИ БЫЛО»

— Какова ваша дальнейшая позиция? Раз уж вы перешли ту пресловутую единицу, как вы говорили вчера: «Пирамидка кувырк — и перевернулась». Что будете делать? Будете развиваться?

— Я буду работать. Я все равно буду развиваться, что бы там ни было, до последнего. Понимаете, в чем дело. Та позиция, та политика, которую проводит сегодня минфин, в корне расходится с тем, что говорит президент. Вы почитайте его послание последнее, предпоследнее. Вернее, в последнем он не говорил, посмотрите предпоследнее и предыдущее. Насколько настойчиво он говорил о том, что нельзя регионы наказывать за то, что они проявляют инициативу к развитию. И что после этого сделано? Наверно, вы поймете.

— Вы обращались лично к минфину, к Антону Силуанову?

— Безусловно. Что вы думаете? Я же не пацан. Прежде, чем пойти на этот шаг, я неоднократно по этому поводу общался на всех уровнях.

— И что говорят?

— Да всяко-разно говорят, только это не ответ на тот вопрос, который есть.

— Тогда, на ваш взгляд, скажите, почему и вы эту тему стали поднимать вслух, публично, и Рустам Нургалиевич, и другие губернаторы вас вчера поддержали. Почему именно сейчас? Дошли до ручки, до предела?

— Я на этот вопрос ответить не могу.

— Была уже какая-то реакция сверху? Силуанов сегодня вот тоже выступал...

— Я посмотрел его выступление, он ничего не сказал по этому поводу.

— Он сказал, что надо дать деньги тем, кто в этом нуждается, а по поводу полномочий они серьезных решений принимать не собираются.

— Ладно. Вот тут я не готов. Дальше уже начинаются дрязги, а в дрязгах я никогда не участвую. Позицию обозначить я всегда готов, я это всегда делал и буду делать. Но в дрязгах никогда не участвую.

— Тогда, может, еще один не очень удобный вопрос. Вы не боитесь делать такие смелые заявления? Не боитесь политических последствий? В нашей стране все возможно.

— Почему? А что я такого сказал, что надо бояться политических последствий?

— Мало ли... До этого все молчали, а сейчас сказали. Поэтому и вопрос.

— Может, я постарше, поэтому и сказал. И мы наиболее пострадавшие.

— А кто еще пострадал?

— Так, как мы, никто не пострадал. Так уж получилось.

— А с президентом РТ Рустамом Миннихановым обсуждали вопрос?

— Обсуждали, мы с ним рядом сидели на форуме. Вот как раз и обсуждали.

— И что он говорит?

— Говорит, что все правильно.