Россияне просят убрать из новогоднего эфира Пугачеву и «ее свиту» Россияне просят убрать из новогоднего эфира Пугачеву и ее свиту Фото: ©Алексей Ладыгин, РИА «Новости»

«ГОЛУБЫЕ ОГОНЬКИ Я, РАЗУМЕЕТСЯ, НЕ СМОТРЮ, ЗА КОГО ВЫ МЕНЯ ПРИНИМАЕТЕ?»

Александр Невзоров — журналист, телеведущий:

— Честно говоря, мне эта тема абсолютно безразлична. Я только вижу, что страсть к травле распространяется из телевизора на всех без исключения. Эта страсть не знает никаких границ, и калибр имени не имеет значения. А голубые огоньки я, разумеется, не смотрю, за кого вы меня принимаете?

Ренат Ибрагимов певец, народный артист России:

— Я бы вообще в корне пересмотрел политику российского телевидения. Потому что, например, за последние 30 лет ни одного моего сольного концерта не было показано. Ни на Первом канале, ни по «России». Я не участвовал ни в одной передаче, ни в новогодней, ни в какой. Полностью игнорируют. И я такой не один. Есть много достойных исполнителей, которых должна видеть страна. Их нет на экране. Не буду говорить конкретно о каких-то артистах — у каждого своя стезя, свой уровень. Но нужно равноправно и всесторонне подходить к этому вопросу — показывать наших певцов, актеров. А не только избранную кучку — 20 - 30 человек, которых постоянно крутят на экране.

Виталий Милонов — депутат Госдумы РФ:

— Я уже на протяжении многих лет всякий раз выражаю свое возмущение качеством новогоднего контента — это похоже на заседание закрытого поп-клуба, всегда одни и те же лица. Но тогда, видимо, все боялись высказываться на эту тему, а теперь перестали бояться, стали говорить и писать петиции. Я понимаю, что есть массовый запрос, что телевидение делает рейтинги на передачах уровня «Пусть говорят» и «Давай поженимся», но нельзя же забывать и о том, что телевидение ответственно за культурное развитие нации. Если нас и дальше будут кормить кадрами «Моисеев в ящике с бананами» — это просто отвратительно. Мы должны вернуть высокохудожественную режиссуру новогодних мероприятий вместо того низкопробного китча, который имеем сегодня.

Пару лет назад я серьезно заболел как раз на новогодние праздники, и мне пришлось провести их лежа. Пришлось смотреть телевизор, пульт был далеко, и я три часа подвергался этому информационному насилию. Жуткое воспоминание. Раньше телевидение руководствовалось не только массовыми хотелками, но и несло идеологическую функцию. Рейтинги формировались высокими стандартами. Понятно, что частное коммерческое телевидение в погоне за рейтингом ограничено попсой — кому-то она нравится, и я не против, но не на государственных каналах. Госканалы должны сами формировать запрос, внедрять светлые образы и нести идеологические ценности.

Айгуль Мирзаянова — PR-директор NEFIS GROUP:

— Я думаю, присутствие Аллы Борисовны просто стало спусковым крючком недовольства в целом программами, которые демонстрировали федеральные каналы. Я редко смотрю ТV в праздники, но и мне довелось увидеть Пугачеву со всеми ее мужьями. У меня так Киркоров почему-то вызывает недобрые чувства. Однако что ветераны российской сцены, что персонажи помладше, обильно показанные на других, менее зажиточных телеканалах, не привлекают в массе своей внимания к экранам. У меня вообще возникло стойкое ощущение, что ТV в новогодние дни стало совершенно очевидным отражением общего экономического кризиса. Недавно в интервью Дмитрий Самаренкин сказал, что мы наконец оттолкнулись от дна. Такое ощущение, что мы это дно смогли наблюдать по ТV. Я имею в виду низкого качества проекты, которые были отсняты, затертые до дыр фильмы, которые были показаны крупнейшими телевизионными каналами. Особенно потрясли Первый канал и «Россия-1», от остальных вообще давно wow-эффекта ожидать не приходится. Первый, обладая мегабюджетом, обычно (справедливости ради скажем, что это было все же лет 5 - 10 назад) радовал зрителей какими-то интересными проектами в нестандартном жанре в новогоднюю ночь. Сейчас это был кисель, который не смогли переварить даже сами создатели. Лично я списала сей факт на отсутствие креативности и денег как последствие экономического кризиса, сильно затронувшего страну. Возможно, на том же «Первом» создатели не могут оправиться от тучных 2000-х, когда бюджеты позволяли фантазировать, благо было что монетизировать. А сейчас на оскудневшем пайке и творить не хочется. Возможно также, деньги, отпущенные на программы для зрителей, «съел» «Викинг», отбить расходы на который так стремился «Первый» все эти дни. Кстати, его PR запомнился, а программы — нет.

В этой связи порадовал только выход очередной серии «Шерлока». Заметьте, его почти не рекламировали, предыдущих серий не показывали, как это обычно бывает при продвижении. Выходил он в неудобное время, вторая серия 4-го сезона — в неудобный день. И все равно — высокие рейтинги. Закралась крамольная мысль, возможно, ТВ в скором времени станет просто кинозалом? В любом случае телевизор еще не стал анахронизмом.

«АЛЛУ ПУГАЧЕВУ Я НЕ СТАЛ БЫ УБИРАТЬ, ПОТОМУ ЧТО МЫ К НЕЙ ТАК ПРИВЫКЛИ»

Дамир Давлетшин — генеральный директор «Майдан ТВ»:

— Зачем трогать Аллу Пугачеву? Это то же самое, что Венеру Ганиеву убрать... Мы никого не снимаем с эфира. Российское телевидение, говоря по-честному, я не смотрел. Я свой телеканал смотрел, что мы сами сделали. Мы снимали программу «Казан кичләре» в ноябре, в новогоднюю ночь показали.

Что можно изменить на центральных каналах? Не знаю даже, что ответить. В прошлые годы, например, Дину Гарипову показывали — победительницу проекта «Голос». Новые лица всегда нужны, но тут есть такая проблема. Не только новые голоса, нужны еще и новые хиты. Голос можно иметь, а песни может и не быть. В чем проблема нашей Дины Гариповой? Шикарный голос, а на телевидении ее хитов не слышно. То же самое и у Эльмиры Калимуллиной. А взять какую-нибудь Наргиз — два-три хита постоянно слышно. Она покупает хиты, вкладывается в клипы. Нашим Гариповой и Калимуллиной вот это надо — хорошие песни покупать и быть постоянно в эфире.

Венера Ганиева — народная артистка России и Татарстана:

— Алла Пугачева — мой кумир. Многому у нее я научилась в свое время. И что бы ни говорили, в российскую эстраду она внесла конкретную определенную лепту, она звезда для миллионов россиян, миллионов зрителей. Зачем сейчас вообще о ней говорить? Она уже столько прожила, находится в таком возрасте, обсуждать ее, на мой взгляд, неэтично. В последнее время я вообще не смотрю российское телевидение. В приоритете у меня татарстанские телеканалы, я смотрю ТНВ и наши новогодние передачи. Особенно смотрю с удовольствием те передачи, где сама участвую.

Мансур Гилязов — драматург:

— Аллу Пугачеву я не стал бы убирать, потому что мы к ней так привыкли. Она нам почти как родственница. Пугачева порождает спокойствие, уют... Я за стабильность, я люблю людей, которых знаю, с которыми знаком. Вот меня осуждают: почему я так люблю Никиту Михалкова? Это единственный режиссер, судьбу которого и творчество с детства могу наблюдать.

Меня качество телевидения не возмущает, потому что я считаю, что в своем возрасте активно встречаю Новый год и у меня нет особо времени смотреть этот телевизор. Если бы было шикарное качество и роскошные передачи, мне было бы жалко, что я не смог их посмотреть. Я даже рад, когда что-то посредственное идет. Людям, которым за 50, очень, конечно, хочется смотреть ретроспективные вещи, передачи, которые тебе очень хорошо знакомы. Почему «Иронию судьбы» мы еще любим? Одна из причин — мы очень хорошо знаем этот фильм. Нет необходимости смотреть его от начала до конца. Какой бы эпизод ты ни посмотрел, он доставляет тебе радость, и мы знаем его наизусть.

Марат Бикмуллин — председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:

— Нет, на месте Эрнста я бы не убирал Аллу Пугачеву из эфира. Я вообще за разнообразие, хотя не поклонник именно такого жанра. А новогодние передачи я не смотрю. Обычно жду поздравления Путина и иду спать.

«ВО ВРЕМЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВЕДЬ БЫЛО, ПЕЛ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КРАЙНЕГО СЕВЕРА, ПОМНИТЕ, ПЕЛ „НА ОЛЕНЯХ, НА ОЛЕНЯХ“...»

Разиль Валеев — депутат Госсовета РТ, народный поэт Татарстана:

— В этом году я не смотрел телевизор вообще. Единственное — посмотрел поздравление президента. К нам пришли в гости родственники — не до телевизора было. Раньше смотрел иногда голубые огоньки, а в последние пять лет особо не смотрю, потому что это неинтересно для меня. Одни и те же фильмы — «Ирония судьбы» уже надоела всем — крутят и крутят. Одни и те же лица на экране: Пугачева с Галкиным, потом депутат Госдумы в парике, как его...а, Кобзон — одни и те же люди.

Нет представителей национальных республик. Во время Советского Союза ведь было, пел представитель Крайнего Севера, помните, пел «На оленях, на оленях»... А ведь в национальных республиках есть таланты — почему бы не пригласить. Новый год называют семейным праздником. А раз мы называем Россию одной многонациональной семьей, в праздничном концерте должны участвовать представители всех народов. Если это не так, значит, отношение к нам федерального телевидения не очень хорошее. А мне хочется видеть Россию одной семьей братских народов.

Ильгиз Гилазов — председатель Верховного суда РТ:

— Если уж откровенно говорить, я не очень смотрю телевидение в последнее время, разве что какие-то новостные программы. Тем более не смотрю новогодние передачи. Мне кажется, несмотря на то, что они идут на разных телеканалах, они как-то повторяются. Ну а если бы я все-таки решил посмотреть телевизор в новогоднюю ночь, то бы посмотрел старое кино, традиционно «Ирония судьбы, или С легким паром!» и прочее. Нам, людям старшего поколения, такие фильмы в какой-то степени ближе. Это навевает воспоминания о тех старых, добрых советских временах. Мне кажется, нет ничего плохого, в повторных, традиционных показах этих фильмов на Новый год. Что касается Аллы Пугачевой, конечно, не убрал бы. Она ведь тоже фактически стала классикой нашей советской эстрады. У меня нет негативного отношения.

Армандо Диамантэ — директор драмтеатра «Мастеровые» (Набережные Челны):

— Я в последнее время крайне редко смотрю телевизор, и новогодний телеэфир не видел. Но могу сказать, что современное телевидение давно уже превратилось в систему угождения массовому потребителю. Они ориентируются строго, и у них есть свой тренд, они все это отслеживают. Если они показывают Пугачеву, значит, она еще востребована для общей массы телезрителей, несмотря на отдельные крики «Уберите!» и так далее. Если какой-то канал, например, не показывает эти известные лица и выясняется, что у него хороший рейтинг, то все остальные каналы очень быстро переориентируются на людей, которых показывает экспериментирующий канал. Мне бы очень хотелось больше в эфире видеть умных людей, рассуждающих, говорящих. То, что я почти не смотрю телевидение, как раз и связано с тем, что я все меньше и меньше стал выносить глупости. И с точки зрения бизнеса вполне правильно, что телеканалы не ориентируются на таких, как я. Если бы было иначе, это было бы очень странно. Они должны ориентироваться на массового зрителя. И то, что они делают именно так, правильно с рыночной точки зрения.

Ильгам Валиев — оперный певец, солист Башкирского государственного театра оперы и балета:

— В последние годы я вообще новогодние передачи не смотрю. Не до этого. Я стараюсь или башкирское, или татарское телевидение смотреть чисто из-за национальных соображений. Свое — оно ведь ближе. Я ничего против Аллы Пугачевой не имею, это все равно легенда, величина в нашей стране. Кому-то нравится, кому-то нет. И от нас не зависит качество эфира — там огромные деньги, сфера влияния. Хоть миллиарды подписей соберут — бесполезно. Там всегда известные артисты пели и всегда будут петь. Что-то новое придумать? Даже не знаю. Хочется, конечно, более молодых видеть, свежие голоса. Можно вперемешку: Пугачева, Киркоров и молодые. Можно, конечно, оперных певцов показывать, раньше ведь и Хворостовский выступал, другие. Это было бы неплохо, раньше ведь и наши классики пели, Тот же Магомаев, хотя он больше эстрадник, но все-равно блестящий певец.

Рамиль Мифтахов — директор агентства индивидуального туризма «Персона Грата»:

— Конечно, если Пугачева занимает 90 процентов эфира, наверное, это неправильно. Если она исполнила одну-две песни, то в этом нет ничего плохого. Здесь нет принципиальных претензий конкретно к ней или к тому же Филиппу Киркорову или к любому другому артисту. То есть все должно быть в меру. В целом по поводу новогодних передач, последние пару лет мы проводим праздник за городом, поэтому они нам не интересны.

Айдар Шагимарданов — президент ассоциации предпринимателей-мусульман РФ:

— Честно говоря, качество российского телевидения меня не возмущает, потому что новогодних эфиров я не смотрю. Сплю благополучно, потому что утром вставать на утренний намаз. Нужно набраться сил, и 1 января — обыкновенный рабочий день.