...

ИРОНИЯ СУДЬБЫ: ВЛАСТИ КАЗАНИ ДЛЯ ПИКЕТА «ПОГОРЕЛЬЦАМ» ТФБ ПРЕДЛОЖИЛИ СКВЕР, КОТОРЫЙ РЕСТАВРИРОВАЛИ НА ДЕНЬГИ БАНКА

Сегодня пострадавшие клиенты Татфондбанка и ИнтехБанка впервые вышли с организованным пикетом в парк им. Тинчурина. Инициатива выйти на пикет 12 января прозвучала в минувшее воскресенье на специальном собрании вкладчиков и всех инициативных групп, которые решили объединиться. По словам организаторов, власти Казани одобрили заявку на массовое мероприятие, но с двумя условиями. Во-первых, планируемая дата пикета была перенесена на пятницу, 13-е, во-вторых, акцию разрешили провести исключительно на предложенной исполкомом площадке — в парке им. Тинчурина. По иронии судьбы, именно здесь банк Роберта Мусина спонсировал процесс реновации, направив на эти цели в свои светлые времена около 30 млн. рублей...

За полчаса до начала пикета ничто не предвещало намечающего мероприятия. Но впечатление было ошибочным — в глубине парка участники инициативной группы усердно готовились к выходу на публику. Прямо на месте они из специально заготовленных материалов с молотком и гвоздями в руках собирали импровизированные транспаранты и плакаты. За развернувшейся суетой издалека следили пятеро полицейских, которые не считали нужным подойти ближе. Позже заявитель пикета Тимур Джабаров пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что правоохранительные органы не оказывали никакого давления, а даже, напротив, с глубоким сердечным пониманием отнеслись к проблемам пострадавших вкладчиков.

«Цели и задачи пикета известны — не допустить банкротства Татфондбанка, ведь нужна санация. Наши юридические лица, к сожалению, не защищены законом. У нас нет страховых выплат, чтобы мы получили свои деньги. Люди держали на счетах миллионы, оборотные средства своих предприятий. У всех тут зависло очень много. Мы подталкиваем правительство РТ, правительство РФ, чтобы они пошли на санацию, не бросили это дело так, учитывая большое социально-экономическое значение ТФБ как второго по величине банка РТ. Мы хотим, чтобы правительство, руководство ЦБ осознало социально-экономические последствия. Ведь много людей, буквально 100 тысяч человек завязаны на всем этом, а с учетом семей — это миллионы. Мы хотим, чтобы проявилась политическая воля, чтобы правительство пошло на санацию», — рассказал до начала мероприятия Марсель Шамсутдинов, попросивший представлять его не лидером реготделения партии «Парнас», а предпринимателем. Именно для того, чтобы не придавать пикету политический окрас, заявителем выступил не он, а Джабаров.

...

КРЕАТИВ НА ПЛАКАТАХ: «ИЛЛЮЗИИ НЕ РАССОСАЛИСЬ. ТЕПЕРЬ САНИРУЙТЕ!»

Тем временем вся центральная часть парка заполнилась людьми: в пикете, по ощущениям корреспондента «БИЗНЕС Online», приняли участие более полусотни участников (заявление подавали на сотню). Прямо на заснеженном фонтане, на фоне декоративной конструкции с изображением Ленина, который когда-то завещал «грабить награбленное», участники пикета и установили свои транспаранты, на которых во всех тонах пестрели самые различные лозунги. Среди них, например: «Банкротство банков — удар по инвестиционной привлекательности республики», «Банк ввел нас в заблуждение. Мы потеряли наши деньги в доверительном управлении», «Роберт Мусин, где наши деньги?», «Малый бизнес не защищен законом при отзыве лицензии банка», «Иллюзии не рассосались. Теперь санируйте!», «Не допустите разорения и суицида людей! Санируйте банк!», «Премьер-министр И. Халиков, вы где?» Однако, пожалуй, самым ярким требованием, которое бы отражало общее настроение пикетчиков, стала простая надпись, написанная на исполинских размеров плакате в самом центре процессии: «Хватит врать!» Завершал общую композицию уже известный по флешмобу Mannequin Challenge красный гроб под названием «Малый бизнес Татарстана».

...

Сначала несколько самых пылких участников пикета просили организаторов разрешения на выкрики, но потом они поутихли. Джабаров старался всячески их успокоить, чтобы не накалять отношения с незримыми наблюдателями в лице полицейских. Видимо, они не смогли договориться по этому поводу. Результатом этого стало то, что пикетчики просто стояли по стойке смирно с уже упомянутыми плакатами, молчаливо изредка лишь бросали взгляды на маячившую прессу, переговариваясь и рассказывая друг другу свои похожие друг на на друга истории.

...

«ГОВОРИЛИ, ЧТО САМ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ХАЛИКОВ, ПОЭТОМУ БАНК НИКОГДА НЕ ОБАНКРОТИТСЯ, НИЧЕГО НЕ ПРОИЗОЙДЕТ!»

«Я являюсь собственником, учредителем собственного бизнеса. Обслуживался в ТФБ долгое время, наверное, с 2007 года. Банку доверял, потому что он фактически правительственный. В один прекрасный момент 7 декабря у меня перестали поступать платежи к контрагентам. То есть мы платим, но деньги не доходят. Банки сначала говорили, что все нормально: „Три рабочих дня, и деньги придут“. Но они так и не поступили, они остались на счете в банке. Поэтому остались долги перед контрагентами, перед налоговой. Нечем людям платить. Мне пришлось увольнять людей. Всех своих четырех сотрудников уволил. Мне нечем кормить свою семью, — поделился своей историей Джабаров. — Мы сейчас пытаемся данным мероприятием просто привлечь власть к тому, чтобы они увидели боль народа. То, что там говорят, мол, выделили 1 миллиард на поддержку — это деньги в кредит и потом под поручительство и залог. Вот я, например, не могу залог предоставить. Значит, мне кредит не выделят, поэтому вот такая ситуация. Я знаю предпринимателей, которые в качестве залога квартиры свои отдают. Получается, что из-за банка люди еще и жилья рискуют лишиться...»

Большую часть присутствующих составляли предприниматели, деньги которых зависли на счетах ТФБ и ИнтехБанка. Но в ряды пикетчиков затесались и «физики»-превышенцы, а также часть вкладчиков «ТФБ-Финанс». Последние в основной своей массе — пенсионеры, которых в течение прошлого года, по их словам, под разными предлогами «заманивали в офисы ТФБ, чтобы переоформить вклады на доверительное управление».

Со слезами на глазах и горечью в голосе пенсионерка Зульфия Спиридонова поведала о «мошеннической», по ее мнению, схеме ТФБ: «Я вложила деньги в доверительное управление. Уговорили. Сказали, что правительством все застраховано. И все в последний момент, когда уже вклад заканчивался, я хотела вообще уже деньги забрать. Начальник офиса на Ибрагимова вовсю уговоривал, рассказывал, что вклад застрахован, за банком правительство стоит. Говорили, что во главе сам премьер-министр Халиков, поэтому банк никогда не обанкротится, ничего не произойдет, — отметила вкладчица. — Я все дни переживаю, только об этом и думаю. Конечно, вешаться не будем. Я на пенсии, но все равно работаю. Очень хочу, чтобы правительство пошло навстречу. Все-таки это не наша вина, а мошенническим обманным путем заставили поверить, что это в действительности вклад под больший процент. Надеюсь, что выслушают и прислушаются к зову сердца и будет санация банка».

...

В схожей ситуации оказалась также и Фирая Латыпова, которая являлась вкладчиком ТФБ последние 5 лет. Ее скромные 1,3 млн. сотрудницы банка предложили разбить на части: 200 тыс. рублей оставить на вкладе, а все остальное — перевести на доверительное управление. Однако самое интересное во всей этой истории то, что Латыповой никто никогда не говорил и не объяснял, как работает это самое доверительное управление.

«Они [сотрудники банка] мне говорили: „Вот у нас есть такой вклад, вот вы будете на столько-то больше получать“. Я попросила этих девчонок оставить так, как было. Мне не до этого было — у меня там мать больная лежала. Но ни одна из них даже не заикнулась, чтобы предупредить, что это незастрахованная сумма. Я подумала, что это какой-то другой вид вклада. Предложили на год положить. Я никогда не кладу на такой срок. Оформили только на полгода. Дали мне папку, туда все вложили, и я побежала к матери. В ноябре похоронила мать, в папку даже не заглядывала. Потом стала приводить все в порядок, читаю и не понимаю: что это еще за доверительное управление? Это же не вклад. Пошла в офис, где мне сказали: „Вы можете отдать эти деньги, написать заявление и получите 10 процентов от этой суммы“. То есть от моего миллиона получу только 100 тыс. Я им говорю: „Девочки, вы с ума сошли, что ль? Лет 8 собирала эти деньги, отказывая себе во всем. И вдруг вы даете мне только одну десятую часть...“ Я развернулась и ушла, наглоталась таблеток. Посидела, успокоилась и пришла к ним снова в конце декабря. Предложили 20 процентов. В другом офисе сказали, что могу получить только от 20 до 30 процентов от вклада. Но я эти деньги с пенсии копила. И вдруг мои деньги кто-то обворовывает. Этим девочкам-пичужкам Всевышний всем воздаст за мои копейки! Ни одна не сказала мне, что эта сумма не застрахована! Где мой миллион? А его нет!» — рассказала женщина.

Позиция предпринимателей, старающихся оценивать ситуацию максимально объективно и рационально, на фоне всех историй выглядит куда более прозаичной. «Вот такая ситуация, она очень плачевна. По официальной информации, она затрагивает 35 тысяч юрлиц. Наверное, большая часть из них может прекратить свое существование из-за этого банка», — подчеркнул бизнесмен, пожелавший не называть своего имени.

РАСКОЛ В РЯДАХ: «ГОСПОДИНА БЕРДНИКОВА, ПОЖАЛУЙСТА, К НАШЕМУ МЕРОПРИЯТИЮ НЕ ПРИОБЩАЙТЕ»

Пикет продолжался в течение часа из запланированных двух. За это время многие его участники уже промерзли, из-за чего ряды пикетчиков начали таять на глазах. Ближе к завершению массового мероприятия его главный организатор Джабаров попросил корреспондента «БИЗНЕС Online» в своем репортаже никоим образом не упоминать имя Дмитрия Бердникова, непризнанного лидера пострадавших вкладчиков ТФБ и руководителя движения «Против преступности и беззакония». Он, кстати, появился в парке им. Тинчурина далеко не к началу пикета.

«Господин Бердников, я вам официально заявляю, пришел по личной инициативе. Его репортажи, пожалуйста, к нашему мероприятию не приобщайте. Мы реальные пострадавшие, а у него тут свой пиар. Как организатор заявляю, чтобы его в наш репортаж вы не включали», — обратился к нам организатор. В этот момент разговор услышал сам Бердников, который поспешил обозначить свою позицию. Но выслушивать его никто не стал, вместо этого все как будто по срочным делам разошлись в стороны. «Я очень удивился. Мой личный интерес, знаете какой? Добиться результата. Всегда всех беспокоит моя популярность. Просто они сами не могут сделать. Вместо того чтобы поехать отдыхать, я с 1 числа встречался с инициативными группами. Знаете, это неблагодарное дело — каждый тянет на себя. Мне проще с правительством общаться, проще на сессиях выступать. Но когда я столкнулся с этим делом, то вообще ужас. Вот 8 числа я провел собрание. Удивился, что людям это понравилось, пришли более 170 человек. До этого они общались только в социальных сетях. Это о чем-то говорит? У меня есть колоссальный опыт, колоссальные возможности. Я напрямую работаю с руководителями, я даже министру экономики (Артему Здунову — прим. ред.) позвонил, и он сказал, что готов со мной работать в постоянном режиме», — прокомментировал руководитель движения «Против преступности и беззакония».

Это уже не первый случай, свидетельствующий о расколе среди инициативных групп пострадавших вкладчиков. Еще 8 января на общем собрании один из его участников в критической форме задавал вопрос Бердникову: «А ты кто вообще такой? Кто тебя выбирал тут главным?» Представитель инициативной группы Алина Ахмедеева в беседе с газетой отметила, что «было принято решение подать заявку на пикет и митинг без привлечения каких-то общественных движений», имея в виду ранее оставленный пост в социальных сетях: «Дмитрий Бердников не входит в состав инициативной группы пострадавших клиентов Татфондбанка и ИнтехБанка, тем более не является одним из ее лидеров. Он действует в сугубо своих интересах».

Вместе с тем надо отдать должное Бердникову, у которого действительно есть опыт. К примеру, когда «погорельцы» решили ради съемок флешмоба с красным гробом собраться у входа на Арское кладбище, он их отговорил, предложив пойти в другое место, не столь значимое для горожан. Излишняя резвость в разжигании протеста, по его мнению, совсем не нужна — надо дело делать, надо общаться с чиновниками, банкирами и АСВ, нужно понимание полицейских, а не конфронтация. Наконец, он действительно вхож на совещания координационных групп вкладчиков, которые проводит минэкономики.

Следующей массовой акцией пострадавших клиентов ТФБ должен стать митинг 21 января — предварительно на площади Вахитова. Заявка на участие в нем до тысячи человек уже подана, но решения исполкома по этому поводу пока не принято.