По традиции в День российской печати собрали всех руководителей татарстанских СМИ По традиции в День российской печати в «Татмедиа» собрали всех представителей татарстанских СМИ

ПОДПИСКА: «ДЛЯ МЕНЯ ЭТО БЫЛ НАСТОЯЩИЙ «ГОЛОВНЯК»

День российской печати, который традиционно отмечается 13 января, в этом году пришелся на пятницу. Не забудем также про Старый Новый год... Вот такая «гремучая смесь» получается, удивлялась председатель союза журналистов Римма Ратникова, поздравляя журналистов. По традиции в этот день собрали руководителей татарстанских СМИ — конференц-зал в здании «Татмедиа» на ул. Декабристов оказался полон и благоухал разнообразными парфюмами (как ни крути, у журналистики женское лицо). Кое-кто из редакторов даже рискнул надеть вечерний наряд с гипюром и блестками, но явно промахнулся — обстановка в зале была скорее рабочая, нежели праздничная. Вместо шикарно накрытых столов и музыкантов в конце мероприятия гостей угостили лишь соком и шампанским с конфетами. «Богатых столов сегодня нет, так как Татфондбанк нам трудности преподнес», — объяснила непростую ситуацию Ратникова. Напомним, ранее стало известно, что счета ряда СМИ «Татмедиа» были как раз в этом банке, хотя никого из журналистов, как заверял гендиректор АО «Татмедиа» Андрей Кузьмин, без зарплаты под Новый год не оставили.

Видимо, по случаю праздничного дня спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин не стал сгущать краски по поводу очередного снижения тиражей СМИ. И вчерашние данные о том, что по итогам подписной кампании на первое полугодие 2017 года тиражи просели на 1,5 - 7%, в устах Мухаметшина трансформировались в то, что подписку «в целом удалось сохранить в очень непростых условиях снижения потребительских возможностей семей». «Экономический кризис есть, нельзя это отрицать. А цены-то на периодические издания не упали», — объяснил низкую популярность печатных медиа Мухаметшин.

Спикер с ностальгией вспоминал времена своего премьерства, когда вопросы сохранения подписки находились как раз в зоне его ответственности. «Для меня это был настоящий „головняк“, — душевно и по-семейному перешел на сленг спикер. — К концу году начинались ходоки (представители СМИ прим. ред.). Начинали меня долбать, давайте поднимать подписку, давайте письма главам сделаем, пригласите Почту Татарстана...» Здесь он почему-то вспомнил Зилю Валееву, которая в те годы работала в прессе. Но говорит, что приходилось решать вопросы, чтобы не потерять связи с народом. Мухаметшин, обращаясь к редакторам, даже удивлялся: мол, как умудряетесь сейчас держать планку? «Или сейчас проще стало?» — рассуждал он. Судя по поднявшемуся в зале гулу, легче-то как раз не становится. «Или я просто этого сейчас не касаюсь?» — быстро сориентировался оратор.

Ранее стало известно, что счета ряда СМИ «Татмедиа» были как раз в этом банке, хотя никто из журналистов, как заверил гендиректор АО «Татмедиа» Андрей Кузьмин, без зарплаты под новый год не останется Ранее стало известно, что счета ряда СМИ «Татмедиа» были как раз в Татфондбанке, хотя никто из журналистов, как заверил гендиректор «Татмедиа» Андрей Кузьмин (слева), без зарплаты под Новый год не остался

МУХАМЕТШИН О ГОССМИ: «Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ ВАС ПОДМЯЛИ КОНКУРЕНТЫ»

Мухаметшин в очередной раз предупредил собравшихся, что на пятки им наступают интернет-издания, в спину дышат социальные сети. «Я не знаю, чем дело кончится. Все уйдут в интернет?» — задавался он риторическими вопросами.

«Наша озабоченность есть, это [электронные СМИ] ваши конкуренты, я не хочу, чтобы они вас подмяли, уменьшив подписку. Чтобы вы не остались в таком положении: сам себе печатаешь, на двоих с женой выписал одну газету, и никто ее больше не берет, а все финансирование ложится на плечи бюджета РТ».

И сам принялся горячо защищать именно печатные издания. «Не может IPad заменить то, то написано пером и пахнет краской, так же как и книги, которые хочется читать в подлиннике», — излагал он. Мухаметшин заявил, что пытался читать электронную книгу, но оказалось не то: и зрение напрягается, и знакомого аромата типографской краски не хватает.

Далее спикер Госсовета РТ перешел к качеству самих журналистских материалов. Опять же, видимо, по случаю праздника все звучавшие эпитеты оказались только со знаком плюс: работники СМИ стали и оперативное и свободнее (чем в советское время). Еще одно отличительное качество татарстанских СМИ, по версии Мухметшина, — ответственность. Мол, не позволяют себе, фигурально выражаясь, ворошить палкой в муравейнике народных страстей. В качестве примера он привел довольно сдержанное освещение в СМИ проблем терпящего крах Татфондбанка.

И вдруг (видимо, по контрасту!) помечтал, как было бы хорошо, если бы журналисты заранее раскопали горячую банковскую тему: «Вот бы журналисты подняли тогда, что негативная ситуация грядет в Татфондбанке — цены бы вам не было!» — восклицал он. «Вкладчики же вы там, у кого-то, наверное, грохнулись деньги? — спросил он у зала, а потом сам под гул зала немного ехидно ответил. — Грохнулись!»

«ПОЧЕМУ ПАРАМОНЫЧА НЕТ, ОТКАЛЫВАЕТСЯ ОТ НАС?»

Другое дело — соцсети, которые, как считает Мухаметшин, практически ни за что не отвечают и пишут едва ли не все, что бог на душу положит.

«В интернете за руку не поймаешь, имен нет, какие-то клички, псевдонимы, а столько там всякой-всячины...» — удивлялся он. Хотя дела Варвары Карауловой и татарстанца Рамиля Ибрагимова говорят как раз об обратном.

Напротив, в качестве образца социальной ответственности он привел замгендиректора ТНВ Мадину Тимерзянову, которая сегодня курирует всю новостную службу главного татарстанского телеканала.

Мадина Тимерзянова В качестве образца социальной ответственности Мухаметшин привел в пример замгендиректора ТНВ Мадину Тимерзянову

«Мадина несет головой ответственность: если что-то не так произнесли и это вызвало бунт на заводе или кучу людей вывело на улицу — ей отрубят голову, потому что она работает против кого-то», — заявил Мухаметшин. Но тут же извинился, пояснив, что рассуждал образно.

Вот так, мысленно почти «отрубив» Тимерзяновой голову, спикер обратил взор на второе главное телевизионное СМИ республики — «Татарстан-24». Однако он не нашел в зале Андрея Григорьева.

— Почему Парамоныча нет, откалывается от нас? — возмутился Мухаметшин.

В ответ на этот сидящие в зале редакторы стали пояснять спикеру, мол, вот же он новый гендиректор канала — Сергей Лобов.

— Он уполномочил вас? — переспросил спикер с некоторым недоверием в голосе.

— Я генеральный директор! — представился Лобов.

Но в ответ услышал не поздравления, которые можно было бы ждать, а весьма требовательное наставление уму-разуму.

— Много вопросов, а вы должны их разруливать и сделать так, чтобы татароязычное население не почувствовало на себе ущемление в информационном поле из-за отсутствия второго государственного языка. Ярыймы? (в переводе с татарского языка „Понятно?“ прим. ред.), генеральный директор? — наставлял спикер.

Фарид Мухаметшин настойчиво рекомендовал новому главе телеканала «Татарстана 24» Сергею Лобову не забывать про второй государственный язык Мухаметшин настойчиво рекомендовал новому главе телеканала «Татарстана-24» Сергею Лобову (справа) не забывать про второй государственный язык

«ЕСЛИ БУДЕТ БОГАТО ТОЛЬКО САДОВОЕ КОЛЬЦО, ОТ ЭТОГО СТРАНА БОГАЧЕ НЕ БУДЕТ»

Не обошлось без традиционной минутки политинформации. «Мы прожили неплохой 2016 год, хотя он трудным был, не знаю, как пойдет дело в 2017 году. Ситуация пока как не очень простая. На Украине дела не поправляются, в Сирии ситуация долго будет требовать внимания РФ. Очень рассчитываем, что 20-го числа вступит в права избранный президент США господин Дональд Трамп. Хочется, чтобы отношения наши улучшились», — пожелал спикер.

Довольно много времени он посвятил теме отстаивания Татарстаном своих прав как региона-донора на справедливую бюджетную политику, о чем накануне не написал разве что только очень ленивый журналист.

«Налоги отбирают под благородным предлогом выравнивания бюджетного обеспечения субъектов РФ. Посыл-то правильный, но сам механизм полностью обескровливает [регионы-доноры], лишаются инициативы те, кто заботится о развитии своей налоговой базы, притаскивает инвестиции, берет кредиты. А в это время полученную копеечную прибыль надо будет отдать на уравнивание с соседними регионами», — возмущался он.

«Им-то тоже интереса от этого нет, они успокаиваются, им дали. Они и так дотационные, за счет бюджета живут, а им еще и сверху дают, хорошо же! Но лучше дать удочку, чем рыбу, — продолжал Мухаметшин. — Россия сильна регионами, а сегодня только 8 - 10 регионов-доноров, а если дальше так пойдет, еще уменьшится. Это приведет к трудному положению. Мы режем курицу, которая несет золотые яйца и в федеральный, и в местный бюджет».

Глава Госсовета РТ вновь напомнил свое предложение: на сверхприбыли разрешить успешным регионам строить в соседних, менее успешных, филиалы крупных татарстанских компаний, чтобы помочь им нарастить налоговую базу. «Филиал «Татнефти», КАМАЗа на 100 - 150 человек — с конкурентоспособной продукцией, с хорошей зарплатой. Чтобы он [соседний регион] на эту сумму дохода уменьшил дотацию из федерального центра, на следующий год — еще больше», — рассуждал спикер РТ, но добавил, что РТ в этом случае хочет бы стать владельцем 51% акций таких компаний.

«Этому отдай, этому отдай — от этого казна российская больше не становится. Мы хотим достучаться до федерального центра и найти решение для увеличения поступления в федеральный бюджет», — говорит спикер. Он вновь напомнил, что Татарстан собирает со своей территории (вместе с таможенными платежами) порядка 700 - 720 млрд. рублей, а бюджет РТ — порядка 180 млрд. рублей.

«Надо взращивать регионы-доноры. И чтобы работал тезис, который говорил Минтимер Шаймиев, когда мы шли на подписание Декларации о суверенитете: „Россия будет богата, если будут субъекты богаты“. Если будет богато только Садовое кольцо, от этого страна богаче не будет», — рассуждал Мухаметшин.

Римма Ратникова заметила, что разум у работников СМИ все же преобладает Римма Ратникова заметила, что разум у работников СМИ все же преобладает

«ХОДОКОВ СТАЛО БОЛЬШЕ»

Ратникова в своей речи отметила, что современным журналистам повезло жить в период постоянных перемен, что «безумно интересно». Также она отметила, что благодаря активной позиции президента РТ республика все время попадает в фокус федеральных СМИ.

Она подчеркнула, что в «Татмедиа» сегодня происходят просто «тектонические изменения». Но строго предупредила, что все реформы следует проводить в законодательном поле. Видимо, прецеденты не вполне корректного прощания с журналистами были...

«Ходоков в Государственный Совет стало больше, просят разъяснить, что это за „Татарстан-24“? Как будут выживать районные СМИ?» — поделилась Ратникова. Говорит, журналисты просят помощи и поддержки. Она рекомендовала руководству «Татмедиа» внедрять новации открыто. «Нельзя журналистов делать затаившимися оппонентами», — предупредила она.

Наконец Ратникова заметила, что разум у работников СМИ все же преобладает. «Иногда даже „мочилово“ между СМИ начинается, но все равно мы умеем сесть за стол переговоров и договориться», — успокоила председатель союза журналистов РТ, после чего спикер ГС вручил наиболее отличившимся работникам пера госнаграды.