МОЩНЫЙ ЦИКЛОН УСТРОИЛ ЭНЕРГЕТИКАМ ПРОВЕРКУ НА ПРОЧНОСТЬ

В энергокомпаниях РТ подводят итоги ЧП, вызванных обильным снегопадом в начале декабря. Напомним, что  в ночь с 4 на 5 декабря жители десятков районов республики стали свидетелями того, как буквально в считанные часы ледяной дождь, замерзающий на лету, покрыл панцирем практически все – деревья, поля, крыши домов… Ситуация усугублялась шквалистым ветром. В результате не выдержали линии передач, и без электричества остались более 280 тысяч жителей Татарстана.

НЕПОГОДА ПОЗИЦИИ НЕ СДАВАЛА

Такой «подарок» природы сулил для энергетиков массу неприятностей, и они не заставили долго ждать: линии проводов, закованные в ледяную броню (толщина льда на проводах местами достигала 80 мм), раскачиваемые шквалистым ветром, рвались, как нитки. Обледенелые опоры ЛЭП, растаскиваемые уцелевшими проводами, не выдерживали и ломались. Начались массовые отключения на воздушных линиях 35-220 кВ, распределительные сети буквально разметало в разные стороны. Первыми приняли на себя удар районы, входящие в зону ответственности Чистопольских электрических сетей: вечером 5 декабря без электричества остались более 200 тысяч жителей этой  зоны, и 25 тысяч – в других районах республики. Официально было объявлено, что в местах стихийного бедствия разрушено более 200 опор ЛЭП. Президент РТ Рустам Минниханов срочно созвал комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в ночь с 5 на 6 декабря комиссия под руководством первого вице-премьера Равиля Муратова  приняла решение ввести режим чрезвычайной ситуации в девяти районах республики. В пострадавшие районы в срочном порядке направлялись дизельные генераторы для подключения социальных объектов. В Сетевой компании был создан оперативный штаб по ликвидации последствий стихии, с этого момента для энергетиков наступили дни без сна и отдыха: на ликвидацию аварии были брошены большие людские и материальные ресурсы. А погода, между тем, продолжала диктовать свои условия – мощный циклон, обрушившийся на республику, не собирался сдавать свои позиции.

ОПОРЫ ЛЕЖАЛИ, КАК ЦЕПОЧКА ДОМИНО

6 декабря в Нурлатский район, где произошло отключение десятков тысяч потребителей, выехал  начальник службы распределительных сетей ОАО «Сетевая компания» Илшат Галимзянов. Как сообщил Галимзянов БИЗНЕС Online, только сейчас стали известны истинные масштабы стихии. Все авральные дни шла корректировка цифр и фактов, так, первоначальная информация об обрушении 200 опор сегодня выглядит устаревшей. Опоры некоторых линий полегли целиком – они лежали как цепочка домино.  В конечном итоге энергетики восстановили по всей республике более четырех тысяч опор ЛЭП!

– Я прибыл  в Нурлат 6-го декабря, – рассказывает Галимзянов. – Мы сразу же постарались оперативно оценить обстановку. В первую очередь выявили самую острую проблему – город остался без воды, так как  сети электроснабжения, которые обеспечивают энергией водозабор со стороны 35 кВ и 10 кВ, были повреждены. Бригады  распределили таким образом, чтобы как можно быстрее  восстановить электроснабжение объектов жизнеобеспечения. Подняли подрядные строительно-монтажные организации, бригады сетевых предприятий: Бугульминских, Буинских, Альметьевских, Приволжских, Елабужских, Нижнекамских  сетей. Первые дни люди работали круглосуточно: на сон оставалось два-три часа, практически все  время они находились в поле, на объектах. Обстановка, честно говоря, напоминала линию фронта. Хочу отметить, как оперативно сработала Сетевая компания по поставке материалов, что было чрезвычайно важно. Большую помощь оказала администрация  Нурлатского района, предоставив работающим в поле жилье, организовав горячее питание на рабочих местах, транспорт.

ТАМ, ГДЕ НЕ ПРОХОДИЛИ СНЕГОХОДЫ, ЛЮДИ ШЛИ ПЕШКОМ

Однако далеко не все происходило гладко. По словам Галимзянова, сложность состояла в том, что было трудно оценить истинные масштабы катастрофы. Организованный  вице-премьером, министром энергетики республики Ильшатом Фардиевым вертолетный облет пострадавших территорий позволил представить реальную картину  произошедшего: сломанные деревья, оборванные линии электропередач, поваленные опоры. Кроме того, поля покрылись сплошной коркой льда, поэтому было невозможно продвигаться на  снегоходах. Бригадам приходилось обходить труднодоступные места пешком.

Директор Чистопольских электрических сетей Александр Наумов признался БИЗНЕС Online, что та работа, которую проделали энергетики за десять дней, соизмерима с масштабами работ за год-два!

– Обстановка была очень сложной, – говорит Наумов, – такого гололеда на наших территориях раньше не было. Люди работали по 20 часов в сутки. Служба высоковольтных линий, диспетчеры трое суток вообще не отходили от рабочих мест. Если и спали, то в машине при передвижении с одного объекта на другой. Сейчас  напряженность снята, потребителям подана электроэнергия, подбираем небольшие очаговые участки, но массово все потребители подключены. И все это благодаря тому, что наша республика имеет мощный потенциал: и энергосистема, и смежники, которые работают с нами, подрядные организации, производители строительных материалов. Все понимали эту меру ответственности и делали все что могли.

Непростая  ситуация сложилась и в зоне ответственности Нижнекамских электрических сетей, в чьем ведении  находятся пять районов. В момент аварии без света остались около 40 тысяч  потребителей, сообщил БИЗНЕС Online директор  сетей Шамиль Хакимов. В общей сложности в районах обрушились 522 опоры: такого масштабного ЧП, признается он, не было за последние как минимум тридцать лет. Однако уже к утру 8 декабря схема электроснабжения была восстановлена.

– Мы только вздохнули с облегчением, только вытерли пот со лба, – рассказывает  Хакимов, –   как 9-го числа резко поменялась погода. Если помните, накануне был дождь со снегом при минусовой температуре, а на следующее утро грянула оттепель. И многотонные наледи на проводах стали таять, в результате чего началась «пляска» проводов: часть проводов снова оборвалась, где-то возникло замыкание, еще 120 опор повалилась. Но накануне  мы людей не отпускали, специализированные  бригады оставались на рабочих местах.

К утру 11 декабря нижнекамские энергетики полностью восстановили электропитание по постоянной схеме. Это удалось не без помощи соседей – Набережночелнинских, Елабужских, Альметьевских сетей, а также подрядной организации ОАО «Татэнергострой».  Как только обстановка нормализовались эти бригады были направлены на помощь Чистопольским электрическим сетям.

УЩЕРБ ПОДСЧИТЫВАЕТСЯ

Ситуация стабилизировалась, однако у энергетиков головной боли не убавилось. Сегодня перед ними стоит другая задача: определить ущерб, который нанесли последствия погодного экстрима. По словам заместителя генерального директора ОАО «Сетевая компания» Вильдана Нигметзянова, принимавшего непосредственное  участие в ликвидации последствий стихии в Нурлатском районе, только прямые затраты по предварительным подсчетам составляют более 220 млн. рублей. Это затраты на материалы, которые Сетевой компании пришлось в срочном порядке приобретать у предприятий, производящих опоры, изоляторы, провода, а также работа подрядных организаций:

 – Вы представьте, – сообщил Нигметзянов, – понадобилось сразу четыре тысячи опор! И это в ситуации, когда ни один завод республики не производит такого количества изделий. Потребовалось также большое количество провода, изоляторов и других комплектующих. Тем не менее, удалось оперативно создать мощный конвейер по доставке материалов с заводов Татарстана, из соседних регионов: на производстве опоры лили в три смены, машины разгружались практически с колес.  За десять дней произвести такое количество материалов, доставить его на пострадавшие территории, и все это смонтировать – это беспрецедентно. Что касается затрат, то 220 миллионов рублей – это только прямые затраты просчитанные в первом приближении. А есть еще и косвенные, которые еще предстоит уточнить.

Говорить о полномасштабной картине ущерба пока рано: компании-подрядчики, администрации районов только начинают пересылать счета энергетикам. Однако уже сейчас становится очевидным: если убытки от последствий природного катаклизма лягут целиком на плечи Сетевой компании, то мало не покажется. Остается надеяться, что в ближайшее время федеральные и республиканские органы власти  определятся с масштабами помощи по компенсации ущерба.

Елена Фадеева