ТАТАРСТАНСКОМУ ЭКС-МИНИСТРУ В МОСКВЕ ОТВОДЯТ РОЛЬ БОРЦА С МОНОПОЛИЕЙ ЛУЖКОВСКИХ ДЕВЕЛОПЕРОВ

Сергей Собянин и новый глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин, приостановив тендеры на жилищное строительство на 15 - 20 млрд.рублей, активно занялись ревизией лужковского наследия в сфере госзаказа. Как отмечают эксперты, задача нового вице-мэра - перестроить систему, заточенную под узкий круг девелоперов близких к прежнему мэру. Нанаряду с этим спустя месяц после назначения в Москву Марат Хуснуллин занялся активным тиражированием разработок татарстанского минстроя, включающее внедрение типового строительства и электронного документооборота.

ШАГ ЗА ШАГОМ

Передача под контроль экс-министра РТ Марату Хуснуллину стройкомплекса Москвы, который ранее курировал первый вице-мэр Владимир Ресин стала лишь первым шагом в революции, устроенной новым столичным градоначальником Сергеем Собяниным.

Следующим этапом, похоже, станет пересмотр распределения системы горзаказа. Первым делом после назначения в Москву  Собянин перенес на неопределенный срок или вообще отменил большинство тендеров, которые должны были пройти в конце 2010 года.

Несмотря на все категории закупок, включая лекарства, было наложено вето, под особым контролем оказались тендеры на 2011 год строительство муниципального жилья и социальной инфраструктуры. Новые власти Москвы сегодня активно проводят ревизию всей системы городского заказа. По данным экспертов, сегодня из-за отмены тендеров в подвешенном состоянии находятся подряды на строительство жилья и объектов социально-бытового назначения объемом 15 - 20 млрд. рублей.

ИРОНИЯ СУДЬБЫ ИЛИ ЗДРАВСТВУЙ «СЕРИЯ»

Как сообщает РБК Daily, задача проверок - разрушить созданную  Ресиным систему по привязке к горзаказу определенных серий панельных домов, которые производятся отдельными застройщиками. Причем, все эти застройщики в Москве у всех на слуху и большинство относились к близкому кругу экс-мэра Москвы Юрия Лужкова. Так, основными участниками жилищного горзаказа в Москве выступают ДСК-1, СУ-155 (ДСК-5), «Главмосстрой» (контролирует Олег Дерипаскал) и ГК «ПИК» (ДСК-2 и ДСК-3). В начале года столичные власти рассматривали возможность участия в социальном строительстве компании «Интеко» Елены Батуриной. Контролируемый супругой Лужкова ДСК-7, к примеру, уже был определен как поставщик панелей для детских садов.

Некую иронию всей это ситуации придает то, что новый куратор столичного стройкомплекса Хуснуллин сам курировал один из крупнейших в республике холдингов по строительству панельного домостроения – ОАО «Татстрой».

ЧТО БЫ НИ ДЕЛАЛИ, ПОЛУЧАЕТСЯ ГЖФ?

По словам источника федерального издания, с приходом  Хуснуллина все документы «изучаются под лупой» и скорее всего старые договоры будут пересмотрены.

РБК со ссылкой на источники в правительстве Москвы уже предполагает, что на столичный строительный рынок придут региональные игроки, которые потеснят москвичей. К тому же,  Хуснуллин может получить часть функций департамента экономической политики и развития Москвы и, возможно, контроль над тендерным комитетом. По сути, один в один повторяется ситуация, которую экс-министр прошел в Татарстане, когда получил право администрировать размещение заказов на ЭТИС в обход агентства по госзаказу.

Вообще,  Хуснуллин сегодня в Москве пытается повторить опробованные в республике ноу-хау. Такие, как например, электронный документооборот, внедрение проектов повторного применения (типовое строительство), о чем более подробно говорит в своем первом публичном интервью (см. ниже).

В итоге, вполне может получиться, что новые инициативы «варяга» из Татарстана могут вылиться в создание в Москве аналога татарстанского Госжилфонда. Правда, масштабы у него могут отличаться в разы. Согласно  утвержденной адресной инвестиционной программы Москвы на 2011 год торги, из запланированных на стройку 360 млрд рублей порядка 200 млрд. пойдет на дороги, 46 млрд. — на жилье, а оставшиеся 114 млрд — на прочую инфраструктуру. Кстати, дорожное хозяйство в столичном стройкомплексе курирует экс-замглавы минстроя РТ Рафик Загрутдинов.

БИЗНЕС Online

 

Интервью Марата Хуснуллина

В беседе с корреспондентом портала "Строительный мир" заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин прокомментировал принятые Правительством Москвы меры по ускорению развития строительного комплекса Москвы. Представляем текст этой беседы.

«Задача улучшить экономику правительства Москвы»

 - Марат Шакирзянович, 7 декабря на заседании Правительства Москвы Вы были основным докладчиком по вопросу «О развитии среды электронного взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы в целях сокращения сроков оформления и выдачи документации для осуществления градостроительной деятельности в городе Москве». Название этой темы указывает на то, что речь идет об использовании служебных информационных систем разного свойства и назначения. Каково Ваше видение служебных систем, образующих электронную среду, в обеспечении прозрачности деятельности органов власти, например, в сфере строительства – для его ускорения, а заодно и для ускорения развития самого строительного комплекса Москвы?

- Практическое решение этого вопроса я считаю крайне важным. Первое. Мы обеспечиваем скорость принятия всех решений. С учетом того, что скорость движения капитала – я имею в виду капитал в строительной отрасли - прямо влияет на экономический результат, сокращение сроков позволит просто улучшить экономику как строительных организаций, так и улучшить экономическую деятельность Правительства Москвы, которое является крупнейшим заказчиком в области строительства. Сегодня, кто бы чего ни говорил, а реальная инфляция в строительстве в этом году и, я думаю, в следующем году будет более 10-ти процентов. Поэтому от скорости принятия наших решений зависит экономика, да и вообще эффективность использования бюджетных средств. Второе. Мы, сделав структуру максимально прозрачной, исключим коррупционную составляющую. Потому что сегодня ни для кого не секрет, что огромное количество наших согласующих служб способствуют наличию коррупционной составляющей.

Третье. Я считаю, что мы можем сократить таким образом количество людей, занятых на этой работе, и, соответственно, объем затрат на выполнение государственной функции в области управления строительством.

Четвертое. При такой прозрачности мы можем максимально включить в этот процесс граждан, потому что на сегодняшний день идет огромный поток писем, потому что люди не информированы о том, что мы делаем. Когда же будут выставлены все наши планы, то, всё будет понятно.

Вот, например, мэр дал задание по Варшавскому шоссе – сказать, где у нас здесь будущие переходы, где развязки. Скажем шире: сейчас мы берем часть основных трасс и полностью делаем проработку, как они будут реконструироваться – где будут переходы, развороты, расширения, как будет двигаться транспорт. И если мы сегодня заранее всю эту информацию сможем опубликовать в средствах массовой информации, т.е. вообще всю программу развития транспортной сети опубликуем, то мы избежим разных неудобств для жителей, так как они заранее будут знать эти программы, и избежим очень многих проблемных вопросов. Например, таких проблем, какие возникли с детским садиком на улице Павла Корчагина, куда недавно приезжал мэр Москвы. Напомню: там планировалось строить садик, но часть людей поддерживает строительство, готова к этому, а другая часть не готова. И пока решения на сегодняшний день нет, там бюджетные деньги работать не могут. И какое же принять теперь решение, что делать?

Так вот, у нас должно быть как можно меньше таких вопросов. Потому что, я хочу это подчеркнуть, мы все работаем, чтобы гражданам было лучше жить. Задача нашего градостроительного комплекса – создать комфортные условия проживания гражданам, как москвичам, так и всем приезжим. А для этого мы должны быть открыты.

Скажу еще вот о чем. Безусловно, электронный документооборот, на который мы должны перейти – мы поставили такую задачу, он просто элементарно позволит нам экономить наше время. То есть нам не нужно будет одну бумагу пускать по кругу. Вот, сегодня на заседании Правительства Москвы я привел в своем выступлении такой пример: одно техзадание согласовывалось десятки раз разными структурами. Или такой пример: на предпроектную подготовку документации требуется до 80-ти согласований, если согласовано с первого раза. Но мы не имеем права «кошмарить» инвесторов.

Во-вторых, самый крупный инвестор в Москве – государство в лице Правительства Москвы. Мы сегодня сами себя ограничиваем. В результате мы сегодня занимаемся преодолением искусственно созданных препятствий вместо того, чтобы потратить это время с пользой для дела – на благо города и его жителей!

Мы не можем при таких условиях, при таких ограничениях для инвесторов выполнить те задачи, которые ставит мэр. А о том, чтобы не выполнить задачи, об этом не может быть даже и речи – мы задачи все выполним. И раз так, мы должны, просто обязаны все ограничения и все проблемы в этой сфере снять, независимо от того, какие это проблемы – человеческий или системный это фактор.

Вообще вопрос об упрощении процедур строительного комплекса я ставлю одной из своих приоритетных задач. Потому что, не решив эти проблемы, всё остальное окажется трудно выполнимым.

«Везде, где можно уйти на рынок, надо уходить на рынок»

- Если в стройкомплексе Вам легко организовать эту работу, насколько Вы уверены в тех партнерах, которых называли на заседании Правительства, что они сумеют подстроиться под новые требования и будут следовать им для достижения поставленной цели? Насколько серьезна эта проблема или она кажется надуманной?

- Проблема очень серьезная, потому что то, что зависит от Комплекса, мы достаточно четко показали, в какой срок, какой орган и что будет согласовывать.

По другим ведомствам – будем пытаться создать оперативную комиссию. Причем, она должна быть увязана с административной реформой, которая сейчас проходит.

Для этого нужно будет:

а) в первую очередь, вообще сократить количество согласующих организаций. А те согласующие организации, которые остались, должны максимально сократить сроки;

б) еще я ставлю такой вопрос – сокращение стоимости услуг. Потому что сегодня у нас очень много различных структур – так сказать «при правительстве» или «околоправительственных», которые занимаются различными услугами по выдаче документации по непонятной цене, с непонятным качеством.

Но я считаю, что везде, где можно уйти на рынок, надо уходить на рынок. А задача государства, Правительства Москвы – создать максимально благоприятные условия для инвесторов и для себя, как главного инвестора в Москве.

Портал «Строительный мир»