НА  РЫНКЕ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ КАЗАНИ ПОЯВИЛОСЬ НОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ  ПО ОЧЕНЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ ЦЕНАМ

Вопрос «купить или снимать?» нередко встает не только перед населением, озабоченным квартирным вопросом, но и перед компаниями сегмента малого и среднего бизнеса,  выбирающим место под офис. Арендные ставки растут год от года, и, может быть, не стоит платить за чужие квадратные метры, а обзавестись своими? Однако и здесь не все так просто: офисные продажи в столице республики – дорогое удовольствие, в среднем цена квадратного метра колеблется от 50 до 70 тыс. рублей, причем за расположение далеко не всегда в центре города. Но выход есть: на рынке коммерческой недвижимости появилось уникальное предложение, правда, с одним «но» – предложение ограничено.

Газета «БИЗНЕС Online» писала  летом о программе реконцепции ТК «Караван». Комплекс предполагалось сориентировать на представителей малого и среднего бизнеса, желающих приобрести офисы в собственность в центре города. Сегодня уже можно говорить о результатах проекта реконцепции. Офисы «Каравана» успешно реализуются, о чем рассказал «БИЗНЕС Online» менеджер проекта кандидат экономических наук  Мурат Ахмеров.

 АСПЕКТЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

– Мурат Рустэмович, со времени последней нашей встречи прошло четыре месяца. В каком состоянии сегодня находится «Караван»?

– Буквально 1 сентября мы сдали вторую и третью очереди комплекса, а уже в начале декабря был продан последний свободный офис. Всего же в рамках реконцепции было реализовано 64 офиса в сегменте 25/30/40 квадратных метров. Формат офиса 25 квадратных метров  является самым популярным у покупателей. В настоящий момент наша компания приступает к реконструкции второго этажа торгово-офисного комплекса "Караван".

– Расскажите подробнее, что планируется построить в следующей очереди, сколько по времени это займет?

– Это будет реконструкция левого крыла второго этажа здания торгово-офисного комплекса «Караван». Нарезка помещений будет происходить по коридорной системе. Площадь типового офиса будет также составлять порядка 25 квадратных метров. В сравнении с третьим этажом выгодным преимуществом является наличие больших витражных окон, красивые видовые характеристики (на гребной канал, на озеро Кабан). Также в планах нашей компании проект реконструкции второго этажа здания бывшего «Книжного двора». Его первый этаж был разделен на четыре отдельных торговых помещения по 130 квадратных метров. Этот формат оказался также очень востребованным рынком и помещения были раскуплены в течение одного месяца. Третий этаж здания был продан целиком в одни руки инвесторам из Удмуртии. Второй же этаж представляется наиболее интересным с коммерческой точки зрения. Планировка здания позволяет построить офисы площадью по 15-17 квадратных метров. На сегодня это самый востребованный формат для малого бизнеса. Подобного предложения, насколько мне известно, в городе, тем более в центре, нет. Всего же будет построено 20 офисов подобного формата, так что как видите - предложение ограничено. Кстати, некоторые из покупателей, что приобрели офисы на третьем этаже «Каравана», проявили заинтересованность и в этом предложении. И уже сейчас из 20 будущих офисов в «Книжном дворе», пять – забронированы на этапе их проектирования, потому что люди понимают ликвидность данного формата. Думаю, что офисы будут готовы в течение ближайших полутора-двух месяцев.

– При покупке коммерческой недвижимости бизнес часто сталкивается с чисто техническими проблемами: содержанием имущества, его обслуживания, необходимостью организации клиннинга, охраны…

– Такой проблемы в «Караване» не существует. Мы продаем готовые офисы с качественной чистовой отделкой, со всеми инженерными коммуникациями, соответствующими классу «В+», это: система центральной вентиляции и кондиционирования, система пожаротушения, системы контроля доступа. В здании также для удобства собственников и арендаторов действуют эскалатор и грузовой лифт.  Весь комплекс услуг, связанный с коммунальными вопросами, решением хозяйственных проблем, оказывает управляющая организация. Хотелось бы отметить и такой момент: мало кто знает, что у «Каравана» есть отдельная парковка на 150 машиномест. Это особенно важно в условиях проводимой жесткой политики руководства города в отношении парковок в неустановленных местах.

СВЕРХПРИБЫЛИ – НЕ НАША ЗАДАЧА

– Центр города, грамотная логистика, качественная инфраструктура – все это несомненные преимущества «Каравана». Однако не последнюю роль играет стоимость предложения.

– Мы не скрываем того, что находимся на нижней границе рыночной стоимости. Все дело в том, что мы не ставим цели заработать сверхприбыли. Мы – девелоперское структурное подразделение инвестиционной компании, и наша основная задача – вернуть инвестиции на заданном уровне доходности, и мы это успешно делаем. Большинство предложений по рынку Казани на 10-15 тысяч выше нашего. Если говорить в цифровом выражении: офисы на третьем этаже мы продавали по цене 35-37 тысяч рублей за квадратный метр, офисы на втором этаже «Каравана» и здания «Книжного двора», поскольку это более презентабельные и ликвидные помещения, будут стоить немого выше – порядка 42,5-45 тысяч.

Если взять офис площадью 15 квадратных метров при цене 45 тысяч рублей за квадрат, то его стоимость составит 675 тысяч рублей. Это цена равносильна цене средней иномарки. Опыт и наши прогнозы показывают, что малый и средний бизнес может себе это позволить. Это актуально особенно сейчас, в канун Нового года. Почему бы не сделать своему бизнесу подарок в виде нового офиса в центре города?!!

– На ваш взгляд, как изменились цены в Казани на рынке коммерческой недвижимости  к концу года?

– Однозначно одно: недвижимость будет плавно расти. Дно кризиса уже пройдено, рынок недвижимости восстанавливается, цены на жилую и коммерческую недвижимость растут как минимум на процент инфляции. Если посмотреть по аналогии с нашим опытом, то цены выросли за полгода в среднем на 5-6 процентов. Причем спрос отреагировал неэластично, то есть продажи не спали, а значит, спрос сохранился на прежнем уровне. Люди понимают: кризис в прошлом, все растет в цене, и недвижимость не исключение.

НЕДВИЖИМОСТЬ – ПРИБЫЛЬНОЕ ДЕЛО

– Летом, оценивая рынок коммерческой недвижимости, вы говорили, что рынок аренды перенасыщен, с другой стороны, рынок продажи – дефицитен. Поменялась ли структура рынка в настоящее время?

– Структура рынка осталась прежней. До сих пор стабилен спрос на покупку офисных помещений. Интересно, но мы предполагали, что летом будет серьезный спад, однако – июнь, июль, август шли отличные продажи, в неделю мы совершали по нескольку сделок. Небольшое провисание произошло в октябре, но я связываю это с сезонными колебаниями. Последний месяц года также проходит на пике. Перед новым годом люди пытаются сделать какой-то задел на будущее, вложить деньги, чтобы в будущем получить доход. Любопытно, но поменялась структура спроса: за покупкой офисных помещений часто стали обращаться крупные инвесторы. Это люди, которые идут за объектом недвижимости не как за таковым, а за той доходностью, которую может дать то или иное помещение. Инвесторы, имеющие свободные средства, но которых не устраивают, к примеру, депозитные ставки, ищут другие способы вложения. Для них недвижимость сама по себе является более понятной, чем другие финансовые активы, такие как золото, фьючерсы, акции, облигации, векселя и т.п.: вот она, – есть стены, пол, потолок, коммуникации. Недвижимость является материальным активом, который всегда имеет ценность, она стабильна. Причем из недвижимости можно легко извлекать доход за счет сдачи в аренду, доходность от этого бизнеса составляет в среднем от 10 до15 процентов. Если сравнить с банковскими депозитами в 6-8 процентов, то, как говорится, почувствуйте разницу.

–  Каковы дальнейшие планы вашей компании после реализации площадей «Каравана»?

– Как минимум на полгода мы планируем реализацию данного проекта. До 1 июля поставили задачу продать основную массу недвижимости. Надо учесть, что часть объектов у нас реализуется в рассрочку, так как гибкая политика компании в отношении клиентов предполагает и такую схему. Думаю, что за полгода мы продадим основную массу площадей и  у нас появится возможность инвестировать в другие перспективные проекты.

Елена Фадеева

На правах рекламы