В настоящее время, да и в будущем, экономическая наука, практика менеджмента и принятия стратегических и оперативных решений при управлении инновационными проектами потребует новых разработок систем критериальной оценки последних.

Общая теория критериальной оценки и Закон устойчивого развития дают теорию и практику применения их теоретического, методологического и математического инструментария.

Работы проводимые Российским экологическим центром в рамках работ «Лаборатории проблем экологической, социокультурной и промышленной безопасности территорий и анализа климатических изменений» планируемых совместно с АН РТ по исследованию корреляций при изменениях в социальных системах с изменениями в экономических, экологических, экопромышленных, культурологических и т.п. системах и их подсистемах привели к созданию следующих методик:

• Выработка с помощью ЭВМ методологии системных подходов при множестве индикаторов на основе принципа Эджварта-Парето, элементов теории относительной важности критериев, методов анализа иерархий, Общей теории критериальной оценки, Закона устойчивого развития, требующих применения математического, социологического, и экономико-статистического анализа множества факторов с целью разработки методологии принятия ЛПР* (лицом принимающим решения) оптимальных и рациональных решений.

• Разработка интегральных критериев на основе решений и итоговых документов международных организаций, ОНН, Всемирного банка, научных форумов, конгрессов и конференций и внедрение агрегированных индексов (интегральных критериев) с целью анализа процессов в сферах человеческой жизнедеятельности анализируемых институтами последних.

• Разработка методик создания и применения агрегированных индексов для экспертной оценки в сферах: экономики, экологии, социо-культурологии, прикладной науки и управления.

Деятельность лаборатории осуществляется на внебюджетной основе по хозрасчетной модели финансирования.

Идеи, математические модели и новшества, на основе которых разрабатываются методики, ранее были опубликованы и имеют рецензии от работников теоретической и прикладной науки, экономистов практиков.

Work is realized for the reason development of technologies of the choice of the best decisions under different circumstance, theoretical and practical problem when arising complex situation at decision making in practical problem with several criteria on base of the principle of Edgeworth-Pareto, element to theories to relative importance of the criterion, methods of the analysis hierarchy, the General theory of the criteria evaluation, Law of sustainable development, which provide the most further using a result in the target programming, development and using integral, aggregated index for choice optimum and rational management decisions in eco-industrial and eco-social systems.

Interpretation mathematical result is illustrated example from different areas of the economy, ecologies, sociologies.

Results of the work find using at development, creation and analysis acting eco-industrial and eco-social of the systems, territorial and branch level, as well as are offered for use international organization, UNO, Worldwide bank for the reason undertaking economy-statistical analysis speakers analysis of the development territory and separate state.

Издавна экономика стремилась стать математической, поскольку математика является образцом строгости для любой науки. По этому поводу еще великий Леонардо да Винчи написал: «Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математическое доказательство».

Математические методы при исследовании различных экономических явлений и процессов стали использоваться уже в девятнадцатом веке. Здесь уместно упомянуть блистательные имена Антуана Курно, Леона Вальраса, Френсиса Эджворта и Вильфредо Парето. Именно эти замечательные ученые воздвигли величественное здание общей теории равновесия, которая в период Второй мировой войны достигла своей кульминации в книгах Дж. Хикса и П. Самуэльсона.

В двадцатом веке, когда учеными был осознан тот факт, что экономическими процессами можно научиться управлять, в экономику прочно вошло понятие оптимальности. Оптимальность связывается с осуществлением наилучшего выбора (достижением желаемой цели) при ограниченных возможностях. Развитию и внедрению понятия оптимальности в экономике немало способствовало появление таких разделов математики, как линейное, нелинейное и динамическое программирование/

Допустимые решения оцениваются одновременно по нескольким показателям (критериям). Многокритериальность является неотъемлемой чертой большинства реальных задач выбора и требует специальных методов анализа. Именно поэтому этап моделирования возможных решений в значительной степени зависит от опыта, интуиции и искусства исследователей, как практиков из конкретной области знаний, так и специалистов по принятию решений (математиков). Этот процесс невозможно отождествлять с простым формальным применением уже известных, хорошо описанных алгоритмов.

Используя научно-философскую базу и математический аппарат ОТКО для постановки и решения вышеуказанного класса задач, где ОТКО предусматривает совместное рассмотрение различных множеств факторов, и, оптимальные и рациональные решения не всегда есть задачи максимизации или минимизации, а также рассматриваются количественные и качественные индикаторы состояния систем, для получения агрегированных индексов (интегральных критериев оценки), которые оценивают динамику развития (деградации) системы, в том числе с учетом оказанных на систему тех или иных воздействий.

Вопросы оптимальности и вынесения рациональных («разумных») решений необходимо также рассматривать с позиций ЗУР, его постулатов и приложений, так как, во многих случаях, принятые решения переносятся на социальные системы, которые тесно переплетаются и коррелируются с экономическими, экологическими, экопромышленными, культурологическими и т.п. системами и их подсистемами в том числе.

Предлагая рассматривать процессы в вышеперечисленных системах в совокупности их развития и с точки зрения обеспечения экологической и энергетической безопасности и используя методы многофакторного анализа подобных систем с позиций Общей теории критериальной оценки и Закона устойчивого развития, в настоящей работе делается попытка продвинуться в вопросе действенного использования инструментов анализа таких систем. Созданные и планируемые инструменты анализа предполагается использовать в качестве составных частей национальных и международных программ и проектов. Применимость подобных подходов была показана при анализе экопромышленных систем и инновационных проектов и бизнес-планов при экспертной оценке, например, на конкурсе Внештогбанка. Остановимся на этом примере подробнее с целью демонстрации ряда положений и математического аппарата, используемых в вышеуказанных методах анализа.

Практика применения Общей теории критериальной оценки и Закона устойчивого развития при разработке и использовании комплексных критериев оценки при анализе теоретических изысканий и прикладной деятельности человека с последующими произведенными изменениями в природе, по причине результата внедрения передовых технических и социально-экономических идей и новшеств, требует внедрения универсальных критериев оценки более высокого уровня. Инновации и прогрессивные методы развития экопромышленных систем в реальном секторе экономики показывают необходимость применения комплексных критериев оценки при учете вопросов экологической и энергетической безопасности, так как общие проблемы безопасности связаны с безопасностью личности в целом, тесно переплетаясь с общегражданским пониманием о среде обитания человека и качестве жизни.

Любая деятельность человека, в том числе и технологическая, традиционно связано с воздействием на окружающую среду, и именно от него зависит возможность обеспечения благоприятного состояния окружающей среды вблизи населенных пунктов, больших и малых, природных заповедных зон и водоемов.

Не мудрено, что «экологическое право», включая право на благоприятную окружающую среду, рассматривается с позиций характера потребностей человека, - экологических (физиологических), экономических эстетических, рекреационных, научных, культурных, - которые меняются по мере развития самого человека.

Поэтому с учетом разного характера природы потребностей человека, в которых проявляется его биосоциальная сущность, окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве требованиям, касающимся чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

Определение понятия «экологическая безопасность» долгое время отсутствовало в российском законодательстве. В ранее действующем законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. №2061-1 «Об охране окружающей природной среды» не было четкого определения этого понятия. Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. №2426-1 «О безопасности» установлено: безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «Об укреплении Российского государства « (1994 г.), Указе Президента Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. № 1037 экологическая безопасность названа составной частью национальной безопасности России.

Обеспечение безопасного развития в экологической сфере – важная составляющая перехода России к устойчивому развитию как объективному требованию времени. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет понятие «экологическая безопасность». Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможности негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

С другой стороны, городская среда жизни представляет собой сочетание искусственно созданных элементов и условий жизни (дороги, тротуары, здания, инженерные сооружения, мезоклимат города и т.д.), культурной среды и элементов естественной природы, воздействующее на человека в совокупности с социально-экономической средой. Социально-экономическая среда включает в себя социально-психологические, социологические, демографические, национально-культурные, этнические, производственно-экономические элементы и ряд других. При несоответствии среды жизни потребностям могут развиваться разнообразные конфликты. Качество среды жизни влияет на продолжительность жизни, здоровье людей и уровень их физической и психической заболеваемости. В качестве основного фактора при оценке среды жизни выделяют состояние окружающей среды. Ее параметры состояния можно выявить с помощью мониторинга. Обычно оценка состояние среды жизни города включает в себя оценку целого ряда факторов, среди которых и качество питьевой воды.

После принятия решения о переходе на путь устойчивого развития всех стран и городов мира несколько изменился подход к оценке качества городской среды. Она стала зависеть от степени устойчивости развития города. С самого начала создания концепций устойчивого развивающегося города необходим был выбор реальных, поддающихся измерению параметров такого города. Ответ на вопрос о приближении города к устойчивому развитию или удалению от него можно получить, сверяя показатели функционирования с индикаторами устойчивого развития города, - это, как правило, численные, измеряемые значения ряда параметров развития города и его среды, которые можно оценить либо по их абсолютной величине, либо путем сравнения с наблюдавшимися ранее значениями этих параметров. Во многом эти индикаторы стали показателями качества среды жизни человека, которые должны быть достигнуты в здоровой, экологически выверенной городской среде.

В мире активно идет разработка критериев и индикаторов устойчивого развития. Этим занимаются ведущие международные организации: ООН, Всемирный Банк, Организация стран экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейская комиссия, Научный комитет по проблемам окружающей среды (SCOPE) и др. Эта проблема рассматривается на различных международных конференциях и семинарах.

Одним из проектов является Система интегрированных экологических и экономических национальных счетов, предложенная Статистическим отделом ООН и нацеленная на учет экологического фактора в национальных статистиках, а также программа экологических индикаторов ОЭСР.

Разработка индикаторов устойчивого развития является комплексной и дорогостоящей процедурой, требующего большого количества информации, получить которую бывает сложно, а иногда и просто невозможно. Обилие индикаторов, входящих в систему, затрудняет их использование во многих странах в связи с отсутствием необходимых статистических данных.

Внесем уточнение: под индикатором понимается показатель (выводимый из первичных данных, которые обычно нельзя использовать для интерпретации изменений), позволяющий судить о состоянии или изменении экономической, социальной, или экологической переменной; индекс – это агрегированный или взвешенный индикатор, основанный на нескольких других индикаторах или данных. Использование индексов приемлемо там, где хорошо понятны причинно-следственные связи. Примером может служить индекс цены акции (например, индекс Доу Джонса Нью-Йоркской фондовой биржи), который для инвесторов является индикатором общих тенденций рынка на будущее.

Отдельные индикаторы состояния среды и устойчивого развития не могут быть определены с большой точностью. Все разработанные группы индикаторов устойчивого развития пока недостаточно совершенны, они привязаны к конкретным нуждам города. Необходимо изучение и совершенствование индикаторов, разработка новых.

Цель создания объективных и признаваемых всеми индикаторов – управление достижением более устойчивого развития города и экологической городской среды. Для этого управления важен так называемый «индекс устойчивого развития», который учитывает целый ряд факторов, среди них: состояние воздушной среды, доступ к зеленому пространству, качество питьевой воды, эффективность использования ресурсов, степень равноправия граждан и т.д. и т.п.

Мониторинг городской среды жизни и составляющих фактических меняющихся параметров с нормируемыми индикаторами является основой существующей системы критериальной оценки.

Такая система громоздка, несовершенна и требует значительных трудозатрат специалистов при ее применении, а также при ознакомлении с результатами ее применения неспециалистами, работниками других сфер деятельности, гражданами.

Необходимы синтетические критерии, использующие такие подходы, которые позволяют, в том числе, применить и общую теорию критериальной оценки, и подвигающие к решению управленческих задач. К таким критериям относятся интегральные критерии оценки, являющиеся базовым понятийным элементом Общей теории критериальной оценки (ОТКО), которые представлены в ее математическом аппарате следующим образом:

n

K = Σ CiКi ≤ 1

i=1

где,

К - интегральный критерий оценки;

Кi - i -я отдельная характеристика, входящая в интегральный критерий оценки;

0 ≤ Кi ≤ 1.

Сi - i - й весовой коэффициент i - й отдельной характеристики;

0 ≤ Ci ≤ 1.

К изменяется от 0 до 1: 0 ≤ К≤1

Разработка таких обобщенных критериев требует и специальных решений, в том числе и постановки задач в лице правительственных органов, и их реализации в структурах муниципальных образований.

С целью ознакомления с понятийным минимумом ОТКО ниже приведен ряд извлечений из нее, подходящих рассматриваемой теме:

2. ОТКО обладает сродством к развитию.

5. Критерии образуют системы.

6. Критерии сводятся в систему для оценки концепций, учений, теории, моделей, проектов, технологий в отдельных областях жизнедеятельности социума.

7. Интегральные критерии дают возможность рассматривать совместно количественные и качественные характеристики, в том числе и интегральные, применяя весовые коэффициенты.

8. Весовые коэффициенты носят и интегральный характер.

Практика исследований методологии применения ОТКО и ЗУР продиктовала некоторые существенные изменения и допущений в математическом аппарате ОТКО, а именно введение учета влияния отрицательных факторов воздействия на инновационный процесс, а равно и окружающую среду, в том числе применяемых при расчетах на ЭВМ и составлении программ.

В этом случае, К изменяется от -1 до 1: -1 ≤ К≤1.

В дополнение к ОТКО при анализе систем можно порекомендовать применять методы, предлагаемые с помощью Закона устойчивого развития, следствий и приложений к нему, в виде графического анализа.

Известно, что техногенные, экопромышленные, экосоциальные системы и т.п. – устоявшиеся на сегодняшний день определения, существующих экофакторсистем** различных уровней и масштабов. С развитием экологических наук, внутреннее строение этих систем с недавних пор учеными рассматриваются более углубленно.

Цель такого пристального изучения - принятие новых оптимальных управленческих решений, которые синтетически оптимизируют результаты взаимодействия субъектов систем. Для такого рода анализа используются различные методы, в том числе и нахождение оптимумов в экофакторсистемах.

К оптимальным и неоптимальным результатам можно подойти с различных позиций, в том числе и с нетрадиционных на настоящий момент позиций. Если раздвинуть границы применимости Закона створа и ввести некоторые дополнительные критерии и параметры (факторы), отличающиеся от тех которыми оперировал в материаловедении автор этого закона для ИСК***, академик, д.т.н. И.А.Рыбьев. Такой подход позволяет ввести новое, расширенное понятие, ­ принцип створа (правило створа) для экофакторсистем. В этом случае мы можем перенести на принцип створа для экофакторсистем и часть положений, применяемых при использовании Закона створа в известном для него смысле. В свою очередь это ведет к универсализации самого Закона створа и расширению границ понимания его применимости в несколько ином его качестве, в виде принципа (правила) створа.

Оптимальное состояние для нашего случая характеризуется наличием оптимума, или иными словами, определенным, учитывающим взаимное влияние, общим состоянием элементов (параметров, факторов) системы.

Оптимальная система всегда является отражением принятых особенностей формирования ее в реальных условиях.

Неоптимальными же являются системы, которые не удовлетворяют главному условию оптимальности, ­ наличию точки (зоны) оптимума.

Неоптимальные системы могут быть одной из главных причин появления конфликтных (неблагоприятных) ситуаций, являющихся объективным следствием внешних воздействий на экофакторсистему, или результатом отсутствия органичных связей и решений внутри нее.

К рациональным системам отнесем оптимальные экофакторсистемы, которые в полной мере соответствуют заданным и притом максимальным показателям факторов в точке (зоне) оптимума, в реальных условиях их формирования и существования во взаимодействии друг с другом.

Важно остановиться на сочетании факторов (параметров) системы, при котором система, сформировавшаяся при данной объективной ситуации и принятых внутренних и внешних правилах и критериях оценки, является не только оптимальной, но и рациональной.

Оптимальным системам соответствуют улучшенные (органично сочетающиеся) показатели по сравнению с неоптимальными системами.

Принцип створа устанавливает для экофакторсистем следующее: рациональной экофакторсистеме соответствует оптимальная система с комплексом максимально благоприятных значений параметров, обеспечивающим существование точки /зоны/ оптимума в системе.

Возможно обратное действие принципа створа для нашего случая: «Если экофакторсистема обладает одним или большим количеством рациональных подсистем, являющихся сокращенными по отношению к ней с входящими в нее теми же параметрами, непосредственно отражающими ее состояние, то она, с высокой степенью вероятности, имеет точку оптимума и рациональна» (Обратное правило створа для экофакторсистем).

Нередко достаточно и одного рационального оптимума, чтобы судить (из предшествующего практического опыта) об оптимальности систем.

Принцип створа является следствием воздействия множества различных факторов и явлений.

Видна возможность создать наглядное представление при принятии на практике оптимальных решений, в том числе и управленческих. Подобным же образом можно рассматривать систему «Экономика - Социальные факторы» и другие.

Отметим, что в настоящее время на основе бинарных систем строятся главные принципы и технологии экологизации экономики, науки, промышленности и производства, жилищно-коммунального хозяйства и т.д. и т.п., их основные направления развития, а также выработка условий при которых экологические требования не противоречат экономическим интересам, и когда капитал приобретается не за счет ухудшения состояния среды, а благодаря решению экологических проблем. Иными словами в процессе экологической конверсии производства.

В принципе, невозможно иметь стопроцентного значения одного фактора в бинарным системах подобного типа, как и в многофакторных, и где также, как правило, есть оптимум, а крайние варианты отличны от 100%. На этом основании изложим постулат устойчивого развития: «В устойчивых системах типа «Экологический фактор – Экономический фактор», «Экологический фактор – Социальный фактор» и других подобных бинарных и многофакторных системах, нет крайних значений одного из факторов и существует хотя бы один оптимум».

Следствия:

1. В устойчивых экофакторсистемах системах типа «Экологический фактор… ­ …i ­ й фактор … - … n ­ й фактор» существует хотя бы один оптимум.

2. В многофакторной системе с оптимумом, существуют внутренние по отношению к ней бинарные и n-факторные подсистемы с оптимумами.

3. При временной потере устойчивости в экофакторсистемах возникают псевдооптимальные состояния и подсистемы.

На основе вышеизложенного сформулируем Закон устойчивого развития:

«В многофакторной устойчивой экофакторсистеме оптимум существует при определенном благоприятном, рациональном сочетании параметров (факторов) составляющих систему в их реальном взаимодействии».

Новизна отношений, возникающих при рассмотрении экофакторсистем с предлагаемых позиций, заключается в отказе от абсолютизации принципов интенсивного наращивания производительно - продуктивных сил при соответствующем потреблении полученной продукции и переходе к концепции гармоничного учета экономических, экологических и социальных факторов в соответствии с Декларацией, принятой в Сеуле в марте 2005 года, на пятой Конференции министров по охране природы стран Азии и Тихого океана по экологии и развитию, под название «Сеульская инициатива по экономически устойчивому экономическому росту «Зеленый рост».

Возвращаясь к изложеному, заметим, что на практике, традиционно, рассматриваются системы типа «Экономика - Социальные факторы», которые мы можем теперь наглядно представить на графике в виде бинарных систем. В тоже время, благодаря усилиям мирового сообщества экологов и представителей гражданской общественности на сегодняшний день рассматриваются также и тройные системы ««Экономика – Экология – Социальные факторы».

Оптимальное взаиморасположение этих трех факторов при их совместном рассмотрении для наглядности можно представить также в виде диаграммы «Экономика – Экология – Социальные факторы».

Усилия участников большинства экофакторсистем направляются на сохранение национально ­ культурного и природного наследия как основных факторов устойчивого развития», на оптимальные действия, в том числе и при распространении международного опыта устойчивого развития территорий с опорой на гражданское общество через открытый диалог культуры, власти, бизнеса и общественности.

Экономическая, экологическая или социальная политика – это те рычаги, с помощью которых возможно движение к оптимальному сочетанию в системах экология – экономика – социум – культура и других, подобных экосистемах.

Для анализа процесса управления при устойчивом развитии под эгидой ООН было предложено к применению на практике 132 параметра (индикатора устойчивости), каждый из которых представляет набор статистических данных по определенному фактору за определенный период о какой-либо стране, территории. Параметры (факторы) объединены в группы (подсистемы). Также эти параметры имеют пороговые значения, превышение которых не рекомендуется, а в некоторых случаях ведет к экономическим санкциям. Подобного типа параметры логичнее было бы рассматривать как некие факторы, в различных сочетаниях с учетом их взаимного влияния. А уже с помощью этих факторов возможно было бы проводить расширенный критериальный анализ экологической обстановки в отрасли (либо отдельном субъекте хозяйственной деятельности), на какой-либо территории (стране), и вырабатывать рекомендации при фрагментарном управлении и детализации форм устойчивого развития. Ниже мы суммируем все наши предложения по критериальной оценке многофакторных систем.

Безусловно, что с помощью структур ООН был сделан крупный шаг по защите природных ресурсов планеты, оздоровлению окружающей среды и защите здоровья человека.

Однако каких либо способов определения вклада того или иного фактора (параметра) или ряда параметров в группу (подсистему) на данном этапе развития всей системы из 132 индикаторов устойчивости предложено не было. Также ясным образом не рассматриваются их взаимовлияние и вес относительно друг друга.

Оптимумы при таком подходе в системе из индикаторов устойчивости установить затруднительно. Ясно, что непрерывно будут требоваться новые дополнительные методы анализа экофакторсистем, идущие в ногу с общим развитием науки и общества.

Как мы уже подчеркивали, используемые ныне системы громоздки, несовершенны, трудоемки как при их применении, так и при ознакомлении с результатами их применения неспециалистами, работниками других отраслей и сфер деятельности гражданского общества, рядовыми гражданами.

Назрела необходимость в синтетических критериях, использующих такие подходы, которые позволяют, в том числе, применить и Общую теорию критериальной оценки, а также критерии и методы, подвигающие к решению управленческих задач.

Разработка обобщенных критериев требует и специальных решений, в том числе и в части постановки задач от лица правительственных органов. Для их реализации, к примеру, в структурах муниципальных образований необходима совместная работа ученых и практиков из сферы ЖКХ.

И, наконец, при анализе систем рекомендуется применять методы, рассмотренные выше с помощью Закона устойчивого развития, следствий и приложений к нему в виде графического анализа с позиций Общей теории критериальной оценки.

Подытоживая вышеизложенное, отметим, что в настоящее время роль экологической безопасности усиливается в контексте рассмотрения ее, как части национальной безопасности, и придает дополнительный вес проблеме использования разнообразных ее форм при анализе функционирования экофакторсистем и выработке оптимальных управленческих решений.

В результате поставленных научно-исследовательских и прикладных работ предусматривается разработка критериальных систем по выработке агрегированных индексов, которые будут применяться, в том числе, и в федеральных целевых программах (например, «Чистая вода»), научных изысканиях при проведении НИОКР, государственных управляющих структурах с целью выработки управленческих решений.

Агрегированные индексы (интегральные критерии) дают возможность выработки прогнозов и реальных мер, стратегических и оперативно-тактических решений по предотвращению как чрезвычайных ситуаций, экологических катастроф, ранее накопленного ущерба, энергетических кризисов и климатических коллапсов, так и вести целенаправленную работу по стабилизации экосоциальной обстановки в регионах РТ, РФ и на территориях континентальных областей на уровне геополитических систем, создать предпосылки для принятия контрмер по торможению развивающихся систем климатического оружия. Чрезвычайные ситуации, а равно экологические и климатические бедствия требуют колоссальных энергетических и ресурсных затрат при их ликвидации, минимизации ущерба. Таким образом, особого внимания заслуживает прогнозирование и предупреждение последних.

В 2012-13 г.г. нами в развитие рекомендаций институтов ОНН была предложена республиканская целевая программа по разработке системы агрегированных индексов. Работу предусматривалось адаптировать совместно с Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, которая основывалась на многолетних научных трудах и разработках отечественных ученых.

В последние годы особую актуальность приобрели разработки по критериальной оценке эффективности инновационной экономики в свете Послания президента РФ Федеральному Собранию РФ и Концепции устойчивого развития Российской Федерации, стратегической целью которых является ориентация на современную инновационную экономику знаний, имеющую социальную направленность, и обеспечивающую устойчивое развитие страны, Республики Татарстан, в соответствии с глобальным проектом «Татарстан-2030».

За основу при реализации настоящего проекта принимаются показатели, сгруппированные по иерархическому принципу, такие как:

- общие (интегральные) показатели;

- индексы;

- мультипликаторы.

В частности, применяются следующие интегральные показатели:

- экономический;

- безопасности государства;

- качества жизни;

- безопасности жизни;

- свободы (комфортности) предпринимательской деятельности;

- уровня государственного управления и регулирования;

- инновационной составляющей развития и др.

Общие (интегральные) показатели (экономический, безопасности и др.), должны отражать общее состояние экономики и служить ориентирами для достижения стратегической цели (целей) государства. Их должно быть не более 10-15 и в соответствии с определенным алгоритмом их целесообразно сводить к единому числовому значению (измеримость и сопоставимость). Входящие в общие показатели индексы и мультипликаторы являются ориентирами при выработке стратегических целей и показателей при оценке эффективности реализации общероссийских, отраслевых, региональных программ и Национальных проектов.

Подытоживая вышеизложенное, отметим, что в настоящее время роль экологической безопасности усиливается в контексте рассмотрения ее, как части национальной безопасности, и придает дополнительный вес проблеме использования разнообразных форм анализа при функционировании экофакторсистем и выработке оптимальных управленческих решений.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* - Человека (или целый коллектив, подчиненный достижению определенной цели), который производит выбор и несет полную ответственность за его последствия, называют лицом, принимающим решение (сокращенно: ЛПР).

** ­ Экофакторсистема ­ система, включающая в себя и учитывающая экологический фактор

*** ­ ИСК ­ искусственные строительные конгломераты.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции