В последней четверти 2016 года в стране прошел целый ряд форумов, главным определяющим вектором которых были долгосрочная стратегия, пути развития государства и гражданского общества, научно-техническое развитие и национальная, экономическая, промышленная и экологическая безопасность, состояние и пути преумножения и использования человеческого капитала и вопросы демографии.

1 декабря 2016 года в своем Обращении к Федеральному Собранию РФ Президент России Владимир Путин особо отметил:

  • Смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры.
  • Следующий, 2017 год объявлен Годом экологии. Поручаю Правительству подготовить программы сбережения уникальных природных символов России, таких как Волга, Байкал, на Алтае.
  • Предлагаю запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики. В её реализации будем опираться на российские компании, научные, исследовательские и инжиниринговые центры страны.
  • Уважаемые коллеги! Всё, о чём я сейчас говорил, все эти приоритеты заложены в Стратегию научно-технологического развития России. Указ о её утверждении подписан.
  • Преодолевая текущие трудности, мы создали базу для дальнейшего движения вперёд, не прекращали работать над повесткой развития, что чрезвычайно важно. То есть мы не углубились в какие‑то мелочи текущего дня, не занимались только проблемами выживания, мы думали над повесткой развития и обеспечивали её. И сегодня именно эта повестка становится главной, выходит на первый план (1 декабря 2016 года, Москва, Кремль).

1 декабря Президент подписал указ об утверждении «Стратегии научно-технологического развития». Владимир Княгинин, вице-президент Центра стратегического развития руководитель направления «Технологии», рассказывает о ней.

1. Произошло изменение модели повестки дня для исследований и разработок. Повестка теперь формируется как реакция науки (того корпуса людей и институтов, который претендует на обладания компетенцией разобраться со сверхсложными вещами, не утеряв всей этой растущей сложности жизни) на «большие вызовы», которые общество и государство должны принять для себя как мотив для напряженного и активного действия.

2. Определены те, кто сводит «большие вызовы» и приоритетные направления исследований и разработок. Правительство и Совет по науке и образованию. Для Министерств и ведомств, госкорпораций встанет вопрос о том, как их деятельность соотносится с «большими вызовами». Лично я за то, чтобы в предмет этих ведомств вошла ответственность за НИОКР и полноту ответа на данные вызовы. Интересно, будет ли (и как) реорганизовано управление НИОКР в Минобрнауки. Утвержденная Стратегия – не ведомственный акт. Не акт ведомства под названием «Минобрнауки», а стратегия развития страны на 2018-2024 годы, в которой предусмотрены основные направления, как то: экономическое развитие; внешняя политика и безопасность; человеческий капитал; институты и общество; пространственное развитие; технологии.

3. Открытие приоритетных направлений исследований и разработок стало президентской и правительственной прерогативой. Причем не как перечень (так было раньше, когда принимались Указы Президента РФ о приоритетах науки, техники и технологий, а также с перечнем критических технологий), а как развернутая программа действий. Сформировать приоритетное направление = собрать осмысленную и системную по своей архитектуре программу исследований и разработок. Открытый вопрос о том, кто может инициировать открытие приоритета. Национальная технологическая инициатива показала свой формат продвижения такого программного направления. Первоначальным «движком» выступило Агентство стратегических инициатив.

4. Должен быть существенный приток внебюджетных средств в НИОКР в стране.

5. Стратегия – не мечта и желание (это больше относится к видению), а формат возможного действия в актуальной и будущей ситуации.

6. У науки есть свои внутренние вызовы. Один из них в том, что меняется не только производство и обыденная жизнь, меняется организация исследовательской деятельности, инструментарий научного мышления. Для российской науки этот вызов заключается еще и в том, насколько быстро она меняется организационно и инструментально, насколько она способна порождать новые виды деятельности и создавать новые институты.

Стратегия – только указание на цель и требуемый формат действия. Должны появиться те, кто преобразует открывающуюся возможность в ответственное и результативное действие. Это – люди и организации. Компетентные и эффективные. (www.facebook.com/notes/владимир-княгинин/стратегию-научно-технологического-развития-россии-рассмотрели/637032119836662)

На прошедшем 19 ноября этого года IV Общероссийском гражданском форуме представители гражданского общества обсуждали позитивный образ будущего нашей страны, обсуждали современные социальные, экономические, культурные тренды, как России, так и глобального общества, а также долгосрочные перспективы их реализации.

В ходе панельных дискуссий был вскрыт целый комплекс проблем и противоречий современности. Как отметили участники дискуссии, население планеты продолжает расти по экспоненте, а развитие технологий ведет к исчезновению целых профессий, а значит – к появлению миллионов «лишних» людей, что сказывается не только на демографии, промышленной и экологической безопасности территорий. С одной стороны, продолжается и даже усиливается давление российского государства на активную часть общества. С другой — национальные государства теряют власть, которая переходит к крупным корпорациям, к городским агломерациям и «нетократам».

Со временем на замену государственных механизмов придут высокие технологии. Это позволит существенно повысить качество и скорость предоставления услуг, предлагаемых современным государством. В этой связи участники форума обсуждали, в частности, вопрос о формировании новой модели «социального государства», в которой будет усиливаться общественный компонент. Наибольшей эффективности в ближайшие годы добьется то общество, которое перейдет на принципы управления и организации, позволяющие раскрывать человеческую индивидуальность, стимулирующие создание новых идей, новых смыслов и технологий. Общество, которое сумеет на базе индустриальной модели создать «экономику знаний».

В завершении форума свои позиции по поводу дальнейшего развития страны высказали предприниматель–филантроп Г. Нахапетян, искусствовед Д. Дондурей и глава ЦСР А. Кудрин. Выступавшие сошлись во мнении, что стране необходима гуманизация, расширение «радиуса доверия», снижающего транзакционные издержки, и акцент на развитие человеческого капитала. Если в западных странах в креативных отраслях заняты 6-9% работающих, то у нас – лишь 0,5%.

Только раскрытие творческого потенциала человека позволит нам успешно ответить на вызовы 4-ой промышленной революции, стать конкурентоспособной страной с высоким уровнем жизни. На сегодняшний день главный вопрос – это четкое понимание наших целей (http://csr.ru/news/obraz-budushhego-stal-glavnoj-temoj-ogf-2016/).

23-25 октября в Санкт-Петербурге проходил XV Общероссийский Форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России: диалог в поисках согласованности», собравший на своих площадках более 1130 участников из 17 стран, 50 регионов и 90 городов. Всего в рамках Форума прошло 3 пленарных заседания и 36 акций, включая круглые столы, экспертные панели и семинары, на которых выступили порядка 250 докладчиков, модераторов и участников дискуссий.

За время работы на мероприятиях Форума выступили Председатель совета фонда «Центр стратегических разработок» А.Л.Кудрин, статс-секретарь – заместитель министра экономического развития Российской Федерации О.В.Фомичев, президент Московской школы управления Сколково А.В.Шаронов, председатель правления Евразийского банка развития Д.В.Панкин, Заместитель министра труда и социальной защиты РФ А.А.Черкасов, депутат, председатель Комитета ГД ФС РФ по федеральному устройству и вопросам местного самоуправления А.Н.Диденко, член Совета Федерации, Первый заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике А.П.Майоров и многие другие известные эксперты, представители государственных и бизнес структур.

Гостям Форума был впервые представлен индекс креативного капитала девяти российских городов, разработанный фондом Calvert при поддержке PWC Россия. Москва заняла первую строчку индекса, второе место – Санкт-Петербург. Тройку лидеров замкнула Казань. В ходе исследований были прорейтингованы Екатеринбург, Краснодар, Тюмень, Новосибирск, Воронеж и Нижний Новгород.

В рамках Форума отметил и свое пятилетие «Зеленый день», который собрал на своих мероприятиях экспертов в области экологии для обсуждения вопросов перехода к зеленой экономике, стратегий развития экомобильности, кластеров чистых технологий и инновационных платформ.

В ходе торжественной юбилейной церемонии организаторы Форума объявили итоги конкурса муниципальных стратегий, победителем которого стал Чистопольский муниципальный район Республики Татарстан. Вместе с Томским районом Томской области представители Татарстана разделили приз зрительских симпатий. В конкурсе «Миссия и главная цель стратегии» в двух номинациях из трех победил город Набережные Челны из Республики Татарстан. Зрительские симпатии в этом конкурсе оказались на стороне Северска.

Особое место на Форуме было отведено встречам и дискуссиям специалистов на круглых столах, где было задано множество направлений и углов зрения на будущее страны и ее экономики, заданы сценарии стратегий развития регионов и их территорий. Среди тематических площадок: «Инновационные платформы и кластеры чистых технологий: результаты и перспективы международного сотрудничества»; «Пространственное развитие: цели и приоритеты»; «Эксперт и власть. О пользе стратегии»; Стратегии устойчивого развития и переход к зеленой экономике: лучшие практики и инструменты государственного регулирования»; «Разрабатываем стратегические документы: перестройка межведомственного взаимодействия»; «Оценка качества стратегического планирования в субъектах РФ» и др.

На круглом столе «Прогноз и стратегия: новая сложность» мы встретились с исследовательской группой «Конструирование будущего», один из слайдов доклада руководителя теоретического отдела Сергея Переслегина «К разработке стратегии развития РФ на среднесрочный период» показан ниже (рис.1).

Развивая Стратегию развития Республики Татарстан до 2030 года в республике тщательно разбираются во всех вопросах, касающихся предпринимательства, гражданского общества, государственно-частного партнерства. Эти вопросы были затронуты на третьем расширенном заседании Совета по предпринимательству при Президенте РТ 6 декабря 2016 года под председательством президента Татарстана Рустама Минниханова, где публично обсуждались выдвинутые рабочими группами совета более 10 вопросов.

Подводя итоги работы Совета, который был создан в конце декабря прошлого года, бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов рассказал, что ему вместе с коллегами удалось за это время сделать общение чиновников и бизнеса более человечным и снизить уровень скепсиса сторон по отношению друг к другу. По его словам, снят вопрос по сложностям перехода транспорта на газомоторное оборудование, о котором рассказывали бизнесмены четыре месяца назад. Проблему лицензирования отходов на фермерских хозяйствах после того, как вирусный ролик с августовского заседания с Рустамом Миннихановым появился в сети, удалось вывести на федеральный уровень.

Продвинулась и тема с разрешениями на работу хостелов – накануне в Москве депутаты Госдумы поддержали предложение Татарстана по смягчению требований к хостелам в жилых домах. Вероятно, поправки удастся внести в федеральное законодательство.

В некоторых районах Татарстана уже начинает работать регламент, который был разработан в рамках Совета по объектам нестационарной торговли, говорит Тимур Нагуманов. А в Набережных Челнах, где был не отрегулирован рынок наружной рекламы, и вывески предпринимателей считались незаконными, начались торги «по понятным для бизнеса процедурам». Более 600 объектов наружной рекламы в городе останутся, заверил он.

Фактически тестовый проект – Совет по предпринимательству, состоялся благодаря востребованному сейчас проектному формату работы. Участники проектных групп берут на рассмотрение только системные проблемы, остальные идут в работу проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор». Под каждый проект набирается новый состав членов, что позволяет инициативным татарстанским предпринимателям принимать в нем участие. Этот подход был принципиальным для создателей Совета. Было важно не создавать очередную неэффективную структуру, очередной «совет чиновников», говорит бизнес-омбудсмен.

Все основные заседания проектных групп проводились в резиденции креативных индустрий «Штаб». Так Совет посадил за один стол представителей министерства юстиции РТ и таксистов, представителей силовых органов и ЧОП, и они смогли услышать друг друга.

Всего за год было проведено более 170 заседаний проектных групп. Порядка 50 проектных групп стартовали, более 30 завершены. Татарстанский опыт уже копируется в 20 российских регионах, а отложенный эффект от работы Совета составляет для республики миллиарды рублей. (Р.Серазетдинов, К.Каримова, DK.RU)

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции